«Игровые методы обучения детей бурятскому языку в ДОУ»
методическая разработка
Обучение любому языку в детском саду должно быть интересным и увлекательным. В нашем детском саду обучение строится на двух языках: русский и бурятский. Русский язык как государственный язык, бурятский язык как родной. Обучение бурятскому языку начинается с раннего возраста, а именно с первой младшей группы. Опыт работы показывает , что малыши прекрасно понимают тот язык на котором мы занимаемся.
К малышам приходят разные герои: куклы в национальных костюмах, животные, птицы и др. Дети любят когда приходят в гости знакомые персонажи Баир и Туяна, чтобы поговорить на бурятском языке, послушать как они поют и рассказывают стишки. Так дети просят их помыть руки: «Гараа угаагты!- Мойте руки! Нюураа угаагты!-мойте лицо!», Дети также угощают их: «Баир, сай уугыш!- Баир, пей чай!, Хилээмэ эдиш - ешь хлеб!, Бууза эдиш!-ешь позы!», Туяна боово эдиш! - Туяна , ешь боовы!» Затем дети могут поиграть в игры:Покачаться на качелях «Саашаа- наашаа дуужэн даажан», скакать на лошадках «Чулэ- hылэ оодороо», играть в мяч: «Бум, бум бумбэгэ», звать солнышко « Наран, наран, наашаа».
Каждая игрушка в группах вызывает ассоциацию с каким - то словом, словосочетанием, песней или коротким стихотворением на бурятском языке, например, пианино, чтобы поиграть и спеть песню: « Эжыдээ дуратайб- маму я люблю», кегля как микрофон служит, чтобы спросить: « Ши хэн гэжэ нэрэтэйбши?- как тебя зовут?», продукты, чтобы сказать: « Эдиш- ешь, амтатай- вкусно», скакалка, чтобы сказать: « Дэбхэрэе - попрыгаем, собхорое-поскачем», кубики, чтобы сказать: «Томогэр - большой дом, заахангэр - маленький дом» и др. Картины и рисунки оформленные на стене групп также являются обучающим материалом. Например, наран - солнышко, можно разыгрывать разные ситуации: почему сегодня солнышко грустное – хухюутэй бэшэ , потому что мы на неё не посмотрели, Yүлэн-тучка хочет закрыть солнышко, давайте позовем солнышко: наран , наран наашаа, уулэн уулэн саашаа, и на календаре погоды отмечаем какая сегодня погода«Мүнөөдэрнаратайүдэр-сегодня солнечный день, үүлэтэйүдэр- облачный день, hалхитайүдэр- ветреный день».
В обучении бурятскому языку помогают пять пальчиков где каждый пальчик берет себе слово или словосочетание, например, на вопрос: «Что мы видим на улице?- Газаа юу харанабта?», дети с помощью пальчиков-помощников отвечают: «Барбаадай» (большой пальчик) – «Газаа наран байна- на улице есть солнце», «Батан туулай»(указательный пальчик) - « Газаа уулэн байна- на улице есть тучка», «Тоохон тобшо» (средний пальчик)- «Газаа шубуун байна- на улице есть птичка, «Толи байса»( безымянный пальчик)-«Газаа модон байна- на улице дерево», «Бишиихан шэгшуудэй»(мизинчик)- «Газаа гэр байна – на улице есть дом».
В старших группах все десять пальчиков помогают учить бурятский язык, по каждой тематике пальчикам присваиваются новые слова и новый вопрос: «Шинии эжы ямар бэ? - Какая твоя мама?» ( Моя мама красивая – мини эжы hайхан, Моя мама добрая-Минии эжы hайн и т.д)
Обучение детей бурятскому языку проходит не только на специальных занятиях, но и в течение дня в режимных моментах, на прогулке, но и на других образовательных мероприятиях (праздники, досуги, развлечения).
Ни один праздник не проходит без включения бурятских игр, песен, стихов, инсценировок: «Тук –тук, хэн тоншоноб?- Би шандаган. Хэрбээ ши, шандаган юумhаа, харуулыш утэр шэхэе!» Во время инсценирования песни нужно громче спеть слова героя зайки, затем показать зайку необычными движениями.
Любимая детьми бурятская подвижная игра: «Волк и тарбаганы», используется во время праздников, а также на прогулке, Волк ловит тарбаганов перебегающих из одной норки в другую, при этом тарбаганы дразнят волка на бурятском языке: «Шоно, шоно шинии гэр муухай, манай гэр сэбэр!- Волк, волк твоя норка грязная, а у нас чистая!».
На прогулке мы закрепляем, повторяем слова на бурятском языке, говорим о погоде, о деревьях, о животных, птицах. Например, «Хэды борбилоонуудые хараабибди, тоолое?- Сколько воробьев мы увидели, посчитаем?»: Нэгэн борбилоо, хоёр борбилоо, гурбан борбилоо, затем организуется игра «Борбилоонууд харгы дээрэ- воробушки на дороге»,учитель совместно с детьми говорит слова: «Борбилоонууд дэбхэрнэд, дэбхэрнэд,
Харгы дээрэ дэбхэрнэд, чик-чи-рик, чик-чи-рик, нэгэн, хоёр, гурба машина ерэбэ (дети изображают птиц, прыгают на дороге).
После этих слов учитель берет руль, изображая машину едет по дороге, «Борбилоонууд-воробьи» улетают (садятся на стульчики), до кого дотронеться выходят из игры.
В нашем детском саду вошло в традицию использовать ежедневно некоторые высказывания, например, после мытья рук: «Минии гарсэ бэр!- Мои руки чистые!». После обеда дети говорят: «Би садааб, hайндаа!- Я наелся(-ась), спасибо!», когда ложатся спать: «Унтая, нюдэёо анигты! – Спите, закрывайте глаза!». Воспитатели пользуются словами: «Ерэгты наашаа- идите сюда, бодогты- встаньте, hуугты- садитесь,хубсаhаа умдэе- одеваемся, хубсаhаа тайлая- раздеваемся, газаа гарая- выходим на улицу, группэдээ орогты- заходим в группу и др.».
Одним из эффективных форм организации языковой среды по бурятскому языку в нашем саду является взаимодействие воспитателя, учителя и детей на сборах, организуется беседа, во время которой задаются вопросы вступая при этом в диалог на бурятском языке. Например, беседа об осени, говорию, опираясь на картинки: «Намар газаа гоёдаа!- Осенью красиво!», дети отвечают: «Гоёдаа!– Красиво!», продолжаю «Набшаhад шарлаа- Листья пожелтели» , «Набшаhад, ямар унгэтэйб? - Какого цвета, листья?».
Показываю на картинке разноцветные листья, дети называют: «Шара унгэтэй - жёлтого цвета», «Улаан унгэтэй- красного цвета», «Хурин унгэтэй- коричневого цвета». А также прошу посчитать листья: «Хэды набшаhад бэ, хэлэгты ?- Сколько всего листьев?» ( хоёр- два, гурба- три), далее воспитатель продолжает беседу по теме. В ходе с занятия организую беседу на бурятском языке, поиграю или помогу построить дом детям на конструировании или слепить животных и т.д.
В старших группах дети играют в ролевые игры: «Магазин», «Кафе», «На приеме у врача». Для организации таких игр, учим с детьми диалоги, закрепляем слова дома с родителями. В помощь детям размещаются «плакаты - напоминалки» для зрительного восприятия слов, в виде схем, таблиц.
При обучении бурятскому языку, внимание детей привлекает яркий дидактический материал, который каждый ребенок хочет потрогать, пощупать, повертеть и правильно сказать слова, с этой целью используются «Круги Луллия» для закрепления и повторения слов, «Чудесный бурятский сундучок» предназначен для знакомства детей с культурой и традицией бурятского народа. Дети составляют предложения с помощью лексических кубиков и дидактического фартука.
С помощью пособия «Юрта» (настенный дидактический модуль), разыгрываются ситуации: «Хэнмунөөгэртээбайнаб?- Кто сегодня дома?», «Хэн айлшаар ерээб?- Кто в гости пришел?», а также учим слова: «Дээрэ байна - наверху, доро байна- внизу, урагшаая бая- вперед пошли, хойшоо ябая- назад идем», учимся быстро считать на бурятском языке и называть правильно цвета.
Таким образом, обучение бурятскому языку в нашем дошкольном образовательном учреждении построено по принципу игрового обучения с опорой на детскую инициативу, в тесном взаимодействии с родительским сообществом.
Будаева Ж.Д.
учитель бурятского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_metody_obucheniya_detey_buryatskomu_yazyku_v_dou.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игровые методы обучения детей бурятскому языку в ДОУ»
Обучение любому языку в детском саду должно быть интересным и увлекательным. В нашем детском саду обучение строится на двух языках: русский и бурятский. Русский язык как государственный язык, бурятский язык как родной. Обучение бурятскому языку начинается с раннего возраста, а именно с первой младшей группы. Опыт работы показывает , что малыши прекрасно понимают тот язык на котором мы занимаемся.
К малышам приходят разные герои: куклы в национальных костюмах, животные, птицы и др. Дети любят когда приходят в гости знакомые персонажи Баир и Туяна, чтобы поговорить на бурятском языке, послушать как они поют и рассказывают стишки. Так дети просят их помыть руки: «Гараа угаагты!- Мойте руки! Нюураа угаагты!-мойте лицо!», Дети также угощают их: «Баир, сай уугыш!- Баир, пей чай!, Хилээмэ эдиш - ешь хлеб!, Бууза эдиш!-ешь позы!», Туяна боово эдиш! - Туяна , ешь боовы!» Затем дети могут поиграть в игры:Покачаться на качелях «Саашаа- наашаа дуужэн даажан», скакать на лошадках «Чулэ- hылэ оодороо», играть в мяч: «Бум, бум бумбэгэ», звать солнышко « Наран, наран, наашаа».
Каждая игрушка в группах вызывает ассоциацию с каким - то словом, словосочетанием, песней или коротким стихотворением на бурятском языке, например, пианино, чтобы поиграть и спеть песню: « Эжыдээ дуратайб- маму я люблю», кегля как микрофон служит, чтобы спросить: « Ши хэн гэжэ нэрэтэйбши?- как тебя зовут?», продукты, чтобы сказать: « Эдиш- ешь, амтатай- вкусно», скакалка, чтобы сказать: « Дэбхэрэе - попрыгаем, собхорое-поскачем», кубики, чтобы сказать: «Томогэр - большой дом, заахангэр - маленький дом» и др. Картины и рисунки оформленные на стене групп также являются обучающим материалом. Например, наран - солнышко, можно разыгрывать разные ситуации: почему сегодня солнышко грустное – хухюутэй бэшэ , потому что мы на неё не посмотрели, Yүлэн-тучка хочет закрыть солнышко, давайте позовем солнышко: наран , наран наашаа, уулэн уулэн саашаа, и на календаре погоды отмечаем какая сегодня погода«Мүнөөдэрнаратайүдэр-сегодня солнечный день, үүлэтэйүдэр- облачный день, hалхитайүдэр- ветреный день».
В обучении бурятскому языку помогают пять пальчиков где каждый пальчик берет себе слово или словосочетание, например, на вопрос: «Что мы видим на улице?- Газаа юу харанабта?», дети с помощью пальчиков-помощников отвечают: «Барбаадай» (большой пальчик) – «Газаа наран байна- на улице есть солнце», «Батан туулай»(указательный пальчик) - « Газаа уулэн байна- на улице есть тучка», «Тоохон тобшо» (средний пальчик)- «Газаа шубуун байна- на улице есть птичка, «Толи байса»( безымянный пальчик)-«Газаа модон байна- на улице дерево», «Бишиихан шэгшуудэй»(мизинчик)- «Газаа гэр байна – на улице есть дом».
В старших группах все десять пальчиков помогают учить бурятский язык, по каждой тематике пальчикам присваиваются новые слова и новый вопрос: «Шинии эжы ямар бэ? - Какая твоя мама?» ( Моя мама красивая – мини эжы hайхан, Моя мама добрая-Минии эжы hайн и т.д)
Обучение детей бурятскому языку проходит не только на специальных занятиях, но и в течение дня в режимных моментах, на прогулке, но и на других образовательных мероприятиях (праздники, досуги, развлечения).
Ни один праздник не проходит без включения бурятских игр, песен, стихов, инсценировок: «Тук –тук, хэн тоншоноб?- Би шандаган. Хэрбээ ши, шандаган юумhаа, харуулыш утэр шэхэе!» Во время инсценирования песни нужно громче спеть слова героя зайки, затем показать зайку необычными движениями.
Любимая детьми бурятская подвижная игра: «Волк и тарбаганы», используется во время праздников, а также на прогулке, Волк ловит тарбаганов перебегающих из одной норки в другую, при этом тарбаганы дразнят волка на бурятском языке: «Шоно, шоно шинии гэр муухай, манай гэр сэбэр!- Волк, волк твоя норка грязная, а у нас чистая!».
На прогулке мы закрепляем, повторяем слова на бурятском языке, говорим о погоде, о деревьях, о животных, птицах. Например, «Хэды борбилоонуудые хараабибди, тоолое?- Сколько воробьев мы увидели, посчитаем?»: Нэгэн борбилоо, хоёр борбилоо, гурбан борбилоо, затем организуется игра «Борбилоонууд харгы дээрэ- воробушки на дороге»,учитель совместно с детьми говорит слова: «Борбилоонууд дэбхэрнэд, дэбхэрнэд,
Харгы дээрэ дэбхэрнэд, чик-чи-рик, чик-чи-рик, нэгэн, хоёр, гурба машина ерэбэ (дети изображают птиц, прыгают на дороге).
После этих слов учитель берет руль, изображая машину едет по дороге, «Борбилоонууд-воробьи» улетают (садятся на стульчики), до кого дотронеться выходят из игры.
В нашем детском саду вошло в традицию использовать ежедневно некоторые высказывания, например, после мытья рук: «Минии гарсэ бэр!- Мои руки чистые!». После обеда дети говорят: «Би садааб, hайндаа!- Я наелся(-ась), спасибо!», когда ложатся спать: «Унтая, нюдэёо анигты! – Спите, закрывайте глаза!». Воспитатели пользуются словами: «Ерэгты наашаа- идите сюда, бодогты- встаньте, hуугты- садитесь,хубсаhаа умдэе- одеваемся, хубсаhаа тайлая- раздеваемся, газаа гарая- выходим на улицу, группэдээ орогты- заходим в группу и др.».
Одним из эффективных форм организации языковой среды по бурятскому языку в нашем саду является взаимодействие воспитателя, учителя и детей на сборах, организуется беседа, во время которой задаются вопросы вступая при этом в диалог на бурятском языке. Например, беседа об осени, говорию, опираясь на картинки: «Намар газаа гоёдаа!- Осенью красиво!», дети отвечают: «Гоёдаа!– Красиво!», продолжаю «Набшаhад шарлаа- Листья пожелтели» , «Набшаhад, ямар унгэтэйб? - Какого цвета, листья?».
Показываю на картинке разноцветные листья, дети называют: «Шара унгэтэй - жёлтого цвета», «Улаан унгэтэй- красного цвета», «Хурин унгэтэй- коричневого цвета». А также прошу посчитать листья: «Хэды набшаhад бэ, хэлэгты ?- Сколько всего листьев?» ( хоёр- два, гурба- три), далее воспитатель продолжает беседу по теме. В ходе с занятия организую беседу на бурятском языке, поиграю или помогу построить дом детям на конструировании или слепить животных и т.д.
В старших группах дети играют в ролевые игры: «Магазин», «Кафе», «На приеме у врача». Для организации таких игр, учим с детьми диалоги, закрепляем слова дома с родителями. В помощь детям размещаются «плакаты - напоминалки» для зрительного восприятия слов, в виде схем, таблиц.
При обучении бурятскому языку, внимание детей привлекает яркий дидактический материал, который каждый ребенок хочет потрогать, пощупать, повертеть и правильно сказать слова, с этой целью используются «Круги Луллия» для закрепления и повторения слов, «Чудесный бурятский сундучок» предназначен для знакомства детей с культурой и традицией бурятского народа. Дети составляют предложения с помощью лексических кубиков и дидактического фартука.
С помощью пособия «Юрта» (настенный дидактический модуль), разыгрываются ситуации: «Хэнмунөөгэртээбайнаб?- Кто сегодня дома?», «Хэн айлшаар ерээб?- Кто в гости пришел?», а также учим слова: «Дээрэ байна - наверху, доро байна- внизу, урагшаая бая- вперед пошли, хойшоо ябая- назад идем», учимся быстро считать на бурятском языке и называть правильно цвета.
Таким образом, обучение бурятскому языку в нашем дошкольном образовательном учреждении построено по принципу игрового обучения с опорой на детскую инициативу, в тесном взаимодействии с родительским сообществом.
Будаева Ж.Д.
учитель бурятского языка и литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой метод обучения английскому языку
Существует много различных способов обучающего взаимодействия учителей с учащимися, способствующих достижению эффективных результатов. Одним из них является игровой метод обучения иностранному языку.О...
Моделирование реальных ситуаций как игровой метод обучения социально бытовой ориентировке детей с ОВЗ.
Основная цель работы по социально-бытовой подготовке учащихся – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у учащихся достаточ...
Игровой метод обучения на уроках английского языка
Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времен. В настоящее время они широко используются в сфере начального образования, а также в средней школе. Обучающая игра - есть од...
Методическая разработка на тему: «Игровые методы обучения на уроках иностранного языка»
В наше время современное обучение направлено на поиск различной методики, новых форм и приемов обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личнос...
Применение игрового метода обучения на уроках английского языка
В данной статье дано обоснование необходимости примениение игр, игровых методик на уроках английского языка на всех этапах обучения....
Проблема повышения мотивации к изучению английского языка: игровые методы обучения
Создание игровых ситуаций можно рассматривать как очень важный момент в реализации педагогической деятельности. Этому и посвящена статья, в которой обсуждается использование различных игр на уроках ан...
Основы психолого-педагогической реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в средней школе.
Основы психолого-педагогической реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в средней школе....