КОМПЛЕКСНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ для детей с ТНР 6-7 лет.
учебно-методический материал

Лаптева Инна Алексеевна

Основные задачи коррекционно-образовательного процесса:

  • общее развитие воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, коррекция их психофизического развития, коррекция речевых нарушений, динамика индивидуального развития;
  • создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями и склонностями;  
  • создание активной среды, направленной на самореализацию ребёнка в различных видах деятельности;
  • взаимодействие всех участников образовательных отношений посредством интеграции содержания образовательного и коррекционно-развивающего процесса;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей в различных видах детской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

для детей с ТНР 6-7 лет.

СЕНТЯБРЬ

Содержание разделов по неделям месяца:

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Лексическая тема:

Диагностика

Диагностика

«Сад».

«Фрукты».

«Ягоды».

«Огород». «Овощи».

Ознакомление с окружающим:

Диагностика

Диагностика

Уточнить представление о фруктах и ягодах. Понятие «урожай». Дифференциация фруктов и ягод.

Уточнить представление об овощах (место и способ произрастания). Понятие «сельское хозяйство». Дифференциация ягод, фруктов и овощей.

Развитие речи:

Диагностика

Диагностика

Образование относ-х прилаг-х, согласование в роде, числе и падеже. Подбор синонимов, антонимов. Рассказ-описание по схеме.

Образование относ-х прил-х, образование сущ-х мн. Числа им. И родит. Падежей. Подбор синонимов и антонимов. Загадки – описания. Рассказ-описание по схеме.

Подготовка к обучению грамоте:

Диагностика

Диагностика

Понятие «слово», понятие «звук». Гласный звук А. Буква А. Выделение первого звука.

Различение понятий «слово» и «звук». Звук У. Буква У. Выделение первого ударного гласного звука.

Словарная работа:

Диагностика

Диагностика

Куст, дерево, рыхлить, поливать, урожай – урожайный, яблоко – яблочный, сливы – сливовый, сладкое яблоко, кислый лимон …

Сельское хозяйство, сельскохозяйственная продукция, капуста – капустный, огурец – огуречный, крупный – мелкий …

Ознакомление с литературой:

Диагностика*

Диагностика

Ознакомление с малыми фольклорными формами (Загадки).

Н. Носов «Огурцы». (чтение, беседа по содержанию)

Развитие элементарных математических представлений

Диагностика

Диагностика

Геометр. Фигуры. Свойство предметов (цвет). Сравнение по цвету (цвет, форма). Цифра 1. (один – много – столько же). Прямой, обратный счет.

Геометр. фигуры. Сравнение по форме. Цифра 2. (пара). Конструирование из геом. фигур.

Социальное развитие:

Диагностика

Диагностика

«Какой ты, что  тебе нравится?» Формирование чувства уверенности в себе и окружающем. Устанавливать сходства и различия людей.

«Я считаю себя хорошим». Развитие умения быть открытым для чувств, переживаний, разных мнений. К.Ушинский «Вместе тесно – врозь скучно».

ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Рисование:

Диагностика

Диагностика

«Натюрморт из фруктов»(акварель). Сличение красок и предметов основных и промежуточных цветов. Рисование предметов округлой и овальной формы. «Ветка Рябины».

«Натюрморт из овощей» (гуашь). Рисование предметов округлой и овальной формы. Смешивание двух красок (красный, желтый для получения оранжевого цвета).

Лепка:

Диагностика

Диагностика

«Фрукты на блюде». Лепка предметов округлой и овальной формы, крупных и мелких.

«Овощи». (лепка предметов округлой и овальной формы).

Аппликация:

Диагностика

Диагностика

«Дары осени». (из готовых форм). Вырезывание вазы из тонированной (цветной) бумаги, сложенной вдвое. Красивое размещение вазы и фруктов.

«Корзина с овощами». Узнавание и называние овощей. Резание по прямой (корзина из полосок бумаги), овощи – из готовых форм.

Патриотическое воспитание:

Диагностика

Диагностика

Я, моя семья, мой дом, адрес, улица.

Ближайшее окружение, детский сад, труд людей в детском саду.

Конструктивная деятельность:

Диагностика

Диагностика

Машина для перевозки урожая. (из плоскостных  геометрических фигур).

Деревья из счетных палочек (по зрительной инструкции).

Ручной труд:

Диагностика

Диагностика

Дары осени. (изготовление поделок из фруктов).

Дары осени. (изготовление поделок из овощей.

Коррекционная ритмика:

Диагностика

Диагностика

Спор фруктов и ягод. (Двигательные упражнения, пальчиковая игра «Здравствуй», русская народная закличка «Дождик, лей», «Ну-ка, повтори»)

«Спор овощей» (фонопедические упражнения «осень» по методу В.Емельянова, хороводная игра «Здравствуй осень», общеразвивающие упражнения на огороде) с. 37 М.Ю.Картушина

Развитие мелкой моторики:

Диагностика

Диагностика

Обводка, закрашивание и штриховка по  трафаретам.

Печатание геометрических форм, выкладывание букв и цифр из палочек.

Развитие высших психических функций:

Диагностика

Диагностика

Упражнения на классификацию предметов, сравнение 2-х предметов по 3-м и более признакам (фрукты).

Упражнение на классификацию предметов, сравнение 2-х предметов по 3-м и более признакам (овощи).

Формирование навыков учебной деятельности:

Умение слушать и понимать словесную инструкцию педагога.

Умение действовать в соответствии с образом.

Отвечать на вопросы полными предложениями, учить слушать собеседника.

Рекомендации родителям:

Нацелить родителей на выполнение режима детского сада. Ознакомление с группой.

Консультация: «Развитие мелкой моторики рук».

Сходить на экскурсию в магазин фруктов, закреплять названия фруктов, ягод.

Сходить на экскурсию на овощной рынок.

ОКТЯБРЬ

Содержание разделов по неделям месяца:

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Лексическая тема:

«Дикие птицы» (перелетные)

«Дикие животные»

Животные севера и жарких стран»

«Осень». (лес, деревья – лиственные, хвойные)

Ознакомление с окружающим:

Отличительные признаки: окрас перьев, хар-ые повадки. Строение птицы. Значение птиц в жизни людей.

Внешний вид, повадки, пища, жилище. Дикие животные и их детёныши.

Среда обитания. Внешний вид, пища. Детеныши.

Признаки осени. Осн. цвета и их оттенки. Строение деревьев. Сравнение хвойных и лиственных деревьев. Труд людей.

Развитие речи:

Составление сложносочиненных предложений с союзом а. использование простых предлогов. Сравнительный рассказ.

Образование притяжательных прилагательных. Образование творит. Падежа существит. мн. числа. Рассказ-описание по схеме.

Закрепление навыков образования притяжательных прилагательных. Составление описательного рассказа. Употребление предлогов между, около.

Согл. прилаг. с сущ. ед. и мн. числа. Образование сложных прилаг. Использование предложных конструкций. Составление сравнительного

Подготовка к обучению грамоте:

Звук И. Буква И. Выделение звука из начала и конца слова. Подбор слов на заданный звук. Анализ слогов типа АИ, УА.

Звук О. Буква О. определение позиции звука в словах, картинках. Деление слов на слоги. Чтение слогов.

Звуки П и П’. Буква П. определение позиции  звука в середине слова. Деление слов на слоги. Развитие фонематического слуха.

Звук Э. Буква Э. определение позиции звука с середине слова. Деление слов на слоги. Чтение слогов.

Словарная работа:

Перелетные, крыло, клюв, оперение, коготки, лапки, корм, гнездо, стая, птенцы, зимовка, вить, высиживать, кормить.

Лосиха-лосенок, ежиха-ежонок, кабаниха-кабанёнок, волчица-волчонок, медведица-медвежонок, берлога, логово. Травоядный, хищный, грызть, охотиться.

Пустыня, бегемот, носорог, верблюд, кенгуру, жевать, нападать, слабый, сильный, дикие животные, спасаться.

Лиственные, хвойные, листопад, золотая, дожди, сырость, туман, летят, шелестят, шуршат, моросит, унылая, хмурая, ненастная.

Ознакомление с литературой:

«Хотела галка пить» Л.Н.Толстой (чтение, беседа) Опыты с водой.

Мамин-Сибиряк. «Сказка о храбром зайце – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», (беседа по содержанию).

В.Бианки «Хвосты» (чтение). Игра «Где, чей хвост?».

А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало» (заучивание).

Развитие элементарных математических представлений

Геометр. фигуры (размер). Сравнение. Цифра и число 3. (состав). Прямой, обратный счет. Свойства предметов (цвет, форма, размер).

Анализ и сравнение предметов (наложение). Понятия: равенство, неравенство. Уравнивание предметов. Образование числа 4. счёт на слух, на ощупь.

Понятие большой – маленький. Формирование предметов по указанному признаку. Число и цифра 4. прямой и обратный счёт.

Сравнение предметов по длине и высоте (наложение). Образование числа 5. состав. Соотнесение с количеством предметов. Счёт на слух, ощупь. Согласование числ., с сущ. (длинный, короткий, высокий, низкий).

Социальное развитие:

«С кем я дружу» (формировать положительную реакцию на других людей, расширять знания о себе, развитие понимания взаимозависимости людей и их необходимости друг другу). Рассматривание рисунков «Вместе – тесно, а врозь – хоть плачь»).

«Докучать и дразнить» (формирование положительного самопринятия и принятия других людей, формирование чувства уверенности в себе и окружающем). С.Михалков «Дядя Степа». Беседа по содержанию.

ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Рисование:

«Птица» (строение, пропорции тела) Цв. Карандаши. «Птицы улетают в теплые края…» (изображение птиц высоко в небе –«клином», техника «примакивание»).

«Мшка-Топтыжка» (выполнение рисунка с использованием шаблонов округлых и овальных форм). Декоративное рисование «Дымковская игрушка» (элементы росписи на заготовленных силуэтах).

«Слон» (выполнение рисунка с использованием шаблонов округлых и овальных форм, смешивание красок: белого и чёрного цвета). «Декоративное панно» (рисование в круге, использование растительных элементов).

«Осенний лес» (по сырому листу).  «Краски осени» (акварель). Рисование ярко окрашенных листьев простой формы. Сличение красок основных и промежуточных цветов.

Лепка:

«Птичка» (конструктивным способом из 2-х частей).

«Лиса» (конструктивным способом из 3-х частей)

«Обезьянка» (конструктивным способом из 5-ти частей).

Дары осени «Грибы в лукошке». (лепка предметов конструктивным способом из двух частей).

Аппликация:

«Птица на ветке» (из готовых геом. форм).

«Зайка» (из листьев).

«Бегемот» (из листьев).

«Дерево в осеннем уборе» (обрывание).

Патриотическое воспитание:

Природа на участке детского сада (наблюдения, экскурсия). Чтение художественных произведений Е.Чарушина, М.Пришвина, В.Бианки.

Рассказ о Жигулевских горах, о животных нашего края.

Рассказ о Жигулевском Море (водохранилище), о г. Жигулевске, происхождении названия машины «Жигули».

Отражение наблюдений в календаре природы, в рисунках,  рассматривание иллюстраций, на которых изображена природа края осенью.

Конструктивная деятельность:

«Птица» (из плоскостных геометр. Фигур, из счетных палочек).

Силуэт  зайца из плоскостных геом. фигур. Дерево из счетных палочек (на слух).

«Кенгуру» (составление фигуры – силуэта). Дерево из счетных палочек (на слух).

«Забор», «Лопатка» (счетные палочки – по образцу).

Ручной труд:

«Птички» (жёлуди, шишки ели, пластилин, семена подсолнуха).

«Ёжик» (пластилин, семена подсолнуха)

«Страусы в зоопарке» (шишки сосны, пластилин).

Украсим коврик» (из геом. фигур: симметрия, периодичность).

Коррекционная ритмика:

Развитие внимания «полет» пальчиковая игра «здравствуй». Логопедическая гимнастика, движение со словами.

Коммуникативная игра «здравствуй, друг». Стихотворение с движениями «Меж еловых лап». Упражнение на развитие мимики.

Развитие внимания «Белый медведь», пальчиковая игра «снеговик», игра «ветер северный», стихотворение с движениями. Чистоговорка «П – П’».

Распевка «осенние листья». Ритмическая игра «Лёшкин клен». Чистоговорка. Танец осенних листьев: пальчиковая игра «Осень».

Развитие мелкой моторики:

Скворечник, птенчики в гнезде, птичка филин (Цвынтарный), «чижи» (Е.Пожиленко).

«Волк и лиса». «Зайка и зеркало», «Зайка и ушки», «Зайка и барабан», «Зайчик в норке», «Мышка» (Е.Пожиленко).

«Крокодил», «Краб», «Слон», «Верблюд», «Жираф». (Цвынтарный).

«Ветер северный подул» (Е.Пожиленко), «Корзина», «Грабли» (Цвынтарный).

Развитие высших психических функций:

Д/и «Посмотри, запомни, назови» (зрит. Память и внимание), «Что пропустили?» (не назвали?) (работа по карте схеме), «Четвертый лишний» (развитие мышления). «Чего не стало?» (зрительное внимание и память).

Д/и «Разложи по порядку» (воспрю температуры года).

Формирование навыков учебной деятельности:

Учить внимательно слушать педагога, отвечать на вопросы полными предложениями.

Учить детей дополнять ответы и исправлять ошибочные ответы сверстников.

Продолжать учить поддерживать диалог и задавать вопросы: «Кто это?», «Что делает?», «Где живет?».

Учить адекватно оценивать свои ответы и ответы сверстников.

Рекомендации родителям:

Чтение произведений В.Бианки, Е.Чарушина, М.Пришвина о птицах.

Выполнение домашнего задания, чтение произведений тех же авторов.

Сводить ребенка на экскурсию в зоопарк, цирк. Составление рассказа по впечатлениям.

Изготовление книжек малюток об осени.

НОЯБРЬ

Содержание разделов по неделям месяца:

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Лексическая тема:

«Человек» «Моя семья»

«Одежда».

 «Головные уборы».

«Обувь»

«Мебель»

Ознакомление с окружающим:

Знания ребенка о себе: имя, фамилия, возраст. Знание состава семьи: имя, отчество, место работы родителей.

Название одежды, ее детали. Назначение (в зависимости от времени года). Уход за одеждой, головными уборами.

Название обуви, её детали. Материал, из которого сделаны. Уход за обувью.

Название и назначение мебели, её части, уход за мебелью.

Развитие речи:

Употребление предлогов: около, между. Составление рассказов о семье.

Образование относительных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

Образование существ. именительного и родительного падежей мн. числа. Употребление предлогов: под, над, внутри, между.

Образование относит. прилаг-х. соглавование сущ-х в роде, числе. Образование сущ-х с уменьш.-ласкательными суффиксами. Употребление предлогов: под, над, внутри.

Подготовка к обучению грамоте:

Звуки Л и К’. Буква К. Определение позиции звука в словах (в середине слова). Анализ слогов, слов типа (мак), печатание. Чтение слогов, простых слов.

Звуки М и М’. Буква М. определение позиции звука в словах (в середине слова). Деление слов на слоги, определение ударного слога. Моделирование, печатание.

Звуки: «А, У, И, Э». Определение позиции звука в словах. Чтение слогов, простых слов, печатание. Деление слов на слоги, определение ударного слога.

Звук Л _ Л’. Буква Л. Определение позиции звука в словах. Чтение обратных, прямых слогов и простых слов. Предложение, количество слов в предложении.

Словарная работа:

Семья, родственники, дядя, тётя, фамилия, имя, мужчина, женщина, ребенок, взрослый, детский, здоровый, больной, дышать, нюхать, чувствовать, голос, речь.

Одежда, бельё, брюки, кофта, свитер, пальто, плащ, рукавицы, манжеты, кнопки, пояс, штанины, нижняя, верхняя, сезонная, шить, одевать, надевать, кепка, берет.

Обувь, туфли, босоножки, сапоги, тапочки, галоши, подошва, носок, женская, мужская, детская, резиновая, кожаная. Обувать, ремонтировать, промокать.

Стол (столешница, ножки), сиденье, спинка, матрац, табуретка, мягкий, удоьный, твёрдый, кухонный, сидеть, лежать, кушать, ставить, вытирать.

Ознакомление с литературой:

В.Катаев «Цветик – семицветик» (чтение, беседа по содержанию).

С.Я.Маршак «Вот какой рассеянный» (чтение, заучивание).

З.Александрова «Серёжа моет калоши» (чтение).

Сказка «Три медведя». «Откуда стол пришёл?» (составление рассказа по серии картинок).

Развитие элементарных математических представлений

Сравнение предметов по ширине (способ приложения). Употребление слов: широкий, узкий, шире – уже, самый широкий, самый узкий. Группировка предметов по этим признакам. Число и цифра 5.

Сравнение предметов по толщине (толстый – тонкий, самый толстый, самый тонкий). Число 5 (состав). Порядковый и обратный счет. Сравнение множеств. Уравнивание двумя способами.

Закрепление и обобщение представлений о размерах предметов. Учить сравнивать предметы по размеру. Выражать признаки сходства и различия в речи. Число и цифра 6.

Уточнить и закрепить образование числа 6. соотнесение с количеством и цифрой. Счёт на слух, на ощупь в счёте движений до 6-ти.

Социальное развитие:

«Одиночество» формирование положительного самопринятия и принятия других людей,  формирование чувства уверенности в себе и окружающем, формирование способов коммуникации, развитие понимания взаимозависимости людей и их необходимости друг другу. (Приход грустного гнома).

«Что ты хочешь носить?», развитие уверенности в себе, формирование собственной ценностной ориентации, демонстрация моделей, игра «Одень свою куклу».

ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Рисование:

«Портрет моей мамы» (симметричное распо-ложение глаз, бровей, носа, губ не заранее заготовленных силуэтах головы). «Это Я!» (пере-дача эмоции, настроения; симметричное расположение частей на заранее заготовленных силуэтах головы).

Декоративное рисование «Украшение сарафана» (элементы росписи на заготовленных силуэтах). «Косынка для куклы» (рисование на треугольном листе бумаги).

«Что за чудо сапоги» (декоративное рисование с элементами дымковской росписи на заранее заготовленных силуэтах).

«Скатерть дымковская» (декоративное рисование). «Украсим коврик» (элементы растительного орнамента, симметрия).

Лепка:

«Весёлый человечек» (строение фигуры человека, пропорциональные соотношения размеров головы и туловища).

«Человек в длинной одежде» (приемы выполнения конусной формы, примазывание, выполнение узора стекой (углубленный рельеф).

Декоративная лепка «Узор в круге» (сплющивание шариков пластилина, жгутики, налеп).

«Посуда для кухонного шкафа» (расплющивание, примазыванеи, вдавливание).

Аппликация:

«Весёлый Клоун» (из готовых геометрических форм, передача движений рук).

«Фартук для куклы» (симметрия, чередование).

«Узор в полоске» (из геометрических фигур: симметрия, последовательность).

«Коврик» (из кусочков ткани).

Патриотическое воспитание:

Тольятти – его улицы, памятные места. Наш район – Автозаводский. (фотографии, альбомы)

Труд родителей, промышленность Автозаводского района.

Виды транспорта в городе: автомобильный.

Виды транспорта в городе: железнодорожный, водный, воздушный.

Конструктивная деятельность:

Выкладывание фигуры человека из палочек, геометр. фигур, мозаики, (статичного и в движении).

Моделирование предметов одежды из геометричесикх форм.

Обведение по контуру, штриховка.

Конструирование мебели из палочек, геометр. фигур. Работа с планом комнаты.

Ручной труд:

«Букет» (из крылаток).

«Колпачок для Буратино» (цветная бумага, клей, нитки).

«Следы» (шаблон)

«Мебель» (коробки разных размеров, цветная бумага).

Коррекционная ритмика:

Двигательное упражнение «ты шагай», фонопедические упражнения, упражнения на внимание, стихотворение с движениями.

Логопедическая гимнастика, упражнения на развитие воображения, чистоговорка «М – М’».

Фонопедические упражнения, чистоговорка, упражнение на воображение, стихотворение с движениями А.Барто «Башмаки».

Упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки», фонопедические упр-я, пальчиковая игра «Мастера», чистоговорка «Л – Л».

Развитие мелкой моторики:

«Братец, принеси дрова!» (Е.Пожиленко), «Дружная семья» (В.Цвынтарный).

«Трапеция» (юбка) (В.Цвынтарный). «В понедельник я кроила» (Е.Пожиленко).

Шнуровка обуви, штриховка обуви, обведение по контуру.

«Стол, стул, кроватка, табуретка» (В.Цвынтарный).

Развитие высших психических функций:

Выполнение двух и трёхступенчатой инструкции в прямом и обратном порядке.

«Чего не хватает?» (детали одежды) (развитие внимания, памяти).

Д/и «Четвертый лишний» (с наглядной опорой и словесной инструкцией).

Д/и «Чего не хватает?» «Определи на ощупь», «Чего не стало?» (кухонная мебель).

Формирование навыков учебной деятельности:

Формировать навыки самоконтроля, учить адекватно оценивать свои возможности.

Учить внимательно слушать педагога, отвечать на вопросы полными предложениями. Учить доводить начатое дело до конца, не перебивать другого во время ответа.

Продолжать учить вести диалог, обращаясь к окружающим с вопросом: «Что это?, Где?, Какой? (ая, ое)».

Рекомендации родителям:

Составить рассказ о своей семье и нарисовать портрет своей семьи.

Вырезать одежду, разрезать на части и вклеить в тетрадь.

Продолжать учить выполнять шнуровки, закреплять умение застёгивать различные виды застёжек.

Сходить в мебельный магазин, закрепить название мебели.

ДЕКАБРЬ

Содержание разделов по неделям месяца:

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Лексическая тема:

«Посуда»

«Домашнее жилище»

«Электроприборы»

«Зима. Новогодний праздник».

Ознакомление с окружающим:

Название и назначение посуды. Кухонная, столовая, чайная: из чего изготавливают, применение в быту, уход за посудой.

Знание домашнего адреса. Кол-во этажей в доме где живет ребенок. Части дома: подъезд, лестница, лифт, квартира.

Название и назначение бытовых приборов. Правила безопасности при пользовании бытовыми приборами.

Признаки зимы, зимние месяцы. Длительность дня. Знакомство с историей новогоднего праздника в нашей стране.

Развитие речи:

Образ-ие относит. прила-гательных. Образование существ. имен. и родит. падеж. ед. и мн. числа. Образование ум. – ласкат. слов. Сост-ие описат. рассказа по схеме.

Образ-ие сложных пригаг. (одноэтажный и т.д.), образ-ие прилаг. От сущест-х. сост-ние рассказа.

Сост-е загадок – описаний об электроприборах. Подбор признаков и слов – действий к  сущест-м.

Образ. относ. прилаг-х от сущест-х. Образ-е однокоренных слов. Подбор призн. и слов – действий к существ..

Подготовка к обучению грамоте:

Звук и буква «О». Звуковой анализ двусложных слов с открытыми слогами с опорой на схему.

Различение твёрдых и мягких звуков Х – Х’. Буква  Х. повторение изученных звуков и букв.

Звуки «К – Х», К’ – Х’». звук и буква «Ы». различ. тверд. и мягких согласных.

Буква Ы. Звуковой анализ без опоры на готовую схему.

Словарная работа:

Чайная, столовая, кухонная, посуда, носик, донышко, крышка, чашка, блюдце, кофейник, половник, солонка, масленка, обеденный, глиняный, керамический, готовить, заваривать, наливать, жарить, вытирать, разбивать.

Дом, этаж, квартира, балкон, строить, возводить здание, чистить чердак, подвал, лифт, лестница, ремонтировать, многоподъездный, большой, многоэтажный, одноэтажный.

Телевизор, пылесос, люстра, видеомагнитофон, торшер, магнитофон, обогреватель, миксер, утюг, тостер, фен, вентил., микровол.печь, вилка, провод, розетка, гладить, стирать.

Мороз, лёд, иней, снег, гололёдица. Узоры, бахрома, снежинки, снеговик, снежки, зимовье, метель, кормушка, снегопад, буран, стужа, хлопья, суровая, лютая, вьюжная, студеная, рыхлый.

Ознакомление с литературой:

«Федорино горе» К.Чуковский (чтение, беседа по прочитанному).

«Рукавичка» (чтение, беседа) (русская народная сказка). «Три поросёнка» сказка.

Малые фольклорные формы (загадки об электроприборах).

«Снегурочка» (чтение, беседа) (русская народная сказка).

Развитие элементарных математических представлений

Образование числа «7». Последовательность чисел в прямом и обратном счете. Согласование числительного с существительным в роде, числе и падеже. Работа в тетради

Образование числа «8». Счет на слух и на ощупь. Прямой и обратный счёт. Порядковый счёт. Уравнивание множеств двумя способами.

Образование числа «9». Прямой и обратный счёт. Порядковый счёт. Счет на слух и на ощупь, в счёте движений.

Образование числа «!)». соотнесение числа с предметами. Последовательность чисел.

Социальное развитие:

Формирование положительного самопринятия и принятия других людей, формирование чувства уверенности в себе и окружающем, расширение знаний о себе и других, развивать представления детей о том, что вкусы бывают разными. Дегустация салатов.

Формирование у детей собственной ценностной ориентации по отношению к общественно принятым нормам и правилам поведения. Формирование способов коммуникации. Игра «Закончи фразу».

ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Рисование:

Декоративное рисование «Тарелка» (узор в круге) «Чашка для куклы» (элементы росписи на заготовленных силуэтах). (Ритмично располагая элементы узора, соблюдая симметрию).

«Многоэтажный дом» (гуашь. Прорисовка контуров этажей и цветные окна. Крупное изображение центрированное на листе бумаги). «Сказочный домик» (по представлению).

«Снежинки» (белая гуашь на синем фоне. Ориентировка на листе бумаги, симметричное расположение). «Заснеженные деревья спят в зимнем лесу» (прием наложения белой гуаши на другой цвет после выс-я).

«Снеговик с подарками» (белая гуашь на цветном фоне, дополн. Элементы после высых-я. Передача празднич. настря снеговика, распол. на листе бумаги). «Ветка с игруш-и» (рис-е каранд. и с натуры, неотрыв. штриховка).

Лепка:

«Чашка с блюдцем» (из нескольких частей, передача пропорц. отношений.

«Праздничное угощение к новоселью» (приёмы выпол-я конусной формы, примаз-я, выпол-я узора стекой (углуб. Рельеф).

«Ёлочные украшения» (из солёного теста – по наблонам).

«Снеговик» (пластилин и природный материал, приёмы конструктивной лепки).

Аппликация:

Аппликация:

Украшение посуды: «Чайный сервиз» (из готовых геоме-трических форм, симметрия).

«Разные дома» (резание по прямой, размещение на листе бумаги).

«Кокошник для Снегурочки» (декоративная аппликация в силуэте из геометрических фигур – симметрия, последовательность)

«В лесу родилась ёлочка». (1 п.- вырезание силуэта ёлочки из бумаги сложенной вдвое. 2 п. – из готовых фигур треуг.ф-мы раз-го разм. конструк-м способом. Изображ. снега спос-м обрывания. Распол. на листе бумаги.

Патриотическое воспитание:

Знакомство с предметами русского народного быта (экскурсия в музей «Хозяюшку»).

«Русская изба» (экспонаты в музее «Хозяюшка»).

Труд родителей на заводе (станки, электроприборы. Рассматривание альбома о ВАЗе).

Отображение наблюдений в календаре природы, в рисунках, рассм. иллюс-й на которых изображена природа края зимой.

Конструктивная деятельность:

Моделирование посуды из геометр. Форм (чайник – круг, полукруг, треугольник). Раб. со схемой сервировки стола.

Моделирование из геометр. фигур. Работа с планом комнаты.

Моделирование из палочек и геометр. форм.

«Санки» (из спичек). «Ёлка» (из счетных палочек – по образцу).

Ручной труд:

Изготовление посуды для с/р. игр. (баночки, упаковка, пластилин).

«Дома» (из обклеенных коробок разной высоты, ширины).

«Украшение для веранды» (упаковки из-под йогурта).

«Игрушки для новогодней ёлки».

Коррекционная ритмика:

Упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки», пальчиковая игра «вышла чашка погулять», логопедическая гимнастика для языка, чистоговорка.

Чистоговорка, пальчиковая игра «Строим дом», логопедическая гимнастика, отстукивание ритма на ложках, упражнение на развитие мимики.

Развитие мелкой моторики «Что за шум на кухне нашей», мимические упражнения, упражнение на развитие внимания, стихотворение с движением.

Чистоговорка «Холода», стих-е с движ. «Ёлка», логопед. гимнастика, песня с движениями «В лесу родилась ёлочка», пальчиковая игра «Снеговик».

Развитие мелкой моторики:

«Корзинка» (В.Цвынтарный. Обведение по контуру, штриховка).

«Домик», «Замок», Окно» (В.Цвынтарный) «Тук, тук молотком», «Пальчики-строители» (Е.Пожиленко).

«Что за шум на кухне этой». (Е.Пожиленко). «Телевизор» (В.Цвынтарный).

«Мы во двор пошли гулять…» Н.Нишева.*

Развитие высших психических функций:

Д/и «Унас порядок». (классификация чайной, столовой и кухонной посуды по словесной инструкции).

Д/и «Чего не хватает?» «Найди дом по описанию» (развитие памяти, внимания).

Д/и «Посмотри, запомни, назови» «Логические цепочки»: (утюг-одежда и т.д.) «Расставь предметы по порядку» (по словесной инструкции).

Д/и «Разложи по порядку «, (возрастание температуры). «К чему относится» (признаки зимы).

Формирование навыков учебной деятельности:

Формировать умение выполнять цепочку действий по заданному алгоритму.

Формировать умение действовать в соответствии с поставленной целью, искать пути её реализации. Доводить начатое до конца.

Продолжать учить слушать окружающих – не перебивать.

Форм-ть умение точно следовать указаниям пед-га, подчин. свои действия правилам.

Рекомендации родителям:

Привлекать детей к выполнению бытовых операций (сервировка и уборка стола, мытьё посуды).

Составить связный рассказ «Моя комната», «Мой уголок».

Закрепить правила безопасного пользования эл.приборами, нарисовать. Игра «Чем полезен, чем опасен».

Выучить с ребёнком стихотворение, загадку или песенку о зиме и новогоднем празднике.

ЯНВАРЬ

Содержание разделов по неделям месяца:

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Лексическая тема:

«Зимние забавы и развлечения».

«Домашние животные» (кто как зимует)

Дифферен-я домашних и диких животных. (животные зимой). «Домашние птицы»

 (как зимуют)

Ознакомление с окружающим:

Закрепить знания о зимних забавах, виды развлечений.

Внешний вид, повадки, пища, польза людям. Забота человека о домашних животных. Детёныши.

Сходство и различие домашних и диких животных. Внешний вид, где живут, чем питаются, какую пользу приносят? Забота о домашних птицах.

Развитие речи:

Образование прилагательных от существительных. Образование мн. числа им. и род. падежей. Составление рассказа о зимних забавах.

Образование притяжательных прилагательных. Составление описательного рассказа. Составление сравнительного рассказа.

Составление предложений с союзом «а». составление описательного рассказа с употреблением предлогов «под», «над», «между».

Подготовка к обучению грамоте:

Звуки «С – С’». Буква «С».повторение пройденных букв. Звуковой диктант. Нахождение букв среди других. Чтение слогов, слов.

Звуки «З –З’». буква «З». определение позиции звуков в словах, подбор слов на заданный звук, анализ слов типа «раки».

Дифференциация звуков «С – З». звуки «Б – Б’». звуковой диктант.

Словарная работа:

Зима, декабрь, январь, февраль, снегопад, пурга, метель, вьюга, буран, лыжи, коньки, санки, фигурное катание, хоккей, крепость, снежки, снежная баба, снеговик. Холодный, морозный, снежный, ясный. Падать, кружиться, кататься.

Лошадь, конь, жеребенок, овца, баран, ягненок, свинья, боров, поросенок, пёс, морда, рога, шерсть, хвост, кожа. Травоядные, млекопитающие, нужные, полезные. Кормить, ухаживать, ржать, мычать, блеять, мекать, хрюкать.

Медведь, лиса, ёж, заяц, белка, волк, барсук, корова, лошадь, коза, овца, кошка, собака, шуба, мех. Зимовать, питаться, кормить, поить. Слова из темы «Домашние животные».

Ознакомление с литературой:

Н.Носов «На горке» (чтение, беседа по содержанию).

Сказка «Три поросёнка». (чтение, обыгрывание эпизода сказки).

«Зимовье зверей» (чтении, беседа) (русская народная сказка).

Развитие элементарных математических представлений

Образование числа 10. счёт на слух и на ощупь. Согласование числительного 10 с существительными в роде и падеже.

Значение порядковых числительных. Закрепление навыков порядкового счёта. Определение пространственного отношения: между, перед, за.

Закрепить понятия: слева – справа – посередине в действиях с конкретными предлогами. Пространственные представления: впереди, сзади, на, над, под.

Социальное развитие:

«Никто меня не любит» (формирование чувства уверенности в себе и окружающем мире, формирование способов коммуникации. Игра «Скажи соседу комплемент». Игра «Твои поступки и чувства других».

«Горе». Учить осознанному восприятию и выражению своих чувств. Учиться понимать чувства других. Обучение способам преодоления негативных состояний.

ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Рисование:

«Зимние  забавы» (краски. Сюжетное рисование. Передача загораживания предметов. Выполнение изображений, расположенных ближе и дальше). «Мы гуляем на участке», (карандаши. Сюжетное рисование).

«Моё любимое домашнее животное» (гуашь. Ориентировка на листе бумаги, изображение в движении). «Собачья площадка».

«Зайка под ёлочкой» (белая гуашь на цветном фоне, дополнительные элементы после высыхания, клеевая кисть-шалунья. Передача времени года, расположение на листе бумаги). «Бабушкин двор» (рисование карандашами с натуры, неотрывная штриховка).

Лепка:

«Лыжники» (приёмы конструктивной лепки, передача характерных поз в движении).

«Козлёнок» (анализ игрушки, подбор кусков пластилина нужных размеров. Приёмы конструктивной лепки).

«Зайцы в лесу» (пластилин. Коллективная работа. Приёмы конструктивной лепки).

Аппликация:

«Снеговик» (резание по намеченному контуру. Размещение на листе бумаги).

«Ягнёнок» (выполнение изображения в технике обрывания. Передача динамики поз. Попытка отразить состояние ягнёнка).

«Дружба домашних и диких животных» (заяц и кролик из геометрических форм).

Патриотическое воспитание:

«Рассматривание и тактильное обследование предметов народного быта в свободное время».

Отражение наблюдений в календаре природы, в рисунках, рассматривание иллюстраций, на которых изображена природа края зимой.

«Животные родного края» Рассматривание иллюстраций, чтение произведений Е.Чарушина, В.Бианки.

Конструктивная деятельность:

Конструирование цифр и букв из спичек, счётных палочек. Картинки из частей.

«Собачка» стр. 64 (З.А.Михай-лова). моделирование цифр и букв из спичек, счётных палочек по заданному количеству на слух. Картинки из частей.

«Заяц» (из геометрических фигур) стр. 64 (З.А.Михайлова)

Ручной труд:

«Снежинки» (приемы складывания бумаги. Пальцевая и кистевая гимнастика: плавные синхронные движения рук).

«Котик» (из полосок бумаги).

«Наседка и цыплята» (из полосок бумаги).

Коррекционная ритмика:

Фонопедическое упражнение «Зима»: песня о зиме; игра «Ветер северный»; упр-е на координацию речи и движения «Зимние забавы»; ритмическое упражнение «Мороз»; игра «Заморожу».

Упр-е на координацию речи и движения «Умелые руки», фонопедические упражнения «Кто как кричит», упражнение на развитие внимания «На лошадке», упражнение «Смелый наездник».

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ «Лесные жители», чистоговорка. Логопедическая гимнастика (стр. 82 М.Ю.Картушина), упражнение на развитие внимания «На лошадке», упражнение «Смелый наездник».

Развитие мелкой моторики:

«Лопатка, санки» - В.Цвынтарный. «Мы во двор пошли гулять» - Н.Нишева (артикуляционная гимнастика).

«Лошадка, коза, кошка» - В.Цвынтарный. «5 поросят гуляли на просторе» - Н.Нишева.

«Лошадь, коза, кошка, собака» «Зайка и ушки, зайчик в норке, волк и лиса» - В.Цвынтарный. «Богат Ермошка2, «Мальчик с пальчик». Н.Нищева

Развитие высших психических функций:

Д/и «найди различия» (снеговики – сюжетные картинки). «Узнай по контуру» (зимние виды спорта).

Д/и «4-й лишний», «Логическая цепочка», Д/и «Кого не стало?».

Д/и «4-й лишний». «Найди различия и сходства».

Формирование навыков учебной деятельности:

Умение отвечать полным предложением. Адекватно оценивать ответы сверстников.

Развивать умение находить ошибки в ответах сверстников, при необходимости дополнять ответы.

Продолжать учить задавать вопросы сверстникам, адекватно оценивать свой ответ.

Рекомендации родителям:

Составить связный рассказ о зимних видах спорта, о зимних развлечениях.

Изготовить книжку-малютку с рассказом о своём любимце – собаке или кошке.

Прочитать книгу «Дружба зверей». (Сказка).

ФЕВРАЛЬ

Содержание разделов по неделям месяца:

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Лексическая тема:

«Домашние птицы» (как зимуют)

«Дифференциация домашних и диких птиц» (птицы зимой)

«Продукты питания»

«Материалы и инструменты. Профессии»

Ознакомление с окружающим:

Внешний вид, где живут, чем питаются, какую пользу приносят человеку. Забота о домашних птицах.

Сходства и различия во внешнем виде и повадках

Формирование представления о взаимосвязи организма и питания. Дать представление о полезных и вред. Продуктах..

Закреплять знания о военных профессиях, род деятельности, инструмент необходимый для работы.

Развитие речи:

Составление описательного рассказа. Предлоги: под, над, между.

Составление предложений с союзом «а». составление описательного рассказа. Предлоги: под, над, между.

Образование сущ.мн.числа им. и род. Падежа. Обра-зование относ.прил., согла-сование сущ. с местоиме-нием «мой», «моя», «моё».

Заучивание стихотворения «дуют ветры в феврале» (С.Я. Маршак).

Подготовка к обучению грамоте:

Дифференциация звуков «П – Б», «П’ – Б’», буква «Б». звук и буква «В». Звуковой диктант.

Звук «т». Звуки «Д – Д’». работа с деформированными предложениями.

Звук и буква «Д». диффе-ренциация звуков «Т –Д», «Т’ – Д’». последовательное выделение звуков в словах.

Звук и буква «Г». Звуки «К – К», «Г – Г» (разли-чение в слогах, словах, выделение на слух).

Словарная работа:

Селезень, индюшка, гусыня, клюв, лапы, крылья, курятник, насест, водоплавающие, высиживать, клевать, вылупляться, птичник.

Кормушка, зимовка, дикие, высиживать, летать, снегирь, клёст, свиристель,  поползень, дятел, синица, оседлые.

Продукты, холодильник, масло, кефир, сосиски, сардельки, молочные, мясные, растительные, мучные продукты.

Танкист, парашютист, артиллерист, приземляться, воздушные войска.

Ознакомление с литературой:

М.Пришвин «Ребята и утята» (беседа по содержанию)

Нанайская сказка «Айога» (чтение, беседа) Ненецкая сказка «Кукушка» (чтение, беседа)

Русская народная сказка «Каша из топора» (чтение и обсуждение)

Л.Кассиль «Твои защитники» (чтение, беседа по содержанию)

Развитие элементарных математических представлений

Части суток и составные частей суток. Настоящее, прошедшее, будущее (сегодня, завтра, вчера). Последовательность дней недели, месяцев в году..

Части суток и составные частей суток. Настоящее, прошедшее, будущее (сегодня, завтра, вчера). Последовательность дней недели, месяцев в году..

Называние и обозначение чисел от 1 до 10. счет от заданного числа. Понимание выражения: до, после, между, перед.

Знаки =, ≠. Число 0 и его обозначение. Состав чисел 2, 3. раскладывание чисел 2 и 3 на меньшие.

Социальное развитие:

«Ссора» (Формирование у детей собственной ценностной ориентации по отношению к общественно принятым нор-мам и правилам поведения, формирование способов ком-муникации.

«Спорящие лица». Формировать умение формулировать суть проблемы, конфликта и возможных путей ее разрешения. Лото «Спорящие лица».

ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Рисование:

«Петушок» «Бабушкин двор»

«Снегирь на ветке»

«Натюрморт»

Моя любимая игрушка»

Лепка:

«Курица с цыплятами»

«Кормушка» «Птица на кормушке»

«Кондитеры» «торт и пирожное» (соленое тесто)

«Военная техника»

Аппликация:

«Бабушкин двор» (коллективная работа)

«Снегирь на ветке»

«Праздничный торт»

«Открытка для папы»

Патриотическое воспитание:

«Край родной»

Птицы нашей местности

«Герб нашей группы»

«Где служил мой папа? Дедушка?»

Конструктивная деятельность:

Конструирование цифр и букв. «Монгольская игра» «Танграм». (Гусь – стр.48). З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для школьников»

Моделирование цифр и букв. Гусь, журавль – стр. 47, 48 З.А.Михайлова  «Игровые занимательные задачи для дошкольников».

Из счетных палочек, фасоли (по заданному кол-ву). «Картинки из частей».

«Ракета», «Танк», «Пароход» - стр.27 (из геометрических фигур)

Ручной труд:

«Наседка и цыплята» (из полосок бумаги).

«Кормушка», «Голуби» (оригами)

«Клоун» (из фантиков)

«Танк» (из спичечных коробок)

Коррекционная ритмика:

Развитие мелкой мотто-рики «Гусь»: развитие речевого дыхания и го-лоса. Упражнение на ко-ординацию речи и движе-ния. Фонопедические упр-я «Ктокак кричит».

Упражнение на внимание «Сорока». Упражнение на развитие мимических мышц. Речевое упр-е «Петушок». Упр-е на внимание. Игра «Филин».

Чистоговорка (стр. 96 М.Ю. Картушина). упр-е на внима-ние. Упр-е на корд-ю речи и движения. Разв-е мелкой мо-тор. «Мышка зернышко наш-ла». Стих. С движениями «Поедалочка». Игра «Яблочко».

Игра на развитие слухового внимания «На самолете». Речевая игра «Гости». Упражнение с флажками. Логопедии-ческая гимнастика. Игра «Горячий камень». Музы-кально-ритмическая композиция «Вперед гардемарины!»

Развитие мелкой моторики:

«Курочка, гусь, петушок» - стр.17. В.Цвынтарный. «Гусь» Н.Нищева.

«Птичка, филин» - стрю 20. «Курочка, гусь, петушок» - стр. 17 «Гусь» Н.Нищева.

«Корзинка для продуктов». «Мышка зернышко нашла» - стр. 44. Н.Нищева

«Ракета», «Танк», «Пароход» - стр 27. В.Цвынтарный.

Развитие высших психических функций:

Д/игра «4-й лишний», работа с налепицами (предметные и сюжетные).

«4-й лишний», «Кто, где живет?», «Кого не стало?», «Узнай по контуру».

Д/и «Что лишнее?» (овощи, фрукты). Д/и «Съедобное не съедобное». «Нелепицы».

«Сходства и различия» (рода войск).

Формирование навыков учебной деятельности:

Не перебивать сверстников и педагога, выполнять установленные правила.

Отвечать полным предложением при ответе, поднимать руку.

Продолжать воспитывать умение обращаться с вопросом. Не перебивать сверстников и педагога.

Продолжать учить доаодить начатое дело до конца. Проявлять настойчивость в достиженииеконечного результата.

Рекомендации родителям:

Прочесть рассказ Мамина – Сибиряка «Серая шейка».

Выучить загадки о домашних птицах. Чтение рассказов о диких птицах В.Бианки.

Сделать вместе с детьми книжки-малышки: «Продукты животного происхождения», «Продукты растительного происхождения», «Продукты необходимые детям для роста».

Составить рассказ «Где служил мой папа? Дедушка?»

МАРТ

Содержание разделов по неделям месяца:

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Лексическая тема:

«Материалы и инструменты» «8-е Марта – Женский день». «Профессии».

«Школа» (школьные принадлежности).

«К нам весна шагает…»

«Наша Родина – Россия». «Наш город».

Ознакомление с окружающим:

Закрепление знаний о женских профессиях. Труд наших мам бабушек.

Здание школы. Назначение школы. Школьный класс, школьные принадлежности. Профессия учителя, отличие школы от детского сада. Взаимодействие школы и семьи.

Признаки ранней весны. Весенние месяцы. Увеличение продолжительности дня, таяние снега, ледоход. Прилет птиц (первых), проталины. Первоцветы.

Знание нашей столицы, наз-е страны. Обществ-е здания в городе. Правила повед-я в обществ. Местах. Профессии людей, работающих в этих зданиях.

Развитие речи:

Образование женских профессий от мужских. Составление предложений по профессиям.

Согласование числительных с прилагательными и существительными, употребление слов в творительном падеже. Составление рассказа: «Почему я хожу в школу».

Многозначность слов(время идет, весна идет, дождь идет). Образование превосходной степени прилагательных (дни стали длиннее, ночи короче, солнце теплее).

Образование сложных сущ-х (одноэтажный, и т.д.). образование сложноподчиненных пред-й (я люблю свой город потому что он (какой?) красивый).

Подготовка к обучению грамоте:

Звук и буква «Л». Звуки «Л – Л’». Повторение изученных звуков и букв. Звуковой диктант.

Звук и буква «Ш». Ударение. Схема предложений. Анализ слов типа «шары».

Дифференциация звуков «Ш – С» Звук и буква «Ж». звуковой диктант

Дифференциация звуков «Ж – Ш», «Ж – З». деление слов на слоги.

Словарная работа:

Материал, стекло, пласт-масса, железо, глина, цел-лофан, металл, дерево, ле-пить, шить,  выпиливать, цветы, парикмахер, про-давец, воспитательница, заботливая, добрая, уха-живать.

Школа, пенал, учитель, класс, парта, школьники, ученики, урок, доска, карта, глобус, учиться, учить, заниматься, светлый, большой, чистый.

Проталины, подснежники, первоцветы, ледоход, ледо-кол, ранняя, сосулька, Жур-чание, прилет, весенние, тая-ние, гнездовье, сокодвижение

Стольца, родина, Россия, горожанин, житель, рос-сияне, село, правитель-ство, президент, Кремль, Дума, улица, аллея, пло-щадь, бульвар, сквер, парк Победы.

Ознакомление с литературой:

С.Михалков «Ачто у вас?» (чтение, заучивание отрывка)

В.Драгунский. «Заколдованная буква» (чтение, пересказ).

Ф.И.Тютчев «Весенние воды». (чтение, заучивание отрывка).

С.Баруздин «Страна, где мы живём» (чтение).

Развитие элементарных математических представлений

Расклад числа на 2 меньших, из 2 меньших составлять целое. Состав числа 6. учить счету по 2.

Счёт по 2. сложение. Знак (+). Состав числа 7 (на конкр. Предметах и на числовых карточках). Состав числа 7.

Состав числа 8. знак (-). Вычитание. Счет по 2 (парами).

Состав числа 9. закрепить навыки сложения и вычитания. Учить анализу: что было в начале, что получилось в результате действ.

Социальное развитие:

Влдопад желаний». Формирование положительного свмопринятия и принятия других людей. Формирование чувства уверенности в себе. Расширение знаний о себе и других.

«Обида». Учить осознанному восприятию своих чувств и чувств других людей, их причины, изменять их. Находить пути решения конфликтов, дать знания о том, что обижаться могут не только люди, но и вещи, и животные, растения.

ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Рисование:

«Портрет моей мамы»

«Школа моей мечты»

«Пришла весна» «Весенние цветы» (пальчиками, салфетки, бум.)

Улица города. Мой любимый город.

Лепка:

Цветы в вазе на плоскости).

Портфель (на плоскости)

Весенняя картинка на плоскости).

Наш город (на плоскости).

Аппликация:

«Праздничный букет». «Веточка мимозы».

«Я иду в школу».

«Весна в нашем городе».

Наша улица.

Патриотическое воспитание:

Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий, к профессии своих мамЮ бабушек.

Прививать уважение к учителям и сотрудникам школы, бережное отношение к школьным принадлежностям и школьному инвентарю (парты, доска, стул и т.д.)

Бережное отношение и охрана родной природы, подготовка к встрече перелетных птиц (изгот-е скворечников)

Озеленение города. Охрана природы в городе, борьба за чистоту в городе.

Конструктивная деятельность:

Моделирование цифры и буквы: из геометрических фигур – молоток, лопата. Моделирование человека из спичек и геометр. фигур.

Картинка «портфель» из 7-8 частей, из геометрических фигур и палочек

Скворечник из геометрических фигур. Цифра и буква из элементов и палочек.

Построение дома заданной этажности из геометрических фигур.

Ручной труд:

Тюльпан

Закладки для книги

Скворечник для огорода на окошке

Дома разные

Коррекционная ритмика:

Двигательные упр-я, ритмическая игра «Молоток», чистоговорка, упр-е на координацию речи и движения. Песня о маме.

Слушание музыки, упр-е на координ-ю речи и движения. Ритмический рисунок, песня о школе. Упр-е на развитие дыхания.

Фонопед. Упр-я по стих-ю «Весна» С.Данилова. пальчик. игра,  упр-е на корд. речи и движ-я. Песня о солнце (стр.150 М.Ю.Картушина).

«История о том, как гном построил дом». (стр. 170-174 М.Ю.Картушина)

Развитие мелкой моторики:

«Лопатка» - автор В.Цвынтарный. молоток из геометрических фигур, ножницы (2 ∆ и 2 О)

Работа с бусами, мелкая мозаика. «стол», «Стул» - автор В.Цвынтарный

«Наши алые цветочки» - автор Н.Нищева

«Тук, тук молотком» - автор Н.Нищева

Развитие высших психических функций:

«Узнай профессию» (по контуру и по движению). «Найди различия» (люди) «Нелепицы»

«4-й лишний» (классификация). Д/и «Чего не стало?»

Д/игра «Бывает – не бывает». Д/игра «Что сначала, что потом?»

Д/игра «Посмотри, запомни, назови». Д/игра «Послушай, запомни, назови»

Формирование навыков учебной деятельности:

Воспитывать умение подчинять свои интересы интересам коллектива, умение доводить начатое до конца

Умение внимательно слушать педагога, действовать в соответствии со словестной инструкцией

Уметь доводить начатое до конца. Проявлять старательность и терпение в процессе проявления трудностей.

Рекомендации родителям:

Составить и записать о профессии своей мамы. Рассказ на тему: «Кем я хочу быть?»

Экскурсия в школу. Рисунок на тему: «Школа моей мечты».

Рисунок «Весна в родном городе»

Рассказ по рисунку: «Весна в родном городе»

АПРЕЛЬ

Содержание разделов по неделям месяца:

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Лексическая тема:

«Наземный транспорт»

«День Космонавтики». «Воздушный транспорт»

«Водный транспорт»

«Весна» (изменения в живой природе

Ознакомление с окружающим:

Сравнение двух видов транспорта (автобус- троллейбус). Правила поведения на транспорте.

Знакомство с космосом. Обогащение словаря. Профессии людей, работающих на воздушном транспорте

Обогащение словаря по теме: профессии людей, работающих на транспорте

Животные весной (дикие животные), появление на-секомых, прилет птиц. Признаки речной весны (ледоход, половодье, разлив.

Развитие речи:

Составление описательного рассказа

Составление сравнительного рассказа о самолете и вертолете

Составление сравнительного рассказа о теплоходе и лодке

Составление рассказа о речной весне (по схеме)

Подготовка к обучению грамоте:

Звук и буква «Р». дифференциация звуков «Р – Р’». определение ударного звука.

Дифференциация звуков «Р – л». Звук и буква «Ц».

Дифференциация звуков «С – Ц». звук и буква «Ч».

Дифференциация звуков «Ч-С». Дифференциация звуков «Т – Ч».

Словарная работа:

Автобус, троллейбус, трамвай, поезд, электричка, метро, грузовик, спец.машины, шофер, груз.

Ракета, самолет, вертолет, штурвал, воздух, пилот, кабина, стюардесса, воздушный, спортивный, лететь.

Пароход, теплоход, катер, лодка, капитан, водный, плавать, каюта, трап, иллюминатор, рубка, подводный.

Речная, ледоход, шуга, половодье, разлив, лис-точки, насекомые, медве-дица, медвежата, ручейки, сокодвижение, почки

Ознакомление с литературой:

Г.А.Ладонщиков «Самокат» (чтение, заучивание отрывка)

Л.А.Обухова «Любимец века» (Гагарин) (чтение, беседа по содержанию). К.Кубилинскасс «Самолет» (заучивание).

И.Токмакова «Кораблик» (заучивание)

А.С.Пушкин (У лукоморья дуб зеленый…) (чтение, заучивание отрывка)

Развитие элементарных математических представлений

Состав числа 10. усвоение приемов вычитания в 10. учить считать примеры:  на сложение  и вычитание.

Дать представление об арии-фметической задаче. Учить со-ставлять задачи. Учить прави-льно отвечать на вопрос зада-чи по образцу. Обучать решать задачи.

Закрепление геометрических фигур. Учить решать задачи. Структура задачи (условие задачи, вопрос).

Учить детей сравнивать задачи на нахождение суммы и остатка. Закреп. простран. представления (дальше – ближе)

Социальное развитие:

«Как ты можешь видеть». Формирование положительное самопринятия и принятия других людей. Формирование чувства уверенности в себе и окружающем. Игры: «что я чувствую сейчас». «Догадайся, что произошло» «Оживи шар»

«Ребенок и кукла». Формирование способов коммуникаций. Развитие понимания, взаимозависимости друг другу. Игры: найди как можно больше отличий», «Поводырь». Рисунок «Новоселы»

ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Рисование:

«Наша Лада – то что надо!». «Пассажирский транспорт».

Космические корабли и космонавты. «Разные планеты».

«Весенние кораблики». «Вышли в море корабли».

«Весенние цветы». «Весенний луг» акварель, печатки.

Лепка:

Машина моей мечты

Космонавт

«Катер»

«Перелетные птицы» (лебеди, журавли).

Аппликация:

«Транспорт на нашей улице»

«Если только захотим – на Луну мы полетим!»

Глубокое море (бумажная мозаика)

«Ласточка» «Скворцы»

Патриотическое воспитание:

Волжский автомобильный завод. «Наша Лада – то что надо!»

«Если только захотим, мы и в космос полетим!» (воспитывать гордость за достижения в области космоса)

«Волга – русская река». «Самарская Лука»

Охрана природы

Конструктивная деятельность:

Выкладывание машины из палочек и геометрии-ческих форм. Разрезанные картинки (транспорт)

Выкладывание ракеты и самолета из палочек и геометрических форм. Разрезанные картинуи

Конструирование «кораблика, парохода» (см. В.Цвынтарного) картинка из частей

Скворечник из палочек, птицы из геометрических фигур. Картинки из частей.

Ручной труд:

Изготовление машин из спичечных коробков.

Ракета (объем-я), самолет (оригами)

Изготовление лодочки из бумаги

Насекомые (природ. и бросовый мат-л) пластилин

Коррекционная ритмика:

Упражнение на координацию речи и движения. Упражнения для пальчиков. Фонопедическая ритмика.

«Космическое путешествие» (стр. 140-143 М.Ю.Картушина)

Упр-е на дыхание, упражнение на внимание, упражнение на координацию речи и движения «Уморя». Логопедическая гимнастика.

Закличка «Солнышко – ведрышко», весенний хоровод. Фонопед. упр-е «Полюбуйся –весна», упр-е на координацию речи и движения.

Развитие мелкой моторики:

Пальчиковая гим-ка (см. «Е.Пожиленко»). цифры, буквы, счет на ощупь.

Цифры,  буквы, пальчиковая гим-ка. Мелкая мозаика (выкладывание по образцу)

Буквы, цифры, работа с геометрической мозаикой, со шнуровкой.

Буквы, цифры, пальчиковая гимнастика (см. Е.Пожиленко).

Развитие высших психических функций:

Сравнение двух машин (найди сходства и отличия). Загадки, классификация. Д/игра «4-й лишний».

Загадки, нелепицы, лабиринты, «4-й лишний» (с опорой на наж. словесно). «Посмотри, запомни, назови».

Сравнение перелетных птиц, скворечников, «;-й лишний», нелепицы.

Формирование навыков учебной деятельности:

Закрепить навык отвечать полным предложением, не перебивать педагогов, сверстников

Дополнять ответы других детей, исправлять по необходимости

Продолжать закреплять навык отвечать полным предложением «планирование собственной деятельности»

Продолжать закреплять навык ответа полным предложением

Рекомендации родителям:

Чтение произведения «Машины на нашей улице»

чтение рассказов, стихов о космосе, космонавтах, Юрие Гагарине

Чтение стихов, загадок о водном транспорте. Книжки – малышки

Чтение рассказов, стихов, загадок о весне. Книжки-малышки.

МАЙ

Содержание разделов по неделям месяца:

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Лексическая тема:

«9 мая – День Победы!»

«Комнатные растения»

«Рыбы» (аквариумные, речные)

«Насекомые»

Ознакомление с окружающим:

Уважение к памяти павших  воинов

Название растения, отличительные признаки растений. Уход за комнатными растениями.

Внешний вид, отличительные признаки, чем питаются.

Внешнее строение тела насекомых, название отдельных частей (голова, брюшко, крылья, ножки).польза или вред для людей и растений.

Развитие речи:

Заучивание стихотворения о празднике «День Победы»: «Парад».

Сравнение по стеблю, листьям, цветам, запаху

Сравнение рыб. Описательный рассказ. Рассказ сопоставление.

Сравнение насекомых.

Подготовка к обучению грамоте:

Звук и буква «Щ». Деформированные предложения.

Дифференциация звуков «Ч», «Щ» и «Т». Ударение.

Дифференциация звуков «Ц» и «Т». Звуковой диктант.

Звуковой диктант. Ударение.

Словарная работа:

Памятник, война, фашизм, немцы, партизаны, герои, труженики тыла, голод, победа, освобождение, лагерь.

Растения, садовые, полевые, комнатные цветы, корни, стебель, листья, бутон, лепестки, полив, польза, лекарство, пахучие, цвести, ухаживать, лечиться, расти.

Мальки, икринки, жабры, хвост, плавники, туловище, чешуя, аквариум, река, море, океан, ловить, откладывать, плавать, есть, охотиться.

Бабочка, комар, жук, муха, кузнечик, стрекоза, муравей, пчела, оса, паук, улей, дупло, нора, муравейник, кокон, усы, лапки, крылья, куколка.

Ознакомление с литературой:

Л.Кассиль «Памятник Советскому солдату». (чтение, беседа по содержанию)

Я.Колас «Цветок» (заучивание)

И.Токмакова. «Где спит рыбка» (заучивание)

В.Бианки. «Как муравьишка домой спешил» (чтение, работа по содержанию)

Развитие элементарных математических представлений

Учить решать задачи на увеличение  на несколько единиц (на конкретных предметах), Знаки: «>», «<», «=», «≠»

Учить детей составлять задачи всех видов по картинкам. Пространственные представления.  Знаки: «+», «-«, «>», «<», «=», «≠»

Закрепить умение читать примеры на сложение и вычитание. Поиск соседей (чисел, дней недели)

Закрепить знания геометрических фигур (цвет, форма, размер). Сравнение, различие, составление задач.

Социальное развитие:

«Как  можно все объяснить взрослым». Способствовать хорошим отношениям детей со взрослыми путем формирования умения объясняться (разыгрывание ситуаций, история из детства)

«Перетягивание каната». Формирование у детей собственной ценностной ориентации по отношению к общественно принятым нормам и правилам поведения, формирование способов коммуникаций. Развитие и понимание взаимозависимости людей и их необходимости друг другу. Игры: «Большой мешок», «держи мяч»

ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Рисование:

Праздник в нашем городе (набрызгивание). Открытки для ветеранов.

«Рисование с натуры». «Разные растения …»

«Рыбы в аквариуме» (воск, мелки, акварель). «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Бабочка» (монотипия), «Стрекоза» (кляксография)

Лепка:

«Военная техника»

Мое любимое комнатное растение

«Рыбы» (на плоск.). «Лисичка –сестричка и серый волк»

«Божья коровка», «Насекомые» (из природного материала)

Аппликация:

«Салют»

Комнатный цветок «Алоэ»

«Рыбки в аквариуме», «Подводное царство»

«Золотой луг». «Бабочка»

Патриотическое воспитание:

Уважение к памяти павших воинов

Походы «Туристические тропинки». Продолжение знакомства с «Самарской Лукой», рекой Волгой. Туристические тропинки на территории детского сада.

Конструктивная деятельность:

Картинки из частей. «Танграм» - монгольская игра.

Выкладывание из спичек различных звезд (по заданному количеству спичек). Монгольская игра «Памятник»

Картинки из частей. Геометрическая мозаика, палочки.

Картинки из частей геометрической фигуры (рыбы) из спичек

Ручной труд:

Изготовление танка из спичечных коробков

«Цветы»

Изготовление вуалехвостой рыбки из бросового материала

«Божья коровка» (грецкий орех)

Коррекционная ритмика:

Музыкально-ритмическая композиция «Вперед, гардемарины!». Упражнения на развитие внимания «Наши кони быстры», координ. речи и движения

Упражнения на развитие ми-мических мышц «Цветы», ди-намическая пауза «Принцес-са», фонопедическое упраж-нение «Колокольчики буди-ли». Весенний хоровод, музы-кально-ритмическая компози-ция «Волшебный цветок»

Песня с движениями «Рыбка» М.Красева. коммуникативная игра «Рыбки. Игра «Зеркало» на развитие творческих способностей, упражнение на координацию речи и движения «У моря»

Занятие: «Как муравьишка дом солнышка искал» (стр. 164 М.Ю.Картушина)

Развитие мелкой моторики:

Мелкая мозаика, шнуровки, пальчиковая гимнастика

Цифры из геометрических фигур и копирование в тетради узора,  шнуровка. Моделирование

Шнуровка, картинки из частей, мелкая мозаика (по образцу)

Моделирование цифр, букв. Д/и «Узнай на ощупь», пальчиковая гимнастика

Развитие высших психических функций:

Сравнение насекомых. Д/и «4-й лишний», нелепицы, загадки

Цифры и буквы. Игра «Найди различия», «Чего не хватает?», «Что к чему подходит?»

Д/игра «4-й лишний». Д/и «Узнай по описанию»

Сравнение рыб. Д/игра «4-й лишний» (с наглядной опорой и без нее)

Формирование навыков учебной деятельности:

Отвечать полным предложением

Закрепить умение планировать свою деятельность и умение отчитаться за нее

Отвечать полным предложением. Рассказ об этапах выполненной работы

Умение отчитываться о выполненной работе (своей и сверстника)

Рекомендации родителям:

Заучивание стихотворений и загадок о насекомых

Чтение произведений о победе в годы войны

Мини-альбом «Сад на окошке» (комнатные растения, рисунки и рассказы по ним)

Книжка-малышка «Мои домашние питомцы». Заучивание загадок, потешек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Новые подходы в реализации коррекционно-воспитательного процесса для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Современный этап развития общества выдвигает перед школой новые задачи. С особой силой ставится вопрос о поиске новых подходов совершенствования учебной, коррекционно- воспитательной работы по мобили...