Методическая разработка «Спортивно-техническая и физическая подготовка. Каратэ-до»
методическая разработка
Методическая разработка
«Спортивно-техническая и физическая подготовка. Каратэ-до»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_3.docx | 41.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области
Методическая разработка
«Спортивно-техническая и физическая подготовка. Каратэ-до»
Разработал:
педагог дополнительного образования
Давидашвили Александр Михайлович
г.Ярцево
2020 год
Для достижения высоких спортивных результатов необходимо быть разносторонне развитым.
Физические способности – это комплекс морфологических психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.
Все физические качества органически взаимосвязаны между собой: совершенствование одних способствует лучшему проявлению других. Например, нельзя успешно развивать быстроту, не увеличивая силу. Один и тот же боец при прочих равных условиях быстрей выполнит какое-то ударное или бросковое действие с противником, меньшим по весу, так как при выполнении данного действия с более тяжелым противником потребуется большая затрата физической силы. Следовательно, чем сильнее будет спортсмен, тем лучше он сможет проявить качества быстроты.
Сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость развиваются непосредственно на занятиях единоборствами (каратэ, бокс, тхеквондо, борьба и др.), а также путем применения различных общеразвивающих упражнений (ОРУ) и упражнений из других видов спорта.
Но не все ОРУ одинаково содействуют развитию необходимых физических качеств. Из всего их многообразия следует использовать лишь те, которые больше способствуют специализации атлета-единоборца.
Упражнения, направленные на развитие физических качеств, спортсмен выполняет на утренней зарядке, на тренировках и на специально организованных занятиях по физподготовке.
ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Поединок атлетов-единоборцев предъявляет повышенные требования к уровню развития физических качеств спортсменов. Одним из основных физических качеств в контактных видах единоборств являются: сила, быстрота, выносливость, координация ловкость, гибкость. Высокий уровень развития, которых создает предпосылки для достижения победы в бою.
В свою очередь, значительная степень развития этих качеств оказывает положительное влияние на техническую подготовленность спортсмена.
Проведенный анализ учебно-тренировочного процесса в единоборствах показал, что в методике тренировки отсутствует научно-обоснованная система скоростно-силовой и функциональной подготовки. Вместе с тем современный уровень развития контактных видов единоборств (каратэ, бокс, кикбоксинг, тхеквондо и др.) требует поиска и систематизации новых путей повышения скоростно-силовой подготовленности спортсмена. Выявление нетрадиционных методов скоростно-силовой подготовки, будет способствовать решению задачи совершенствования функциональной и силовой подготовки одновременно с повышением технико-тактического мастерства и во взаимосвязи с индивидуализацией спортивной подготовки.
Физическая подготовка – органическая часть подготовки спортсмена с преимущественной направленностью на укрепление его органов и систем, повышение их функциональных возможностей, на развитие его двигательных качеств, на улучшение способности координировать движения и проявлять волевые качества.
Физическая подготовка разделяется на общую (ОФП) и специальную (СФП). Также необходимо разделить СФП еще на две части: СФП-1, преимущественно направленную на построение специального «фундамента», и основную СФП-2, цель, которой – возможно более высокое развитие двигательного потенциала.
Но в любом случаи сначала закладывается фундамент ОФП и уже потом на его основе СФП.
Программа ОФП
Осуществляется ОФП по составленной вами программе, включающей в себя задачи, средства их решения, перечень упражнений с указанием их интенсивности и количества повторений. Можно ориентироваться на примерную программу ОФП, изложенную ниже.
Примерная программа ОФП.
1.Главная задача – повышение общей быстроты движений.
Сопутствующие задачи:
Улучшение координации движений
Повышение ловкости
Повышение общей выносливости
Средства:
Общеподготовительные упражнения (ОПУ), выполняемые с возможно большей быстротой. В каждом из 4-5 ударов 2-3 подхода, серия движений в течении 10 сек. Включаются в 3-4 основных занятия (различные удары руками и ногами в лапу, мешок, в воздух или с партнером).
Бег на 20-50 м с ходу и со старта, эстафетный и с гандикапом. Выполняется повторно с интервалами 2-3 мин. В сумме пробегать 100-300м в каждом из 3-х основных занятий в неделю.
Спортивные и подвижные игры с элементами единоборств. Играть нужно по правилам. Время может быть укороченным. Можно проводить как специальное занятие, а также как часть основного занятия вместо разминки или в конце тренировки.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
СФП направлена преимущественно на укрепление органов и систем, повышение их функциональных возможностей, развитие двигательных качеств строго применительно к требованиям избранного вида спорта.
СФП состоит из 2-х частей: СФП-1, являющейся предварительной и СФП-2, являющийся основной.
СФП-1 – специальный фундамент, точно соответствующий требованиям виду спорта (каратэ, бокс, кикбоксинг и т.д.) и обеспечивающий подготовленность для эффективного выполнения СФП-2 и всего дальнейшего тренировочного процесса.
Для решения этих задач выбирать нужно тренировочную работу строго соответствующему виду спорта. Для приобретения специального фундамента следует использовать многократное повторение главных частей и повторение его в целом.
Теперь об интенсивности. Упражнения, создающие специальный фундамент, выполняются с уменьшенной интенсивностью 75-80% от максимальной. Это позволяет выполнять очень большое количество работы и в большом объеме. Если же увеличивать интенсивность, не укрепив предварительно органы и системы, то на долю центральной нервной системы ( ЦНС ) падут очень большие нагрузки. В результате у спортсмена могут наступить нервное переутомление и как результат – резкое снижение работоспособности.
Как в течении одного подготовительного периода, так и из года в год, в процессе построения специального фундамента интенсивность должна постепенно увеличиваться в соответствии с ростом подготовленности спортсмена.
Для укрепления специального фундамента, помимо тренировки в своем виде спорта, очень нужны и специальные упражнения. Эффективность их весьма высока. Например во многих видах единоборств нужна прыгучесть, особенно в каратэ (WKV). Для этого применяют упражнения, направленные, в первую очередь, на развитие скоростно-силовых качеств. Такие упражнения выполняются беспрерывно и возможно дольше с усилием 80-90% от максимальной. Это – прыжки на одной ноге 400м, а затем после 5 минутного отдыха на другой ноге, опять отдых и уже 400м прыжковыми шагами. Можно применять многоскоки на одной или двух ногах за максимально короткий промежуток времени – пройти наибольшее расстояние. Эти упражнения вначале выполняются 3 раза в неделю. После 3 месяцев занятий – ежедневно.
Цель СФП-1: совершенствовать технику, поддерживать быстроту и частоту движений на имеющимся уровне или даже повышать его, улучшать подвижность в суставах, увеличивать силу мышц, воспитывать волевые качества и т.д.
Цель СФП-2 – поднять в допустимый этап тренировки уровень развития двигательных качеств и функциональных возможностей организма, строго применительно к данному виду спорта. Прежде всего имеется ввиду такие качества как: сила, быстрота, выносливость, гибкость.
Основными средствами для развития физических качеств являются упражнения, которые выполняются в обычных, облегченных и затрудненных условиях, а также специальные упражнения.
В процессе СФП спортсмена целесообразно применять такие упражнения, которые обеспечивали бы соответствие двигательных координационных структур параметрам соревновательного движения. Такое соответствие обеспечивается использованием принципа сопряженного воздействия, позволяющего одновременно с развитием физических качеств совершенствовать спортивную технику.
СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Техническая подготовка: спортивная техника в единоборствах (ударных) и спорте вообще направлена на повышение эффективности движений при максимальных усилиях, на рациональное расходование сил, увеличение скорости, точности в экстремальных условиях спортивного поединка.
Выделяют 4 группы видов спорта со свойственной им техникой:
скоростно-силовые виды (спринт, метания, прыжки, т/атлетика и др.) характеризуется тем, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного движения.
Виды спорта, характеризующиеся в основном проявлением выносливости (марафон, лыжные гонки, велоспорт и др.)
Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.) Здесь техника должна обеспечивать спортсмену красоту, выразительность и точность движений.
Единоборства и спортивные игры. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы.
Обучение различным составляющим арсенала техники каратэ:
- техника ударов руками
- техника ударов ногами
- техника защитных действий
- техника выполнения подсечек и бросков
- техника перехода от ударной техники к бросковой и наоборот
Рекомендуется проводить параллельно, в среднем поровну распределяя время на изучение программного материала по каждой из составляющих в пределах недельного микроцикла.
Работу на снарядах (мешок, груша, манекен и т.д.) следует включать в занятие после определенного закрепления навыков правильного нанесения ударов руками и ногами, выполнения бросков и подсечек, поскольку в противном случае ошибки в технике получат прочное закрепление.
Рассмотрим некоторые компоненты тактической подготовки.
Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий.
Критериями технического мастерства являются:
Объем техники – общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.
Разносторонность техники – степень разнообразия технических приемов.
Эффективность владения спортивной техникой.
К примеру эффективность технических действий (ЭТД) можно рассчитать (О.П. Фролов, 1966):
Отношение числа ударов, дошедших до цели, к общему числу сделанных ударов
(коэф. эффект. атаки)
Отношение парированных ударов к общему числу нанесенных по нему ударов (коэф.эффект. защиты)
Виды, задачи, средства и методы технической подготовки
Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности.
Специальная техническая подготовка направлена на овладение техникой движений в избранном виде спорта.
Задачи общей технической подготовки:
увеличить диапазон двигательных умений и навыков
овладеть техникой упражнения, применяемых в качестве средств ОФП.
Задачи специальной технической подготовки:
сформировать знания о технике спортивных действий.
разработать индивидуальные формы техники движений, соответствующие возможностям спортсмена.
сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях.
преобразовать и обновить формы техники
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Одна из труднейших задач нашей работы – воспитать способность принятия самостоятельных тактических решений. Спортивная тактика – это искусство ведения соревнования, в том числе и с противником. Ее главная задача – наиболее целесообразное использование сил и возможностей для решения поставленной задачи. Основное средство для этого – техническое мастерство, физические и психологические подготовленность, применяемые в постоянных и изменяющихся условиях внешней среды, по заранее намеченному плану и в соответствии с возникающими задачами и ситуациями.
По мнению Г.О. Джерояна (1970), следует различать:
- тактика действий (тактика атаки и контратаки)
- тактика боя
- турнирная тактика (командные соревнования, спарринги по круговой системе и.д.).
Тактическое мастерство тесно связано с технической, физической и волевой подготовкой. Развитие техники ведет к обновлению и изменению тактики, появлению новых тактических действий.
Чтобы правильно ориентироваться в сложной, постоянно меняющееся обстановке боя, быстро применять правильное решение, четко и своевременно реагировать на возникающие изменения, боец должен обладать логическим мышлением, осмысливать каждый тактический прием. Важнейшей особенностью тактического мышления является предвидение. Тактика не должна быть шаблонной. Это в принципе есть импровизационные действия спортсмена, складывающиеся в зависимости от его противника, его манеры боя, левша он или правша, высокий или маленький и т.д.
Творческий подход к решению любой тактической задачи, поиск новых путей – непременное условие для успеха.
Тактика проведения каких-либо действий заключается в умении использовать благоприятные условия, и в умении создавать эти условия.
Факторы, характеризующие благоприятные условия:
Во время боя постоянно меняется дистанция между соперниками, положение тела, расположенность рук в стойке, расположение ног в стойке. Изменяются также физические и психические качества противника. Эти факторы, в основном, характеризуют конкретно сложившуюся ситуацию (поскольку они затрудняют или способствуют проведению тех или иных приемов, контрприемов) в каждый из моментов боя.
Так, например, если противник стоит слишком в широкой стойке, то есть вероятность того, что он может попасть на подсечку. Или противник «левша» - это тоже необходимо учитывать при своей атаке или контратаке. Потому, как не все атакующие действия могут быть использованы против «левши». Низкоопущенные руки у соперника также могут спровоцировать атакующие действия в голову. Но также необходимо учитывать и тот момент, если противник специально опускает руки, для того чтобы встречным ударом остановить ваше атакующее действие.
Также тактика может быть:
атакующей: Это в основном атакующая, свободная манера боя, прямая непринужденная стойка, комбинированные действия (удар – бросок – удар).Работа в основном 1-м номером. Но атакующий спортсмен может работать и 3 им номером: т.е. атака – уход от контратаки + 2-я атака. Или атака + встречная атака.
А можно заставить противника пойти в атаку, раздергивающими действиями или открытыми зонами поражения, а потом самому встретить или контратаковать.
контратакующая: это в основном боец строит свои действия от обороны, т.е. работает 2 номером (встречные удары, контратаки). Контратакующая тактика особенно эффективна против бойца, который уступает вам в скорости.
Оборонительная: заключается в том, что спортсмен не ведет каких-либо активных действий, а целиком сконцентрирован на обороне. Как правило, такая тактика малоэффективна, особенно в первые минуты. Допустим в каратэ (WKV), если спортсмен ведет свою схватку не активно, особенно в последние 10 – 30 секунд, то его могут наказать штрафными очками. И тем не менее этот вид тактических действий тоже имеет место в спортивной практике. Например вы выигрываете всего в 1-2 балла, а времени до конца боя осталось 10 – 15 секунд. Вам как бы нет резона идти в атаку, потому как вы можете получить встречный удар. Но показав активные действия в качестве «раздергивания» соперника, или как бы неспециальным выходом за татами, или клинчеванием вы можете выиграть несколько спасительных для вас секунд.
Также мне хотелось бы перечислить и в вкратце рассказать о некоторых методах и методических приемах совершенствования спортсмена в тактике:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА
Этапы психологической подготовки.
Спортсмен обычно всю спортивную жизнь активно участвует в соревнованиях. При этом его психическая настроенность в тренировочные дни отличается от той, которая бывает в предстартовом и стартовом состоянии. В предстартовом и стартовом периоде идет практическая реализация всей предшествующей психологической работы.
Боевая психологическая подготовка подразделяется на 4 этапа :
- подготовительный
- Предсоревновательный (предбоевой)
- соревновательный (боевой)
- заключительный
1. Подготовительный этап: является основным и самым продолжительным. Он не имеет специфических особенностей. Тут отрабатываешь в совершенстве всю психологическую подготовку. А в боевом и предбоевом периоде практически применяешь все то, чему ты научился на мирном этапе.
Волевая подготовка:
Воля (сила воли) – сознательные усилия, направленные на преодоление препятствий на пути к определенной цели.
Воля всегда проявляется в преодолении «не могу» и «не хочу» через «надо».
Быть волевым – означает повседневный труд в преодолении самого себя. Невозможно вселить волю самому себе или кому-нибудь. Она не внушается, ее всегда следует тренировать.
Решительность – это волевое качество, которое выражается в способности человека своевременно и без лишних колебаний принимать достаточно обоснованные решения. Обдуманно проводить их в жизнь.
Самообладание – это умение сдерживать отрицательные проявления и переживания: раздражение, страх, панику, гнев, ярость и т.д. воля регулирует поведение.
Воля является последним фактором, который обеспечивает окончательное подавление страха и проведение атаки.
Для того, чтобы тренировать волю, необходимо совершать волевые действия, которые неинтересны, но полезны и необходимы, не легки, но выполнимы.
Преодоление боли.
Об одной из форм проявления силы воли следует поговорить особо. Речь идет об умении переносить боль или терпеть. Боль - физическое страдание, которое мы чувствуем и осознаем. Она является сугубо индивидуальным свойством.
Страх перед болью усиливает саму боль. Боль может уменьшаться, если внимание будет сосредоточено на другом сильном переживании, например спортивной злости. На уровень боли влияет также врожденная болевая чувствительность. Какое количество боли было получено, такое же тот час будет доставлено по нервным импульсам в мозг.
Уже от состояния нашей психики будет зависеть уровень переживания боли. Целиком закодировать себя от боли невозможно. Правда азарт боя может уменьшить страдания, но тяжелые травмы все равно сопровождаются сильной болью. Как следует из вышеперечисленного, боль внешне может проявиться в общей двигательной активности, беспокойстве, соответствующей мимике и плачем. Эти проявления очень способствуют повышению агрессивности со стороны противника.
Не6обходимо научиться переносить болевые ощущения, что достигается только волевым усилием. Нужно не только терпеть боль, но и всячески скрывать ее от противника.
На фоне такой внешней маскировки происходит овладение собой – самообладание.
Предсоревновательный этап
Он начинается с объявления повышенной боевой готовности и заканчивается с началом боевых действий. Укрепление духовных сил и повышение боеготовности – главная цель готовности к бою.
Устранение отрицательных переживаний. Главную позицию в них занимает страх. Иначе можно сказать, что задача психологической подготовки в этом периоде заключается в подавлении страха и созданием боевого настроения.
Страх, - это как огонь. Будешь его контролировать – он будет греть, если нет – сгоришь!
В борьбе со страхом используются следующие моменты:
- дезактулизация переживаний
- боевая психорегулирующая тренировка
- отвлечение
- внутренняя мобилизация
Дезактулизация переживаний (барьер). Пусковыми механизмами страха яв-ся:
- переоценка (как и недооценка) противника
- незнакомость или его наоборот большая известность
- неожиданность
Теперь разберем дизактулизацию в последовательности. В предвидении боя твои мысли невольно сосредоточиваются на образе предполагаемого противника. Он представляется огромного роста, очень сильным и злым. Такие мысли появляются на фоне волнующей тревоги. Если такое состояние затягивается, то переживания нарастают до уровня страха. Параллельно может идти процесс самоуничтожения – недооценка своих возможностей. Если с этими переживаниями ты не справился, то психологический поединок ты уже проиграл. Для того, чтобы этого не произошло, нужно с помощью логических доказательств развенчать надуманный образ непобедимого противника. Дезактулизация основывается на логически-обоснованных рассуждениях. Например: «Противник тоже живой человек. Он совсем не обязательно должен быть сильнее, злее и решительнее меня. Ему тоже свойственны сомнения и могут сдать нервы. Между нами не может быть решающей разницы в силе. Следовательно, его победа не обязательно предрешена. Чем больше у меня сомнений, тем больше я проигрываю ему в заочном психологическом поединке. Хватит! пусть он сейчас изнуряет себя страхом! Как я зол! как я зол!»
Это конечно примерная схема боя с неизвестным противником. Если противник известен – вводи необходимые дополнения. Попробуй создать себе такой стимул, при котором вы готовы пойти до конца.
Лучшим способом устранения незнакомости яв-ся рекогносцировка и проигрывание ситуации на местности. Необходимо реально увидеть и почувствовать обстановку, на месте попытаться предвидеть все неожиданное. Варианты «неожиданности» рассматриваются на спецподготовке.
Боевая психорегулирующая тренировка на этом этапе идет ее практическое применение. Отрицательные переживания устраняются барьером №2, то есть психоэмоциональной нейтрализацией. «незнакомство» можно предугадать или обосновано предвидеть в представлениях.
Отвлечение. Отвлекаться от переживаний необходимо на интересный, увлекательный, захватывающий вид деятельности, который полностью поглощает твое внимание. Лучше отвлекаться после Дезактулизация и БПТ, когда страх подавлен или сведен к минимуму.
Примерами отвлечений могут быть : кроссворды, игры, чтение, видеофильмы и др. свой способ отвлечения каждый подбирает индивидуально.
Внутренняя мобилизация. Цель ее заключается в укреплении бойцовских качеств и создании боевого настроения. Это достигается следующими путями:
- оптимистическая психологическая подготовка (ОПП)
- боевая психорегулирующая тренировка (БПТ)
ОПП является продолжением Дезактулизация. В отличие от нее, внимание сосредотачиваешь на своих положительных качествах.
БПТ представлена в данном случае оптимистическим представлением и сюжетным воображением, а также самокодированием. Стараешься мысленно представить предстоящий бой с обязательной твоей победой. Необходимо репетировать успех и только успех, чтобы он стал реальным и привычным.
Говоря о предбоевом этапе, необходимо сказать о программе подготовительных действий и об оптимальном боевом состоянии.
Программа подготовительных действий (мероприятий) – сформировавшееся последовательное поведение на этом этапе. Готовишь себя к бою в той привычной последовательности, которая сложилась на опыте участия в соревнованиях. Такое отождествление не идеальное, но реальное. Такая постоянная последовательность поведения придает собранность, организованность, сосредоточенность, обыденность, уверенность.
Введение в оптимальное боевое состояние. Заканчивается предбоевой этап полной боевой подготовленности, когда в полном снаряжении ожидаешь поединка. В это время необходимо вводить себя в оптимальное боевое состояние. Теперь разберем подробно, как вводить себя в оптимальное боевое состояние (ОБС) по составляющим компонентам.
Мыслительный. Все внимание на тактике предстоящего боя. Еще раз постараться предугадать неожиданности и соответствующие контрприемы. Можно заняться идеомоторной тренировкой (ИМТ) коронных приемов и комбинаций. Самокодирование по 2 типу.
Эмоциональный. Уровень волнения высокий, поэтому за ним постоянное внимание. Не должно быть ни одного из ощущений испуга. Наличие такого ощущения указывает на недостаточную психологическую подготовку в этом периоде. Напоминаю, что объективным показателем уровня волнения является пульс. Сопоставляешь реальный ЧСС в данный момент со своим оптимальным ЧСС боевого состояния. Если ЧСС меньше оптимального, то необходимо провести активную разминку. Если ЧСС больше – необходимо принять экстренные меры по устранению излишнего волнения. К таким мерам относятся: - дыхание по успокаивающему типу
- расслабление мышц
- маскообразность с акцентом на корень языка и затылок
Этим способом быстро успокаивается организм и ЧСС уряжается. Экстренное успокоение эффективно, но кратковременно. Если не устранить проявление испуга и страха (мандраж), то может появиться апатия, безразличие, вялость, общая слабость, сонливость. А это говорит о том, что спортсмен «перегорел». В этом случае проводят психоэмоциональную нейтрализацию с хорошим предварительным мышечным отключением.
Физический. Базируется на мышечных ощущениях готовности к действию. Сравниваются ощущения в мышцах в данный момент с ощущениями, которые возникали в лучших тренировочных боях, на соревнованиях, и стараются прочувствовать их. В этом поможет ощущение готовности. Необходимо ощущать легкость, упругость, силу, гибкость, подвижность. Настроение в конце этого периода должно носить форму оптимистического боевого азарта.
Соревновательный этап
Он очень короток. Начинается с момента обнаружения противника и заканчивается с началом атаки.
Это период психологического противостояния. Тут представляется последняя возможность для самоовладения, так как во время боя не до психологической настройки.
Самоовладение. При вступлении в бой « с ходу « говорить об особенностях психологического противостояния не приходиться. Развязка наступает в считанные мгновения.
Другое дело – позиционный бой, начинающийся с занятия атакующей позиции и принятия соответствующей стойки. Хоть и этот бой скоротечен, но период противостояния в нем есть. Психологическая подготовка направлена на маскировку отрицательных переживаний, самоовладевание, мобилизацию и подавляющее воздействие на противника. Если нет внезапного нападения на вас противника, то вероятность испуга незначительная. Отработка вариантов « неожиданности» на тренировках и психологическая подготовка сведут испуг на нет. Но полностью гарантировать отсутствие испуга трудно. Если он все-таки остался, то надо срочно провести экстренное успокоение по укороченному варианту :
- дыхание по успокаивающему типу
- маскообразность с акцентом на мышцы затылка и корне языка. Пока идет самоовладевание, противник не должен видеть твоего душевного состояния. Такая маскировка достигается определенным выражением лица и позой.
Лицо. В момент самоовладевания оно должно быть непроницаемо. Особо нужно остановиться на взгляде. Глаза – зеркало души. По глазам определяют душевное состояние. В задачу взгляда входит всецелое одновременное слежение за противником (объемное зрение). Возможно, противник раньше справился со своим волнением. Следовательно:
- не должен взглядом выдавать своего внутреннего состояния
- не должен давать пронзить себя взглядом
- должен следить за противником
Все эти требования выполняются одним техническим приемом – фиксированием своего взгляда на переносице противника. Простой, но очень эффективный прием!
Овладев собой, необходимо переходить к психологическому воздействию на противника. С этой целью лицу придается злое выражение, взгляд – из-подо лба, глаза прищурены, зубы стиснуты. Дыхание по мобилизующему типу. Такое выражение отрабатывается до автоматизма. В тоже время ты должен быть «холодным» и рассудительным.
Замирая в боевой позе (в начале поединка), не только проводится самоовладевание. В это время надо быстро и максимально мобилизовать мышцы. Самокодированием по 2 типу даете себе «толчок» к началу атаки.
Нередко атака сопровождается выкриком, особенно в ее финальной фазе. В каратэ – это называется «КИМЭ», то есть выброс энергии. Поскольку в удар вкладывается не только мышечная масса, но и энергетика всего организма. В тоже время во время выкрика увеличивается акцент удара, его скорость и мощь. А также при попадании в вас встречного удара, вы намного легче перенесете силу пропущенного удара.
Обратите внимание, что лицо, поза, выкрик должны быть настоящими и естественными. Противники не только видят друг друга, но и чувствуют (анализируют). Наигранную позу и все остальное он почувствует и сделает соответствующие выводы.
Заключительный этап
И наконец заключительный этап – это тот промежуток времени, который занимает место от конца боя, или точнее сказать конца соревнования до награждения, или до того, как спортсмен прибыл домой. Этот этап подразумевает осмысление спортсменом только что прошедших соревнований, анализ его работы или его команды в целом. Если соревнования прошли успешно для него или его команды, то спортсмен получает много положительных эмоций и переживаний, что естественно положительно сказывается на его дальнейших тренировках и соревнованиях. Хотя и тут спортсмена может ожидать негативная сторона – «звездная болезнь». Это очень тяжелый случай для спортсмена, его команды и тренера. И тут очень четко и ответственно должен поступить тренер, а если этого потребует ситуация, то и весь коллектив. Но лучше, как говорится – предупредить эту болезнь, чем ее лечить. Поэтому тренеру необходимо постоянно вести диалог СС своими учениками. Рассказывать им об отрицательных качествах этой «звездной болезни».
Что касается того, если спортсмен проиграл, или подвел всю свою команду, то тут тоже необходимо очень чутко и осторожно тренеру поговорить с учеником о том, что у него не совсем вышло и обязательно похвалить его в тех эпизодах, где он был лучше. Необходимо подбодрить спортсмена, помочь ему проанализировать свои ошибки и найти их разрешение.
Итак, закончен разбор психологической подготовки боевого периода. Все эти методы отрабатываются на подготовительном этапе. Разделение на этапы определяет место каждому методу в общей системе подготовки и практическому применению. Спортсмен обязан владеть всеми методами. Для этого необходимо тренироваться в условиях приближенных к боевым (соревновательным). Конечно спортивная схватка не боевая, но отрабатывать психологическую подготовку на соревнованиях просто необходимо.
Чтобы действия стали автоматическими, необходимо много отрабатывать их. Мозг надо тренировать также тщательно, как и боевые приемы. Если будет «подключаться голова» ко всему, что делаешь, то качество тренировки значительно повысится. Недопустимо раздельно тренировать приемы и проводить психологическую подготовку, если темы этих занятий стыкуются.
Вполне допустимо, что каждый боец сам дополнит и изменит формулы самокодирования, логическую дезактуализацию и оптимистическую настройку. Они приведены лишь как примеры, раскрывая сущность метода.
И последнее: Идти в бой « без головы» - значить лишиться ее во время боя!!!
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ
Наряду с планированием важнейших функций управления является контроль, определяющий эффективность учебно-тренировочной работы с занимающимися на всех этапах многолетней подготовки. В процессе учебно-тренировочной работы систематически ведется учет подготовленности путем :
а) текущей оценки усвоения изучаемого материала
б) оценки результатов выступления в соревнованиях, индивидуальных показателей и командного выступления
в) выполнение контрольных упражнений по ОФП и СФП, для чего организуются специальные соревнования.
Набор в группы СОГ определен 6-8 лет. Для данной категории основным критерием контроля является желание заниматься спортом, укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма
Набор в группы ГНП определен возрастом в 10 лет. При этом зачислять в эту группу можно и более старших и младших детей, которые хотят заниматься каратэ. Для этого предлагаются нормативные требования для разного возраста.
Контроль физической подготовленности в УТГ необходимо вести с учетом их биологического возраста. А это значит, что важно учитывать не только год обучения, но и фактические возможности юных спортсменов на данном этапе их развития.
Представляется возможным оценить уровень физической подготовленности, опираясь на паспортный возраст и длину тела.
Контроль занимающихся, выходящих за рамки указанных ростовых границ, должны осуществляться по индивидуальным нормам с ориентиром на «должные» по всей совокупности каждой возрастной группы.
Список литературы
1. Акопян А.О., Долганов Д.И. Примерная программа рукопашного боя для
ДЮСШ, М.: Советский спорт, 2004
2. Астахов С.А. Технология планирования тренировочных этапов скоростно-
силовой направленности в системе годичной подготовки высококвалифициро-
ванных единоборцев: Автореф. Дис. кан. пед. наук – М., 2003
3. Вихманн В.Д. Школа каратэ-до, библиотека боевых искусств, вып. 1,2,3,4.
«Советский спорт»
4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физподготовки спортсменов. –
М.: ФиС, 1988
5. Войцеховский С.М. книга тренера- М.: ФиС, 1971
6. Галан В. « Карате – до для продвинутых учеников». Украина. «БКО», 1998
7. Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки. М.: Лептос, 1994
8. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена.- М.: ФиС, 1970
9. Зациорский В.М. Спортивно-техническое мастерство // Биомеханика/ М.: ФиС,
1979
10. Иванов А.В. Программа занятий по каратэ д/ДЮСШ. Изд. 2-е дополн. Волгоград,
ВГАФК, 2006
11. Коконбаев Р.А.- Б.М. Каратэ-до. Методические рекомендации. ЦИИВЕ « Нике»,
1990
12. Макарова Г.А. Спортивная медицина. Учебник. М.: Советский спорт,2003
13. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (учебник для институ-
тов физической культуры), М.: ФиС, 1991
14. Микрюков В.Ю. «каратэ». Учебное пособие для студ. Высших Учебных заведений
М.: Издательский центр «Академия», 2003
15. Накаяма М. Лучшее карате . М.: Ладомир, НСТ, 1978
16. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать.- М.: ООО « Издат.
Астрель», 2003
17. Осколков В.А. Бокс: Обучение и тренировка. Учебное пособие. ГОУ ВПО ВГАФК.
Волгоград, 2003
18. Остьянов В.Н., Гайдамак И.И. Бокс (обучение и тренировка). Киев: Олимпийская
литература, 2001
19. Пути повышения спортивной работоспособности. М.: Издательство ДОСААФ
СССР, 1982
20. Санников В.А., Воропаев В.В. Теоретические и методические основы подготовки
боксера. М.: ФиС, 2006
21. Соломатин С. – «спорт». Каратэ. Мн.: ВНИИ
22. Суханов В. Спортивное каратэ, книга-тренер, РИФ «Глория» М.; 1995
23. Сушков Ю.А. Сушков В.А. Каратэ для чемпионов, вып. 5, Екатеринбург:
Товарищество « Уральское дело», 1991
24. Филимонов В.И. Бокс. Теория и методика. Москва «Инсан», 2006
25. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы деятельной активности. –
М.: ФиС, 1991
26. Физиология человека (общая, спортивная, возрастная) М.: Олимпия Пресс, 2005
27. Хаберзетцер Р. « Каратэ для черных поясов». Молдова. Г. Тирасполь,1994
28. Хаберзетцер Р. Искусство каратэ. Алма-Ата. Казахстан, 1991
29. Хрестоматия «Спортивная психология» Санкт- Петербург 2002
30. Цвелев С. Путь каратэ/ от ученика до Мастера 1-4 кн., « Кобриз», 1992г
31. Юшков О.П. Совершенствование методики тренировки и комплексный контроль
за подготовленностью спортсменов в видах единоборств. М.: МГИУ, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
методические рекомендации по развитию общей физической подготовки обучающихся методом круговой тренировки
Одним из наиболее эффективных методов, используемых в ОФП является метод круговой тренировки (далее - КТ). Материалом для его проведения служат в основном технически несложные упражнения, ...
Методическая разработка Элективный курс по физической культуре «Физиологические основы физических упражнений. Баскетбол - как вид нестандартных физических упражнений» (для учащихся 10-11 классов)
Содержание данного курса актуально, так как содействует не только формированию у учащихся представления о баскетболе как виде спорта, но и помогает полнее понять физиологические процессы, происх...
Методическая разработка "Определения и терминология для подготовки к Олимпиаде по физической культуре".
Данные материалы могут быть использованы для подготовки учащихся к Олимпиаде по физической культуре....
Методическая разработка "Определения и терминология для подготовки к Олимпиаде по физической культуре"
Данные материалы могут быть использованы для подготовки учащихся к Олимпиаде по физической культуре...
Методическая разработка Интегрированный урок по физической культуре и музыке в 5 классе Тема: «Языческое племя на охоте» (Давыдкова Наталья Викторовна учитель физической культуры Смирнова Екатерина Анатольевна учитель музыки)
В интегрированном уроке (физическая культура и музыка) в 5-м классе используется идея сюжета и музыка балета "Весна Священная" Игоря Стравинского. Учащиеся совместно с учителем придумы...
Методическая разработка раздела программы по физической культуре- лыжная подготовка. Тема урока" Обучение лыжным ходам"
Растопина И.И. Предмет:Физическая культура.Методическая разработка урока по лыжной подготовке"Обучение лыжным ходам: попеременному двухшажному ходу и одновременому двухшажному ходу"....