Доклад на педагогическом совете "Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов и успешное прохождение ГИА"
материал

Алтухова Ольга Ивановна

В докладе говорится об уроке как основной форме организации учебно-воспитательного процесса и качестве его проведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_resursy_sovremennogo_uroka._word.docx39.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Любимовская средняя общеобразовательная школа»

 Большесолдатского района Курской области

Доклад на педагогическом совете по теме: «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов и успешное прохождение ГИА»

                                                                                               Подготовила

                                                                                           зам. директора по УВР

                                                                                               Алтухова О.И.

                                                         2018

           За последние годы существенно изменились приоритеты образования.
Нам, учителям, которые работают по ФГОС второго поколения тоже необходимо набраться смелости и сделать попытку для реализации современных образовательных технологий.  Для того чтобы приблизиться к решению задач, обозначенных новыми стандартами, можно решать многие методические проблемы при обучении, и всё-таки урок остается уроком! Он имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но чтобы стать интересным как для ученика, так и для учителя, урок должен быть современным в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. Таким образом, современный урок – это учебное занятие, отвечающее требованиям своего времени и помогающее учителю и ученику самостоятельно делать поучительные для себя выводы на будущее, извлекать полезное.

         Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра Михайловича Кондакова: «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»! Являясь современными учителями, мы с вами знаем, что с позиций новых федеральных государственных образовательных стандартов – стандартов второго поколения, результаты освоения программы рассматриваются с трех точек зрения: личностные результаты, предметные и метапредметные результаты. Федеральные государственные образовательные стандарты провозглашают в качестве одной из важнейших задач современной системы образования "формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию".  В стандарте универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока: личностные, регулятивные, общепознавательные, коммуникативные действия. Для того чтобы приблизиться к решению задач, обозначенных новыми стандартами, можно решать многие методические проблемы при обучении: развивать отдельные блоки УУД, все блоки в целом, диагностировать метапредметные результаты обучения, но урок остается уроком!
Об уроке написано много книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Поэтому наш педагогический совет посвящен уроку. «
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры преподавателя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

        Современная жизнь предъявляет человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.

        Подготовка учащихся к взрослой жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

        Как сделать урок новым, современным, соответствующим требованиям времени?

        С этой целью необходимо использовать все ресурсы проводимого урока.

        Хочу напомнить, что Ресурс — это количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.

         А образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.

Модернизация образовательного процесса, урока в современной школе - это объективная тенденция, которая все более активно проявляет себя в школьной практике.

       Урок – основная форма организации учебно – воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего, качество урока. Можно ли назвать современным урок, если не привлечены такие ресурсы урока, как: наглядные и технические средства обучения? Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.

Без хорошо продуманных методов и форм обучения трудно организовывать программное усвоение материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысли и развивают интерес к предмету.

       Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универсальных способностей и компетенций человека, усвоение предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве.

        Учебно-методические и информационные ресурсы – существенный и неотъемлемый компонент инфраструктуры школьного образования, инструментального сопровождения образования, в целом обеспечивающий результативность современного процесса обучения и воспитания, эффективность деятельности учителя и ученика средствами информационно-коммуникационного сопровождения.

        Традиционные методы обучения невозможно отбросить совсем. Традиционное образование ориентировано на усвоение учебной программы. Но ученик, выполняя задания, не всегда понимает цели своих действий. Он привыкает быть пассивным исполнителем. Современный мир требует быть коммуникативным, деятельностным, интеллектуальным, информационно-осведомлённым.

       Слова Ушинского отражают суть современного урока: «Нужно, чтобы дети учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

       В настоящее время привлечь учащихся к работе трудно, потому что «слушать» им скучно; запоминать - не хочется; находить самим - не получается; удивить их чем-либо – сложно (всё знают); а работать с интернет-ресурсами – не всегда есть возможность.

       Но какие бы ресурсы урока мы не использовали, целью всей работы на уроке должно стать прочное усвоение учебного материала, качество знаний обучающихся.

       Сейчас я бы хотела остановиться на качестве учебно-воспитательного процесса прошедшего 2017-2018 учебного года. В школе на конец 2017-2018 учебного года обучалось 137учащихся. Успешно окончили учебный год 128 учащихся. Девять неуспевающих: Ганин Александр, Лебедева Алена – 1 класс, Марьенко Диана - 6 класс, Машкин Юрий – 8 класс оставлены на повторный курс обучения как неусвоившие учебный материал по разным предметам. Пятеро обучающихся были представлены на освидетельствование ПМПК: Ганин Николай, Касторная Ангелина, Новосильцев Евгений, Ильин Дмитрий – 1 класс, Колесниченко Анна – 8 класс. По заключению ПМПК каждый из названных мною обучающихся должен заниматься по АООП разных видов.

           12 учеников 9 и 8 учеников 11 классов успешно выдержали итоговую аттестацию и получили соответствующий документ об образовании.

        Анализ статистики образования показывает следующее: качество знаний за три последних учебных год составило: 2015-2016 учебный год – 44%, 2016-2017 учебный год – 42,4%, 2017-2018 учебный год – 44%; успеваемость составила: в 2015-2016 учебном году – 99%, в 2016-2017 учебном году – 98%, в 2017-2018 учебном году – 65 %.

Показатели

2010/ 2011 учеб-

ный год

2011/2012

учеб-

ный год

2012/2013

учеб-

ный

год

2013/2014

учеб-

ный

год

2014/2015

учеб-

ный

год

2015/2016

учеб-

ный

год

2016/2017 учеб-ный год

2017/2018

учеб

ный год

1

Число обучающихся на конец учебного года. Из них:

  • оставлены на повторный год обучения (% успеваемость)
  • успевают по всем предметам на «4» и «5» (% качество)

149

7

95%

34(23%)

143

-

100%

43(30%)

142

5

96%

39(27%)

138

6

96%

40(29%)

144

5

98%

41(37%)

142

3

99%

44%

141

3

98%

45

42,4%

136

4

97%

47 (44%)

2

Число обучающихся 3 – 11 классов. Из них:

  • окончили учебный год с отличной успеваемостью
  • окончили без троек
  • окончили с аттестатом особого образца

114

13

21

1

113

18

21

1

111

12

26

-

107

11

29

-

111

12

29

2

104

14

31

1

106

18

27

3

87

18

29

1

                        

Данные качества знаний учащихся по классам:

п/п

Показа-

тели

2010/

2011 учеб. год

2011/

2012

учеб.

 год

2012/

2013

учеб.

год

2013/

2014

учеб.

год

2014/

2015

учеб.

 год

2015/

2016

учеб.

год

2016/

2017

учеб.

год

2017/

2018

учеб.

год

1

3 класс

30%

58%

36%

38%

48%

50%

62,5%

64%

2

4 класс

47%

44%

63%

45%

33%

46%

54,5%

47%

3

5 класс

43%

62%

30%

60%

25%

23%

30,8%

56%

4

6 класс

27%

36%

27%

40%

53%

27%

23%

42%

5

7 класс

29%

27%

33%

20%

50%

57%

8,3%

17%

6

8 класс

22%

14%

30%

31%

13%

40%

57,1%

17%

7

9 класс

0%

18%

38%

33%

43%

33%

50%

75%

8

10 класс

50%

17%

20%

50%

100%

62%

37,5%

50%

9

11 класс

44%

64%

20%

25%

50%

100%

62,5%

50%

По школе

31%

41%

36%

29%

37%

44%

42,4%

44%

Результаты итоговой аттестации

         Итоговая аттестация учащихся 9 класса в форме ОГЭ показала следующие результаты: успеваемость составила 100%, качество знаний – 75% по русскому языку; успеваемость – 100%, качество знаний – 75% по математике; успеваемость – 100%, качество знаний – 100% по обществознанию; успеваемость – 100%, качество знаний – 80% по биологии; успеваемость – 100%, качество знаний – 100% по географии; успеваемость – 100%, качество знаний – 100% по химии; успеваемость – 100%, качество знаний – 100% по информатике.

Результаты ОГЭ выпускников 9 класса в новой форме

Пред

мет

Кол-во выпускников

сдавав

ших

экза-

мен

2

3

4

5

Кач

усп.

Абс

усп.

Подтвердили

оценки

Повысили

Понизили

Ср.балл по школе

Ср

балл

по району

Ч

%

Ч

%

Ч

%

Ч

%

Рус-

ский

язык

12

0

0

3

25

5

42

4

33

75

100

7

2

3

4,08

4,07

Мате

мати-

ка

12

0

0

3

25

5

42

4

33

75

100

7

3

2

4,08

3,91

Об-

ще-ство-зна-

ние

7

0

0

0

0

6

86

1

14

100

100

3

0

4

4,14

4,01

Хи-мия

6

0

0

0

0

2

33

4

67

100

100

3

2

1

4,67

4,86

Био-

логия

5

0

0

1

20

2

40

2

40

80

100

4

1

0

4,2

4,2

Гео-

гра-

фия

5

0

0

0

0

3

60

2

40

100

100

2

3

0

4,4

4.44

Ин-

фор-

ма-

тика

1

0

0

0

0

1

100

0

0

100

100

0

0

1

4,0

4,17

Государственную аттестацию в форме ЕГЭ в 11 классе прошли 8 выпускников МКОУ «Любимовская СОШ». Результаты ЕГЭ следующие:

Итоги государственной аттестации в 11 классе

Предмет

Кол-во сдавав-

ших выпуск

ников

Мин.

кол-во

бал-

лов

40 б.

и выше

50 б.

и выше

60 б. и выше

70-80 б. и выше

80-100 б.

На

бра-

ли ниже уста-

нов-ленно

гопоро-

га

Сред. балл по школе

Сред. балл по  району

Оценка  по базов. математике

Русский

язык

8

36

1

2

3

1

0

0

55,63

64,22

-

Матема-

тика базовая

8

-

-

-

-

-

-

0

4

4,3

«5»-2

«4»-4

«3»-2

«2»-0

Матема-

тика профильная

4

27

39

1

1

-

-

-

0

41,75

44,9

-

Общест-возна-

ние

4

36

-

2

1

-

-

-

50

54,81

-

Физика

3

38

2

-

-

-

-

-

41,67

48,15

-

        

Сравнительный анализ результатов ЕГЭ

Учебный год

Предметы

История

Русский язык

Матема-

тика (проф.)

Биоло-

гия

Физи-ка

Общест-возна-

ние

Химия

2009/2010

64

61

57

57.7

64

53.3

2010/2011

65

71.2

56.4

63.6

64

66

74

2011/2012

78

71

53,8

69

77

61

67

2012/2013

-

53,4

40

-

53,5

60

-

2013/2014

-

56,5

49,5

41

46,5

56,5

-

2014/2015

-

62,8

57

-

44

54

-

2015/2016

-

70

72

-

61

56,5

-

2016/2017

-

61,3

41,6

35,3

48,5

46,5

-

2017/2018

-

55,63

41,75

-

41,67

50

-

         На сегодняшний день становится  ясно, что только творческий учитель, обладающий индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен сделать его Величество урок интересным, качественным, современным, соответствующим требованиям стандартов нового поколения; повысить качество школьного образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения, внося тем самым вклад в развитие и совершенствование общества в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ"

Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. А образовательные ресурсы - это мат...

Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов

Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека. Но главным фактором и ресурсом, обеспечивающим ...

Выступление на Методическом совете «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»

Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без изменения в системе оценки качества образования. Она должна включать оценку образовательных достижений как основу для перехода с о...

Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов

Образовательный процесс в школе – это кровеносная система, а урок – это биение сердца. Конаржевский В. С. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Уроку, считают ...

«Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов и успешное прохождение ГИА по географии»

laquo;Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов и успешное прохождение ГИА по географии»...

Выступление на педагогическом совете "Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов"

Главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель, все остальное играет хоти и важную, но вспомогательную роль. В современный период ведется активный поиск ресурсов современного уро...

Доклад на тему: "Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов"

Доклад на тему: "Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов"...