КОМПЛЕКСНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ для детей с ТНР 6-7 лет.
учебно-методический материал
Основные задачи коррекционно-образовательного процесса:
- общее развитие воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, коррекция их психофизического развития, коррекция речевых нарушений, динамика индивидуального развития;
- создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями и склонностями;
- создание активной среды, направленной на самореализацию ребёнка в различных видах деятельности;
- взаимодействие всех участников образовательных отношений посредством интеграции содержания образовательного и коррекционно-развивающего процесса;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей в различных видах детской деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКСНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
для детей с ТНР 6-7 лет.
СЕНТЯБРЬ | Содержание разделов по неделям месяца: | ||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | ||
Лексическая тема: | Диагностика | Диагностика | «Сад». «Фрукты». «Ягоды». | «Огород». «Овощи». | |
Ознакомление с окружающим: | Диагностика | Диагностика | Уточнить представление о фруктах и ягодах. Понятие «урожай». Дифференциация фруктов и ягод. | Уточнить представление об овощах (место и способ произрастания). Понятие «сельское хозяйство». Дифференциация ягод, фруктов и овощей. | |
Развитие речи: | Диагностика | Диагностика | Образование относ-х прилаг-х, согласование в роде, числе и падеже. Подбор синонимов, антонимов. Рассказ-описание по схеме. | Образование относ-х прил-х, образование сущ-х мн. Числа им. И родит. Падежей. Подбор синонимов и антонимов. Загадки – описания. Рассказ-описание по схеме. | |
Подготовка к обучению грамоте: | Диагностика | Диагностика | Понятие «слово», понятие «звук». Гласный звук А. Буква А. Выделение первого звука. | Различение понятий «слово» и «звук». Звук У. Буква У. Выделение первого ударного гласного звука. | |
Словарная работа: | Диагностика | Диагностика | Куст, дерево, рыхлить, поливать, урожай – урожайный, яблоко – яблочный, сливы – сливовый, сладкое яблоко, кислый лимон … | Сельское хозяйство, сельскохозяйственная продукция, капуста – капустный, огурец – огуречный, крупный – мелкий … | |
Ознакомление с литературой: | Диагностика* | Диагностика | Ознакомление с малыми фольклорными формами (Загадки). | Н. Носов «Огурцы». (чтение, беседа по содержанию) | |
Развитие элементарных математических представлений | Диагностика | Диагностика | Геометр. Фигуры. Свойство предметов (цвет). Сравнение по цвету (цвет, форма). Цифра 1. (один – много – столько же). Прямой, обратный счет. | Геометр. фигуры. Сравнение по форме. Цифра 2. (пара). Конструирование из геом. фигур. | |
Социальное развитие: | Диагностика | Диагностика | «Какой ты, что тебе нравится?» Формирование чувства уверенности в себе и окружающем. Устанавливать сходства и различия людей. | «Я считаю себя хорошим». Развитие умения быть открытым для чувств, переживаний, разных мнений. К.Ушинский «Вместе тесно – врозь скучно». | |
ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Рисование: | Диагностика | Диагностика | «Натюрморт из фруктов»(акварель). Сличение красок и предметов основных и промежуточных цветов. Рисование предметов округлой и овальной формы. «Ветка Рябины». | «Натюрморт из овощей» (гуашь). Рисование предметов округлой и овальной формы. Смешивание двух красок (красный, желтый для получения оранжевого цвета). |
Лепка: | Диагностика | Диагностика | «Фрукты на блюде». Лепка предметов округлой и овальной формы, крупных и мелких. | «Овощи». (лепка предметов округлой и овальной формы). | |
Аппликация: | Диагностика | Диагностика | «Дары осени». (из готовых форм). Вырезывание вазы из тонированной (цветной) бумаги, сложенной вдвое. Красивое размещение вазы и фруктов. | «Корзина с овощами». Узнавание и называние овощей. Резание по прямой (корзина из полосок бумаги), овощи – из готовых форм. | |
Патриотическое воспитание: | Диагностика | Диагностика | Я, моя семья, мой дом, адрес, улица. | Ближайшее окружение, детский сад, труд людей в детском саду. | |
Конструктивная деятельность: | Диагностика | Диагностика | Машина для перевозки урожая. (из плоскостных геометрических фигур). | Деревья из счетных палочек (по зрительной инструкции). | |
Ручной труд: | Диагностика | Диагностика | Дары осени. (изготовление поделок из фруктов). | Дары осени. (изготовление поделок из овощей. | |
Коррекционная ритмика: | Диагностика | Диагностика | Спор фруктов и ягод. (Двигательные упражнения, пальчиковая игра «Здравствуй», русская народная закличка «Дождик, лей», «Ну-ка, повтори») | «Спор овощей» (фонопедические упражнения «осень» по методу В.Емельянова, хороводная игра «Здравствуй осень», общеразвивающие упражнения на огороде) с. 37 М.Ю.Картушина | |
Развитие мелкой моторики: | Диагностика | Диагностика | Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам. | Печатание геометрических форм, выкладывание букв и цифр из палочек. | |
Развитие высших психических функций: | Диагностика | Диагностика | Упражнения на классификацию предметов, сравнение 2-х предметов по 3-м и более признакам (фрукты). | Упражнение на классификацию предметов, сравнение 2-х предметов по 3-м и более признакам (овощи). | |
Формирование навыков учебной деятельности: | Умение слушать и понимать словесную инструкцию педагога. | Умение действовать в соответствии с образом. | Отвечать на вопросы полными предложениями, учить слушать собеседника. | ||
Рекомендации родителям: | Нацелить родителей на выполнение режима детского сада. Ознакомление с группой. | Консультация: «Развитие мелкой моторики рук». | Сходить на экскурсию в магазин фруктов, закреплять названия фруктов, ягод. | Сходить на экскурсию на овощной рынок. |
ОКТЯБРЬ | Содержание разделов по неделям месяца: | ||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | ||
Лексическая тема: | «Дикие птицы» (перелетные) | «Дикие животные» | Животные севера и жарких стран» | «Осень». (лес, деревья – лиственные, хвойные) | |
Ознакомление с окружающим: | Отличительные признаки: окрас перьев, хар-ые повадки. Строение птицы. Значение птиц в жизни людей. | Внешний вид, повадки, пища, жилище. Дикие животные и их детёныши. | Среда обитания. Внешний вид, пища. Детеныши. | Признаки осени. Осн. цвета и их оттенки. Строение деревьев. Сравнение хвойных и лиственных деревьев. Труд людей. | |
Развитие речи: | Составление сложносочиненных предложений с союзом а. использование простых предлогов. Сравнительный рассказ. | Образование притяжательных прилагательных. Образование творит. Падежа существит. мн. числа. Рассказ-описание по схеме. | Закрепление навыков образования притяжательных прилагательных. Составление описательного рассказа. Употребление предлогов между, около. | Согл. прилаг. с сущ. ед. и мн. числа. Образование сложных прилаг. Использование предложных конструкций. Составление сравнительного | |
Подготовка к обучению грамоте: | Звук И. Буква И. Выделение звука из начала и конца слова. Подбор слов на заданный звук. Анализ слогов типа АИ, УА. | Звук О. Буква О. определение позиции звука в словах, картинках. Деление слов на слоги. Чтение слогов. | Звуки П и П’. Буква П. определение позиции звука в середине слова. Деление слов на слоги. Развитие фонематического слуха. | Звук Э. Буква Э. определение позиции звука с середине слова. Деление слов на слоги. Чтение слогов. | |
Словарная работа: | Перелетные, крыло, клюв, оперение, коготки, лапки, корм, гнездо, стая, птенцы, зимовка, вить, высиживать, кормить. | Лосиха-лосенок, ежиха-ежонок, кабаниха-кабанёнок, волчица-волчонок, медведица-медвежонок, берлога, логово. Травоядный, хищный, грызть, охотиться. | Пустыня, бегемот, носорог, верблюд, кенгуру, жевать, нападать, слабый, сильный, дикие животные, спасаться. | Лиственные, хвойные, листопад, золотая, дожди, сырость, туман, летят, шелестят, шуршат, моросит, унылая, хмурая, ненастная. | |
Ознакомление с литературой: | «Хотела галка пить» Л.Н.Толстой (чтение, беседа) Опыты с водой. | Мамин-Сибиряк. «Сказка о храбром зайце – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», (беседа по содержанию). | В.Бианки «Хвосты» (чтение). Игра «Где, чей хвост?». | А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало» (заучивание). | |
Развитие элементарных математических представлений | Геометр. фигуры (размер). Сравнение. Цифра и число 3. (состав). Прямой, обратный счет. Свойства предметов (цвет, форма, размер). | Анализ и сравнение предметов (наложение). Понятия: равенство, неравенство. Уравнивание предметов. Образование числа 4. счёт на слух, на ощупь. | Понятие большой – маленький. Формирование предметов по указанному признаку. Число и цифра 4. прямой и обратный счёт. | Сравнение предметов по длине и высоте (наложение). Образование числа 5. состав. Соотнесение с количеством предметов. Счёт на слух, ощупь. Согласование числ., с сущ. (длинный, короткий, высокий, низкий). | |
Социальное развитие: | «С кем я дружу» (формировать положительную реакцию на других людей, расширять знания о себе, развитие понимания взаимозависимости людей и их необходимости друг другу). Рассматривание рисунков «Вместе – тесно, а врозь – хоть плачь»). | «Докучать и дразнить» (формирование положительного самопринятия и принятия других людей, формирование чувства уверенности в себе и окружающем). С.Михалков «Дядя Степа». Беседа по содержанию. | |||
ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Рисование: | «Птица» (строение, пропорции тела) Цв. Карандаши. «Птицы улетают в теплые края…» (изображение птиц высоко в небе –«клином», техника «примакивание»). | «Мшка-Топтыжка» (выполнение рисунка с использованием шаблонов округлых и овальных форм). Декоративное рисование «Дымковская игрушка» (элементы росписи на заготовленных силуэтах). | «Слон» (выполнение рисунка с использованием шаблонов округлых и овальных форм, смешивание красок: белого и чёрного цвета). «Декоративное панно» (рисование в круге, использование растительных элементов). | «Осенний лес» (по сырому листу). «Краски осени» (акварель). Рисование ярко окрашенных листьев простой формы. Сличение красок основных и промежуточных цветов. |
Лепка: | «Птичка» (конструктивным способом из 2-х частей). | «Лиса» (конструктивным способом из 3-х частей) | «Обезьянка» (конструктивным способом из 5-ти частей). | Дары осени «Грибы в лукошке». (лепка предметов конструктивным способом из двух частей). | |
Аппликация: | «Птица на ветке» (из готовых геом. форм). | «Зайка» (из листьев). | «Бегемот» (из листьев). | «Дерево в осеннем уборе» (обрывание). | |
Патриотическое воспитание: | Природа на участке детского сада (наблюдения, экскурсия). Чтение художественных произведений Е.Чарушина, М.Пришвина, В.Бианки. | Рассказ о Жигулевских горах, о животных нашего края. | Рассказ о Жигулевском Море (водохранилище), о г. Жигулевске, происхождении названия машины «Жигули». | Отражение наблюдений в календаре природы, в рисунках, рассматривание иллюстраций, на которых изображена природа края осенью. | |
Конструктивная деятельность: | «Птица» (из плоскостных геометр. Фигур, из счетных палочек). | Силуэт зайца из плоскостных геом. фигур. Дерево из счетных палочек (на слух). | «Кенгуру» (составление фигуры – силуэта). Дерево из счетных палочек (на слух). | «Забор», «Лопатка» (счетные палочки – по образцу). | |
Ручной труд: | «Птички» (жёлуди, шишки ели, пластилин, семена подсолнуха). | «Ёжик» (пластилин, семена подсолнуха) | «Страусы в зоопарке» (шишки сосны, пластилин). | Украсим коврик» (из геом. фигур: симметрия, периодичность). | |
Коррекционная ритмика: | Развитие внимания «полет» пальчиковая игра «здравствуй». Логопедическая гимнастика, движение со словами. | Коммуникативная игра «здравствуй, друг». Стихотворение с движениями «Меж еловых лап». Упражнение на развитие мимики. | Развитие внимания «Белый медведь», пальчиковая игра «снеговик», игра «ветер северный», стихотворение с движениями. Чистоговорка «П – П’». | Распевка «осенние листья». Ритмическая игра «Лёшкин клен». Чистоговорка. Танец осенних листьев: пальчиковая игра «Осень». | |
Развитие мелкой моторики: | Скворечник, птенчики в гнезде, птичка филин (Цвынтарный), «чижи» (Е.Пожиленко). | «Волк и лиса». «Зайка и зеркало», «Зайка и ушки», «Зайка и барабан», «Зайчик в норке», «Мышка» (Е.Пожиленко). | «Крокодил», «Краб», «Слон», «Верблюд», «Жираф». (Цвынтарный). | «Ветер северный подул» (Е.Пожиленко), «Корзина», «Грабли» (Цвынтарный). | |
Развитие высших психических функций: | Д/и «Посмотри, запомни, назови» (зрит. Память и внимание), «Что пропустили?» (не назвали?) (работа по карте схеме), «Четвертый лишний» (развитие мышления). «Чего не стало?» (зрительное внимание и память). | Д/и «Разложи по порядку» (воспрю температуры года). | |||
Формирование навыков учебной деятельности: | Учить внимательно слушать педагога, отвечать на вопросы полными предложениями. | Учить детей дополнять ответы и исправлять ошибочные ответы сверстников. | Продолжать учить поддерживать диалог и задавать вопросы: «Кто это?», «Что делает?», «Где живет?». | Учить адекватно оценивать свои ответы и ответы сверстников. | |
Рекомендации родителям: | Чтение произведений В.Бианки, Е.Чарушина, М.Пришвина о птицах. | Выполнение домашнего задания, чтение произведений тех же авторов. | Сводить ребенка на экскурсию в зоопарк, цирк. Составление рассказа по впечатлениям. | Изготовление книжек малюток об осени. |
НОЯБРЬ | Содержание разделов по неделям месяца: | ||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | ||
Лексическая тема: | «Человек» «Моя семья» | «Одежда». «Головные уборы». | «Обувь» | «Мебель» | |
Ознакомление с окружающим: | Знания ребенка о себе: имя, фамилия, возраст. Знание состава семьи: имя, отчество, место работы родителей. | Название одежды, ее детали. Назначение (в зависимости от времени года). Уход за одеждой, головными уборами. | Название обуви, её детали. Материал, из которого сделаны. Уход за обувью. | Название и назначение мебели, её части, уход за мебелью. | |
Развитие речи: | Употребление предлогов: около, между. Составление рассказов о семье. | Образование относительных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. | Образование существ. именительного и родительного падежей мн. числа. Употребление предлогов: под, над, внутри, между. | Образование относит. прилаг-х. соглавование сущ-х в роде, числе. Образование сущ-х с уменьш.-ласкательными суффиксами. Употребление предлогов: под, над, внутри. | |
Подготовка к обучению грамоте: | Звуки Л и К’. Буква К. Определение позиции звука в словах (в середине слова). Анализ слогов, слов типа (мак), печатание. Чтение слогов, простых слов. | Звуки М и М’. Буква М. определение позиции звука в словах (в середине слова). Деление слов на слоги, определение ударного слога. Моделирование, печатание. | Звуки: «А, У, И, Э». Определение позиции звука в словах. Чтение слогов, простых слов, печатание. Деление слов на слоги, определение ударного слога. | Звук Л _ Л’. Буква Л. Определение позиции звука в словах. Чтение обратных, прямых слогов и простых слов. Предложение, количество слов в предложении. | |
Словарная работа: | Семья, родственники, дядя, тётя, фамилия, имя, мужчина, женщина, ребенок, взрослый, детский, здоровый, больной, дышать, нюхать, чувствовать, голос, речь. | Одежда, бельё, брюки, кофта, свитер, пальто, плащ, рукавицы, манжеты, кнопки, пояс, штанины, нижняя, верхняя, сезонная, шить, одевать, надевать, кепка, берет. | Обувь, туфли, босоножки, сапоги, тапочки, галоши, подошва, носок, женская, мужская, детская, резиновая, кожаная. Обувать, ремонтировать, промокать. | Стол (столешница, ножки), сиденье, спинка, матрац, табуретка, мягкий, удоьный, твёрдый, кухонный, сидеть, лежать, кушать, ставить, вытирать. | |
Ознакомление с литературой: | В.Катаев «Цветик – семицветик» (чтение, беседа по содержанию). | С.Я.Маршак «Вот какой рассеянный» (чтение, заучивание). | З.Александрова «Серёжа моет калоши» (чтение). | Сказка «Три медведя». «Откуда стол пришёл?» (составление рассказа по серии картинок). | |
Развитие элементарных математических представлений | Сравнение предметов по ширине (способ приложения). Употребление слов: широкий, узкий, шире – уже, самый широкий, самый узкий. Группировка предметов по этим признакам. Число и цифра 5. | Сравнение предметов по толщине (толстый – тонкий, самый толстый, самый тонкий). Число 5 (состав). Порядковый и обратный счет. Сравнение множеств. Уравнивание двумя способами. | Закрепление и обобщение представлений о размерах предметов. Учить сравнивать предметы по размеру. Выражать признаки сходства и различия в речи. Число и цифра 6. | Уточнить и закрепить образование числа 6. соотнесение с количеством и цифрой. Счёт на слух, на ощупь в счёте движений до 6-ти. | |
Социальное развитие: | «Одиночество» формирование положительного самопринятия и принятия других людей, формирование чувства уверенности в себе и окружающем, формирование способов коммуникации, развитие понимания взаимозависимости людей и их необходимости друг другу. (Приход грустного гнома). | «Что ты хочешь носить?», развитие уверенности в себе, формирование собственной ценностной ориентации, демонстрация моделей, игра «Одень свою куклу». | |||
ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Рисование: | «Портрет моей мамы» (симметричное распо-ложение глаз, бровей, носа, губ не заранее заготовленных силуэтах головы). «Это Я!» (пере-дача эмоции, настроения; симметричное расположение частей на заранее заготовленных силуэтах головы). | Декоративное рисование «Украшение сарафана» (элементы росписи на заготовленных силуэтах). «Косынка для куклы» (рисование на треугольном листе бумаги). | «Что за чудо сапоги» (декоративное рисование с элементами дымковской росписи на заранее заготовленных силуэтах). | «Скатерть дымковская» (декоративное рисование). «Украсим коврик» (элементы растительного орнамента, симметрия). |
Лепка: | «Весёлый человечек» (строение фигуры человека, пропорциональные соотношения размеров головы и туловища). | «Человек в длинной одежде» (приемы выполнения конусной формы, примазывание, выполнение узора стекой (углубленный рельеф). | Декоративная лепка «Узор в круге» (сплющивание шариков пластилина, жгутики, налеп). | «Посуда для кухонного шкафа» (расплющивание, примазыванеи, вдавливание). | |
Аппликация: | «Весёлый Клоун» (из готовых геометрических форм, передача движений рук). | «Фартук для куклы» (симметрия, чередование). | «Узор в полоске» (из геометрических фигур: симметрия, последовательность). | «Коврик» (из кусочков ткани). | |
Патриотическое воспитание: | Тольятти – его улицы, памятные места. Наш район – Автозаводский. (фотографии, альбомы) | Труд родителей, промышленность Автозаводского района. | Виды транспорта в городе: автомобильный. | Виды транспорта в городе: железнодорожный, водный, воздушный. | |
Конструктивная деятельность: | Выкладывание фигуры человека из палочек, геометр. фигур, мозаики, (статичного и в движении). | Моделирование предметов одежды из геометричесикх форм. | Обведение по контуру, штриховка. | Конструирование мебели из палочек, геометр. фигур. Работа с планом комнаты. | |
Ручной труд: | «Букет» (из крылаток). | «Колпачок для Буратино» (цветная бумага, клей, нитки). | «Следы» (шаблон) | «Мебель» (коробки разных размеров, цветная бумага). | |
Коррекционная ритмика: | Двигательное упражнение «ты шагай», фонопедические упражнения, упражнения на внимание, стихотворение с движениями. | Логопедическая гимнастика, упражнения на развитие воображения, чистоговорка «М – М’». | Фонопедические упражнения, чистоговорка, упражнение на воображение, стихотворение с движениями А.Барто «Башмаки». | Упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки», фонопедические упр-я, пальчиковая игра «Мастера», чистоговорка «Л – Л’». | |
Развитие мелкой моторики: | «Братец, принеси дрова!» (Е.Пожиленко), «Дружная семья» (В.Цвынтарный). | «Трапеция» (юбка) (В.Цвынтарный). «В понедельник я кроила» (Е.Пожиленко). | Шнуровка обуви, штриховка обуви, обведение по контуру. | «Стол, стул, кроватка, табуретка» (В.Цвынтарный). | |
Развитие высших психических функций: | Выполнение двух и трёхступенчатой инструкции в прямом и обратном порядке. | «Чего не хватает?» (детали одежды) (развитие внимания, памяти). | Д/и «Четвертый лишний» (с наглядной опорой и словесной инструкцией). | Д/и «Чего не хватает?» «Определи на ощупь», «Чего не стало?» (кухонная мебель). | |
Формирование навыков учебной деятельности: | Формировать навыки самоконтроля, учить адекватно оценивать свои возможности. | Учить внимательно слушать педагога, отвечать на вопросы полными предложениями. Учить доводить начатое дело до конца, не перебивать другого во время ответа. | Продолжать учить вести диалог, обращаясь к окружающим с вопросом: «Что это?, Где?, Какой? (ая, ое)». | ||
Рекомендации родителям: | Составить рассказ о своей семье и нарисовать портрет своей семьи. | Вырезать одежду, разрезать на части и вклеить в тетрадь. | Продолжать учить выполнять шнуровки, закреплять умение застёгивать различные виды застёжек. | Сходить в мебельный магазин, закрепить название мебели. |
ДЕКАБРЬ | Содержание разделов по неделям месяца: | ||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | ||
Лексическая тема: | «Посуда» | «Домашнее жилище» | «Электроприборы» | «Зима. Новогодний праздник». | |
Ознакомление с окружающим: | Название и назначение посуды. Кухонная, столовая, чайная: из чего изготавливают, применение в быту, уход за посудой. | Знание домашнего адреса. Кол-во этажей в доме где живет ребенок. Части дома: подъезд, лестница, лифт, квартира. | Название и назначение бытовых приборов. Правила безопасности при пользовании бытовыми приборами. | Признаки зимы, зимние месяцы. Длительность дня. Знакомство с историей новогоднего праздника в нашей стране. | |
Развитие речи: | Образ-ие относит. прила-гательных. Образование существ. имен. и родит. падеж. ед. и мн. числа. Образование ум. – ласкат. слов. Сост-ие описат. рассказа по схеме. | Образ-ие сложных пригаг. (одноэтажный и т.д.), образ-ие прилаг. От сущест-х. сост-ние рассказа. | Сост-е загадок – описаний об электроприборах. Подбор признаков и слов – действий к сущест-м. | Образ. относ. прилаг-х от сущест-х. Образ-е однокоренных слов. Подбор призн. и слов – действий к существ.. | |
Подготовка к обучению грамоте: | Звук и буква «О». Звуковой анализ двусложных слов с открытыми слогами с опорой на схему. | Различение твёрдых и мягких звуков Х – Х’. Буква Х. повторение изученных звуков и букв. | Звуки «К – Х», К’ – Х’». звук и буква «Ы». различ. тверд. и мягких согласных. | Буква Ы. Звуковой анализ без опоры на готовую схему. | |
Словарная работа: | Чайная, столовая, кухонная, посуда, носик, донышко, крышка, чашка, блюдце, кофейник, половник, солонка, масленка, обеденный, глиняный, керамический, готовить, заваривать, наливать, жарить, вытирать, разбивать. | Дом, этаж, квартира, балкон, строить, возводить здание, чистить чердак, подвал, лифт, лестница, ремонтировать, многоподъездный, большой, многоэтажный, одноэтажный. | Телевизор, пылесос, люстра, видеомагнитофон, торшер, магнитофон, обогреватель, миксер, утюг, тостер, фен, вентил., микровол.печь, вилка, провод, розетка, гладить, стирать. | Мороз, лёд, иней, снег, гололёдица. Узоры, бахрома, снежинки, снеговик, снежки, зимовье, метель, кормушка, снегопад, буран, стужа, хлопья, суровая, лютая, вьюжная, студеная, рыхлый. | |
Ознакомление с литературой: | «Федорино горе» К.Чуковский (чтение, беседа по прочитанному). | «Рукавичка» (чтение, беседа) (русская народная сказка). «Три поросёнка» сказка. | Малые фольклорные формы (загадки об электроприборах). | «Снегурочка» (чтение, беседа) (русская народная сказка). | |
Развитие элементарных математических представлений | Образование числа «7». Последовательность чисел в прямом и обратном счете. Согласование числительного с существительным в роде, числе и падеже. Работа в тетради | Образование числа «8». Счет на слух и на ощупь. Прямой и обратный счёт. Порядковый счёт. Уравнивание множеств двумя способами. | Образование числа «9». Прямой и обратный счёт. Порядковый счёт. Счет на слух и на ощупь, в счёте движений. | Образование числа «!)». соотнесение числа с предметами. Последовательность чисел. | |
Социальное развитие: | Формирование положительного самопринятия и принятия других людей, формирование чувства уверенности в себе и окружающем, расширение знаний о себе и других, развивать представления детей о том, что вкусы бывают разными. Дегустация салатов. | Формирование у детей собственной ценностной ориентации по отношению к общественно принятым нормам и правилам поведения. Формирование способов коммуникации. Игра «Закончи фразу». | |||
ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Рисование: | Декоративное рисование «Тарелка» (узор в круге) «Чашка для куклы» (элементы росписи на заготовленных силуэтах). (Ритмично располагая элементы узора, соблюдая симметрию). | «Многоэтажный дом» (гуашь. Прорисовка контуров этажей и цветные окна. Крупное изображение центрированное на листе бумаги). «Сказочный домик» (по представлению). | «Снежинки» (белая гуашь на синем фоне. Ориентировка на листе бумаги, симметричное расположение). «Заснеженные деревья спят в зимнем лесу» (прием наложения белой гуаши на другой цвет после выс-я). | «Снеговик с подарками» (белая гуашь на цветном фоне, дополн. Элементы после высых-я. Передача празднич. настря снеговика, распол. на листе бумаги). «Ветка с игруш-и» (рис-е каранд. и с натуры, неотрыв. штриховка). |
Лепка: | «Чашка с блюдцем» (из нескольких частей, передача пропорц. отношений. | «Праздничное угощение к новоселью» (приёмы выпол-я конусной формы, примаз-я, выпол-я узора стекой (углуб. Рельеф). | «Ёлочные украшения» (из солёного теста – по наблонам). | «Снеговик» (пластилин и природный материал, приёмы конструктивной лепки). | |
Аппликация: Аппликация: | Украшение посуды: «Чайный сервиз» (из готовых геоме-трических форм, симметрия). | «Разные дома» (резание по прямой, размещение на листе бумаги). | «Кокошник для Снегурочки» (декоративная аппликация в силуэте из геометрических фигур – симметрия, последовательность) | «В лесу родилась ёлочка». (1 п.- вырезание силуэта ёлочки из бумаги сложенной вдвое. 2 п. – из готовых фигур треуг.ф-мы раз-го разм. конструк-м способом. Изображ. снега спос-м обрывания. Распол. на листе бумаги. | |
Патриотическое воспитание: | Знакомство с предметами русского народного быта (экскурсия в музей «Хозяюшку»). | «Русская изба» (экспонаты в музее «Хозяюшка»). | Труд родителей на заводе (станки, электроприборы. Рассматривание альбома о ВАЗе). | Отображение наблюдений в календаре природы, в рисунках, рассм. иллюс-й на которых изображена природа края зимой. | |
Конструктивная деятельность: | Моделирование посуды из геометр. Форм (чайник – круг, полукруг, треугольник). Раб. со схемой сервировки стола. | Моделирование из геометр. фигур. Работа с планом комнаты. | Моделирование из палочек и геометр. форм. | «Санки» (из спичек). «Ёлка» (из счетных палочек – по образцу). | |
Ручной труд: | Изготовление посуды для с/р. игр. (баночки, упаковка, пластилин). | «Дома» (из обклеенных коробок разной высоты, ширины). | «Украшение для веранды» (упаковки из-под йогурта). | «Игрушки для новогодней ёлки». | |
Коррекционная ритмика: | Упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки», пальчиковая игра «вышла чашка погулять», логопедическая гимнастика для языка, чистоговорка. | Чистоговорка, пальчиковая игра «Строим дом», логопедическая гимнастика, отстукивание ритма на ложках, упражнение на развитие мимики. | Развитие мелкой моторики «Что за шум на кухне нашей», мимические упражнения, упражнение на развитие внимания, стихотворение с движением. | Чистоговорка «Холода», стих-е с движ. «Ёлка», логопед. гимнастика, песня с движениями «В лесу родилась ёлочка», пальчиковая игра «Снеговик». | |
Развитие мелкой моторики: | «Корзинка» (В.Цвынтарный. Обведение по контуру, штриховка). | «Домик», «Замок», Окно» (В.Цвынтарный) «Тук, тук молотком», «Пальчики-строители» (Е.Пожиленко). | «Что за шум на кухне этой». (Е.Пожиленко). «Телевизор» (В.Цвынтарный). | «Мы во двор пошли гулять…» Н.Нишева.* | |
Развитие высших психических функций: | Д/и «Унас порядок». (классификация чайной, столовой и кухонной посуды по словесной инструкции). | Д/и «Чего не хватает?» «Найди дом по описанию» (развитие памяти, внимания). | Д/и «Посмотри, запомни, назови» «Логические цепочки»: (утюг-одежда и т.д.) «Расставь предметы по порядку» (по словесной инструкции). | Д/и «Разложи по порядку «, (возрастание температуры). «К чему относится» (признаки зимы). | |
Формирование навыков учебной деятельности: | Формировать умение выполнять цепочку действий по заданному алгоритму. | Формировать умение действовать в соответствии с поставленной целью, искать пути её реализации. Доводить начатое до конца. | Продолжать учить слушать окружающих – не перебивать. | Форм-ть умение точно следовать указаниям пед-га, подчин. свои действия правилам. | |
Рекомендации родителям: | Привлекать детей к выполнению бытовых операций (сервировка и уборка стола, мытьё посуды). | Составить связный рассказ «Моя комната», «Мой уголок». | Закрепить правила безопасного пользования эл.приборами, нарисовать. Игра «Чем полезен, чем опасен». | Выучить с ребёнком стихотворение, загадку или песенку о зиме и новогоднем празднике. |
ЯНВАРЬ | Содержание разделов по неделям месяца: | ||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | ||
Лексическая тема: | «Зимние забавы и развлечения». | «Домашние животные» (кто как зимует) | Дифферен-я домашних и диких животных. (животные зимой). «Домашние птицы» (как зимуют) | ||
Ознакомление с окружающим: | Закрепить знания о зимних забавах, виды развлечений. | Внешний вид, повадки, пища, польза людям. Забота человека о домашних животных. Детёныши. | Сходство и различие домашних и диких животных. Внешний вид, где живут, чем питаются, какую пользу приносят? Забота о домашних птицах. | ||
Развитие речи: | Образование прилагательных от существительных. Образование мн. числа им. и род. падежей. Составление рассказа о зимних забавах. | Образование притяжательных прилагательных. Составление описательного рассказа. Составление сравнительного рассказа. | Составление предложений с союзом «а». составление описательного рассказа с употреблением предлогов «под», «над», «между». | ||
Подготовка к обучению грамоте: | Звуки «С – С’». Буква «С».повторение пройденных букв. Звуковой диктант. Нахождение букв среди других. Чтение слогов, слов. | Звуки «З –З’». буква «З». определение позиции звуков в словах, подбор слов на заданный звук, анализ слов типа «раки». | Дифференциация звуков «С – З». звуки «Б – Б’». звуковой диктант. | ||
Словарная работа: | Зима, декабрь, январь, февраль, снегопад, пурга, метель, вьюга, буран, лыжи, коньки, санки, фигурное катание, хоккей, крепость, снежки, снежная баба, снеговик. Холодный, морозный, снежный, ясный. Падать, кружиться, кататься. | Лошадь, конь, жеребенок, овца, баран, ягненок, свинья, боров, поросенок, пёс, морда, рога, шерсть, хвост, кожа. Травоядные, млекопитающие, нужные, полезные. Кормить, ухаживать, ржать, мычать, блеять, мекать, хрюкать. | Медведь, лиса, ёж, заяц, белка, волк, барсук, корова, лошадь, коза, овца, кошка, собака, шуба, мех. Зимовать, питаться, кормить, поить. Слова из темы «Домашние животные». | ||
Ознакомление с литературой: | Н.Носов «На горке» (чтение, беседа по содержанию). | Сказка «Три поросёнка». (чтение, обыгрывание эпизода сказки). | «Зимовье зверей» (чтении, беседа) (русская народная сказка). | ||
Развитие элементарных математических представлений | Образование числа 10. счёт на слух и на ощупь. Согласование числительного 10 с существительными в роде и падеже. | Значение порядковых числительных. Закрепление навыков порядкового счёта. Определение пространственного отношения: между, перед, за. | Закрепить понятия: слева – справа – посередине в действиях с конкретными предлогами. Пространственные представления: впереди, сзади, на, над, под. | ||
Социальное развитие: | «Никто меня не любит» (формирование чувства уверенности в себе и окружающем мире, формирование способов коммуникации. Игра «Скажи соседу комплемент». Игра «Твои поступки и чувства других». | «Горе». Учить осознанному восприятию и выражению своих чувств. Учиться понимать чувства других. Обучение способам преодоления негативных состояний. | |||
ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Рисование: | «Зимние забавы» (краски. Сюжетное рисование. Передача загораживания предметов. Выполнение изображений, расположенных ближе и дальше). «Мы гуляем на участке», (карандаши. Сюжетное рисование). | «Моё любимое домашнее животное» (гуашь. Ориентировка на листе бумаги, изображение в движении). «Собачья площадка». | «Зайка под ёлочкой» (белая гуашь на цветном фоне, дополнительные элементы после высыхания, клеевая кисть-шалунья. Передача времени года, расположение на листе бумаги). «Бабушкин двор» (рисование карандашами с натуры, неотрывная штриховка). | |
Лепка: | «Лыжники» (приёмы конструктивной лепки, передача характерных поз в движении). | «Козлёнок» (анализ игрушки, подбор кусков пластилина нужных размеров. Приёмы конструктивной лепки). | «Зайцы в лесу» (пластилин. Коллективная работа. Приёмы конструктивной лепки). | ||
Аппликация: | «Снеговик» (резание по намеченному контуру. Размещение на листе бумаги). | «Ягнёнок» (выполнение изображения в технике обрывания. Передача динамики поз. Попытка отразить состояние ягнёнка). | «Дружба домашних и диких животных» (заяц и кролик из геометрических форм). | ||
Патриотическое воспитание: | «Рассматривание и тактильное обследование предметов народного быта в свободное время». | Отражение наблюдений в календаре природы, в рисунках, рассматривание иллюстраций, на которых изображена природа края зимой. | «Животные родного края» Рассматривание иллюстраций, чтение произведений Е.Чарушина, В.Бианки. | ||
Конструктивная деятельность: | Конструирование цифр и букв из спичек, счётных палочек. Картинки из частей. | «Собачка» стр. 64 (З.А.Михай-лова). моделирование цифр и букв из спичек, счётных палочек по заданному количеству на слух. Картинки из частей. | «Заяц» (из геометрических фигур) стр. 64 (З.А.Михайлова) | ||
Ручной труд: | «Снежинки» (приемы складывания бумаги. Пальцевая и кистевая гимнастика: плавные синхронные движения рук). | «Котик» (из полосок бумаги). | «Наседка и цыплята» (из полосок бумаги). | ||
Коррекционная ритмика: | Фонопедическое упражнение «Зима»: песня о зиме; игра «Ветер северный»; упр-е на координацию речи и движения «Зимние забавы»; ритмическое упражнение «Мороз»; игра «Заморожу». | Упр-е на координацию речи и движения «Умелые руки», фонопедические упражнения «Кто как кричит», упражнение на развитие внимания «На лошадке», упражнение «Смелый наездник». | ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ «Лесные жители», чистоговорка. Логопедическая гимнастика (стр. 82 М.Ю.Картушина), упражнение на развитие внимания «На лошадке», упражнение «Смелый наездник». | ||
Развитие мелкой моторики: | «Лопатка, санки» - В.Цвынтарный. «Мы во двор пошли гулять» - Н.Нишева (артикуляционная гимнастика). | «Лошадка, коза, кошка» - В.Цвынтарный. «5 поросят гуляли на просторе» - Н.Нишева. | «Лошадь, коза, кошка, собака» «Зайка и ушки, зайчик в норке, волк и лиса» - В.Цвынтарный. «Богат Ермошка2, «Мальчик с пальчик». Н.Нищева | ||
Развитие высших психических функций: | Д/и «найди различия» (снеговики – сюжетные картинки). «Узнай по контуру» (зимние виды спорта). | Д/и «4-й лишний», «Логическая цепочка», Д/и «Кого не стало?». | Д/и «4-й лишний». «Найди различия и сходства». | ||
Формирование навыков учебной деятельности: | Умение отвечать полным предложением. Адекватно оценивать ответы сверстников. | Развивать умение находить ошибки в ответах сверстников, при необходимости дополнять ответы. | Продолжать учить задавать вопросы сверстникам, адекватно оценивать свой ответ. | ||
Рекомендации родителям: | Составить связный рассказ о зимних видах спорта, о зимних развлечениях. | Изготовить книжку-малютку с рассказом о своём любимце – собаке или кошке. | Прочитать книгу «Дружба зверей». (Сказка). |
ФЕВРАЛЬ | Содержание разделов по неделям месяца: | ||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | ||
Лексическая тема: | «Домашние птицы» (как зимуют) | «Дифференциация домашних и диких птиц» (птицы зимой) | «Продукты питания» | «Материалы и инструменты. Профессии» | |
Ознакомление с окружающим: | Внешний вид, где живут, чем питаются, какую пользу приносят человеку. Забота о домашних птицах. | Сходства и различия во внешнем виде и повадках | Формирование представления о взаимосвязи организма и питания. Дать представление о полезных и вред. Продуктах.. | Закреплять знания о военных профессиях, род деятельности, инструмент необходимый для работы. | |
Развитие речи: | Составление описательного рассказа. Предлоги: под, над, между. | Составление предложений с союзом «а». составление описательного рассказа. Предлоги: под, над, между. | Образование сущ.мн.числа им. и род. Падежа. Обра-зование относ.прил., согла-сование сущ. с местоиме-нием «мой», «моя», «моё». | Заучивание стихотворения «дуют ветры в феврале» (С.Я. Маршак). | |
Подготовка к обучению грамоте: | Дифференциация звуков «П – Б», «П’ – Б’», буква «Б». звук и буква «В». Звуковой диктант. | Звук «т». Звуки «Д – Д’». работа с деформированными предложениями. | Звук и буква «Д». диффе-ренциация звуков «Т –Д», «Т’ – Д’». последовательное выделение звуков в словах. | Звук и буква «Г». Звуки «К – К», «Г – Г» (разли-чение в слогах, словах, выделение на слух). | |
Словарная работа: | Селезень, индюшка, гусыня, клюв, лапы, крылья, курятник, насест, водоплавающие, высиживать, клевать, вылупляться, птичник. | Кормушка, зимовка, дикие, высиживать, летать, снегирь, клёст, свиристель, поползень, дятел, синица, оседлые. | Продукты, холодильник, масло, кефир, сосиски, сардельки, молочные, мясные, растительные, мучные продукты. | Танкист, парашютист, артиллерист, приземляться, воздушные войска. | |
Ознакомление с литературой: | М.Пришвин «Ребята и утята» (беседа по содержанию) | Нанайская сказка «Айога» (чтение, беседа) Ненецкая сказка «Кукушка» (чтение, беседа) | Русская народная сказка «Каша из топора» (чтение и обсуждение) | Л.Кассиль «Твои защитники» (чтение, беседа по содержанию) | |
Развитие элементарных математических представлений | Части суток и составные частей суток. Настоящее, прошедшее, будущее (сегодня, завтра, вчера). Последовательность дней недели, месяцев в году.. | Части суток и составные частей суток. Настоящее, прошедшее, будущее (сегодня, завтра, вчера). Последовательность дней недели, месяцев в году.. | Называние и обозначение чисел от 1 до 10. счет от заданного числа. Понимание выражения: до, после, между, перед. | Знаки =, ≠. Число 0 и его обозначение. Состав чисел 2, 3. раскладывание чисел 2 и 3 на меньшие. | |
Социальное развитие: | «Ссора» (Формирование у детей собственной ценностной ориентации по отношению к общественно принятым нор-мам и правилам поведения, формирование способов ком-муникации. | «Спорящие лица». Формировать умение формулировать суть проблемы, конфликта и возможных путей ее разрешения. Лото «Спорящие лица». | |||
ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Рисование: | «Петушок» «Бабушкин двор» | «Снегирь на ветке» | «Натюрморт» | Моя любимая игрушка» |
Лепка: | «Курица с цыплятами» | «Кормушка» «Птица на кормушке» | «Кондитеры» «торт и пирожное» (соленое тесто) | «Военная техника» | |
Аппликация: | «Бабушкин двор» (коллективная работа) | «Снегирь на ветке» | «Праздничный торт» | «Открытка для папы» | |
Патриотическое воспитание: | «Край родной» | Птицы нашей местности | «Герб нашей группы» | «Где служил мой папа? Дедушка?» | |
Конструктивная деятельность: | Конструирование цифр и букв. «Монгольская игра» «Танграм». (Гусь – стр.48). З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для школьников» | Моделирование цифр и букв. Гусь, журавль – стр. 47, 48 З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников». | Из счетных палочек, фасоли (по заданному кол-ву). «Картинки из частей». | «Ракета», «Танк», «Пароход» - стр.27 (из геометрических фигур) | |
Ручной труд: | «Наседка и цыплята» (из полосок бумаги). | «Кормушка», «Голуби» (оригами) | «Клоун» (из фантиков) | «Танк» (из спичечных коробок) | |
Коррекционная ритмика: | Развитие мелкой мотто-рики «Гусь»: развитие речевого дыхания и го-лоса. Упражнение на ко-ординацию речи и движе-ния. Фонопедические упр-я «Ктокак кричит». | Упражнение на внимание «Сорока». Упражнение на развитие мимических мышц. Речевое упр-е «Петушок». Упр-е на внимание. Игра «Филин». | Чистоговорка (стр. 96 М.Ю. Картушина). упр-е на внима-ние. Упр-е на корд-ю речи и движения. Разв-е мелкой мо-тор. «Мышка зернышко наш-ла». Стих. С движениями «Поедалочка». Игра «Яблочко». | Игра на развитие слухового внимания «На самолете». Речевая игра «Гости». Упражнение с флажками. Логопедии-ческая гимнастика. Игра «Горячий камень». Музы-кально-ритмическая композиция «Вперед гардемарины!» | |
Развитие мелкой моторики: | «Курочка, гусь, петушок» - стр.17. В.Цвынтарный. «Гусь» Н.Нищева. | «Птичка, филин» - стрю 20. «Курочка, гусь, петушок» - стр. 17 «Гусь» Н.Нищева. | «Корзинка для продуктов». «Мышка зернышко нашла» - стр. 44. Н.Нищева | «Ракета», «Танк», «Пароход» - стр 27. В.Цвынтарный. | |
Развитие высших психических функций: | Д/игра «4-й лишний», работа с налепицами (предметные и сюжетные). | «4-й лишний», «Кто, где живет?», «Кого не стало?», «Узнай по контуру». | Д/и «Что лишнее?» (овощи, фрукты). Д/и «Съедобное не съедобное». «Нелепицы». | «Сходства и различия» (рода войск). | |
Формирование навыков учебной деятельности: | Не перебивать сверстников и педагога, выполнять установленные правила. | Отвечать полным предложением при ответе, поднимать руку. | Продолжать воспитывать умение обращаться с вопросом. Не перебивать сверстников и педагога. | Продолжать учить доаодить начатое дело до конца. Проявлять настойчивость в достиженииеконечного результата. | |
Рекомендации родителям: | Прочесть рассказ Мамина – Сибиряка «Серая шейка». | Выучить загадки о домашних птицах. Чтение рассказов о диких птицах В.Бианки. | Сделать вместе с детьми книжки-малышки: «Продукты животного происхождения», «Продукты растительного происхождения», «Продукты необходимые детям для роста». | Составить рассказ «Где служил мой папа? Дедушка?» |
МАРТ | Содержание разделов по неделям месяца: | ||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | ||
Лексическая тема: | «Материалы и инструменты» «8-е Марта – Женский день». «Профессии». | «Школа» (школьные принадлежности). | «К нам весна шагает…» | «Наша Родина – Россия». «Наш город». | |
Ознакомление с окружающим: | Закрепление знаний о женских профессиях. Труд наших мам бабушек. | Здание школы. Назначение школы. Школьный класс, школьные принадлежности. Профессия учителя, отличие школы от детского сада. Взаимодействие школы и семьи. | Признаки ранней весны. Весенние месяцы. Увеличение продолжительности дня, таяние снега, ледоход. Прилет птиц (первых), проталины. Первоцветы. | Знание нашей столицы, наз-е страны. Обществ-е здания в городе. Правила повед-я в обществ. Местах. Профессии людей, работающих в этих зданиях. | |
Развитие речи: | Образование женских профессий от мужских. Составление предложений по профессиям. | Согласование числительных с прилагательными и существительными, употребление слов в творительном падеже. Составление рассказа: «Почему я хожу в школу». | Многозначность слов(время идет, весна идет, дождь идет). Образование превосходной степени прилагательных (дни стали длиннее, ночи короче, солнце теплее). | Образование сложных сущ-х (одноэтажный, и т.д.). образование сложноподчиненных пред-й (я люблю свой город потому что он (какой?) красивый). | |
Подготовка к обучению грамоте: | Звук и буква «Л». Звуки «Л – Л’». Повторение изученных звуков и букв. Звуковой диктант. | Звук и буква «Ш». Ударение. Схема предложений. Анализ слов типа «шары». | Дифференциация звуков «Ш – С» Звук и буква «Ж». звуковой диктант | Дифференциация звуков «Ж – Ш», «Ж – З». деление слов на слоги. | |
Словарная работа: | Материал, стекло, пласт-масса, железо, глина, цел-лофан, металл, дерево, ле-пить, шить, выпиливать, цветы, парикмахер, про-давец, воспитательница, заботливая, добрая, уха-живать. | Школа, пенал, учитель, класс, парта, школьники, ученики, урок, доска, карта, глобус, учиться, учить, заниматься, светлый, большой, чистый. | Проталины, подснежники, первоцветы, ледоход, ледо-кол, ранняя, сосулька, Жур-чание, прилет, весенние, тая-ние, гнездовье, сокодвижение | Стольца, родина, Россия, горожанин, житель, рос-сияне, село, правитель-ство, президент, Кремль, Дума, улица, аллея, пло-щадь, бульвар, сквер, парк Победы. | |
Ознакомление с литературой: | С.Михалков «Ачто у вас?» (чтение, заучивание отрывка) | В.Драгунский. «Заколдованная буква» (чтение, пересказ). | Ф.И.Тютчев «Весенние воды». (чтение, заучивание отрывка). | С.Баруздин «Страна, где мы живём» (чтение). | |
Развитие элементарных математических представлений | Расклад числа на 2 меньших, из 2 меньших составлять целое. Состав числа 6. учить счету по 2. | Счёт по 2. сложение. Знак (+). Состав числа 7 (на конкр. Предметах и на числовых карточках). Состав числа 7. | Состав числа 8. знак (-). Вычитание. Счет по 2 (парами). | Состав числа 9. закрепить навыки сложения и вычитания. Учить анализу: что было в начале, что получилось в результате действ. | |
Социальное развитие: | Влдопад желаний». Формирование положительного свмопринятия и принятия других людей. Формирование чувства уверенности в себе. Расширение знаний о себе и других. | «Обида». Учить осознанному восприятию своих чувств и чувств других людей, их причины, изменять их. Находить пути решения конфликтов, дать знания о том, что обижаться могут не только люди, но и вещи, и животные, растения. | |||
ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Рисование: | «Портрет моей мамы» | «Школа моей мечты» | «Пришла весна» «Весенние цветы» (пальчиками, салфетки, бум.) | Улица города. Мой любимый город. |
Лепка: | Цветы в вазе на плоскости). | Портфель (на плоскости) | Весенняя картинка на плоскости). | Наш город (на плоскости). | |
Аппликация: | «Праздничный букет». «Веточка мимозы». | «Я иду в школу». | «Весна в нашем городе». | Наша улица. | |
Патриотическое воспитание: | Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий, к профессии своих мамЮ бабушек. | Прививать уважение к учителям и сотрудникам школы, бережное отношение к школьным принадлежностям и школьному инвентарю (парты, доска, стул и т.д.) | Бережное отношение и охрана родной природы, подготовка к встрече перелетных птиц (изгот-е скворечников) | Озеленение города. Охрана природы в городе, борьба за чистоту в городе. | |
Конструктивная деятельность: | Моделирование цифры и буквы: из геометрических фигур – молоток, лопата. Моделирование человека из спичек и геометр. фигур. | Картинка «портфель» из 7-8 частей, из геометрических фигур и палочек | Скворечник из геометрических фигур. Цифра и буква из элементов и палочек. | Построение дома заданной этажности из геометрических фигур. | |
Ручной труд: | Тюльпан | Закладки для книги | Скворечник для огорода на окошке | Дома разные | |
Коррекционная ритмика: | Двигательные упр-я, ритмическая игра «Молоток», чистоговорка, упр-е на координацию речи и движения. Песня о маме. | Слушание музыки, упр-е на координ-ю речи и движения. Ритмический рисунок, песня о школе. Упр-е на развитие дыхания. | Фонопед. Упр-я по стих-ю «Весна» С.Данилова. пальчик. игра, упр-е на корд. речи и движ-я. Песня о солнце (стр.150 М.Ю.Картушина). | «История о том, как гном построил дом». (стр. 170-174 М.Ю.Картушина) | |
Развитие мелкой моторики: | «Лопатка» - автор В.Цвынтарный. молоток из геометрических фигур, ножницы (2 ∆ и 2 О) | Работа с бусами, мелкая мозаика. «стол», «Стул» - автор В.Цвынтарный | «Наши алые цветочки» - автор Н.Нищева | «Тук, тук молотком» - автор Н.Нищева | |
Развитие высших психических функций: | «Узнай профессию» (по контуру и по движению). «Найди различия» (люди) «Нелепицы» | «4-й лишний» (классификация). Д/и «Чего не стало?» | Д/игра «Бывает – не бывает». Д/игра «Что сначала, что потом?» | Д/игра «Посмотри, запомни, назови». Д/игра «Послушай, запомни, назови» | |
Формирование навыков учебной деятельности: | Воспитывать умение подчинять свои интересы интересам коллектива, умение доводить начатое до конца | Умение внимательно слушать педагога, действовать в соответствии со словестной инструкцией | Уметь доводить начатое до конца. Проявлять старательность и терпение в процессе проявления трудностей. | ||
Рекомендации родителям: | Составить и записать о профессии своей мамы. Рассказ на тему: «Кем я хочу быть?» | Экскурсия в школу. Рисунок на тему: «Школа моей мечты». | Рисунок «Весна в родном городе» | Рассказ по рисунку: «Весна в родном городе» |
АПРЕЛЬ | Содержание разделов по неделям месяца: | ||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | ||
Лексическая тема: | «Наземный транспорт» | «День Космонавтики». «Воздушный транспорт» | «Водный транспорт» | «Весна» (изменения в живой природе | |
Ознакомление с окружающим: | Сравнение двух видов транспорта (автобус- троллейбус). Правила поведения на транспорте. | Знакомство с космосом. Обогащение словаря. Профессии людей, работающих на воздушном транспорте | Обогащение словаря по теме: профессии людей, работающих на транспорте | Животные весной (дикие животные), появление на-секомых, прилет птиц. Признаки речной весны (ледоход, половодье, разлив. | |
Развитие речи: | Составление описательного рассказа | Составление сравнительного рассказа о самолете и вертолете | Составление сравнительного рассказа о теплоходе и лодке | Составление рассказа о речной весне (по схеме) | |
Подготовка к обучению грамоте: | Звук и буква «Р». дифференциация звуков «Р – Р’». определение ударного звука. | Дифференциация звуков «Р – л». Звук и буква «Ц». | Дифференциация звуков «С – Ц». звук и буква «Ч». | Дифференциация звуков «Ч-С». Дифференциация звуков «Т – Ч». | |
Словарная работа: | Автобус, троллейбус, трамвай, поезд, электричка, метро, грузовик, спец.машины, шофер, груз. | Ракета, самолет, вертолет, штурвал, воздух, пилот, кабина, стюардесса, воздушный, спортивный, лететь. | Пароход, теплоход, катер, лодка, капитан, водный, плавать, каюта, трап, иллюминатор, рубка, подводный. | Речная, ледоход, шуга, половодье, разлив, лис-точки, насекомые, медве-дица, медвежата, ручейки, сокодвижение, почки | |
Ознакомление с литературой: | Г.А.Ладонщиков «Самокат» (чтение, заучивание отрывка) | Л.А.Обухова «Любимец века» (Гагарин) (чтение, беседа по содержанию). К.Кубилинскасс «Самолет» (заучивание). | И.Токмакова «Кораблик» (заучивание) | А.С.Пушкин (У лукоморья дуб зеленый…) (чтение, заучивание отрывка) | |
Развитие элементарных математических представлений | Состав числа 10. усвоение приемов вычитания в 10. учить считать примеры: на сложение и вычитание. | Дать представление об арии-фметической задаче. Учить со-ставлять задачи. Учить прави-льно отвечать на вопрос зада-чи по образцу. Обучать решать задачи. | Закрепление геометрических фигур. Учить решать задачи. Структура задачи (условие задачи, вопрос). | Учить детей сравнивать задачи на нахождение суммы и остатка. Закреп. простран. представления (дальше – ближе) | |
Социальное развитие: | «Как ты можешь видеть». Формирование положительное самопринятия и принятия других людей. Формирование чувства уверенности в себе и окружающем. Игры: «что я чувствую сейчас». «Догадайся, что произошло» «Оживи шар» | «Ребенок и кукла». Формирование способов коммуникаций. Развитие понимания, взаимозависимости друг другу. Игры: найди как можно больше отличий», «Поводырь». Рисунок «Новоселы» | |||
ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Рисование: | «Наша Лада – то что надо!». «Пассажирский транспорт». | Космические корабли и космонавты. «Разные планеты». | «Весенние кораблики». «Вышли в море корабли». | «Весенние цветы». «Весенний луг» акварель, печатки. |
Лепка: | Машина моей мечты | Космонавт | «Катер» | «Перелетные птицы» (лебеди, журавли). | |
Аппликация: | «Транспорт на нашей улице» | «Если только захотим – на Луну мы полетим!» | Глубокое море (бумажная мозаика) | «Ласточка» «Скворцы» | |
Патриотическое воспитание: | Волжский автомобильный завод. «Наша Лада – то что надо!» | «Если только захотим, мы и в космос полетим!» (воспитывать гордость за достижения в области космоса) | «Волга – русская река». «Самарская Лука» | Охрана природы | |
Конструктивная деятельность: | Выкладывание машины из палочек и геометрии-ческих форм. Разрезанные картинки (транспорт) | Выкладывание ракеты и самолета из палочек и геометрических форм. Разрезанные картинуи | Конструирование «кораблика, парохода» (см. В.Цвынтарного) картинка из частей | Скворечник из палочек, птицы из геометрических фигур. Картинки из частей. | |
Ручной труд: | Изготовление машин из спичечных коробков. | Ракета (объем-я), самолет (оригами) | Изготовление лодочки из бумаги | Насекомые (природ. и бросовый мат-л) пластилин | |
Коррекционная ритмика: | Упражнение на координацию речи и движения. Упражнения для пальчиков. Фонопедическая ритмика. | «Космическое путешествие» (стр. 140-143 М.Ю.Картушина) | Упр-е на дыхание, упражнение на внимание, упражнение на координацию речи и движения «Уморя». Логопедическая гимнастика. | Закличка «Солнышко – ведрышко», весенний хоровод. Фонопед. упр-е «Полюбуйся –весна», упр-е на координацию речи и движения. | |
Развитие мелкой моторики: | Пальчиковая гим-ка (см. «Е.Пожиленко»). цифры, буквы, счет на ощупь. | Цифры, буквы, пальчиковая гим-ка. Мелкая мозаика (выкладывание по образцу) | Буквы, цифры, работа с геометрической мозаикой, со шнуровкой. | Буквы, цифры, пальчиковая гимнастика (см. Е.Пожиленко). | |
Развитие высших психических функций: | Сравнение двух машин (найди сходства и отличия). Загадки, классификация. Д/игра «4-й лишний». | Загадки, нелепицы, лабиринты, «4-й лишний» (с опорой на наж. словесно). «Посмотри, запомни, назови». | Сравнение перелетных птиц, скворечников, «;-й лишний», нелепицы. | ||
Формирование навыков учебной деятельности: | Закрепить навык отвечать полным предложением, не перебивать педагогов, сверстников | Дополнять ответы других детей, исправлять по необходимости | Продолжать закреплять навык отвечать полным предложением «планирование собственной деятельности» | Продолжать закреплять навык ответа полным предложением | |
Рекомендации родителям: | Чтение произведения «Машины на нашей улице» | чтение рассказов, стихов о космосе, космонавтах, Юрие Гагарине | Чтение стихов, загадок о водном транспорте. Книжки – малышки | Чтение рассказов, стихов, загадок о весне. Книжки-малышки. |
МАЙ | Содержание разделов по неделям месяца: | ||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | ||
Лексическая тема: | «9 мая – День Победы!» | «Комнатные растения» | «Рыбы» (аквариумные, речные) | «Насекомые» | |
Ознакомление с окружающим: | Уважение к памяти павших воинов | Название растения, отличительные признаки растений. Уход за комнатными растениями. | Внешний вид, отличительные признаки, чем питаются. | Внешнее строение тела насекомых, название отдельных частей (голова, брюшко, крылья, ножки).польза или вред для людей и растений. | |
Развитие речи: | Заучивание стихотворения о празднике «День Победы»: «Парад». | Сравнение по стеблю, листьям, цветам, запаху | Сравнение рыб. Описательный рассказ. Рассказ сопоставление. | Сравнение насекомых. | |
Подготовка к обучению грамоте: | Звук и буква «Щ». Деформированные предложения. | Дифференциация звуков «Ч», «Щ» и «Т». Ударение. | Дифференциация звуков «Ц» и «Т». Звуковой диктант. | Звуковой диктант. Ударение. | |
Словарная работа: | Памятник, война, фашизм, немцы, партизаны, герои, труженики тыла, голод, победа, освобождение, лагерь. | Растения, садовые, полевые, комнатные цветы, корни, стебель, листья, бутон, лепестки, полив, польза, лекарство, пахучие, цвести, ухаживать, лечиться, расти. | Мальки, икринки, жабры, хвост, плавники, туловище, чешуя, аквариум, река, море, океан, ловить, откладывать, плавать, есть, охотиться. | Бабочка, комар, жук, муха, кузнечик, стрекоза, муравей, пчела, оса, паук, улей, дупло, нора, муравейник, кокон, усы, лапки, крылья, куколка. | |
Ознакомление с литературой: | Л.Кассиль «Памятник Советскому солдату». (чтение, беседа по содержанию) | Я.Колас «Цветок» (заучивание) | И.Токмакова. «Где спит рыбка» (заучивание) | В.Бианки. «Как муравьишка домой спешил» (чтение, работа по содержанию) | |
Развитие элементарных математических представлений | Учить решать задачи на увеличение на несколько единиц (на конкретных предметах), Знаки: «>», «<», «=», «≠» | Учить детей составлять задачи всех видов по картинкам. Пространственные представления. Знаки: «+», «-«, «>», «<», «=», «≠» | Закрепить умение читать примеры на сложение и вычитание. Поиск соседей (чисел, дней недели) | Закрепить знания геометрических фигур (цвет, форма, размер). Сравнение, различие, составление задач. | |
Социальное развитие: | «Как можно все объяснить взрослым». Способствовать хорошим отношениям детей со взрослыми путем формирования умения объясняться (разыгрывание ситуаций, история из детства) | «Перетягивание каната». Формирование у детей собственной ценностной ориентации по отношению к общественно принятым нормам и правилам поведения, формирование способов коммуникаций. Развитие и понимание взаимозависимости людей и их необходимости друг другу. Игры: «Большой мешок», «держи мяч» | |||
ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Рисование: | Праздник в нашем городе (набрызгивание). Открытки для ветеранов. | «Рисование с натуры». «Разные растения …» | «Рыбы в аквариуме» (воск, мелки, акварель). «Сказка о рыбаке и рыбке» | «Бабочка» (монотипия), «Стрекоза» (кляксография) |
Лепка: | «Военная техника» | Мое любимое комнатное растение | «Рыбы» (на плоск.). «Лисичка –сестричка и серый волк» | «Божья коровка», «Насекомые» (из природного материала) | |
Аппликация: | «Салют» | Комнатный цветок «Алоэ» | «Рыбки в аквариуме», «Подводное царство» | «Золотой луг». «Бабочка» | |
Патриотическое воспитание: | Уважение к памяти павших воинов | Походы «Туристические тропинки». Продолжение знакомства с «Самарской Лукой», рекой Волгой. Туристические тропинки на территории детского сада. | |||
Конструктивная деятельность: | Картинки из частей. «Танграм» - монгольская игра. | Выкладывание из спичек различных звезд (по заданному количеству спичек). Монгольская игра «Памятник» | Картинки из частей. Геометрическая мозаика, палочки. | Картинки из частей геометрической фигуры (рыбы) из спичек | |
Ручной труд: | Изготовление танка из спичечных коробков | «Цветы» | Изготовление вуалехвостой рыбки из бросового материала | «Божья коровка» (грецкий орех) | |
Коррекционная ритмика: | Музыкально-ритмическая композиция «Вперед, гардемарины!». Упражнения на развитие внимания «Наши кони быстры», координ. речи и движения | Упражнения на развитие ми-мических мышц «Цветы», ди-намическая пауза «Принцес-са», фонопедическое упраж-нение «Колокольчики буди-ли». Весенний хоровод, музы-кально-ритмическая компози-ция «Волшебный цветок» | Песня с движениями «Рыбка» М.Красева. коммуникативная игра «Рыбки. Игра «Зеркало» на развитие творческих способностей, упражнение на координацию речи и движения «У моря» | Занятие: «Как муравьишка дом солнышка искал» (стр. 164 М.Ю.Картушина) | |
Развитие мелкой моторики: | Мелкая мозаика, шнуровки, пальчиковая гимнастика | Цифры из геометрических фигур и копирование в тетради узора, шнуровка. Моделирование | Шнуровка, картинки из частей, мелкая мозаика (по образцу) | Моделирование цифр, букв. Д/и «Узнай на ощупь», пальчиковая гимнастика | |
Развитие высших психических функций: | Сравнение насекомых. Д/и «4-й лишний», нелепицы, загадки | Цифры и буквы. Игра «Найди различия», «Чего не хватает?», «Что к чему подходит?» | Д/игра «4-й лишний». Д/и «Узнай по описанию» | Сравнение рыб. Д/игра «4-й лишний» (с наглядной опорой и без нее) | |
Формирование навыков учебной деятельности: | Отвечать полным предложением | Закрепить умение планировать свою деятельность и умение отчитаться за нее | Отвечать полным предложением. Рассказ об этапах выполненной работы | Умение отчитываться о выполненной работе (своей и сверстника) | |
Рекомендации родителям: | Заучивание стихотворений и загадок о насекомых | Чтение произведений о победе в годы войны | Мини-альбом «Сад на окошке» (комнатные растения, рисунки и рассказы по ним) | Книжка-малышка «Мои домашние питомцы». Заучивание загадок, потешек. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Новые подходы в реализации коррекционно-воспитательного процесса для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Современный этап развития общества выдвигает перед школой новые задачи. С особой силой ставится вопрос о поиске новых подходов совершенствования учебной, коррекционно- воспитательной работы по мобили...