Проблема повышения мотивации к изучению английского языка: игровые методы обучения
статья по теме
Создание игровых ситуаций можно рассматривать как очень важный момент в реализации педагогической деятельности. Этому и посвящена статья, в которой обсуждается использование различных игр на уроках английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_povysheniya_motivacii_k_izucheniyu_angliyskogo_yazyka.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Разгоняй Светланы Васильевны
ГБОУ школа 62 Санкт-Петербург
Проблема повышения мотивации к изучению английского языка: игровые методы обучения
Во всём многообразии подходов к обучению английскому языку при неразрывности и важности обучения всем видам речевой деятельности: чтению, говорению, аудированию и письму, стоит уделить особое внимание возможности применения в процессе обучения, как традиционных упражнений, так и игровых технологий.
Создание и реализация игровой ситуации приводит к повышению уровня усвоения знаний, стимулированию мотивации к изучению английского языка и созданию и проигрыванию коммуникативных ситуаций, необходимых к применению английского языка в дальнейшем.
Игровой метод имеет огромный потенциал, который можно рассматривать как обучающий, так и психологический. Принимать участие в игре может абсолютно каждый ученик, вне зависимости от своих способностей и обширности знаний в языке.
Компетентность в решении игровых задач усиливает мотивацию к изучению языка. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ученику преодолеть языковой барьер, который нередко является трудно преодолимой преградой. Ученик приобретает веру в собственные силы и желание учиться.
Запоминание лексики требует от учеников многократных тренировок с целью повторения конструкций. Игровые методы способствует облегчению аккумуляции лексики и её использования.
В любом возрасте введение игровых методов на уроке будет благотворно сказываться на психологическом состоянии группы.
Для младших школьников игра может органично расширять представления ребенка об окружающем мире, ознакомить его с традициями страны изучаемого языка, а также дать возможность соотнести игры, в которые играют сверстники в стране изучаемого языка с теми играми, которые распространены в его окружении. Тем не менее, нужно помнить, что игра не может быть единственным способом получения знаний. Тем более что каждая игра преследует свои цели, и на каком-то этапе рамки игры могут ограничить коммуникативную возможность обучающихся.
Хотелось бы обратить внимание на некоторые группы игр, которые мною постоянно применяются при работе с младшей и средней возрастной группой учащихся.
- игры с предметами или их изображениями при необходимости введения новых лексических единиц, а также при тренировке таких понятий как цвет, форма, принадлежность
- игры-рифмовки, игры-песни, которые подразумевают не только речевую, но и двигательную активность и своеобразный элемент театрализации, поскольку дети наряду речевой активностью, выполняют пантомиму
- подвижные игры, которые могут использоваться как для тренировки лексики, так и для тренировки грамматики, причём многие из игр данной категории сходны, либо являются переводом на английский язык популярных игр, которые дети хорошо знают на родном языке
- настольные игры, наиболее любимые детьми, предполагают развитие диалогических навыков, описание животных с использованием различных качественных прилагательных, тренировку в построении вопросов-ответов в настоящем продолженном времени, тренировку построения утвердительных или вопросительных предложений в настоящем времени Present simple в игре, развитие навыков чтения и тренировка монологического высказывания и т.д.
- театрализация подходящих для этой цели частей видеоматериалов с целью активизации лексического запаса
- компьютерные игры, как средство для тренировки лексики и грамматики и т.д.
Для старших школьников игровые методы обучения не теряют своей значимости и актуальности, и связаны с особенностями эмоционального состояния и мироощущения подростков. В этом возрасте игра, которая может быть организована на уроке, важна с точки зрения содержательности, удовлетворения познавательных потребностей, а также ситуативности. В старшей школе, когда необходимо совершенствовать навыки чтения, монологического и диалогического высказывания, письменной речи и обязательно расширять активный словарный запас, трудно переоценить значение ролевой игры.
Ролевая игра представляет собой сочетание различных видов деятельности. С позиции учеников это игровой вид деятельности, и он может не восприниматься ими, как учебная ситуация, что может положительно сказываться для снятия напряженности при формировании речевых навыков. С точки зрения учителя, с одной стороны, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения коммуникации, в результате которой происходит тренировка речевых навыков учащихся, с другой стороны, как средство учебного характера, стимулирующее потребность общения на иностранном языке.
Проведение ролевой игры является примером межличностного общения и стимулирует данное общение, является своеобразным зондом, который выявляет сильные или слабые стороны всех учащихся, принимающих участие в данном виде деятельности.
Ролевая игра, вне сомнения, является мощным средством обучения, поскольку она моделирует различные ситуации, для которых необходим определенного рода выбор языковых средств, она тренирует навыки и умения при общении, то есть в ситуации, максимально приближенной к той, которая может возникнуть в жизни.
Дополнительный положительный аспект, который даёт ролевая игра, заключается в том, что она имеет воспитательное значение. Такие личностные качества как умение отстаивать свою позицию, поиск оптимальных решений, инициативность, находчивость, быстрота реакции и остроумие органично сочетаются при участии в ролевой игре.
Из сказанного выше можно с уверенностью утверждать, что использование игровых приёмов на уроке стимулирует ученика к получению и применению знаний.
Использование игровых приёмов повышает мотивацию к заинтересованности в занятиях по английскому языку.
Игра является активным средством пробуждения любознательности, а следовательно, она активизирует познавательную деятельность учеников.
Игра тесно связана с коммуникативным подходом в обучении английскому языку.
Набор игр настолько широк и разнообразен, что для любого возраста учащихся, темперамента, уровня владения лексикой и грамматикой несложно подобрать те или иные виды игр, которые будут отвечать поставленным учителем целям.
Для старшей школы при высоком уровне владения языком самыми результативными являются ролевые игры, поскольку наряду с тренировкой языковых навыков, осуществляется личностно-ориентированный подход к обучению, создаются и реализуются ситуации, при которых уровень знаний повышается, стимулируется мотивация к изучению иностранного языка, создаются и проигрываются коммуникативные ситуации, которые могут встретиться в реальной жизни в дальнейшем.
Таким образом, активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых методов обучения.
Литература
1. Занько С. Т., Тюников Ю. С., Тюнникова С. М Игра и учение. – М.: Логос, 1992, ч. 1.
2. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Пособие для учителей средн. школы. – М.: Просвещение, 1978.
3. Игровое моделирование в деятельности педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Под ред. В. А. Сластенина И. А. Колесниковой. – М.: Академия, 2006.
4. Игры – обучение, тренинг, досуг Под ред. В. В. Петрусинского. – В 4-х книгах. – М.: Новая школа, 1994.
5. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М., 1991.
6. Сахарова Т.Е., Рабинович Ф.М., Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.
7. Elizabeth Claire ESL Teacher’s Activities Kit, Prentice Hall (1998-04).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство повышения мотивации к изучению английского языка на начальной ступени обучения
Предмет исследования - игровые технологии, как один из методов, способствующих формированию познавательного интереса школьников при обучении иностранного языка.Научная значимость : дано научное ...
Игровые технологии как средство повышение мотивации в изучении английского языка в соответствии с ФГОС
Методический семинар по вопросам использования игровых технологий на уроках английского языка в соответствием с ФГОС...
«Игровые технологии как средство повышения мотивации в изучении английского языка в соответствии с ФГОС» през
презентация...
методический семинар "Игровые технологии как средство повышения мотивации к изучению английского языка"
Роль и значение игровой технологии в преподавании английского языка....
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТЕНТИЧНЫХ АУДИО И ВИДИО МАТЕРИАЛОВ, СОЗДАННЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРЕЗЕНТАЦИЙ И ЗАДАНИЙ К ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ НА ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ПРЕДМЕТУ
РЕКОМЕНДОВАНО ДЛЯ НЕДЕЛИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ...
Инновационный образовательный проект "Интерактивные тетради как эффективный метод повышения мотивации к изучению английского языка"
Особую важность имеет вопрос о мотивации именно на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно моти...