Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство формирования духовно-нравственных ценностей ребёнка.
статья по литературе (5, 6, 7 класс) на тему

Статья о возможностях предметов гуманитарного цикла и целесообразности интегрированных уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_k_vystupleniyu_na_seminare_dubininoy_s._a.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство формирования духовно-нравственных ценностей ребёнка.

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ: «Интеграция литературы и других видов искусства как средство изучения художественного произведения и средство формирования духовно-нравственных ценностей личности»

Формирование и развитие духовно-нравственных ценностей – важнейшее условие становления личности ребёнка. Оно обеспечивает истинную зрелость ума и души человека, позволяет ему регулировать собственное поведение и облегчает существование в социуме.

Искусство – это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.

Через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством, даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

Могучая сила искусства способна запечатлеть образ времени и человека и передать его потомкам.

Литература в российской школе – традиционно предмет  воспитывающий, призванный формировать мировоззренческую основу личности.

Сегодня литература, как и другие предметы гуманитарного цикла, должна в первую очередь способствовать формированию духовно-нравственной культуры школьника на основе национальных традиций России.

Ребёнок должен осознавать себя гражданином России, наследником её духовного богатства, глубоко ощущать неповторимость своей истории, культуры; замечать и объективно оценивать признаки национального мышления в себе; ценить и уважать достижения иных культур, видеть положительные стороны взаимодействия родной культуры с высокими образцами зарубежной культуры.

История России и история русской литературы неразрывно связаны, и изучение этой взаимосвязи должно создавать в сознании ученика целостный комплекс представлений о судьбе и культуре его народа, о том, как отражались в литературе его надежды, идеалы, как на нее влияли и как в ней же отражались реальные исторические события.

Интеграция предметов гуманитарного цикла как необходимость. Разные виды интегрированных уроков требуют и разного подхода к их подготовке.

Целостная картина мира создаётся путём слияния слова, звука и цвета. Это самый действенный метод изучения произведения на уроках литературы. Именно в искусстве заключен богатейший потенциал духовно-нравственного воспитания, именно оно способно благотворно воздействовать на духовный мир детей. И это не случайно. Любое произведение искусства несет в себе не только эстетическое, но и нравственное начало. Может ли урок приобщить ребенка к искусству? Да, этого можно достичь за счет интеграции различных видов искусства на уроках литературы. Интегрированные уроки - уроки искусства - приобщают каждого ребенка к общечеловеческим духовным ценностям через личные эмоциональные переживания, способствуют эстетическому и нравственному воспитанию, помогают раскрыть духовную красоту музыки и литературы, именно на этих уроках дети понимают, что настоящее искусство - неотъемлемая часть самой жизни. Многие учащиеся нашей школы посещают музыкальную школу. Кроме того авторами учебника литературы (Гулин, Романова) разработана система интегрированных уроков искусства «литература - музыка», на которых дети знакомятся с лучшими классическими произведениями литературы, музыки и живописи.

Основная цель уроков искусства - становление человека, умеющего мыслить, сопоставлять, анализировать, а главное - любящего, умеющего сопереживать, понимающего и эмоционально воспринимающего музыку и литературу. Многолетняя практика показала, что интегрированные уроки - уроки искусства - благотворно воздействуют на духовный мир детей, на их нравственное развитие, на формирование их высокого эстетического вкуса. Это происходит потому, что ориентированы они прежде всего на эмоциональное восприятие литературы и музыки, а это восприятие всегда активно.

Источником активности детей становится их художественно-эстетическая деятельность на уроке искусства, которая включает в себя прочувствованное и продуманное восприятие музыки и литературы, понимание смысла художественного произведения, анализ средств эстетического выражения, художественное исполнение произведения, воплощение увиденного и услышанного в собственном художественном творчестве, собственных открытиях. Эмоциональное восприятие произведения искусства способствует тому, что активизируется духовный мир детей, они учатся по-настоящему слушать музыку, размышлять о литературе, слушать и понимать друг друга, учатся уважительному отношению к искусству, к своей национальной культуре и терпимому отношению к иной культуре.

Вся архитектоника урока выстраивается вокруг ценностного центра -человека, будь то литературный герой, музыкальный образ. Кроме того, учебное пространство урока искусства строится по законам искусства, опирается на его закономерности. В уроке есть кульминация, подход к ней, заключение. В идеале интегрированный урок по содержанию и по форме должен представлять собой как бы произведение искусства. Это значит, что и литература, и музыка определяют все происходящее на уроке: и характер общения учителя с учениками, и логику организации урока, и его драматургию. Достоинствами интегрированного урока является большой содержательный объем учебного материала, который требует тщательного отбора произведений, звучащих на уроке; огромная информативность и взаимопроникновение литературы и музыки на всех этапах урока. Все это позволяет выйти на гуманитарную диалоговую технологию, с помощью которой можно решить конкретные задачи урока в режиме конструктивного учебного диалога, создать благоприятный эмоциональный климат на уроке и необходимые условия для развития творческих способностей, а также повысить интерес к предмету.

Уроки искусства создают особую духовно- нравственную атмосферу, атмосферу творчества, творческой заинтересованности. Интегрированный урок, построенный на принципах диалогового общения, способствует личностному развитию учащихся, вырабатывает в них стремление к самостоятельному мышлению. Общение на уроках литературы с музыкой, участие в разнообразных видах творческой деятельности дает возможность каждому ученику осознать себя интересной, своеобразной и многогранной личностью. Конечно, и от учителя такой урок требует серьезной подготовки, глубоких знаний, жажды творчества, любви к детям, к искусству и своему предмету.

Урок искусства должен быть одухотворен неповторимой личностью учителя, который ярко и убежденно раскрывает свое собственное отношение к искусству, как это делает исполнитель или композитор. Только тогда, когда на уроке искусства труд учителя становится сродни деятельности создателя художественного произведения, дети предельно увлечены искусством, в них пробуждается эмоциональная отзывчивость, умение слушать стихи и музыку, умение размышлять, развивается постоянная потребность общения с искусством в повседневной жизни. Таким образом, интегрированные уроки «литература - музыка» формируют у ребенка целостное восприятие окружающего мира, обеспечивают прочность и устойчивость знаний на основе расширения ассоциативных связей, развивают духовный мир ребенка, его воображение, эмоциональную сферу, воспитывают у него умение слушать серьезную музыку, воспринимать и понимать произведения искусства. Уроки искусства, на которых звучат музыкальные и литературные произведения, оставляют яркое эстетическое впечатление.

 Вместе с тем проведение такого урока - дело достаточно деликатное, тонкое, требующее тщательной подготовки и кропотливой работы. Задача учителя, планирующего интегрированный урок, - разработать композицию урока, определить его основные части и их соразмерность, с особой тщательностью отобрать как литературный и наглядный материал, так и музыкальные произведения. К сожалению, использование музыки носит нередко иллюстративный характер или музыка является просто фоном проведения урока, тогда как на интегрированном уроке литература и музыка должны находиться в глубинной взаимосвязи.

Яркий пример интегрированного урока - урок изучения фольклора в 5 классе. В 5 классе изучение фольклора продолжается знакомством с народными лирическими песнями. Ребята узнают о тематике песен, об их связи с народной жизнью. Поэтому я стараюсь дать образцы песен разных социальных групп. В разборе этих примеров важно обратить внимание учеников на то, как в лирической песне отражается опыт народа, и как он поэтизируется, эстетически преображается. Поэтому довольно подробно говорится о поэтических средствах, определяющих образный мир народной песни, о композиционных особенностях строения, связанных с мироощущением человека той эпохи. Например, обращение к силам природы или к друзьям, подругам как распространенный вариант песенного зачина раскрывает коллективность народного творчества, присущее его создателям чувство единства с природой и человеческим сообществом.  

Обращаясь к семейным и любовным песням, я стараюсь раскрыть воспетые в них идеалы гармоничной семейной жизни, уважения родственных связей. И, конечно же, нельзя упускать возможность провести параллели между разными фольклорными жанрами: песней, сказкой, обрядовой поэзией; показать и общность воплощенных в них ценностей и взаимообогащение художественных средств.

Ребята узнают также о том, как происходило собирание и изучение народных песен, какой вклад внесли в это ученые, писатели -  знатоки и ценители народной культуры. Пятиклассникам предлагается познакомиться с изданиями русских песен, поинтересоваться тем, как собирается фольклор в их крае, познакомиться с местными песнями и исполнителями. Конечно, в этом ребятам нужна будет помощь старших. Хорошо, если теоретический материал на этих уроках будет дополнен приобщением к живой традиции собирания, сохранения и исполнения фольклора. Развернуть тему в краеведческое русло здесь не только уместно, но и в высшей степени правильно. На этом этапе ребята уже могут на практике увидеть, что русский фольклор на самом деле так же бесконечно разнообразен, как сама Россия. Певческая народная традиция – одна из многих равноценных и по-своему интересных  певческих традиций, которых немало сохранилось в разных регионах страны. Слушая песни в исполнении костромского ансамбля «Гралица» и звучание нерехтских рожков, ребята задумаются о том, как звучат песни их родного края, в сопровождении каких инструментов они исполняются, чем они похожи и чем непохожи на песни других областей России. Стимулировать интерес к народной песне призваны и творческие задания к разделу:

  1. Подготовьте устное сообщение на тему: «Что я знаю о народной песне». Можно использовать следующий план:
  • Как часто вы слышите народные песни? Есть ли у вас интерес к этому жанру фольклора?
  • Знают ли народные песни в кругу ваших родных, знакомых, друзей?
  • Что нового вы узнали о народных песнях на уроках литературы?
  • Какие факты показались вам наиболее интересными? Что вызвало затруднение?
  • Какие песни запомнились, понравились, удивили?
  • Изменилось ли ваше отношение к народной песне?
  • Нужно ли, по вашему мнению, современному человеку знать народные песни, уметь их исполнять? Почему?
  1. Если эта тема вас заинтересовала, постарайтесь пригласить в класс исполнителей народных песен, живущих в вашем городе, районе. Подготовьтесь к встрече с ними: узнайте, какие песни они исполняют, заранее обдумайте вопросы для обсуждения. Например, чем привлекает артистов народное творчество? Пользуются ли исполняемые ими песни популярностью? Как воспринимают народные песни слушатели разного возраста? и т.д.  
  2. Составьте и оформите сборник ваших любимых народных песен.
  3. С помощью учителя музыки разучите несколько народных песен. Подготовьте небольшую концертную программу для взрослых или для учащихся начальных классов.
  4. Составьте список книг в разделе «Книжная полка» сборниками песен, составленными в вашем регионе.
  5. Обратившись к собраниям народных песен, выберите 2-3, записанные в вашем городе, крае. Проведите исследование и выясните, поют ли эти песни до сих пор.
  6. А.С. Пушкин однажды шутливо заметил: «От ямщика до первого поэта мы все поем уныло: / Грустный вой песнь русская…» А вы согласны с Пушкиным или хотели бы с ним поспорить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительное образование как средство формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся

Опыт работы МБУ ДО "Вознесенский ДООЦ" по формированию  духовно-нравственных ценностей обучающихся ...

Возможности интеграции предметов гуманитарного цикла как способ формирования духовно–нравственных ценностей обучающихся среднего звена

Представлен опыи работы по теме:Возможности интеграции предметов гуманитарного цикла как способ формирования духовно–нравственных ценностей обучающихся среднего звена...

Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство повышения общекультурного развития учащихся

Доклад "Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство повышения общекультурного развития учащихся"  и презентация к нему были продемонстрированы в рамках мелодического совещания...

Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.

Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство развития коммуникативной компетенции учащихся....

Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы».

Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы»....

Интеграция учебной и внеучебной деятельности как средство формирования духовно-нравственных ценностей подростков

Интеграция учебной и внеучебной деятельности как средство формирования духовно-нравственных ценностей подростков. Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/rj1S/MhoKj1nc8...