Доклад на тему: "Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов"
статья
Доклад на тему: "Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Учхозская средняя общеобразовательная школа»
Доклад на тему:
«Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Храпцова Ю.Н.
Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.
Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.
Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универсальных способностей и компетенций человека, усвоение предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве.
Но главным фактором и ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок.
Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет. И все эти годы думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени. Современный урок есть протекание 45 минутного момента жизни как продолжение ее, как часть истории личностной судьбы ребенка.
Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке.
Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким нужно, чтобы учитель в ходе подготовки урока сумел сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Одним из самых важных условий современного урока является результативность, комфорт, творчество.
Урок – это открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.
Урок – это часть жизни ребенка и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда , не выступая в роли средства.
Ресурсы развития современного урока:
1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии.
2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения.
3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке).
4 место – материально-технический, финансовый.
- Здоровьесберегающие и развивающие технологии
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в подчинении потребностей человека нашего общества.
Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Здоровье детей катастрофически падает, и мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?
Успешность в обучении определяется уровнем состояния здоровья. Здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
- Проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль над выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Использование современных педагогических технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса.
Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
Отсюда следует, что при проектировании урока необходимо учитывать условия, предлагаемые ФГОС. Одним из таких условий является системно-деятельностный подход. Для его реализации учитель должен создавать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее. Школьники становятся активными участниками образовательного процесса.
При моделировании урока с позиции системно-деятельностного подхода вписывается технология сотрудничества.
Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно-деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс.
В современный период ведется активный поиск ресурсов развития современного урока. Но главным ресурсом остаётся сам учитель.
Сегодня учитель не освобождается от своей обязанности учить, он начинает учить по-новому. А урок остается, являясь по-прежнему основной формой организации учебного процесса. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Рассмотрим самый распространённый тип урока – комбинированный с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
- Проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)
Главное, что должен обеспечить урок – это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.
Комфорт – (в переводе с английского) поддержка, укрепление.
Комфорт – это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.
Существуют три структурные составляющие данного понятия.
Комфортность:
● Психологическая
● Интеллектуальная
● Физическая
Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.
Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями школьной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.
Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.
Л.Н. Толстой: «Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
IV. Материально-технический, финансовый ресурс
Можно ли назвать современным урок, если не привлечены такие ресурсы урока, как:
- Наглядные
- Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):
- Информационные модули
- Иллюстрации
- Слайд-шоу
- Аудио лекции
- Видео
- Электронные учебники и т.д.
Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.
Притча
«Однажды собрались вместе люди, чтобы решить, кто из них достоин права называться лучшим. Вышел первый. И спел он песню о любви, счастье и мире. Его голос поразил всех, и все решили, что он самый лучший. Вышел второй. Он подарил людям свой танец. Не произнеся не слова, он в танце рассказал о том, как рождается и умирает любовь, и все решили, он самый лучший. Потом выходили другие. Они пели, танцевали, слагали стихи. И каждый был достоин права называться лучшим. Но был среди этих людей ещё один человек. Все знали, что умеет он и петь, и танцевать, и слагать стихи.
Но не стал этого делать. За него это сделали его ученики. Один спел так, что ветер замер в облаках, слушая его. Другой станцевал – и все, кто смотрел на него, не смогли удержаться и вместе с ним пустились в пляс. И тогда решили все, что он – учитель – достоин называться самым лучшим. Непросто научиться петь, танцевать, рисовать – любить мир, но ещё труднее научить этому других. И если Ты смог это сделать, значит, выполнил самую главную цель своей жизни».
Главный ресурс урока – сам учитель.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ"
Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. А образовательные ресурсы - это мат...
Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов
Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека. Но главным фактором и ресурсом, обеспечивающим ...
Выступление на Методическом совете «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»
Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без изменения в системе оценки качества образования. Она должна включать оценку образовательных достижений как основу для перехода с о...
Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов
Образовательный процесс в школе – это кровеносная система, а урок – это биение сердца. Конаржевский В. С. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Уроку, считают ...
Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов
Выступление на педогагическом совете...
Муниципальный семинар молодых специалистов «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»
Психологический тренинг «Активизация внутренних ресурсов»...
Доклад на педагогическом совете "Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов и успешное прохождение ГИА"
В докладе говорится об уроке как основной форме организации учебно-воспитательного процесса и качестве его проведения...