«Игровые методы обучения детей бурятскому языку в ДОУ»
методическая разработка

Будаева Жаргалма Дондоковна

  Обучение любому языку в детском саду должно быть интересным и увлекательным. В нашем детском саду обучение строится на двух языках: русский и бурятский. Русский язык как государственный язык, бурятский язык как родной. Обучение бурятскому языку начинается с раннего возраста, а именно  с первой младшей группы.  Опыт работы показывает , что  малыши прекрасно понимают тот язык на котором мы занимаемся.    

   К малышам приходят разные герои: куклы в национальных костюмах, животные, птицы  и др. Дети любят когда приходят в гости  знакомые персонажи Баир и Туяна, чтобы поговорить на бурятском языке, послушать как они поют  и рассказывают стишки.    Так  дети  просят их помыть руки: «Гараа угаагты!- Мойте руки! Нюураа угаагты!-мойте лицо!», Дети  также угощают их: «Баир,  сай уугыш!- Баир, пей чай!, Хилээмэ эдиш - ешь хлеб!, Бууза эдиш!-ешь позы!», Туяна боово эдиш! - Туяна , ешь боовы!» Затем дети могут  поиграть в игры:Покачаться на качелях «Саашаа- наашаа дуужэн даажан», скакать на лошадках  «Чулэ- hылэ оодороо»,  играть в мяч: «Бум, бум бумбэгэ», звать солнышко « Наран, наран, наашаа».

   Каждая игрушка в группах вызывает ассоциацию  с каким - то словом, словосочетанием, песней или коротким стихотворением на бурятском языке, например, пианино, чтобы поиграть и спеть песню: « Эжыдээ дуратайб- маму я люблю», кегля как микрофон служит, чтобы спросить: « Ши хэн гэжэ нэрэтэйбши?- как тебя зовут?», продукты, чтобы сказать: « Эдиш- ешь, амтатай- вкусно», скакалка, чтобы сказать: « Дэбхэрэе - попрыгаем, собхорое-поскачем», кубики, чтобы сказать: «Томогэр - большой дом, заахангэр - маленький дом» и др.  Картины и рисунки оформленные на стене групп также являются обучающим материалом. Например, наран - солнышко, можно  разыгрывать разные ситуации: почему сегодня солнышко грустное – хухюутэй бэшэ , потому что мы на неё не посмотрели,  Yүлэн-тучка хочет закрыть солнышко,  давайте позовем солнышко: наран , наран наашаа, уулэн уулэн саашаа, и на календаре погоды отмечаем какая сегодня погода«Мүнөөдэрнаратайүдэр-сегодня солнечный день, үүлэтэйүдэр- облачный день, hалхитайүдэр- ветреный день». 

    В обучении  бурятскому языку помогают пять пальчиков где каждый пальчик берет себе слово или словосочетание, например, на вопрос: «Что мы видим на улице?- Газаа юу харанабта?», дети с помощью пальчиков-помощников отвечают:  «Барбаадай» (большой пальчик) – «Газаа наран байна- на улице есть солнце», «Батан туулай»(указательный пальчик) - « Газаа уулэн байна- на улице есть тучка», «Тоохон тобшо» (средний пальчик)- «Газаа шубуун байна- на улице есть птичка, «Толи байса»( безымянный пальчик)-«Газаа модон байна- на улице дерево», «Бишиихан шэгшуудэй»(мизинчик)- «Газаа гэр байна – на улице есть дом».

    В старших группах  все десять пальчиков помогают учить бурятский язык, по каждой тематике  пальчикам присваиваются  новые слова и новый вопрос: «Шинии эжы ямар бэ? - Какая твоя мама?» ( Моя мама красивая – мини эжы hайхан, Моя мама добрая-Минии эжы hайн и т.д)

   Обучение  детей бурятскому языку проходит не только на специальных  занятиях, но и в течение дня в режимных моментах, на прогулке, но и на других  образовательных  мероприятиях (праздники, досуги, развлечения).

   Ни один  праздник  не проходит без включения  бурятских игр, песен, стихов, инсценировок:  «Тук –тук, хэн тоншоноб?- Би шандаган. Хэрбээ ши, шандаган юумhаа, харуулыш утэр шэхэе!» Во время инсценирования песни нужно громче  спеть слова героя зайки, затем показать зайку необычными движениями.

   Любимая детьми  бурятская подвижная игра: «Волк и тарбаганы», используется во время праздников, а также на прогулке, Волк ловит тарбаганов перебегающих  из одной норки в другую, при этом тарбаганы дразнят волка на бурятском языке: «Шоно, шоно шинии гэр муухай, манай гэр сэбэр!- Волк, волк твоя норка грязная, а у нас чистая!».

    На прогулке мы закрепляем, повторяем слова на бурятском языке, говорим о погоде, о деревьях, о животных, птицах. Например, «Хэды борбилоонуудые хараабибди, тоолое?-  Сколько воробьев мы увидели, посчитаем?»: Нэгэн борбилоо, хоёр борбилоо, гурбан борбилоо, затем организуется игра «Борбилоонууд харгы дээрэ- воробушки на дороге»,учитель совместно с детьми говорит слова: «Борбилоонууд дэбхэрнэд, дэбхэрнэд,

Харгы дээрэ дэбхэрнэд, чик-чи-рик, чик-чи-рик, нэгэн, хоёр, гурба машина ерэбэ (дети изображают птиц, прыгают на дороге).

     После этих слов учитель  берет руль, изображая машину едет по дороге, «Борбилоонууд-воробьи» улетают (садятся на стульчики), до кого дотронеться выходят из игры.Хочу такой сайт

     В нашем детском саду вошло в традицию использовать ежедневно некоторые высказывания, например, после мытья рук: «Минии гарсэ бэр!- Мои руки чистые!». После обеда дети говорят: «Би садааб, hайндаа!- Я наелся(-ась)спасибо!», когда ложатся спать: «Унтая, нюдэёо анигты! – Спите, закрывайте глаза!».  Воспитатели пользуются  словами: «Ерэгты наашаа- идите сюда, бодогты- встаньте, hуугты- садитесь,хубсаhаа умдэе- одеваемся, хубсаhаа тайлая- раздеваемся,  газаа гарая- выходим на улицу, группэдээ орогты- заходим в группу и др.».

 Одним из эффективных форм организации языковой  среды по бурятскому языку  в нашем саду является взаимодействие воспитателя, учителя и детей на сборах,  организуется беседа, во время которой задаются вопросы вступая при этом в диалог  на бурятском языке. Например, беседа об осени,  говорию, опираясь на картинки: «Намар газаа гоёдаа!- Осенью красиво!», дети отвечают: «Гоёдаа!– Красиво!», продолжаю «Набшаhад шарлаа- Листья пожелтели» , «Набшаhад,  ямар унгэтэйб? - Какого цвета, листья?». 

     Показываю на картинке разноцветные листья, дети называют:  «Шара унгэтэй - жёлтого цвета», «Улаан унгэтэй- красного цвета», «Хурин унгэтэй- коричневого цвета».  А также прошу посчитать листья: «Хэды набшаhад  бэ, хэлэгты ?- Сколько всего листьев?» ( хоёр- два, гурба- три), далее воспитатель продолжает беседу по теме. В  ходе с занятия организую беседу на бурятском языке, поиграю или помогу построить дом детям  на конструировании или слепить животных и т.д.

       В старших группах дети играют в ролевые игры: «Магазин», «Кафе», «На приеме у врача». Для организации таких игр, учим с детьми диалоги, закрепляем слова дома  с родителями. В помощь детям размещаются «плакаты - напоминалки»  для зрительного восприятия слов, в виде схем, таблиц.

       При обучении бурятскому языку,  внимание детей привлекает  яркий дидактический материал, который  каждый ребенок хочет потрогать, пощупать, повертеть и  правильно сказать слова, с этой целью используются «Круги Луллия» для закрепления и повторения слов, «Чудесный  бурятский  сундучок» предназначен для знакомства детей  с культурой и традицией бурятского народа. Дети  составляют предложения с помощью лексических кубиков и дидактического фартука.

        С помощью  пособия «Юрта» (настенный дидактический  модуль), разыгрываются ситуации: «Хэнмунөөгэртээбайнаб?- Кто сегодня дома?», «Хэн айлшаар ерээб?- Кто в гости пришел?», а также учим слова: «Дээрэ байна - наверху, доро байна- внизу, урагшаая бая- вперед пошли, хойшоо ябая- назад идем», учимся быстро считать на бурятском языке и называть правильно цвета.

     Таким образом, обучение бурятскому языку в нашем дошкольном  образовательном учреждении построено по принципу игрового обучения с опорой на детскую инициативу, в тесном взаимодействии с родительским сообществом.

Будаева Ж.Д.

учитель бурятского языка и литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_metody_obucheniya_detey_buryatskomu_yazyku_v_dou.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровые методы обучения детей бурятскому языку в ДОУ»

  Обучение любому языку в детском саду должно быть интересным и увлекательным. В нашем детском саду обучение строится на двух языках: русский и бурятский. Русский язык как государственный язык, бурятский язык как родной. Обучение бурятскому языку начинается с раннего возраста, а именно  с первой младшей группы.  Опыт работы показывает , что  малыши прекрасно понимают тот язык на котором мы занимаемся.    

   К малышам приходят разные герои: куклы в национальных костюмах, животные, птицы  и др. Дети любят когда приходят в гости  знакомые персонажи Баир и Туяна, чтобы поговорить на бурятском языке, послушать как они поют  и рассказывают стишки.    Так  дети  просят их помыть руки: «Гараа угаагты!- Мойте руки! Нюураа угаагты!-мойте лицо!», Дети  также угощают их: «Баир,  сай уугыш!- Баир, пей чай!, Хилээмэ эдиш - ешь хлеб!, Бууза эдиш!-ешь позы!», Туяна боово эдиш! - Туяна , ешь боовы!» Затем дети могут  поиграть в игры:Покачаться на качелях «Саашаа- наашаа дуужэн даажан», скакать на лошадках  «Чулэ- hылэ оодороо»,  играть в мяч: «Бум, бум бумбэгэ», звать солнышко « Наран, наран, наашаа».

   Каждая игрушка в группах вызывает ассоциацию  с каким - то словом, словосочетанием, песней или коротким стихотворением на бурятском языке, например, пианино, чтобы поиграть и спеть песню: « Эжыдээ дуратайб- маму я люблю», кегля как микрофон служит, чтобы спросить: « Ши хэн гэжэ нэрэтэйбши?- как тебя зовут?», продукты, чтобы сказать: « Эдиш- ешь, амтатай- вкусно», скакалка, чтобы сказать: « Дэбхэрэе - попрыгаем, собхорое-поскачем», кубики, чтобы сказать: «Томогэр - большой дом, заахангэр - маленький дом» и др.  Картины и рисунки оформленные на стене групп также являются обучающим материалом. Например, наран - солнышко, можно  разыгрывать разные ситуации: почему сегодня солнышко грустное – хухюутэй бэшэ , потому что мы на неё не посмотрели,  Yүлэн-тучка хочет закрыть солнышко,  давайте позовем солнышко: наран , наран наашаа, уулэн уулэн саашаа, и на календаре погоды отмечаем какая сегодня погода«Мүнөөдэрнаратайүдэр-сегодня солнечный день, үүлэтэйүдэр- облачный день, hалхитайүдэр- ветреный день».  

    В обучении  бурятскому языку помогают пять пальчиков где каждый пальчик берет себе слово или словосочетание, например, на вопрос: «Что мы видим на улице?- Газаа юу харанабта?», дети с помощью пальчиков-помощников отвечают:  «Барбаадай» (большой пальчик) – «Газаа наран байна- на улице есть солнце», «Батан туулай»(указательный пальчик) - « Газаа уулэн байна- на улице есть тучка», «Тоохон тобшо» (средний пальчик)- «Газаа шубуун байна- на улице есть птичка, «Толи байса»( безымянный пальчик)-«Газаа модон байна- на улице дерево», «Бишиихан шэгшуудэй»(мизинчик)- «Газаа гэр байна – на улице есть дом».

    В старших группах  все десять пальчиков помогают учить бурятский язык, по каждой тематике  пальчикам присваиваются  новые слова и новый вопрос: «Шинии эжы ямар бэ? - Какая твоя мама?» ( Моя мама красивая – мини эжы hайхан, Моя мама добрая-Минии эжы hайн и т.д)

   Обучение  детей бурятскому языку проходит не только на специальных  занятиях, но и в течение дня в режимных моментах, на прогулке, но и на других  образовательных  мероприятиях (праздники, досуги, развлечения).

   Ни один  праздник  не проходит без включения  бурятских игр, песен, стихов, инсценировок:  «Тук –тук, хэн тоншоноб?- Би шандаган. Хэрбээ ши, шандаган юумhаа, харуулыш утэр шэхэе!» Во время инсценирования песни нужно громче  спеть слова героя зайки, затем показать зайку необычными движениями.

   Любимая детьми  бурятская подвижная игра: «Волк и тарбаганы», используется во время праздников, а также на прогулке, Волк ловит тарбаганов перебегающих  из одной норки в другую, при этом тарбаганы дразнят волка на бурятском языке: «Шоно, шоно шинии гэр муухай, манай гэр сэбэр!- Волк, волк твоя норка грязная, а у нас чистая!».

    На прогулке мы закрепляем, повторяем слова на бурятском языке, говорим о погоде, о деревьях, о животных, птицах. Например, «Хэды борбилоонуудые хараабибди, тоолое?-  Сколько воробьев мы увидели, посчитаем?»: Нэгэн борбилоо, хоёр борбилоо, гурбан борбилоо, затем организуется игра «Борбилоонууд харгы дээрэ- воробушки на дороге»,учитель совместно с детьми говорит слова: «Борбилоонууд дэбхэрнэд, дэбхэрнэд,

Харгы дээрэ дэбхэрнэд, чик-чи-рик, чик-чи-рик, нэгэн, хоёр, гурба машина ерэбэ (дети изображают птиц, прыгают на дороге).

     После этих слов учитель  берет руль, изображая машину едет по дороге, «Борбилоонууд-воробьи» улетают (садятся на стульчики), до кого дотронеться выходят из игры.Хочу такой сайт

     В нашем детском саду вошло в традицию использовать ежедневно некоторые высказывания, например, после мытья рук: «Минии гарсэ бэр!- Мои руки чистые!». После обеда дети говорят: «Би садааб, hайндаа!- Я наелся(-ась), спасибо!», когда ложатся спать: «Унтая, нюдэёо анигты! – Спите, закрывайте глаза!».  Воспитатели пользуются  словами: «Ерэгты наашаа- идите сюда, бодогты- встаньте, hуугты- садитесь,хубсаhаа умдэе- одеваемся, хубсаhаа тайлая- раздеваемся,  газаа гарая- выходим на улицу, группэдээ орогты- заходим в группу и др.».

 Одним из эффективных форм организации языковой  среды по бурятскому языку  в нашем саду является взаимодействие воспитателя, учителя и детей на сборах,  организуется беседа, во время которой задаются вопросы вступая при этом в диалог  на бурятском языке. Например, беседа об осени,  говорию, опираясь на картинки: «Намар газаа гоёдаа!- Осенью красиво!», дети отвечают: «Гоёдаа!– Красиво!», продолжаю «Набшаhад шарлаа- Листья пожелтели» , «Набшаhад,  ямар унгэтэйб? - Какого цвета, листья?». 

     Показываю на картинке разноцветные листья, дети называют:  «Шара унгэтэй - жёлтого цвета», «Улаан унгэтэй- красного цвета», «Хурин унгэтэй- коричневого цвета».  А также прошу посчитать листья: «Хэды набшаhад  бэ, хэлэгты ?- Сколько всего листьев?» ( хоёр- два, гурба- три), далее воспитатель продолжает беседу по теме. В  ходе с занятия организую беседу на бурятском языке, поиграю или помогу построить дом детям  на конструировании или слепить животных и т.д.

       В старших группах дети играют в ролевые игры: «Магазин», «Кафе», «На приеме у врача». Для организации таких игр, учим с детьми диалоги, закрепляем слова дома  с родителями. В помощь детям размещаются «плакаты - напоминалки»  для зрительного восприятия слов, в виде схем, таблиц.

       При обучении бурятскому языку,  внимание детей привлекает  яркий дидактический материал, который  каждый ребенок хочет потрогать, пощупать, повертеть и  правильно сказать слова, с этой целью используются «Круги Луллия» для закрепления и повторения слов, «Чудесный  бурятский  сундучок» предназначен для знакомства детей  с культурой и традицией бурятского народа. Дети  составляют предложения с помощью лексических кубиков и дидактического фартука.

        С помощью  пособия «Юрта» (настенный дидактический  модуль), разыгрываются ситуации: «Хэнмунөөгэртээбайнаб?- Кто сегодня дома?», «Хэн айлшаар ерээб?- Кто в гости пришел?», а также учим слова: «Дээрэ байна - наверху, доро байна- внизу, урагшаая бая- вперед пошли, хойшоо ябая- назад идем», учимся быстро считать на бурятском языке и называть правильно цвета.

     Таким образом, обучение бурятскому языку в нашем дошкольном  образовательном учреждении построено по принципу игрового обучения с опорой на детскую инициативу, в тесном взаимодействии с родительским сообществом.

Будаева Ж.Д.

учитель бурятского языка и литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой метод обучения английскому языку

Существует много различных способов обучающего взаимодействия учителей с учащимися, способствующих достижению эффективных результатов. Одним из них является игровой метод обучения иностранному языку.О...

Моделирование реальных ситуаций как игровой метод обучения социально бытовой ориентировке детей с ОВЗ.

Основная цель   работы по социально-бытовой подготовке учащихся   – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у учащихся достаточ...

Игровой метод обучения на уроках английского языка

Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времен. В настоящее время они широко используются в сфере начального образования, а также в средней школе. Обучающая игра - есть од...

Методическая разработка на тему: «Игровые методы обучения на уроках иностранного языка»

В наше время современное обучение направлено на поиск различной методики, новых форм и приемов обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личнос...

Применение игрового метода обучения на уроках английского языка

В данной статье дано обоснование необходимости примениение игр, игровых методик на уроках английского языка на всех этапах обучения....

Проблема повышения мотивации к изучению английского языка: игровые методы обучения

Создание игровых ситуаций можно рассматривать как очень важный момент в реализации педагогической деятельности. Этому и посвящена статья, в которой обсуждается использование различных игр на уроках ан...

Основы психолого-педагогической реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в средней школе.

Основы психолого-педагогической реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в средней школе....