Основные методические принципы преподавания математики.
материал

Лецко Галина Николаевна

Выступление на методическом семинаре "Основные методические принципы преподавания математики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_prinz.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Основные методические принципы преподавания математики.

Математика, как никакой другой школьный предмет, требует непрерывной цепи базовых знаний. Отсутствие какого-либо звена в этой цепи полностью лишает ученика возможности дальнейшего обучения. Для других предметов это не так. В школьном курсе алгебры или геометрии  незнание или совсем скверное знание какой-либо базовой темы приводит к невозможности изучения последующих тем. Поэтому педагогам следует придерживаться следующих   принципов в своей работе :

Принцип 1

Правильная последовательность изложения материала. Движение от простого, частного, к общему, более сложному.

Принцип 2

Необходимо уметь разбивать новую информацию на минимально возможные порции («кванты») информации и дидактически прорабатывать каждый такой квант.

Принцип 3

Умение выделять стратегически важный материал и необходимые для дальнейшего обучения навыки. Они должны отрабатываться на уровне до 100% усвоения.

Поэтому крайне важным умением учителя является умение в каждой теме выделить важнейшие звенья, стоящие в непрерывной цепи базового образования.

Принцип 4

Непрерывный контроль усвоения полученного материала –– обратная связь.

Школьное преподавание  требует непрерывной связи учителя и учеников, с тем чтобы учитель в любой момент времени обладал достаточной информацией о том, насколько правильно и полно был понят излагаемый материал. Если учитель видит, что новое базовое понятие (приём, теорема) усвоено плохо, то вывод один –– ни шагу вперёд. План урока, тематическое планирование и т. п. в этом случае вторичны: необходимо повторить объяснение, по возможности используя другие приёмы, иные формы подачи материала. Знание большого количества разнообразных приёмов и составляют основу методического профессионализма учителя.

Принцип 5

Не приступай к новому, не вспомнив старого.

Профессиональный подход здесь состоит в том, что, готовясь к уроку, учитель заранее продумает, какие теоремы (свойства, приёмы и т. п.) следует повторить, а на уроке прежде всего напомнит их с помощью устного опроса, самое важное в кратком изложении (чертёж, равенство, преобразовательный приём) изобразит на доске (либо использует имеющиеся плакаты) и лишь затем приступит к доказательству новой теоремы.

Принцип 6

Готовься к каждому уроку.

Неподготовленный или плохо подготовленный урок виден любому непрофессионалу, в частности –– ученикам.

Принцип 7

Элементы дифференцированного обучения ––повседневная необходимость.

Часто приходится видеть уроки, ориентированные лишь на «среднего ученика». Такие уроки характерны тем, что часть учеников на них обречена учителем на безделье: способные дети, быстро уловив суть дела, теряют интерес к дальнейшему дидактическому «пережёвыванию» одного и того же, более того, такая «метода» может вызвать неприязнь и даже отвращение как к предмету, так и к учителю. Слабые же ученики, имеющие существенно пониженные способности к предмету, быстро теряют основную нить происходящего и также вынуждаются к занятиям «посторонними делами». Это может являться и  источником плохой дисциплины на уроке.

Принцип 8

Собственные ошибки и неточности нельзя пытаться скрыть или замолчать, но необходимо их публично проанализировать.

Любой, даже самый опытный и профессиональный учитель совершает ошибки и допускает неточности. Эти ошибки могут быть содержательными (в логике рассуждений), техническими (в преобразованиях) или методическими (нарушениями последовательности изложения и пр.). При этом возможны две ситуации –– вы совершили ошибку, но ученики её не заметили, либо же ученики остановили ваше объяснение и указали на допущенную ошибку или неточность. Во втором случае правильная реакция учителя практически однозначна –– надо поблагодарить ученика (желательно поставить ему хорошую отметку) и проанализировать свою ошибку, то есть постараться ответить на вопрос: почему она была допущена? Если вам удастся это сделать, то допущенная ошибка работает на пользу вашей основной цели –– учит детей, как избегать подобных ошибок. Если же ученики не заметили вашей ошибки, но вы обнаружили её сами (иногда даже через несколько уроков), то не стесняйтесь признаться в этом, вернитесь к «больному» месту, проанализируйте ситуацию, сделайте нужные выводы. Честно признанная и проанализированная ошибка только повышает уважение к учителю. Если же допущена существенная методическая ошибка, то необходимо провести  урок повторения нужной тематики.

Принцип 9

Отметка - не карающий меч правосудия, а один из методических инструментов повышения эффективности процесса обучения.

Принцип 10

Любой серьёзный рубежный контроль (зачёт, экзамен, итоговая контрольная работа по большой теме) должен быть тщательно подготовлен.

 Принцип 11

Выбор методических приёмов должен соответствовать личным качествам.

Подготовлено на основе книги: Юрченко Е. В. Живая методика математики. —М.: МЦНМО, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные дидактические принципы в обучении математике

Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержани...

Актуальные проблемы и основные направления модернизации преподавания математики в свете требований ФГОС нового поколения

Выпускная квалификационная работа краткосрочных курсов повышения кавлификации по  проблеме "Актульные проблемы и основные направления модернизации преподавания математики  в свете треб...

Статья: "Методические аспекты преподавания математики в период перехода на стандарты второго поколения по стохастической линии".

Методические рекомендации по изучению основ комбинаторики, теории вероятностей, статистикиЦелесообразно проводить исследовательскую работу. Это позволит показать учащимся роль индукции, наблюдения, эк...

Основные проблемы и принципы обучения математике в системе СПО.

Основные проблемы и принципы  обучения математике в системе СПО....

Выступление «Учебно-методическое обеспечение преподавания математики в соответствии ФГОС» ( анализ литературы)

Определение списка учебников и учебных пособий для использования в образовательном процессе основного общего образования  - один из критериев готовности образовательного учреждения и введения ФГО...

Основные задачи методики преподавания математики

Предметом методики обучения ма­тематике является обучение математике, состоящее из целей и содер­жания математического образования, методов, средств, форм обучения математике...