Формирование метакомпетенции педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения
статья

Ларина Галина Витальевна

“Учитель – это самый трудный предмет при переходе на ФГОС”, поскольку констатируется факт о  технологической, психологической неготовности педагогов к переходу на новые стандарты. В выступлении представлены виды педагогических компетентностей и даны характеристики личностных критериев компетентности учителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ларина Г.В., учитель МОУ СОШ №2 с.Екатеринославка Амурской области

Формирование метакомпетенции педагогов в условиях перехода на ФГОС

нового поколения

На сегодняшний день, ваш беспокойный сон, а именно признак «Вы вскакиваете среди ночи, чтобы записать очередную гениальную идею к завтрашнему уроку», является реалией, потому что во  все  школы России пришел ФГОС ООО.

Верным оказался прогноз авторов проекта: “Учитель – это самый трудный предмет при переходе на ФГОС”, поскольку констатируется факт о  технологической, психологической неготовности педагогов к переходу на новые стандарты.

         Как следствие,  обучающиеся показывают слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации, низкий уровень умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. С изменением содержания КИМов единого государственного экзамена по математике учителя математики столкнулись с проблемой: учащиеся 11 классов без ошибок решают логарифмические уравнения, но не могут справиться с задачей практического характера. Знания и умения, которые получили школьники за 11 лет учебы, остаются знаниями и умениями, оторванными от жизни. Эта проблема подтверждается и результатами международных исследований.

Обратимся к результатам ЕГЭ 2015 года (анализ статистических данных). В аналитическом отчете отмечено, что повысился, но остается недостаточным уровень сформированности некоторых базовых метапредметных умений, навыков и способов деятельности. Одним из недостатков, выявленных на ЕГЭ, является недостаточная сформированность умения четко и ясно, с применением терминов, излагать свои мысли.

Можно ли определить качество образования качеством сдачи ЕГЭ? Нет, т.к. это умение или неумение сдавать ЕГЭ с изрядной долей везения. Тогда, может быть, качество образования – это соответствие некому набору требований? Вот тут то и появляется понятие образовательного стандарта. Образовательные стандарты, по крайней мере, известные в настоящее время, имеют акцент на предметное содержание и ничего не говорят о ценностной ориентации выпускника, о его коммуникативных, организационных и познавательных компетенциях, о таких важных свойствах личности, как ее активность, социализация. Анализируя все эти примеры, мы начинаем понимать, что образовательные стандарты – лишь инструмент, с помощью которого можно попытаться управлять качеством образования в масштабах страны. Итак, особые требования  стандарта нового поколения  к результатам: обширные знания  - предметные результаты, привычка мыслить  - метапредметные результаты, благородство чувств  - личностные  результаты.

Вернемся к теме моего выступления «Формирование метакомпетенции педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения».

Под "компетенцией" понимают эталон: имеющиеся знания и способы деятельности в данной области, которые постоянно пополняются. Выражаясь простым языком, компетенция - это 100%-ный эталон. А компетентность -только часть от нее. Существует много знаний о том,  как мариновать огурцы. Вот это компетенция. Один человек знает 3 способа, другой - 5 способов, третий - 8 способов.  И у каждого своя степень владения этими знаниями - это компетентность. Компетенции достичь нереально, так как наука развивается. Поэтому и невозможно дать готовых рецептов. К  конечному результату каждый идет своим путем.

Сегодня учитель -  не транслятор знаний, не "урокодатель", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уж о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий. На сегодня это уже аксиома, как умение читать. Особенно высоки требования к учителям старшей школы - по большому счету, это те же требования, что и к вузовским преподавателям. Учитель, как и университетский профессор, должен заниматься научными исследованиями, обязательно вести методические разработки – осмыслять и описывать свой профессиональный опыт.

Вопрос: «Какой подход лежит в основе Стандарта?»  (системно-деятельностный подход).

Не буду вдаваться подробности этого подхода. Напомню требования к уроку с позиции системно-деятельностного подхода:

  1. Время самостоятельной работы учеников – не менее 50%
  2. Время, в течение которого говорит учитель – не более 10 минут.
  3. Устно на уроке должны ответить все ученики.
  4. Оценки должны получить все ученики.
  5. Время, в течение которого ученики двигались – не менее 5 минут.
  6. Проверка готовности учеников к восприятию нового материала.
  7. Проверка того, все ли ученики ушли с пониманием нового учебного материала.
  8. Соответствие объема домашнего задания норме.

 

Виды педагогических компетентностей:

  • Базовая (репродуктивная, применение знаний на практике).
  • Творческая.
  • Интеллектуальная (способность к продуктивной аналитической деятельности).
  • Социальная (знание правовой культуры, гражданская грамотность).
    Коммуникативная (организация взаимодействия, общение, перцепция, эмпатия).
    Поведенческая.
    Социально-личностная (критичность, самокритичность, самооценка).
  • Проектная культура (решение проблем через создание проектов).
  • Рефлексивно-продуктивная (анализ результатов, доработка).
  • Профессиональная мобильность (умение изменяться, приспосабливаться, способность к быстрому освоению нового).

Все многообразие профессионально значимых характеристик учителя мы условно объединим в два крупных блока: надпредметная (психолого-педагогическая) компетентность и компетентность предметная.

Компетентность

Надпредметная (внепредметная)

Предметная

Психолого-педагогическая культура учителя.

Знания и умения, связанные с преподаваемыми предметами.

Знание и учет возрастных особенностей учащихся.

Владение различными педагогическими технологиями.

Владение методическими средствами структурного разложения конкретной темы с учетом ее специфики.

Сегодня выделяются следующие профессионально- педагогические компетенции:

- предметная компетенция (знания в области преподаваемого предмета, методологии предмета);

- общепедагогическая (знания в области индивидуальных особенностей психологии, психофизиологии и познавательных процессов личности),

-профессионально-коммуникативная компетенция (практическое владение приёмами эффективного общения),

-инновационная (владение современными технологиями развивающего обучения),

-исследовательская (владениями навыками исследовательской деятельности),

-рефлексивная (умение обобщить свою работу),

-информационно-коммуникативная компетенция (владение основами ИКТ для обслуживания потребностей учебного процесса).

 Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления можно разделить на два вида:

  • Размышления, претворенные в действие (т.е. придумал и сделал)
  • Размышления по поводу совершенных действий (т.е. анализ совершенного) – рефлексия. Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.

Личностные критерии компетентности учителя

Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в неё личности учителя. Это означает, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности.

1. Эмоциональность

  • интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств
  • адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся
  • доброжелательность реакции учителя на возбуждение · уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результатов своего труда.

К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство раздражает, угнетает учащихся.

2. Выразительность речи.

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя. Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «Три О»:

  • общение с хорошей литературой, искусством, природой
  • общение с интересными людьми, любовь, дружба
  • общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений. К великому сожалению, мы очень часто делаем элементарные ошибки в произношении, а уж про письменную речь и говорить нечего. Тут такое количество ошибок, что просто диву даешься, где нас учили?

3. Творческое начало личности.

Учитель, как и писатель, должен строить свою внутреннюю и внешнюю биографию. Но делать это с творческим подходом, остроумно, оригинально, поэтому так часто ученикам, даже самым умным и дисциплинированным, на уроках скучно. И это приговор учителю!

4. Организаторские способности.

Необходимы как обеспечения работы самого учителя, так для создания хорошего ученического коллектива.

5. Чувство юмора.

Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход. Как часто, посещая уроки у учителей, думаешь, ну правда, какие же мы скучные люди, иногда хочется, чтобы учитель просто пошутил, посмеялся от души вместе с ребятами, ведь не всегда же они бывают «трудными», да и не все. «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода», говорил Василий Сухомлинский.

6. Настойчивость, дисциплинированность.

Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца, дисциплинированность же - это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Мы провели опрос среди учащихся 8-9 классов нашей школы, чтобы определить первостепенность требований к современному учителю. Я думаю, что требования были и будут всегда практически одинаковыми во все времена.

Притча «О переменах».

Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться на свою тяжелую жизнь. Он попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье не пошло, и вообще — просто руки опускаются! Учитель поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он бросил деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул всё это из воды.

– «Что изменилось?» — спросил Учитель.

– «Ничего...» — ответил Ученик.

Тогда Учитель поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова бросил в один — деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, снова ничего не понял.

– «Что изменилось?» — опять спросил Учитель.

– «То, что должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зерна кофе растворились в кипятке», — ответил Ученик.

– «Это лишь поверхностный взгляд на вещи», — сказал Учитель.

— Посмотри внимательнее. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым, и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат».

«Вода — это наша жизнь. Огонь — это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе — это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному.

ЧЕЛОВЕК-МОРКОВЬ — таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими и скользкими. Опускают руки, винят во всем либо других, либо «непреодолимые внешние обстоятельства». Чуть «придавило»… и они уже в панике, психологически раздавлены. Такие «морковки», как правило, легко становятся «жертвам моды», хотят, чтобы «всё было у них, как у людей», именно на них делают свои состояния удачливые торговцы, политики… и предсказатели.

ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО — таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны и цельны. Именно «деревья» показывают всем, что тяжелые жизненные обстоятельства — всего лишь жизнь, и за черной полосой всегда наступает белая.

ЧЕЛОВЕК-ЯЙЦО — это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Их очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни незаметны, а в тяжелые времена они вдруг «твердеют» и упорно преодолевают «внешние обстоятельства».

«А КАК ЖЕ КОФЕ?» — воскликнул Ученик.

«О, это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств растворяются в окружающей среде, превращая безвкусную воду во вкусный, ароматный и бодрящий напиток!» — ответил Учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки.

Есть особые люди. Их — единицы. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько трансформируют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону жизнь окружающих».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационная компетентность педагога в условиях перехода на новые стандарты

Статья о том, каким должен быть современный учитель. Хороший материал для подготовки к аттестации. Основным назначением стандартов нового поколения является формирование современного человека. Это озн...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС II ПОКОЛЕНИЯ.

Работа социального педагога в системе образовательного учреждения - важнейшая составная часть пространства социальной работы, направленной на реализацию ФГОС второго поколения....

Статья: Роль и задачи деятельности педагога в условиях перехода на ФГОС

В данной статье говорится о  инновационном характере ФГОС, дается определение урока метрами советской педагогики, современным учителем, учениками, формулируется определение урока по ФГОС, приводи...

Статья: Роль и задачи деятельности педагога в условиях перехода на ФГОС

В данной статье говорится о  инновационном характере ФГОС, дается определение урока метрами советской педагогики, современным учителем, учениками, формулируется определение урока по ФГОС, приводи...

"Тренинг личностного роста педагогов в условиях перехода к реализации ФГОС в основной школе".

Методическая разработка тренинга личностного роста будет полезна психологам школы, практикующим практические групповые занятия по развитию личности педагогов. Тренинг способствует развитию умения проя...

Совершенствование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС второго поколения

В данном докладе представлен опыт работы по теме "Совершенствование  профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС второго поколения"...