Доклад на тему: "Влияние предметов гуманитарного цикла на формирование личности учащихся и их духовно-нравственных ценностей"
статья
Доклад на тему: "Влияние предметов гуманитарного цикла на формирование личности учащихся и их духовно-нравственных ценностей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo.docx | 28.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Учхозская средняя общеобразовательная школа»
Доклад на тему:
«Влияние предметов гуманитарного цикла на формирование личности учащихся и их духовно-нравственных ценностей»
Подготовила:
Храпцова Юлия Николаевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Учхозская СОШ»
Краснослободск, 2016 г.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых, стоящих перед учебными заведениями, родителями, обществом в целом. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии. Наше молодое поколение окружает жестокость и агрессия, исходящая от средств массовой информации, телевидения, ими изобилуют и многочисленные компьютерные игры, материалы отдельных сайтов интернета.
Как классный руководитель работаю над решением следующих задач:
- воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
- организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;
- организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;
- организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;
- создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
- укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.
Важной педагогической задачей формирования личности является выработка обучающимися активной жизненной позиции, нетерпимости к отклонению от норм нравственности. И в этом отношении важную роль в школьном образовании играют предметы гуманитарного цикла.
По специальности я учитель русского языка и литературы. Вопросы духовной морали и нравственности всегда волновали мастеров слова. «Уроками нравственного прозрения» назвал уроки словесности А. Твардовский.
Литература выделяется в системе школьных предметов, так как обладает немаловажной особенностью: не только формирует у учащихся определенные знания, умения, навыки, но и помогает их нравственному становлению, приобретению моральных, этических жизненных принципов.
Почему это происходит? Литературные произведения - это духовный опыт поколений, передаваемый как в форме устных повествований (сказки, былины, легенды, предания, сказания), так и на страницах печатных литературных произведений разных родов и жанров. И одна из важнейших целей литературного школьного образования - помочь ученикам понять и принять нравственные заветы, хранящиеся в произведениях русской и зарубежной литературы.
Не случайно преподавание литературы в пятом классе начинается с изучения фольклора. Фольклорные произведения доносят до читателей из глубины веков народные представления о таких важных этических категориях, как добро и зло, верность, преданность, любовь к Родине и предательство, отвага и трусость, и многое другое. Например, читая русские народные сказки, ребята должны понять, какие моральные качества сказочных героев народ одобряет и награждает, а за какие поступки наказывает.
Интересным и нужным, на мой взгляд, является сопоставление русских народных сказок и сказок народов мира. Ученики понимают, что, несмотря на художественное своеобразие разных фольклорных миров, все сказки объединены близостью нравственных общечеловеческих ценностей.
Еще один жанр фольклора, глубоко и полно представленный в школьном курсе литературы, имеет огромное влияние на формирующееся самосознание учеников, на их складывающуюся личность. Это, конечно, жанр русской былины. И фольклор, и древнерусская литература, и литература XIX-XX веков провозглашает патриотизм одним из главных нравственных качеств истинно русского человека. Защита Родины - главное дело в жизни и для героев русских сказок, и для русских богатырей, и для дружинников князя Игоря в «Слове о полку Игореве», и для Тараса Бульбы («Тарас Бульба» Н.В. Гоголя) и т.д.
Герои часто оказываются в ситуации нравственного выбора, и необходимо, чтобы ученики осознали, что авторы на стороне героев, выбирающих защиту интересов Родины в ущерб собственным нуждам, интересам. Поэтому самые различные виды работ при анализе художественного произведения обязательно включают задания, выявляющие нравственный аспект содержания произведения. Так, работа по характеристике литературного героя обязательно требует определения авторской позиции по отношению к персонажу, средств и приемов ее выражения.
Много ценного и полезного привнесли в процессе литературного образования в школе новые программы, предоставившие учителю свободу творческого поиска. Отбор произведений для уроков внеклассного чтения я стараюсь определять в соответствии принципами актуальности, художественности, богатства нравственно-эстетической проблематики. Хорошее семинарское занятие позволяет организовать обмен мнениями, дискуссию, полемику по наболевшим жгучим вопросам современности, чести определить свою эстетическую и жизненную позицию.
Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. На данных уроках использую проектную деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Таким образом, уроки литературы должны объяснить ученикам, как тяжела и напряженна внутренняя нравственная работа тех, кто стремится найти свое место в жизни, ориентируясь на этические моральные принципы предшествующих поколений. Судьбы лучших героев русской литературы подтверждают слова Л.Н. Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость». Состоянию душевного поиска, нравственного самосовершенствования учеников и должны помочь уроки литературы.
И, конечно, при воспитании настоящего человека с большой буквы нельзя не обойтись без русской классики. Она бесценна, в ней нет ничего лишнего. И сколько бы времени не прошло, русская классическая литература останется бесценным достоянием русского народа. Например, в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает настоящая русская девушка Татьяна Ларина – хранительница русских традиций. «Но я другому отдана и буду век ему верна» - это пример того, как высоко Татьяна ценит такие понятия как честь, совесть, верность. Она готова пожертвовать своим чувством к Онегину, но не сможет причинить боль своему мужу.
У М. Ю. Лермонтова в произведении «Песня про купца Калашникова» главный герой защищает честь своей семьи, жены. Ради этого Калашников готов пожертвовать своей жизнью.
На примере этих произведений ученики знакомятся с такими понятиями как: верность слову, честь семьи, достоинство и моральный облик русского человека.
Литература – это учебный предмет, где ученики могут, не стесняясь, высказывать свою точку зрения, спорить, вместе решать проблемы, находить выход из трудных ситуаций и моя роль как учителя заключается в том, что направить их мысли в нужное русло. Важное место занимают литературные дискуссии, так как они развивают самостоятельность мышления учащихся, готовят их к реальной жизни. Для решения духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.
Например, совсем недавно в 7 классе мы познакомились с ребятами с рассказом Л. Андреева «Кусака». Это произведение вызвало массу различных чувств у моих учеников: от жалости до негодования. Во время урока учащиеся бурно обсуждали проблему отношения людей к животным, и ни один из них не остался равнодушным. Они искренне сочувствовали этой бедной несчастной собачке. Это доказало то, что наши дети способны сочувствовать не только людям, но и животным.
Приведу ещё один пример. В 8 классе мы изучали следующие произведения: Л. Н. Толстой «После бала», И. А. Бунин «Кавказ», А.И. Куприн «Куст сирени», А. П. Чехов «О любви». Все эти рассказы напрямую связаны с духовно-нравственным воспитанием, так как они затрагивают такие проблемы как честь, совесть, чувство собственного достоинства, самопожертвование, семейные ценности. В процессе изучения этих произведений учащиеся бурно обсуждали поступки главных героев, и во многом дети были не согласны с тем, герои ведут себя по отношению к другим людям. После изучения этих рассказов у нас был урок-диспут «Что значит быть счастливым?»
Меня поразило, в хорошем смысле, что наши дети способны рассуждать на высоко моральные темы. Они четко представляют себе, что значит быть благородным, честным человеком. Выслушав их мнение, я сделала для себя вывод, что в какой-то мере в этом есть заслуга наших великих классиков. Значит ещё не все потеряно, и мы сможем возродить в детях добрые чувства.
На уроках русского языка и литературы учителя-словесники обращают внимание на культуру речи, проводят внеклассные мероприятия на эту тему, предметные недели, занимательные беседы, учат любить родной язык, раскрывают его красоту, призывают беречь его. И на занятиях дети соглашаются, даже иногда очень интересно высказываются по этому поводу. А после занятий они общаются друг с другом СМСками или в «аське», искажая слова, а то и просто смайликами, забыв, что сами говорили о необходимости сохранять культуру речи. И мы понимаем, что остановить это не можем, это – технический прогресс. Интернет все больше и больше входит в нашу жизнь, заменяет живое общение. Вот еще одна проблема, возможно ли совместить общение через Интернет и сохранение норм речи.
Проблем много. Их надо решать. Обучая детей, надо самим учиться вместе с ними, показывать пример. На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений, размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают обучающимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.
Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение обучающихся и преподавателя.
Как уместны ко всему сказанному слова Л.Н.Толстого: «Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий, духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть - это закон добра в душе человека».
Итак, нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность - воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так.
Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.
Конечно, необходимо воспитание и в семье, и в школе. Но только чтобы семья и школа не спорили между собой, как это случается сплошь и рядом, не ломали ребенка разнобоем воспитательных средств, а действовали в согласии.
Словесник в школе – главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих нашей отечественной словесности. За учителем каждого предмета стоят великие, но духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, – это особое и наиболее значительное дарование России, наклон ее фигуры, смысл ее цивилизации. Литература, родной язык, затем история, прежде всего, творят сына Отечества.
Уважая в ученике личность, мы учим его ценить свою уникальность и неповторимость других. Это долгий и сложный процесс. В одной притче спросили лозу, может ли она дорасти до солнца. «Дайте мне опору – и я дорасту до солнца»,- ответила лоза. Такой опорой и должен стать учитель. Помочь маленькому человечку превратиться в Человека, набраться сил и раскрыться – вот истинное предназначение учителя. Самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Отношение педагога к своей работе, к людям и самому себе является для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения, укрепляют в подростках веру в торжество морали. Учитель - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки.
Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они не скоро, не вдруг. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной.
И в заключение хочется привести слова С.Л. Соловейчика: «Воспитание – это обучение нравственной жизни... Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счет… Нравственность указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступать невозможно. Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, верх – духовность, она бесконечна… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания».
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. «Размышления о гуманной педагогике» - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995г.
2. Мещерякова Н.Я. «Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в VI-VII классах». М.: «Просвещение», 1984г.
3. Соловейчик С.Л. «Педагогика для всех» - М.: «Детская литература», 1989г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...
«Духовно-нравственное воспитание учащихся с помощью интеграции различных предметов гуманитарного цикла»
Опыт открытых интегрированных уроков Основ православной культуры и ИЗО, Духовного краеведения Подмосковья и Музыки....
Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной работе
Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию на уроках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности. Речь идет об искусстве организации исследовательской работы обучающихся с ...
Доклад на тему «Роль предметов (истории и обществознания) гуманитарного цикла в становлении личности учащихся» для педагогического совета
В условиях модернизации российского образования идет усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию личности. К ним, в первую очередь, относятся история и общес...
Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство формирования духовно-нравственных ценностей ребёнка.
Статья о возможностях предметов гуманитарного цикла и целесообразности интегрированных уроков...
Возможности интеграции предметов гуманитарного цикла как способ формирования духовно–нравственных ценностей обучающихся среднего звена
Представлен опыи работы по теме:Возможности интеграции предметов гуманитарного цикла как способ формирования духовно–нравственных ценностей обучающихся среднего звена...
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов и предметов гуманитарного цикла Тема: " Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в урочной и внеурочной деятельности. Виды контроля
В выступлении освещается вопрос организации деятельностного подхода и требований ФГОС ОВЗ к формированию базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллекту...