Концепция воспитательной деятельности в сельской малочисленной школе
опыты и эксперименты
Построение воспитательной деятельности в условиях сельской малочисленной школы в разновозрастных группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vssh.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к протоколу №2 МО классных руководителей от 11.09. 2017
Концепция воспитательной системы сельской малочисленной школы на основе разновозрастных групп в контексте деятельности классных руководителей
- Анализ условий организации воспитательной работы в МБОУ «Юрт-Акбалыкская ООШ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Юрт-Акбалыкская основная общеобразовательная школа» находится в сельской местности. Село Юрт-Акбалык одно из самых отдаленных сел Колыванского района, до райцентра р.п. Колывань 100 км, до г. Новосибирска 150 км.
В селе нет производства, социальная инфраструктура представлена сельской библиотекой и клубом, в которых работают не специалисты. Нет условий для получения детьми дополнительного образования, проведения организованного досуга.
Школа малочисленная, наполняемость классов составляет 1-6 человек, всего обучается 29 человек.
Образовательный уровень родителей низкий, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребёнка.
Это все создает проблемы для организации учебно-воспитательного процесса:
- ограниченный круг общения детей, препятствует развитию коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации;
- ограниченны возможности для выбора предметов, занятий, педагогов, видов досуговой деятельности, общения и т.д.;
- однообразные обстановка, контакты, формы взаимодействия.
В тоже время особенности сельского социума имеют свои преимущества:
- социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна, вследствие этого односельчане имеют большое влияние на воспитание детей;
- на селе в большей степени, чем в городе, сохранились внутреннее духовное богатство, правильное отношение к Родине и природе;
- опыт общения детей ограничен численностью, но отличается детальным знанием окружающих людей.
В таких условиях у детей значительно раньше формируются уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, чувство взаимопомощи.
Школа в нашем селе является центром всей воспитательной работы, в основу которой должна лечь идея сотворчества педагогов, учащихся и родителей.
Для ее реализации имеются благоприятные условия: близость проживания, хорошее знание особенностей друг друга, атмосфера соборности и семейности, возможность и необходимость собираться всем вместе для обсуждения важных проблем, по случаю праздников.
2. Преимущества организации воспитательного процесса на основе разновозрастных групп
Для обеспечения идеи сотворчества необходимо шире использовать возможности прежде всего самой школы, изменив структуру организации воспитательного процесса: преодолеть ограниченность воспитательного процесса рамками класса. Потому что в условиях малочисленной школы неэффективно проведение воспитательных мероприятий, а иногда даже ряда занятий по классам, где обучаются меньше 10 человек.
Разновозрастное взаимодействие имеет большой воспитательный потенциал и обеспечивает:
- более широкие возможности для овладения учащимися культурных ценностей;
- успешность освоения школьниками различных социальных ролей;
- преобразование имеющегося опыта старших и обогащение, развитие опыта младших детей;
- социальную и социально-психологическую защиту в виде помощи старших младшим при организации их жизнедеятельности, поддержки тех учащихся, которые не могут реализовать себя по тем или иным причинам в группе сверстников;
- подготовку к социальной самозащите, предполагающей обучение принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях, устанавливать контакты с различными людьми в постоянно меняющихся условиях.
- Структура организации воспитательного процесса в МБОУ «Юрт-Акбалыкская ООШ» в разновозрастных группах
Основной задачей школы с учетом вышесказанного является - помощь обучающимся в освоении иных формы общения, взаимодействия и жизненного уклада на селе, предоставляющим им равные с городскими школьниками возможности для обучения.
В основу воспитательной работы легли следующие идеи:
- идея сотворчества педагогов, обучающихся и родителей, основанием которого является коллективное целеполагание, планирование, совместное обсуждение и решение проблем, совместная деятельность в обучении и воспитании;
- идея взаимодействия детей разного возраста, которое выполняет множество социально-педагогических функций, предусматривает организацию совместной деятельности и общение обучающихся разных классов.
В школе с учетом возрастных особенностей создаются два разновозрастных объединения (РВО): в начальной школе, охватывающее обучающихся 1-4 классов и в основной школе — обучающиеся 5-9 классов.
РВО взаимодействуют между собой, т. е. при проведении общешкольных мероприятий дети объединяются в одну разновозрастную группу временного состава. Разновозрастные группы (РВГ) постоянного состава создаются по воспитательным модулям: «Учение», «Здоровье и экология», «Спорт», «Досуг. Общение» на основе школьного самоуправления.
Деятельность классных руководителей опирается на детское самоуправление и осуществляется также в данных модулях, т. е. классные руководители являются координаторами работы воспитательных модулей.
Цель школьного самоуправления — формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Высшим органом школьного самоуправления является общешкольное Собрание, которое проводится два раза в год. Исполняющим органом является Координационный Совет (далее Совет), в состав которого входят руководители модулей (обучающиеся), координаторы (классные руководители). Совет собирается четыре раза в год — в начале каждой четверти. На Совете планируется совместная деятельность обучающихся и классных руководителей по организации воспитательной работы в школе.
В школе в общей сложности обучается 29 человек, это по количеству — один класс. В каждом модуле 5-6 человек из старших классов и 2 человека из младших классов, включая детей с особыми образовательными потребностями.
В классе общественное поручение обучающегося зависит от того, в каком модуле он работает, например если в модуле «Спорт», то соответственно — физорг и т. п. Состав каждого модуля определяется на Собрании по желанию обучающихся, выбираются руководители и председатель Совета.
Структура школьного самоуправления
- Организация воспитательной работы в начальных классах МБОУ «Юрт-Акбалыкская ООШ»
Воспитательная работа в начальной школе соответствует Программе духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования (далее Программа).
Целью духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся на уровне начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответсвтенность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Общие задачи духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся на уровне начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.
Каждое из направлений духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.
Таблица 1. Соответствие модулей воспитательной работы направлениям Программы в начальной школе
Направление | Ценности | Модуль |
Гражданско-патриотическое воспитание | Любовь к России, к своему краю, своему народу; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество, закон и правопорядок; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. | Учение Досуг общение |
Нравственное и духовное воспитание | Духовный мир человека, нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль и честность; щедрость свобода совести и вероисповедания; вера, традиционные религии и духовная культура народов России, российская гражданская этика. | Учение |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Уважение к труду, человеку труда; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие, работа в коллективе, ответственное отношение к труду и творчеству, активная жизненная позиция, самореализация в профессии. | Учение Досуг общение |
Интеллектуальное воспитание | Образование; истина; наука; интеллект, интеллектуальная деятельность, интеллектуальное развитие личности, знание. | Учение |
Здоровьесберегающее воспитание | Здоровье физическое, духовное и нравственное, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, физическая культура и спорт. | Здоровье и экология Спорт |
Социокультурное и медиакультурное воспитание | Миролюбие, гражданское согласие, социальное партнерство, межкультурное сотрудничество, культурное обогащение личности, духовная и культурная консолидация общества, поликультурный мир. | Досуг общение |
Культуротворческое и эстетическое воспитание | Красота, гармония, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве, культуросозидание, индивидуальные творческие способности, диалог культур и цивилизаций. | Досуг общение |
Правовое воспитание и культура безопасности | Правовая культура, права и обязанности человека, свобода личности, демократия, электоральная культура, безопасность, безопасная среда школы, безопасность информационного пространства, безопасное поведение в природной и техногенной среде. | Учение Спорт |
Воспитание семейных ценностей | Семья, семейные традиции, культура семейной жизни, этика и психология семейных отношений, любовь и уважение к родителям и прародителям, забота о старших и младших. | Учение Досуг общение Спорт |
Формирование коммуникативной культуры | Русский язык, языки народов России, культура общения, межличностная и межкультурная коммуникация, ответсвенное отношение к слову как к поступку, продуктивное и безопасное общение. | Досуг общение |
Экологическое воспитание | Родная земля, заповедная природа, планета Земля, бережное освоение природных ресурсов региона, страны, планеты, экологическая культура, забота об окружающей среде ,домашних животных. | Здоровье и экология |
Воспитательные мероприятия планируются в воспитательных модулях по направлениям, согласно Программе духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся на уровне начального общего образования.
- Организация воспитательного процесса в 5-9 классах МБОУ «Юрт-Акбалыкская ООШ»
Цель воспитательной работы в основной школе: Создание условий для духовно - нравственного развития личности, морального сознания, привития гуманистических, демократических и традиционных ценностей.
Воспитательная работа организована в направлениях воспитания, которые определены в Федеральных государственных стандартах: духовно-нравственное воспитание (ДНВ), социализация обучающихся (С), профориентация (ПО), культура здорового образа жизни (КЗОЖ), экологическая культура (ЭК) на основе Программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся МБОУ «Юрт-Акбалыкская основная общеобразовательная школа» (далее «Программа») для основного общего образования.
Задачи воспитательной работы по направлениям представлены в таблице ниже.
Таблица 2. Соответствие модулей воспитательной работы направлениям и блокам Программы
Направление деятельности | Название блока | Название модуля | Задачи |
Духовно - нравственное воспитание | Я - Человек | Учение | Формирование нравственных чувств, понимание значения нравственности, формирование нравственного поведения. Формирование компетентности воспитанников в решении моральных проблем на основе личностного выбора. Формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Формирование и развитие способностей к нравственному самосовершенствованию. |
Я и моя культура | Досуг. Общение | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Развитие способности понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитость эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; развитие потребности в общении с художественными произведениями. Понимание значения веры и религии в жизни человека, знание основ религиозной культуры. | |
Я и семья | Досуг. Общение | Понимание значения семьи, привитие ценности семейной жизни, формирование уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи. |
Продолжение таблицы 2
Направление | Название блока | Название модуля | Задачи |
Социализация | Я и другой человек | Досуг. Общение. Учение. Спорт. | Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая социальные сообщества (взрослых и сверстников). Создание условий для приобретения опыта участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые вовлечены и которые формируют сами обучающиеся; вовлеченность в непосредственное гражданское участие, готовность к участию в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, включенного в продуктивное взаимодействие с социальной средой и социальными институтами, идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей социальной действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала). Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). Формирование представлений об основах светской этики, понимание значения общества, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому мнению, другому мировоззрению, к другой гражданской позиции, готовность и способность вести диалог с другим мнением, мировоззрением, гражданской позицией и достигать в нем взаимопонимания. |
Продолжение таблицы 2
Направление деятельности | Название блока | Название модуля | Задачи |
Социализация | Я и моя Родина | Досуг. Общение. Учение. | Способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме ( идентичность с территорией, с природой России, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение субъективной сопричастности с судьбой российского народа). Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность с историей народов и государств, находившихся на территории современной России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. |
Я и другая культура | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку, который говорит на другом языке, является носителем другой культуры Формирование терпимого и уважительного отношения к верующим, к их религиозным чувствам, терпимого отношения к отсутствию религиозных чувств у человека, готовность на основе норм морали, нравственных, духовных идеалов культур народов России к сознательному самоограничению в поступках. Готовность и способность вести диалог с представителями другой культуры, веры и достигать в нем взаимопонимания. Понимание роли традиционных религий в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности | ||
Я и другие миры | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Формирование ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание. |
Продолжение таблицы 2
Направление деятельности | Название блока | Название модуля | Задачи |
Социализация | Я и общество | Досуг. Общение. | Вовлечение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности; ознакомление подростков с разнообразными формами проведения досуга; формирование умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа своего режима; |
Профориентация | Я и моя профессия | Учение | Готовность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов. Формирование ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, создание условий для приобретения опыта участия в социально значимом труде. |
Продолжение таблицы 2
Направление деятельности | Название блока | Название модуля | Задачи |
Культура здорового и безопасного образа жизни | Я и мое здоровье | Здоровье | Формирование способности составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряженности разных видов деятельности; выбирать оптимальный режим дня с учетом учебных и внеучебных нагрузок; умение планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам; знание и умение эффективно использовать индивидуальные особенности работоспособности; знание основ профилактики переутомления и перенапряжения. |
Спорт | Формирование представлений о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, выбор соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов; представление о рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов; потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой; умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия спортом. | ||
Здоровье | Формирование навыков оценки собственного функционального состояния (напряжения, утомления, переутомления) по субъективным показателям (пульс, дыхание, состояние кожных покровов) с учетом собственных индивидуальных особенностей; навыки работы в условиях стрессовых ситуаций; владение элементами саморегуляции для снятия эмоционального и физического напряжения; навыки самоконтроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых ситуациях; представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, факторах, их вызывающих, и условиях снижения риска негативных влияний; навыки эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни; навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением. Формирование представлений о возможностях управления своим физическим и психологическим состоянием без использования медикаментозных и тонизирующих средств. |
Продолжение таблицы 2
Направление | Название блока | Название модуля | Задачи |
Культура здорового и безопасного образа жизни | Я и мое здоровье | Здоровье | Формирование представлений о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания; знание правил этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа; интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа; чувство уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов. Формирование способностей самостоятельно оценивать и контролировать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни (учебной и внеучебной нагрузке). Профилактика разного рода зависимостей: развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила; формирование адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния; формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих; формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха; развитие способности контролировать время, проведенное за компьютером. |
Экологическая культура | Я и природа | Здоровье | Создание условий для приобретения опыта экологически ориентированной рефлексивно - оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях Формирование готовности к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к осуществлению природоохранной деятельности. |
Воспитательные мероприятия планируются в воспитательных модулях по направлениям, согласно Программе духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся на уровне основного общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование школьного уклада жизни через культурную взаимосвязь с социумом как условие развития творческого потенциала учащихся сельской малочисленной школы
Сельская школа, находясь в очень непростых социально-экономических условиях, вынуждена искать способы и формы функционирования, чтобы способствовать и творческому развитию учащихся, и их социа...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЬСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Опираясь на традиционные формы организации учебно-воспитательного процесса Дубровская детская музыкальная школа решает такие задачи, как: увлечение детей освоением нового музыкального репертуа...
Концепция воспитательной деятельности
Целью образования сегодняшнего дня является развитие личности учащегося при обучении. Образовательная область «Технология» имеет своей целью заложить основы подготовки учащейся...
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...
Особенности преподавания литературы в сельской малочисленной школе в разновозрастных группах.
Процесс обучения в малокомплектной школе имеет свои специфические особенности, в первую очередь, факторами, определяющими характер взаимодействия учащихся. Такими факторами как: условия окружающей сре...
Моя концепция воспитательной деятельности
В данной работе описывается концепция воспитательной деятельности классного руководителя...
Инновационный проект «Потенциал квеста как педагогической технологии для активизации учебной деятельности учащихся в малочисленных сельских школах и развитии сетевого взаимодействия»
Аннотация проектаПеред современным образованием стоит задача поиска новых видов иформ организации учебной деятельности. Обучение должно быть развивающимв плане развития самостоятельного критического и...