Готовность к переходу к ФГОС
опыты и эксперименты

Бокова Наталья Владимировна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_perehodu_k_fgos_v_10_klasse.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Бокова Н.В., учитель русского языка и литературы

Выступление на педагогическом совете

Готовность к переходу к ФГОС в 10 классе

Во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации в ближайшее время  вводится Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО), который обладает следующими особенностями:

- большая вариативность образования для обучающихся, чем на предыдущих уровнях образования;

- возможность организации образования по профилям или по индивидуальному учебному плану;

- социальные практики, профессиональные пробы обучающихся;

- расширение сетевого взаимодействия, социального партнёрства школы с другими организациями;

- обязательность выполнения обучающимся индивидуального проекта;

- тьюторское сопровождение обучающихся;

- специфика содержания внеурочной деятельности, её связь с профилями обучения;

- важная роль информационно-образовательной среды в организации образовательного процесса.

Введение ФГОС СОО требует существенной корректировки в содержании и организации образовательного процесса, сопровождается определёнными рисками.

В 2019-2020 учебном году МАОУ "Петропавловская районная гимназия" начала апробацию ФГОС СОО  в опережающем режиме.

Рассмотрим наиболее значимые аспекты реализации этого документа, актуальные в практике педагогических и руководящих работников образовательных организаций.

Прежде всего, отметим, что введение ФГОС СОО потребовало анализа и корректировки нормативно-правовой базы и документационного обеспечения на локальном уровне.

Организационно-правовые аспекты введения ФГОС СОО, прежде всего, включают в себя работу по планированию, нормативно-правовому обеспечению и организации деятельности участников образовательных отношений для освоения старшеклассниками основной образовательной программы среднего общего образования. Важнейшими документами в этом направлении деятельности являются план (или «дорожная карта») введения ФГОС СОО в образовательной организации, основная образовательная программа среднего общего образования, индивидуальные учебные планы, договоры (соглашения)между образовательной организацией, обучающимся и родителями (законными представителями) обучающегося по организации образования на уровне среднего общего образования.

На уровне среднего общего образования особое значение приобретает индивидуальный учебный план обучающегося, который определяется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. как учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. В практике образовательных организаций также используется понятие «индивидуальная образовательная программа», рассматриваемая  более широко и обеспечивающая регламентацию внеурочной и проектной деятельности обучающегося, его участие в социальных практиках и профессиональных пробах.

Одним из новшеств является то, что в старшей школе каждый обучающийся разрабатывает и защищает итоговый индивидуальный проект, который, согласно ФГОС СОО, представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Итоговый индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно - творческой, иной).

        Индивидуальный проект СОО выполняется  в течение одного или двух лет (70 часов) в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. Как любой предмет, предусмотренный учебным планом основной образовательной программы, «Индивидуальный учебный проект» предусматривает наличие учебника в печатной или электронной форме. На данный момент в Федеральном перечне учебников не содержится информации об учебниках по данному предмету.

Проект должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Результаты выполнения итогового индивидуального проекта должны отражать у обучающихся сформированность, прежде всего, универсальных учебных действий:

  • навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

       Так, в начале учебного года в МАОУ "Петропавловская районная гимназия" было  разработано Положение об итоговом индивидуальном проекте учащихся 10-11 классов, разработан примерный календарный план организации работы по подготовке и реализации ИП обучающихся. Работа велась в двух направлениях, отражающих деятельность учителей и учащихся.

      Подготовительный этап включал в себя проведение обучающих семинаров по проблеме, создание рабочей группы  в гимназии, разработку нормативно-правовых актов. Параллельно велась работа с учащимися как в урочной, так и внеурочной  форме. Предварительный этап работы с учащимися включал в себя анкетирование, выявление их интересов, выбор тематики, вида проекта, руководителей проекта. После этапа предварительной работы был издан Приказ по школе об утверждении тем индивидуальных проектов и о назначении руководителей проектов.

       Вопросы об оформлении, презентации и оценивании учебного проекта должен регулировать локальный документ. Единых требований нет, и отдельные образовательные учреждения, осуществляющие образование по ФГОС в 10 – 11 классах,  уже разработали собственные локальные акты.  Поэтому одной из проблем введения предмета «Индивидуальный учебный проект» на ступени среднего общего образования является оценивание результата. Ведь оценивается не только продукт, но и деятельность обучающегося. Что может выступать критериями для оценивания? Ведь на выходе проверяются личностные, метапредметные и предметные результаты (среди которых познавательные коммуникативные, регулятивные и личностные УУД). В связи с этой проблемой в МАОУ "Петропавловская районная гимназия" был проведен педагогический совет "Система оценки образовательных  достижений учащихся в школе в  соответствии с ФГОС", на котором было разработано Положение об оценивании индивидуального проекта. Согласно Положению  об оценивании внедрение индивидуальных проектов в учебную деятельность предполагает предзащиту (январь) по системе зачет-незачет  и оценивание ( май) в пятибалльной системе.

Старшая школа, согласно ФГОС СОО, - профильная школа. ФГОС среднего общего образования определяет, что образовательная организация может обеспечивать реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный).

Любой профиль поддерживается несколькими механизмами:

  1. возможностью реализации отдельных учебных предметов на углублённом уровне;
  2. выбором обучающимся факультативных и элективных курсов;
  3. содержанием внеурочной деятельности;
  4. социальными практиками и профессиональными пробами;
  5. индивидуальным проектом.

Отметим, что социальная практика – вид учебно-социальной деятельности, в которой обучающийся получает социальный опыт профессиональной деятельности, значимой для общества. Она проводится с целью ознакомления учащихся с возможными будущими профессиями, условиями труда, уровнем требований к работникам данных профессий, умениями, необходимыми для этой деятельности. Социальная практика должна помочь будущему выпускнику определиться с ВУЗом для продолжения образования.

Профессиональные пробы могут рассматриваться как вид образовательной деятельности обучающихся в рамках социальной практики.

Особое значение в старшей школе приобретает тьюторское сопровождение обучающихся. Тьютор - (англ. tutor — наставник) — исторически сложившаяся в западных системах образования особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ обучающихся и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования.

 При этом он, как правило:

  • координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования;
  • создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий);
  • осуществляет взаимосвязь между обучающимся, педагогами и родителями (законными представителями) для организации индивидуального образовательного маршрута.

В условиях отечественной системы образования тьюторская деятельность может осуществляться в двух моделях:

- профессиональная должность тьютора (в штатном расписании и с должностными обязанностями);

- тьюторское сопровождение уже существующими педагогами, психологами, классными руководителями, завучами. В этом случае правильнее будет говорить о тьюторской компетентности, которой должен обладать соответствующий педагогический  работник.

Успешное введение ФГОС СОО в практику образовательных организаций, безусловно, требует организации эффективной системы методической работы, которая основывается на «зоне ближайшего профессионального развития».  В качестве последней можно определить ту зону, в которой педагог решает профессиональные проблемы, опираясь на помощь коллег и используя информацию, полученную им в процессе самообразования.  Следует учитывать, что для каждого педагога «зона ближайшего профессионального развития» является особой.  Для того чтобы выполнить требования ФГОС СОО, педагоги должны определить профессиональные дефициты, выявить знания и умения, способствующие их профессиональному росту, осознать имеющиеся у них профессиональные трудности. После этого определяется индивидуальная траектория профессионального роста, разрабатывается план самообразования, создается программа совершенствования профессиональных компетенций.  

Формы,  направления, содержание  методической работы в конкретной образовательной организации должны быть ориентированы на существующие в ней дефициты педагогов, а также проблемы системного характера. Всё это выявляется с помощью определённых методов, среди которых можно назвать анкетирование (самооценку) педагогов, SWOT-анализ, проблемно-ориентированный анализ деятельности образовательной организации.

Бокова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ключевые точки роста и апробация ФГОС НОО как преемственность и переход к ФГОС ООО в образовательных учреждениях Чеди- Хольского кожууна Республики Тыва

Ооржак Чойгана Калдар-ооловна.методист по дисциплинам МБУ ММЦ Чеди-Хольского кожууна, учитель иностранных языковМБОУ Хову-Аксынская СОШКлючевые точки роста и апробация ФГОС НОО как преемственностьи пе...

Преемственность при переходе из начальной в основную школу в связи с переходом к ФГОС

Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характер...

Готовность к переходу в 5 класс. Родительское собрание.

Вариант проведения родительского собрания с будущими пятиклассниками. Предварительное проведение и обработка тестов "Сочинение", "Социометрия" и других, указанных в таблице....

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПРОФИЛЬНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС.

В настоящее время в российском образовании осуществляется переход на инновационный этап развития. Его содержательные приоритеты обозначены национальной инициативой в Федеральных государственных образо...

Родительское собрание. Психологическая готовность к переходу в среднее звено.

Родительское собрание . Психологическая готовность к переходу в среднее звено.          Переход учащихся из начального в среднее звено школы – о...

«Организационная подготовка учителя к переходу к ФГОС в основной школе: на пути перехода от ФГОС НОО к ФГОС ООО»

В основе стандарта лежит системно-деятельностный  подход, который обеспечивает:Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованиюПроектирование и конструирование социальной с...