Основные дидактические принципы в обучении математике
статья на тему
Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержания - лишь в случае, если в основу обучения будут положены определенные положения, вытекающие из основных закономерностей дидактики, подтвержденные опытом преподавания.
Система таких положений, ориентированная на особенности математики как учебного предмета включает в себя наиболее важные дидактические принципы, характеризующие подход к обучению математике в школе.
Хочу предложить Вам цикл статей посвященных "принципам обучения математике", которые помогут вам расширить кругозор своих знаний и сделать Ваши уроки более интересными и продуктивными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_didakticheskie_printsipy_v_obuchenii_matematike.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные дидактические принципы в обучении математике
Практика школьного обучения, к какому бы учебному предмету она не относилась, должна быть такой, чтобы обеспечить принципиальное единство в подходе к учащимся, в выборе средств и методов учебной работы. Поэтому в разделе педагогики, называемой дидактикой (греч. Слово, означающее – поучающий), обобщены те положения в обучении той или иной учебной дисциплине, которые в определенном смысле имеют универсальный характер.
В результате такого обобщения выработаны дидактические принципы обучения, представляющие по существу совокупность тех единых требований, которым должно удовлетворять обучение любому предмету, в частности обучение математике.
Ю.М. Колягин в пособии выделил следующие дидактические принципы в обучение математике:
1. Принцип научности.
2. Принцип воспитания.
3. Принцип наглядности.
4. Принцип сознательности, активности и самостоятельности.
5. Принцип прочности знаний.
6. Принцип систематичности и последовательности.
7. Принцип доступности.
8. Принцип индивидуального подхода к учащимся.
Анализ литературы по методике преподавания математики, позволил сделать следующие выводы, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Дидактические принципы обучения математике | |||||
Название и описание принципа | Ю.М. Коля-гин | В.А. Гу-сев | Р.С.Черкасов, А.А. Столяр | А.А. Темербекова | Г.И. Саран-цев |
1.Принцип научности: обязательность соответствия содержания и методов преподавания уровню и требованиям математики как науки в ее современном состоянии | + | + | + | - | + |
2.Принцип воспитания: планомерная и целенаправленная выработка у учащихся определенных взглядов и мировоззрений; воспитывать в процессе обучения математике – значит формировать у учащихся интерес к этому предмету, вырабатывать у них стремление к новому знанию, к полному и прочному их усвоению. | + | - | - | - | + |
3.Принцип наглядности: вытекает из сущности процесса восприятия, осмысливания и обобщения учащимися изучаемого материала; высокий уровень развития современной техники дает возможность значительно обогатить арсенал специальных средств, способствующих реализации данного принципа. | + | + | + | + | + |
4.Принцип сознательности и активности в обучении: целенаправленное активное восприятие изучаемых явлений, их осмысливание, творческая переработка и применение. | + | - | + | + | + |
5.Принцип прочного усвоения знаний: опора на приобретенные знания, умения и навыки на последующих этапах обучения. | + | + | + | - | + |
6.Принцип систематичности и последовательности в обучении: соблюдение определенного порядка в рассмотрении и изучении тем и постепенное овладение основными понятиями и положениями школьного курса математики. | + | + | + | + | + |
7.Принцип доступности: обучение математике не должно быть настолько трудным, чтобы стать непосильным для учащихся каждого конкретного возраста, не подорвать их веру в свои силы и возможности. | + | + | - | + | + |
8. Принцип индивидуального подхода: оптимальное приспособление учебного материала и методов к индивидуальным способностям каждого школьника. | + | - | + | + | + |
В.А. Гусев помимо перечисленных принципов выделяет следующие принципы обучения математике: открытой многозначности; учета субъективного опыта; сотрудничества.
Здесь следует заметить, что если речь идет не о дидактическом, а о методическом принципе, то в этом случае должна учитываться специфика конкретного учебного предмета и его функции в общем образовании.
Например, А. А. Столяр предлагает систему дидактических принципов дополнить двумя принципами, характерными для обучения математике:
1) школьный курс математики должен отражать фундаментальные идеи и логику современной математики (в соответствии с уровнем мыслительной деятельности учащихся);
2) процесс обучения математике должен строиться подобно процессу исследования в математике, он должен имитировать процесс творческого поиска в математике (в определенной мере, в какой это допускает уровень мыслительной деятельности учащихся).
Первый принцип относится к построению содержания обучения математике и в определенной степени конкретизирует дидактический принцип научности. Второй принцип относится к построению процесса обучения и конкретизирует дидактический принцип проблемности обучения.
В следующих своих статьях мы рассмотрим более подробно содержание каждого принципа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принципы минимакса,вариативности и творчества как ведущие принципы организации обучения математики в старших классах.
В приложении показано изучение темы "Показательные уравнения" ....
Некоторые дидактические приёмы при обучении математике в 5-6 классе.
В статье рассматриваются некоторые дидактические приёмы при изучени математики в 5-6 классах...
Современные дидактические принципы в обучении математике.
Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержани...
Дидактические игры в обучении математике младших школьников
Дидактические игры в обучении математике младших школьниковКакое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается вн...
Из опыта работы. Наглядный пример применения дидактических принципов в обучении.
Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержани...
Дидактические принципы развивающего обучения.
Выступление на педсовете, обобщение опыта работы. В приложении есть файлы с экранами соревнований, которые использую для иотивации решения залач повышенной сложности....
Выступление на педсовете на тему: «Использование дидактических игр при обучении математики учащихся среднего звена»
Выступление на педсовете на тему: «Использование дидактических игр приобучении математики учащихся среднего звена»...