Формирование метакомпетенции педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения
статья
“Учитель – это самый трудный предмет при переходе на ФГОС”, поскольку констатируется факт о технологической, психологической неготовности педагогов к переходу на новые стандарты. В выступлении представлены виды педагогических компетентностей и даны характеристики личностных критериев компетентности учителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Характеристики личностных критериев компетентности учителя | 41.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Ларина Г.В., учитель МОУ СОШ №2 с.Екатеринославка Амурской области
Формирование метакомпетенции педагогов в условиях перехода на ФГОС
нового поколения
На сегодняшний день, ваш беспокойный сон, а именно признак «Вы вскакиваете среди ночи, чтобы записать очередную гениальную идею к завтрашнему уроку», является реалией, потому что во все школы России пришел ФГОС ООО.
Верным оказался прогноз авторов проекта: “Учитель – это самый трудный предмет при переходе на ФГОС”, поскольку констатируется факт о технологической, психологической неготовности педагогов к переходу на новые стандарты.
Как следствие, обучающиеся показывают слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации, низкий уровень умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. С изменением содержания КИМов единого государственного экзамена по математике учителя математики столкнулись с проблемой: учащиеся 11 классов без ошибок решают логарифмические уравнения, но не могут справиться с задачей практического характера. Знания и умения, которые получили школьники за 11 лет учебы, остаются знаниями и умениями, оторванными от жизни. Эта проблема подтверждается и результатами международных исследований.
Обратимся к результатам ЕГЭ 2015 года (анализ статистических данных). В аналитическом отчете отмечено, что повысился, но остается недостаточным уровень сформированности некоторых базовых метапредметных умений, навыков и способов деятельности. Одним из недостатков, выявленных на ЕГЭ, является недостаточная сформированность умения четко и ясно, с применением терминов, излагать свои мысли.
Можно ли определить качество образования качеством сдачи ЕГЭ? Нет, т.к. это умение или неумение сдавать ЕГЭ с изрядной долей везения. Тогда, может быть, качество образования – это соответствие некому набору требований? Вот тут то и появляется понятие образовательного стандарта. Образовательные стандарты, по крайней мере, известные в настоящее время, имеют акцент на предметное содержание и ничего не говорят о ценностной ориентации выпускника, о его коммуникативных, организационных и познавательных компетенциях, о таких важных свойствах личности, как ее активность, социализация. Анализируя все эти примеры, мы начинаем понимать, что образовательные стандарты – лишь инструмент, с помощью которого можно попытаться управлять качеством образования в масштабах страны. Итак, особые требования стандарта нового поколения к результатам: обширные знания - предметные результаты, привычка мыслить - метапредметные результаты, благородство чувств - личностные результаты.
Вернемся к теме моего выступления «Формирование метакомпетенции педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения».
Под "компетенцией" понимают эталон: имеющиеся знания и способы деятельности в данной области, которые постоянно пополняются. Выражаясь простым языком, компетенция - это 100%-ный эталон. А компетентность -только часть от нее. Существует много знаний о том, как мариновать огурцы. Вот это компетенция. Один человек знает 3 способа, другой - 5 способов, третий - 8 способов. И у каждого своя степень владения этими знаниями - это компетентность. Компетенции достичь нереально, так как наука развивается. Поэтому и невозможно дать готовых рецептов. К конечному результату каждый идет своим путем.
Сегодня учитель - не транслятор знаний, не "урокодатель", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уж о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий. На сегодня это уже аксиома, как умение читать. Особенно высоки требования к учителям старшей школы - по большому счету, это те же требования, что и к вузовским преподавателям. Учитель, как и университетский профессор, должен заниматься научными исследованиями, обязательно вести методические разработки – осмыслять и описывать свой профессиональный опыт.
Вопрос: «Какой подход лежит в основе Стандарта?» (системно-деятельностный подход).
Не буду вдаваться подробности этого подхода. Напомню требования к уроку с позиции системно-деятельностного подхода:
- Время самостоятельной работы учеников – не менее 50%
- Время, в течение которого говорит учитель – не более 10 минут.
- Устно на уроке должны ответить все ученики.
- Оценки должны получить все ученики.
- Время, в течение которого ученики двигались – не менее 5 минут.
- Проверка готовности учеников к восприятию нового материала.
- Проверка того, все ли ученики ушли с пониманием нового учебного материала.
- Соответствие объема домашнего задания норме.
Виды педагогических компетентностей:
- Базовая (репродуктивная, применение знаний на практике).
- Творческая.
- Интеллектуальная (способность к продуктивной аналитической деятельности).
- Социальная (знание правовой культуры, гражданская грамотность).
Коммуникативная (организация взаимодействия, общение, перцепция, эмпатия).
Поведенческая.
Социально-личностная (критичность, самокритичность, самооценка). - Проектная культура (решение проблем через создание проектов).
- Рефлексивно-продуктивная (анализ результатов, доработка).
- Профессиональная мобильность (умение изменяться, приспосабливаться, способность к быстрому освоению нового).
Все многообразие профессионально значимых характеристик учителя мы условно объединим в два крупных блока: надпредметная (психолого-педагогическая) компетентность и компетентность предметная.
Компетентность | |
Надпредметная (внепредметная) | Предметная |
Психолого-педагогическая культура учителя. | Знания и умения, связанные с преподаваемыми предметами. |
Знание и учет возрастных особенностей учащихся. | |
Владение различными педагогическими технологиями. | Владение методическими средствами структурного разложения конкретной темы с учетом ее специфики. |
Сегодня выделяются следующие профессионально- педагогические компетенции:
- предметная компетенция (знания в области преподаваемого предмета, методологии предмета);
- общепедагогическая (знания в области индивидуальных особенностей психологии, психофизиологии и познавательных процессов личности),
-профессионально-коммуникативная компетенция (практическое владение приёмами эффективного общения),
-инновационная (владение современными технологиями развивающего обучения),
-исследовательская (владениями навыками исследовательской деятельности),
-рефлексивная (умение обобщить свою работу),
-информационно-коммуникативная компетенция (владение основами ИКТ для обслуживания потребностей учебного процесса).
Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления можно разделить на два вида:
- Размышления, претворенные в действие (т.е. придумал и сделал)
- Размышления по поводу совершенных действий (т.е. анализ совершенного) – рефлексия. Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.
Личностные критерии компетентности учителя
Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в неё личности учителя. Это означает, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности.
1. Эмоциональность
- интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств
- адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся
- доброжелательность реакции учителя на возбуждение · уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результатов своего труда.
К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство раздражает, угнетает учащихся.
2. Выразительность речи.
Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя. Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «Три О»:
- общение с хорошей литературой, искусством, природой
- общение с интересными людьми, любовь, дружба
- общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений. К великому сожалению, мы очень часто делаем элементарные ошибки в произношении, а уж про письменную речь и говорить нечего. Тут такое количество ошибок, что просто диву даешься, где нас учили?
3. Творческое начало личности.
Учитель, как и писатель, должен строить свою внутреннюю и внешнюю биографию. Но делать это с творческим подходом, остроумно, оригинально, поэтому так часто ученикам, даже самым умным и дисциплинированным, на уроках скучно. И это приговор учителю!
4. Организаторские способности.
Необходимы как обеспечения работы самого учителя, так для создания хорошего ученического коллектива.
5. Чувство юмора.
Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход. Как часто, посещая уроки у учителей, думаешь, ну правда, какие же мы скучные люди, иногда хочется, чтобы учитель просто пошутил, посмеялся от души вместе с ребятами, ведь не всегда же они бывают «трудными», да и не все. «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода», говорил Василий Сухомлинский.
6. Настойчивость, дисциплинированность.
Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца, дисциплинированность же - это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Мы провели опрос среди учащихся 8-9 классов нашей школы, чтобы определить первостепенность требований к современному учителю. Я думаю, что требования были и будут всегда практически одинаковыми во все времена.
Притча «О переменах».
Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться на свою тяжелую жизнь. Он попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье не пошло, и вообще — просто руки опускаются! Учитель поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он бросил деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул всё это из воды.
– «Что изменилось?» — спросил Учитель.
– «Ничего...» — ответил Ученик.
Тогда Учитель поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова бросил в один — деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, снова ничего не понял.
– «Что изменилось?» — опять спросил Учитель.
– «То, что должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зерна кофе растворились в кипятке», — ответил Ученик.
– «Это лишь поверхностный взгляд на вещи», — сказал Учитель.
— Посмотри внимательнее. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым, и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат».
«Вода — это наша жизнь. Огонь — это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе — это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному.
ЧЕЛОВЕК-МОРКОВЬ — таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими и скользкими. Опускают руки, винят во всем либо других, либо «непреодолимые внешние обстоятельства». Чуть «придавило»… и они уже в панике, психологически раздавлены. Такие «морковки», как правило, легко становятся «жертвам моды», хотят, чтобы «всё было у них, как у людей», именно на них делают свои состояния удачливые торговцы, политики… и предсказатели.
ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО — таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны и цельны. Именно «деревья» показывают всем, что тяжелые жизненные обстоятельства — всего лишь жизнь, и за черной полосой всегда наступает белая.
ЧЕЛОВЕК-ЯЙЦО — это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Их очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни незаметны, а в тяжелые времена они вдруг «твердеют» и упорно преодолевают «внешние обстоятельства».
«А КАК ЖЕ КОФЕ?» — воскликнул Ученик.
«О, это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств растворяются в окружающей среде, превращая безвкусную воду во вкусный, ароматный и бодрящий напиток!» — ответил Учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки.
Есть особые люди. Их — единицы. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько трансформируют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону жизнь окружающих».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-коммуникационная компетентность педагога в условиях перехода на новые стандарты
Статья о том, каким должен быть современный учитель. Хороший материал для подготовки к аттестации. Основным назначением стандартов нового поколения является формирование современного человека. Это озн...
Исследовательская и проектная деятельность учащихся – основа формирования ключевых компетенций в условиях введения ФГОС нового поколения.
Выступление на семинаре районного методического объединения учителей биологии и химии....
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС II ПОКОЛЕНИЯ.
Работа социального педагога в системе образовательного учреждения - важнейшая составная часть пространства социальной работы, направленной на реализацию ФГОС второго поколения....
Статья: Роль и задачи деятельности педагога в условиях перехода на ФГОС
В данной статье говорится о инновационном характере ФГОС, дается определение урока метрами советской педагогики, современным учителем, учениками, формулируется определение урока по ФГОС, приводи...
Статья: Роль и задачи деятельности педагога в условиях перехода на ФГОС
В данной статье говорится о инновационном характере ФГОС, дается определение урока метрами советской педагогики, современным учителем, учениками, формулируется определение урока по ФГОС, приводи...
"Тренинг личностного роста педагогов в условиях перехода к реализации ФГОС в основной школе".
Методическая разработка тренинга личностного роста будет полезна психологам школы, практикующим практические групповые занятия по развитию личности педагогов. Тренинг способствует развитию умения проя...
Совершенствование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС второго поколения
В данном докладе представлен опыт работы по теме "Совершенствование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС второго поколения"...