Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной работе
статья на тему

Хоменко Ольга Викторовна

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию на уроках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности.  

Речь идет об искусстве организации исследовательской работы обучающихся с помощью системы об­щих, групповых и индивидуальных заданий, так как именно проверка их выпол­нения позволяет превратить урок в коллективное школьное исследование выдвинутой проблемы. Умело организованный, направленный учителем анализ текста, внимание к ху­дожественному слову становятся основой размышления учеников как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Стремиться к гармоничному духовному развитию личности обучающихся необходимо на основополагающих принципах нравственности: доброты, честности, желании заботиться о ближнем, укреплении семейных уз, уважении к старшим. Такая работа очень важна, приводит к осознанию значимости семьи, объединяющей, сплачивающей дорогих и близких друг другу людей. А возрождение интереса к истории семьи, являющейся маленькой частичкой всего человечества, восстановление утраченных связей между поколениями вызывает у ребят любовь к роду, родине.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хоменко О.В., заместитель директора МБОУСОШ №7

г. Североморска Мурманской области,

учитель русского языка и литературы высшей категории

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной работе

Русская классическая литература — неисчерпаемый источник мыслей и чувств, человеческих типов и характеров — продолжает удивлять и восхищать своей вечной новизной. В третьем тысячелетии мы заново открываем творчество Н.В.Гоголя и А.П.Чехова, И.А.Гончарова и Н.С.Лескова, выходят в свет тома академических изданий полных собраний сочинений этих писателей, опубликованы новые исследования.  На мой взгляд, в русле этих исканий необходимо вести  свою работу учителям, решающим специфические задачи приближения классики к восприятию современных подростков.

Литературная классика утверждает ценности, не зависящие от наших вкусов и желаний. Она говорит подчас такую правду о человеке, которая обнажает его эгоизм, тщеславие, самоуспокоенность. Чтобы признать ее ценности, нужно очистить свою душу от сорняков, необходимо основательно потрудиться. Но этот труд не пропадет, он окупится сторицей, так как способствует становлению Человека в человеке.

Особого внимания при изучении классики заслуживает искусство организации исследовательской работы учащихся с помощью системы общих, групповых и индивидуальных заданий. Проверка их выполнения позволяет превратить урок в коллективное школьное исследование выдвинутой проблемы. Умело организованный, направленный учителем анализ текста, внимание к художественному слову становятся основой размышления учеников  как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

В преподавании литературы необходимость пробуждать дух исследования опирается на специфику словесного искусства и его восприятия. Согласно закону, открытому еще в античные времена: «Книги имеют (обретают) свою судьбу в головах читателей»,— книги живут и бесконечно обновляются в читательском сознании, в них открываются новые грани, новые связи с действительностью; их содержание и значение не могут быть сведены даже к самым глубоким истолкованиям: нечто непознанное, неожиданное всегда остается, поэтому  в школьном изучении художественных произведений не только возможны новые, ранее не входившие в научный оборот наблюдения и суждения, но без свежего, в чем-то нового взгляда на произведение плодотворное изучение его вообще вряд ли возможно.

На мой взгляд, самое существенное, что может внести учебное исследование в процесс преподавания литературы, — это помощь в формировании самосознания школьника, в преодолении отчужденной «школярской» позиции, в обретении заинтересованного взгляда и ответственного участия в познавательно-творческой работе на уроках литературы [2, с 262-263].

Покажем на примере исследовательской работы, проведенной с обучающимися 7 класса при изучении творчества Л.Андреева, каких результатов можно достичь и к каким выводам прийти. Начиная исследование, мы отталкивались от мысли о том, что в литературных произведениях, начиная с античных времен, встречается образ собаки. Мы решили провести исследовательскую работу, чтобы, анализируя классические тексты, перерабатывая критическую литературу по данному  вопросу, рассмотреть функции образа собаки в произведениях, вошедших в школьную программу.

Актуальность нашего исследования очевидна: анализ функций конкретного образа животного, связанного с жизнью человека, позволяет оценить не только поступки людей, но и окружающий мир в целом, понять авторскую позицию. Образ собаки в литературе достаточно частотен и  неоднозначен: от  верного друга человека  до исчадия ада. Однако русские писатели подчеркивают в этом образе нравственно-этические стороны.

Мы выдвинули следующую гипотезу: образ собаки играет важную роль в произведении - отношение к братьям нашим меньшим является проверкой на человеческую состоятельность.

Поставили перед собой цель: выявить идейно-художественную и композиционную роль образа собаки в произведениях А.П.Чехова («Каштанка»), Н.Г.Гарина-Михайловского («Тёма и Жучка»),   Л.Н. Андреева («Кусака»).

Цель работы определила постановку и решение следующих задач:

  1. описать темы и проблемы, которые раскрываются с помощью образа собаки;
  2. показать, как образ собаки помогает понять идею произведения;
  3. выяснить, какую роль играет образ собаки в  композиционном построении  указанных произведений авторов XIX - XX  веков;
  4. проанализировать, какую информацию дает образ собаки о жизни и внутреннем состоянии героев (мир в восприятии животного и как средство характеристики персонажа).

Объектом исследования стал образный мир писателей реалистического направления (А.П.Чехова («Каштанка»), Н.Г. Гарина-Михайловского («Тёма и Жучка»), Л.Н. Андреева («Кусака»).

Предмет  исследования - образ собаки в указанных произведениях авторов XIX - XX  веков.

В работе использовались следующие методы исследования:

  • наблюдение над текстами произведений;
  • комментирование позиций исследователей;
  • анализ композиционный, идейно-тематический;
  • сопоставление образов животных, функций образа собаки в произведениях.

Анализируя предмет исследования в словаре В.И.Даля [3, с 601],  в изученных произведениях русской и зарубежной классики (старый пес Аргус в «Одиссее» Гомера; Соколко (спаситель, понимающий друг, жертва) из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина; образ, наводящий ужас на весь Стаффордшир, из романа Конан Дойля «Собака Баскервилей»; родное, близкое существо, оказавшееся бессмысленной жертвой в повести  «Муму» И.С.Тургенева), убедились в  многомерности трактовок данного образа в русском языке, устном народном творчестве и художественной литературе.

В русской литературе есть произведения, которые невозможно было бы представить без образа собаки. Одним из ярких примеров является  «Каштанка» А.П.Чехова [6], где кличка собаки вынесена в заглавие, то есть находится в сильной позиции. Рассматривая данный рассказ, мы проанализировали композицию и рассмотрели проблему, которую ставит автор: роль привязанности в жизни собаки и влияние «привычного»  на судьбу. Выявили основной конфликт произведения – внутренний, нравственный конфликт выбора жизненных путей: сытого, но чужого, или подневольного, но очень «родного». Поняли, что отношение к собаке, стиль поведения с ней помогают дать более полный психологический и социальный  портрет хозяина.  Сделали вывод о том, что Антон Павлович Чехов, рассказывая о собачьей верности и преданности,  поднимает в произведении общезначимые проблемы нравственности, которые не потеряли своей актуальности и по сей день. Автор предлагает нам взглянуть на события с точки зрения другого существа. То, что кажется нам ненормальным, жестоким, собака воспринимает как обычную жизнь. А сытое, удобное существование, но  без  любимых, дорогих людей – это для нее сон, из которого она бежит в настоящую жизнь. Антон Павлович, рисуя переживания собаки, предлагает нам, людям, проанализировать собственное поведение  и ответить на  вопросы: какой жизнью мы живем, достойны ли мы звания Человек.

В рассказе Г.Н.Гарина – Михайловского [5] образ собаки не является центральным. Однако трагедия Жучки «высвечивает» внутренний мир ребенка и движет его поступками.  В данном произведении роль образа собаки иная: является средством характеристики поведения главного героя, а слова «верность» «преданность», служат мерилом человечности.

Исследуя текст произведения «Кусака» [1], пытались понять: о чем рассказ Л.Андреева? О брошенной собаке или же это повествование о постыдном равнодушии девушки, неспособной, да и нежелающей отстаивать свои привязанности? Или это рассказ о страшной тьме, надвигающейся на страну? Узнали, что, по мнению писателя, люди проверяются через общение с миром природы, через отношение к «братьям нашим меньшим». Анализируя произведение, пришли  к выводу, что человек, не любящий животных, способный предать, обрывает живые связи с миром природы, связи, позволяющие ему в еще большей степени почувствовать себя человеком.

Рассмотрев указанные произведения, мы выяснили:

1. Во всех рассказах собака предстает как верный, добрый друг человека, надежный его защитник.

2. Использование образа собаки в произведениях рубежа веков связано

А) со временем создания произведения. Именно поэтому в рассказах А.П.Чехова и Н.Г. Гарина-Михайловского герои обретают счастье, а в финале произведения Л.Н. Андреева трагедия усугубляется.

 Б) С авторским замыслом:

  • Чехов, используя описание собаки, проникая в ее внутреннюю жизнь, пытается увидеть окружающий мир глазами животного, чтобы обличить ненормальность человеческого существования (страдание – норма жизни для людей и этот стиль копирует собака).
  • Н.Г.Гарин-Михайловский показывает, какими должны  быть взаимоотношения человека и живого существа, так как отношение к животным является одним из критериев нравственности, а естественность и искренность в общении с ними детей противостоит душевной черствости,  равнодушию взрослых.
  • Л.Н. Андреев решает философские вопросы, разграничивая понятия истинной и ложной доброты, осуждает антигуманное отношение людей к животному, утверждает, что человек должен нести ответственность за судьбу существ, доверившихся ему.

Таким образом, мы увидели, что каждый  писатель по-своему трактовал образ собаки, но подчеркивал в этом образе нравственно-этические стороны, обращая внимание читателя на то, что в любой ситуации человек не должен забывать о братьях наших меньших.

Гипотеза подтвердилась, мы увидели, что образ собаки действительно очень важен в произведении, ведь отношение к животному – это проверка на человеческую состоятельность. Человек живет не только среди людей, но и среди животных, обладающих своей мудростью, у которой людям есть чему поучиться. Любое соприкосновение с миром зверей согревает, учит великодушию, доброте, чего подчас так не хватает человеческому обществу. Люди должны уметь заботиться не только о себе, но и о тех, кого приручили, если не  хотят, чтобы «тьма» злобы, предательства, обмана исказила облик мира.

В процессе учебного исследования произведений раскрылось многообразие смыслов образа.  Понимание, проникновение в авторский замысел носило активно-творческий характер,  «осветлило» атмосферу уроков литературы, воздействовало на все стороны, все приемы преподавания. Это необыкновенно важно, ведь без сотворчества читателя невозможно и само творчество, а глубиной проникновения в художественный мир автора определяется эффективность диалога культур, притяжение и отталкивание классики и современности.

На уроках и во внеурочной деятельности необходимо стремиться к гармоничному духовному развитию личности обучающихся на основополагающих принципах нравственности: доброты, честности, желании заботиться о ближнем, укреплении семейных уз, уважении к старшим.

На протяжении многих веков передача опыта, культуры, традиций осуществлялась в семьях поколенно. Старшее поколение являлось фундаментом, основой формирования системы ценностей, а, следовательно, соответствующего поведения. В результате семейного  воспитания ребёнок усваивал  культуру отношений и традиции, ощущал чувство принадлежности к семье, идентифицировал себя со старшим поколением, со своими корнями, родом, статус которого в семье был высок, стабилен и уважаем. В настоящее время наметилась тенденция к утрате роли не только многопоколенной семьи, но и сама семья как институт стала терять свое значение.

Возрождение интереса к истории семьи, являющейся маленькой частичкой всего человечества, восстановление утраченных связей между поколениями вызывает у ребят любовь к роду, родине, поэтому мы ежегодно проводим с обучающимися  работу по изучению родословной. Формы работы по этой теме разнообразны: литературно-творческие конкурсы «Судьба семьи в истории города», «Моя родословная», конкурс сочинений-миниатюр «Листая старый альбом»,  запись интервью с членами семьи и др. Такая работа очень важна, так как приводит к осознанию значимости семьи, объединяющей, сплачивающей дорогих и близких друг другу людей.

Особо хочется отметить работы Яковлева Александра, неоднократного победителя областного литературно-краеведческого конкурса «Берег России». Задумавшись о своем происхождении, обучающийся узнал, кем были его пращуры, чем занимались. В процессе исследования истории своего рода Александр сделал очень важные для себя открытия:

опираясь на работы Л.Т Пекишевой и А.П.Пекишева «Крестьянская родня Михайлы Ломоносова», поколенную роспись рода, представленную в книге «Род Ломоносовых», архангельского архивиста Н.А.Шумилова, других исследователей, составил нисходящую родословную от родоначальника Артемия Ломоносова (XVII в.) до сородичей четырнадцатого поколения его потомков, родившихся 1995 году;

доказал, что в 14 поколении является родственником Михаила Васильевича Ломоносова, ученого-энциклопедиста, ставшего национальным героем. 

Проделанная Александром работа была интересна и полезна не только для обучающегося - удивительная судьба Михаила Васильевича Ломоносова вот уже три столетия вызывает интерес специалистов.

Выполнив исследование, Александр сделал вывод, что все его родственники, о которых ему удалось узнать, были очень разными и прожили непохожие жизни, но их объединяло следующее: они много и плодотворно работали, были свободолюбивы, решительны и независимы, практически все грамотны и стремились к знаниям. Очень большое значение для Александра и его родных всегда имела семья. Родственники поддерживали друг друга, потому что знали великий секрет: любовь близких – тайная опора на всю жизнь!

По словам Александра, он ищет свой путь, чтобы, выбрав его, достичь мастерства в том, чем будет заниматься, быть достойным продолжателем своего великого рода, а для этого нужны сила воли и упорство, примером которых служит  М.В. Ломоносов.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание на уроках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности является важным средством формирования у обучающихся доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Использование методических приёмов технологии РКМЧП на уроках предметов гуманитарного цикла.

Ценным в технологии РКМЧП являются методические приемы организации учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используютс...

Научно-исследовательская деятельность педагогов и обучающихся на уроках предметов обществоведческого цикла и во внеурочной деятельности

Материал представляет собой опыт работы лицея по организации  профильного образования и научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся на уроках предметов обществоведческого цикла ...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....