Отчет о работе над темой самообразования
учебно-методический материал

Хренова Елена Васильевна

Выступление на заседании ШМК учителей-предметников с отчетом о работе над темой самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_i_otchet_po_samoobraz._-_2016-17.docx34.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Мирновская В(С)Ш                                                                                  при ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области

Тема самообразования:

«Использование ИКТ                                                  на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации учащихся»

Хренова Елена Васильевна

учитель русского языка и литературы

Содержание

1.Общие сведения

2.Сведения о повышении квалификации

3.Тема самообразования, цель, задачи

4.План работы по самообразованию

5.Формирование ИКТ-компетентности учащихся

6.ИКТ-компетентность учителя

7. Отчёт по теме самообразования (доклад для выступления на ШМО)

8.Результаты деятельности

1.Общие сведения:

ФИО: Хренова Елена Васильевна

Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы

Место работы: МБОУ Мирновская вечерняя (сменная) школа при ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области

Образование: высшее педагогическое

Стаж педагогической работы: 11 лет

Последняя аттестация: 2015 г. – I квалификационная категория

Педагогическое кредо: «Уча других, мы учимся сами».

2.  Сведения о повышении квалификации

- Повышение квалификации в ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» с 27.01.2014 по 22.03.2014 - программа «Теория и методика преподавания русского языка и литературы  в условиях внедрения ФГОС ООО» (108 ч.);

- Краткосрочное повышение квалификации в ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» с 17.11.2014 по 22.11.2014 - модуль «Интерактивные технологии в обучении. Проектирование уроков с использованием интерактивной доски» (36 ч.);

- Повышение квалификации в ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» с 23.02.2015 по 27.03.2015 - программа «Организация проектно-исследовательского обучения в ОУ в условиях внедрения ФГОС ООО» (72 ч.)

3. Тема самообразования: «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации учащихся»

Цель: 

- активное использование ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности для повышения мотивации к предмету и качества образования;

- развитие учебно-познавательной компетенции учащихся через совершенствование общих и специальных учебных умений;

- создать благоприятный психологический климат на уроках.

Задачи:

- внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ИКТ- компетентностей и повышения мотивации учащихся к учению;

- повышение качества проведения учебных и внеурочных занятий в результате применения ИКТ-технологий;
- создание условий для проявления творческих способностей учащихся на уроках, для развития таких качеств, как ответственность и самостоятельность в приобретении необходимых знаний по предмету.

Предполагаемый результат:

- повышение уровня успеваемости учащихся, мотивации к изучению предмета;

- разработка сценариев уроков и внеклассных мероприятий с применением ИКТ;

- создание персонального сайта;

- регистрация на педагогических сайтах, публикации авторских работ;

- оказание практической помощи коллегам;

- участие в интернет-конкурсах, в интернет-проектах, дистанционных олимпиадах с учащимися.

- доклады, выступления на заседаниях ШМО и педсоветах.

4. План работы по самообразованию

Этапы

Содержание работы

Сроки

Этап 1 Диагностический

1. Постановка проблемы: повысить мотивацию учащихся к изучению русского языка и литературы;

2. Изучение литературы, в том числе Интернет-ресурсов, имеющегося опыта по проблеме.

2013-2014гг.

Этап 2

Прогностический

1.Определение целей и задач работы над темой.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2013-2014гг.

Этап 3

Практический

1. Система мер, направленных на решение проблемы: разработка сценариев уроков и внеклассных мероприятий с применением ИКТ, участие в интернет-конкурсах, в интернет-проектах, дистанционных олимпиадах с учащимися, создание персонального мини-сайта, регистрация на педагогических сайтах, обучение учащихся работе на компьютере в разных программах, обучение работе в интернете.

2. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

3.Корректировка работы.

2014-2015гг.

2015-2016гг.

Этап 4

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2016-2017гг.

Этап 5

Внедренческий

1. Использование опыта в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение опыта

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

5. Формирование ИКТ-компетентности учащихся

Цель:

- развитие у обучающихся навыков сотрудничества и коммуникации;

- обучение самостоятельному приобретению знаний.

    Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения обучающихся. Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

     6. ИКТ-компетентность учителя

ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:

     - знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете (ЦОР) и т. д.

       - уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР в соответствии с поставленными учебными задачами. Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.    

       - уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, преобразовывая различные данные;

    - уметь выбирать и использовать текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса;

    - эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, системы организации учебной деятельности учащегося и т. д.);              - уметь сформировать электронное портфолио учителя и портфолио учащегося;

    - организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины).

7. Отчет по теме самообразования (форма доклада)

       Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных. Действительно, использование ИКТ на уроках разных учебных дисциплин дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.

       Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но я уверена, что умелое использование ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.

     Большие возможности использования ИКТ предоставляют уроки русского языка и литературы. В зависимости от цели урока компьютер можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков.

      Методически оправданное использование ИКТ в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности позволяет развивать познавательные навыки исследовательской деятельности, творческие способности учащихся, сформировать у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности, создать благоприятный психологический климат на уроках.

Варианты ИКТ на уроках русского языка и литературы, их значение:

  1. Презентации к урокам
  2. Интерактивная доска
  3. Использование компьютера для прослушивания аудиозаписей
  4. Просмотр документальных и художественных фильмов
  5. Создание тестовых заданий, контрольных на уроках русского языка и литературы.
  6. Интегрированные проекты
  7. Работа в сети Интернет

       Немалая роль в процессе обучения на уроках русского языка и литературы отводится презентации. Этот вид работы свободно выполняет и учитель и ученик. Биографии писателей, богатые иллюстративным материалом, тесты, игры по русскому языку, уроки обобщающего характера наиболее интересны, если оформлены с помощью презентации. Основная функция презентации – служить наглядным материалом. При помощи проектора на экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии, оживляющие ход урока, пробуждающие в обучающихся интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить жизнь и личность писателя. Такая форма работы позволяет работать сразу со всем классом. При этом презентация может служить как основной формой проведения урока (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта). Допустима и индивидуальная работа учащихся с презентацией. Ученики могут самостоятельно выбирать скорость прокрутки слайдов, иногда возвращаясь, иногда останавливаясь на выбранной странице, чтобы законспектировать нужную информацию или более детально ознакомиться с изображением. Кроме того, презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над литературным проектом. Наиболее часто презентации используются на уроках изучении биографии. Данные работы обычно представляют набор изображений: портреты, фотографии писателей, мест, связанных с их жизнью и творчеством; а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности и жизни. Данные уроки посвящены обзорным темам, а также являются вступительными или заключительными к монографическим темам, например, «Серебряный век русской поэзии», «Русский футуризм», «Творчество С.А. Есенина», «Поэтическое мастерство А.А. Ахматовой». Цель уроков-презентаций данного вида – подготовить учащихся к вхождению в художественный мир произведения, создать условия для более эмоционального и информационного восприятия творчества писателя, поэта.

       Также интересны интегрированные проекты, где явно отражается связь литературы со смежными видами искусства. Например, изучая творчество Л.Н. Толстого и его роман «Война и мир», уместно будет познакомить учащихся с личностью Наполеона, с биографией Кутузова с помощью видеофильмов документального содержания (связь с историей). Изучая творчество И.С. Тургенева, а именно тему творчества «Импрессионизм в произведениях Тургенева», необходимо познакомить учеников с репродукциями картин художников – импрессионистов, с их биографией (связь с живописью).

     На уроках литературы также можно просматривать фрагменты экранизаций литературных произведений. В моём кабинете собрана большая видеотека практически по всем программным произведениям. Просмотр предваряется заданиями. Наиболее простые задания типа: какие события предшествовали данному моменту и какие последуют за ним. Можно предварять просмотр эпизода каким-то вопросами по содержанию, а после просмотра вести беседу по данным вопросам. Так, например, по повести Булгакова «Собачье сердце» можно предложить такие вопросы:

  • Каково первое слово Шарикова и почему именно это?
  • Как первые слова Шарикова его характеризуют?
  • Какие эмоции вызывает Шариков и чем он ужасен?

      Работая на своих уроках, посещая уроки  коллег, все больше прихожу к выводу, что информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по—новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.         Итак, техническими достоинствами уроков с применением ИКТ являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Одна из главных целей в использовании ИКТ на уроке – это повышение качества образования.

       А что даёт самому учителю применение ИКТ-технологий? Учитель может вести свой сайт, зарегистрироваться на педагогических сайтах и получать методическую помощь от учителей всей страны, размещая материалы на сайтах, вы имеете возможность получать сертификаты о публикации, необходимые при прохождении аттестации, принимать участие во Всероссийских конкурсах.

     Первый сайт, где я зарегистрировалась, был сайт Prodlenka.org. Почему именно на этом сайте? Потому, что это бесплатный школьный портал, на котором можно пообщаться с тысячами других школ, учителей и учеников, получить компетентную помощь и поддержку миллионной аудитории учителей и т. д. К тому же размещать свой методический материал можно и на других педагогических сайтах, где кроме общения вы ещё получите и сертификат о публикациях.

     В 2016 г. создала свой мини-сайт на портале «Социальная сеть работников образования» nsportal.ru http://nsportal.ru/hrenova-elena-vasilevna

     Каждый учитель имеет свой запас методических материалов. Всё эти разработки  можно разместить и на школьном сайте, что я и делаю: http://ik6-vsosh.ru/dokumentaciya/rukovodstvo_pedagogicheskij_sostav/pedagogicheskij_sostav/hrenova_elena_vasil_evna/

    Также я часто посещаю вебинары. При посещении вебинаров каждый человек ставит перед собой определенную цель. Одни посещают для получения сертификата для аттестации, другие, а их большинство по России-для самообразования, получения новых знаний, новой информации. В наш информационный 21 век учителям необходимо держать «руку на пульсе», быть в курсе всех новых методик, приемов и знаний, постоянно повышать свой профессионализм и личные качества.

8.Результаты деятельности

Год

Участие учащихся в олимпиадах, в конкурсах, в конференциях (Ф. И. предмет, уровень, результат)

Участие педагога в семинарах, вебинарах, конкурсах

Публикации педагога (где опубликовано, название статьи)

  2013-2014

Всероссийский конкурс сочи-нений «Женщинами славится страна» Донцов Дмитрий - диплом победителя II степени

Активное участие в работе проекта для учителей «Инфоурок» (благодарность)

Газета «Новый путь» статья «Сердцу полезное слово»

 2013-2014

III Всероссийская дистанцион-ная олимпиада по русскому языку для 9-11 классов Одинцов Владимир – диплом победителя II степени

Всероссийское обще-ственное обсужение примерной основной образовательной про-граммы основного об-щего образования (сер-тификат участника)

Публикации на школьном сайте: тест по творчеству М.Горького, тест по твор-честву В.В.Маяковс-кого, тест по творчеству А.П.Чехова, интересные факты о русском языке, тест по теме «Числитель-ное», презентация «Крылатые фразы»

 2014-2015

Дерябин Ярослав (9кл.) - I место в III Федеральном дис-танционном интеллектуально-творческом конкурсе-олимпиа-де «Звездный час» для обучаю-щихся вечерних школ при ИУ в предметной области «Литература»

Областной конкурс методических разработок «Семья-основа воспитания» - II место

Публикации на школьном сайте: социальный проект «Таинства», методичес-кая разработка «Н.А.Нек-расов: жизнь, творчество, личность», методическая разработка «В.Высоцкий: прерванный полет…»

 2014-2015

Зленский Андрей (10 кл.) – III место в III Федеральном дистанционном интеллек-туально-творческом конкурсе-олимпиаде «Звездный час» для обучающихся вечерних школ при ИУ в предметной области «Русский язык»

 2014-2015

Гаринов Анатолий (9 кл.) – победитель (диплом I степени) во Всероссийской литературной викторине «Сатирик с печаль-ной судьбой», посвященной 120-летию со дня рождения писателя М.М. Зощенко

 2015-2016

Поляков Алексей (7 кл.) – I место в IV Федеральном дистанционном интеллек-туально-творческом конкурсе-олимпиаде «Звездный час» для обучающихся вечерних школ при ИУ в предметной области «Литература»

Всероссийская онлайн-олимпиада для педагогов «Развитие профессиональных педагогических компе-тенций. Социокультур-ная практика» на сайте ПедСтарт - I место

Создание своего мини – сайта (имеется сертификат)

 2015-2016

Поляков Алексей (7 кл.) – II место в IV Федеральном дис-танционном интеллектуально-творческом конкурсе-олим-пиаде «Звездный час» для обу-чающихся вечерних школ при ИУ в предметной области «Русский язык»

Всероссийский конкурс методических разработок «Созвездие идей», организован-ный образовательным центром «Дости-жение»        - I место

Сценарий внеклассного мероприятия (праздника), посвященного Петру и Февронии Муромских» - на портале «Продленка»,  в социальной сети работ-ников образования nsportal

 2015-2016

Моисеев Максим (11 кл.) – I место в Межрегиональной дистанционной олимпиаде  по русскому языку на Всероссийском образовательном портале «Продленка»

Цикл вебинаров по проблемам зависимого поведения молодежи, безопасности в моло-дежной среде и фор-мирования здорового образа жизни подра-стающего поколения, организованные фондом «Нарком»

Конспект урока в 10 классе «Н.А.Некрасов. Жизнь, творчество, личность» на портале «Продленка», в социальной сети работников образования nsportal

 2015-2016

Андреев Андрей (12 кл.) – участник Областного конкурса сочинений «Несколько слов о Есенине», посвященный 120-летию со дня рождения С.А. Есенина и  Году литературы в России

Вебинар «Говорим правильно – рекомен-дации по формиро-ванию культуры речи у школьников» (Изда-тельство «Просве-щение»)

Рабочие программы по русскому языку и литера-туре (7, 10, 11, 12 классы) на портале «Продленка», в социальной сети работников образования nsportal

 2015-2016

Проект «Алые паруса» на сайте nsportal

Вебинар «Проблема мотивации учащихся в ходе урока» (проект Urokidoma.org)

Презентация «Практичес-кие достижения профес-сиональной деятельнос-ти» на портале «Продлен-ка», в социальной сети работников обр. nsportal

  2015-2016

Вебинар «Открытый урок с использованием электронной формы учебника по литерату-ре для 7 класса (авт. Чертов В.Ф., Трубина Л.А. и др.) (Изд-во «Просвещение»)

План работы школьного методического объеди-нения классных руково-дителей вечерней школы  на портале «Продленка», в социальной сети работ-ников образования nsportal

  2015-2016

Вебинар для работ-ников вечерних школ при исправительных учреждениях «Эффек-тивные приемы и ме-тоды работы учителя по ресоциализации обучающихся – осуж-денных через внеуроч-ную деятельность» (ГКОУ МО ВСОШ №18 и УФСИН России по Мурманской обл.)

План воспитательной работы в 11 классе вечерней школы на портале «Продленка», в социальной сети работников образования nsportal

 2015-2016

Вебинар «Открытый урок с использованием электронной формы учебника по русскому языку для 7 класса (УМК Л.М. Рыбчен-ковой, О.М. Александ-ровой, О.В. Загоровс-кой и др.)» (Издатель-ство «Просвещение»)

Паспорт кабинета русского языка и литературы на портале «Продленка», в социальной сети работников образования nsportal

 2015-2016

I Межрегиональный методический семинар для учителей Повол-жья «Современные подходы к органи-зации и проведению урока рус. яз. и лит-ры в условиях реализации ФГОС на примере ис-пользования УМК «Алгоритм успеха

Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного Владимиру Высоцкому «Прерванный полет…» на портале «Продленка», в социальной сети работников образования nsportal

 2015-2016

Сценарий мероприятия, посвященного Дню пра-вославной книги «Сердцу полезное слово…»  на портале «Продленка», в социальной сети работ-ников обр. nsportal

 2015-2016

Диплом за личный вклад в развитие методической библиотеки портала «Продленка.орг»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с темой самообразования "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"

Одно из направлений современной методики преподавания русского языкаявляется текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста....

Отчет о работе над темой самообразования

Отчет о работе над темой самообразования...

Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"

Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...

Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"

Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...

Отчет о проделанной работе по теме самообразования "Мотивация учебной деятельности на уроках математики"

Преподаватель: Зайцева Алла ВалерьевнаПо данной теме работа началась в сентябре 2018 года....