Значение уроков практического труда для формирования у умственно-отсталых школьников социально-значимых умений и творческих качеств личности
материал
Включение умственно отсталых детей и подростков в трудовую деятельность признается одним из главных условий их подготовки к самостоятельно жизни. Труд детей с ограниченными возможностями способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а так же решает проблему профессиональной подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_urokov_prakticheskogo_truda.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Демидовская школа-интернат»
Значение уроков практического труда для формирования у умственно-отсталых школьников социально-значимых умений и творческих качеств личности
Учитель
сельскохозяйственного труда
Абрамова Л.Б.
г. Демидов
Включение умственно отсталых детей и подростков в трудовую деятельность признается одним из главных условий их подготовки к самостоятельно жизни. Труд детей с ограниченными возможностями способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а так же решает проблему профессиональной подготовки.
Трудовое обучение специальной школы ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.
Знания, полученные школьниками на уроках труда, с одной стороны, повышают общий уровень интеллекта, и, с другой, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач (ориентироваться в полученном задании, планировать и контролировать свою работу). Трудовое обучение в специальной школе содержит элементы политехнизации. Так большинство программ по труду включают, кроме изучения основной, знакомство со смежными профессиями.
Знакомство с несколькими специальностями предусматривает программа обучения сельскохозяйственному труду. Это: овощевод, полевод, свинарка, доярка и т.д.
Сельскохозяйственный труд воспитанников, обучение их сельскохозяйственным знаниям и умениям – важный элемент учебно-воспитательного процесса специальной школы, и его значение возрастает в современных социально-экономических условиях. Сельскохозяйственная подготовка детей-сирот становится средством не только их трудового воспитания, но и социальной защиты, так как в современных условиях для многих из них умение обеспечить себя основными продуктами питания, самостоятельно хозяйствуя на земле, является фактором выживания.
Основная цель обучения детей-сирот основам сельского хозяйства – подготовка их к самостоятельной жизни, обеспечение успешной социальной адаптации. Сельскохозяйственная подготовка направлена не на формирование узкопрофессиональных знаний и умений, а на формирование жизненно важных умений и качеств личности, таких как самостоятельность, инициативность, умение принимать решения, работать в коллективе, самостоятельно получать знания, то есть тех качеств, которые в дальнейшем могут реализоваться в различных сферах деятельности. В качестве базового уровня принят объем знаний и умений, который позволит выпускникам грамотно вести личное подсобное хозяйство. Труд детей в личном сельском хозяйстве рассматривается нами ещё и как средство достижения более широких целей – подготовки к самостоятельной жизни, к выбору профессиональной карьеры и её успешной реализации.
В целях достижения эффективности обучения сельскохозяйственным знаниям мы стараемся обеспечить преемственность в решении задач трудовой подготовки на различных этапах, единство уроков труда и внеклассной работы.
Ознакомление с основами сельскохозяйственных знаний и приёмов работы начинается с младших классов. Каждый класс, начиная с нулевого, имеет свой участок земли в несколько грядок. Начиная с весны и до осени на этих участках во внеурочное время дети с воспитателями обрабатывают почву, подготавливают делянки под посев различных овощных и плодово-ягодных культур, выращивают рассаду, высевают и выращивают морковь, свеклу, картофель, лук, грох, тыкву и т.д. В течение всего лета ухаживают за посевами: пропалывают, рыхлят, поливают растения, следят за сохранностью урожая. Уже в младших классах в процессе такого труда на своих участках у детей формируется положительное отношение к труду, воспитывается устойчивый интерес к практической трудовой деятельности, начинают прививаться первые трудовые умения и навыки.
Важное место в системе сельскохозяйственной подготовки учащихся занимают уроки сельскохозяйственного труда. Уроки проводятся на базе кабинета с/х труда и учебно-опытного участка.
Переходя из младших классов в среднее звено, дети в пятом классе заниматься в классе обсервации по трудовому обучению. Это дает им возможность в течение года познакомиться с несколькими трудовыми профессиями и выбрать ту, которая наиболее понравится. В шестом классе формируются подгруппы для дальнейшего обучения основам сельского хозяйства до девятого класса. На уроках с/х труда учащиеся обучаются основным приемам выращивания с/х растений и уходу за животными, изучают разнообразные приемы посева, посадки и уборки урожая с/х растений, уборки животноводческих помещений, кормления животных и ухода за ними.
В связи с отсутствием животноводческой фермы, основное внимание уделяется изучению растениеводства. На уроках с/х труда сочетается изучение теоретической части вопроса дальнейшее практическое занятие, где учащиеся применяют полученные знания на практике, учатся по назначению использовать рабочие инструменты, правильно выполнять рабочие движения в определенной рабочей позе, работать быстро и качественно. При проведении практических работ строго соблюдаются правила техники безопасности и правила производственно санитарии, воспитанники привлекаются к работе с учетом возраста, физического развития и состояния здоровья. Ослабленным детям или с нарушениями физического развития уменьшаются нормы труда, предлагается выполнение посильных для их физического состояния работ.
Специфика обучения сельскохозяйственному труду в отличие от других видов профессионально-трудового обучения учащихся специальных школ обусловлена длительностью процесса получения конечного результата труда, т.е. наличием значительного промежутка времени между началом работы по созданию какой-либо с/х продукции и получением конечного результата. Поэтому для развития интереса к предмету мы стараемся использовать различные формы уроков и внеклассных мероприятий. Наряду с использованием традиционных форм урока, мы применяем такие формы, как интегрированный уроки, уроки-соревнования, уроки-игры и другие.
В зависимости от планируемых целей отдельные формы уроков применяются в разных случаях. Так интегрированный урок с элементами соревнования «Сельское подворье» разработан по двум предметам: по с/х труду и штукатурно-малярному делу. Этот урок закрепления и обобщения знаний по нескольким темам двух предметов: «Виды зданий», «Виды малярного инструмента», «Основные группы овощных культур», «Виды сельскохозяйственных животных» и другие. Новизна совмещения двух уроков в одном, проведение его двумя учителями сразу, элементы соревнования и игры вызывают живой интерес у детей к изучаемым темам и предмету в целом.
Интегрированный урок по животноводству «Свинья – домашнее животное» содержит элементы соревнования, насыщенных познавательным материалом о домашнем животном свинье. Интересна для детей проверка домашнего задания в форме теста.
На уроках с/х труда наряду с приобретением практических навыков работы, учащиеся овладевают не только необходимым объемом агротехнических знаний, знакомятся с большим количеством новых понятий и терминов. Это связано с трудностями запоминания, произношения, употребления для них непривычных слов. Существенное значение для продуктивности запоминания имеет то, в какой оно протекает форме. Продуктивность запоминания увеличивается при использовании на уроках кроссвордов, дидактических игр, которые широко применяются на уроках с/х труда.
На обучение наших учащихся основам сельскохозяйственных знаний не ограничивается только проведением уроков. Нами проводятся экскурсии в профессиональные лицее и училища с последующим обсуждением результатов, различные внеклассные мероприятия, которые вызывают интерес у учащихся к изучению предмета («Овощные грядки» - игровое мероприятие для учащихся младших и средних классов), знакомят учащихся с различными трудовыми профессиями и выявляют знания и умения детей по различным видам труда («Много хороший профессий на свете, а я выбираю свою» - соревновательное мероприятие для выпускных классов) и многие другие.
Полученные на уроках сельскохозяйственного труда и во внеклассной работе знания учащиеся применяют и закрепляют при проведении летней практики. Она проводится в конце мая и июле месяце в 5 – 9 классах. Каждый класс выращивает овощные культуры на учебно-опытном участке. Уход за своими посевами и клумбами продолжается в течение всего лета под руководством воспитателей.
Все перечисленные формы работы с умственно-отсталыми учащимися на уроках сельскохозяйственного труда решают общекоррекционные задачи обучения и воспитания детей. И основная из них – это развитие качеств личности, необходимых для успешного участия умственно отсталых детей в коллективном производственном труде.
Современная олигофренопедагогика уже давно считает, что воспитанники специальной школы могут быть (в большинстве своем)подготовлены к участию производственном труде общих коллективов трудящихся при условии обеспечения их доступным по содержанию и формам видам труда. В этом и будет заключаться социальная реабилитация воспитанников вспомогательной школы, то есть предоставление им права на труд. Важное место в решении этих проблем принадлежит преподаванию сельскохозяйственного труда, овладевая знаниями по которому, учащиеся специальной школы смогут получить специальность, соответствующую из развитию, занять активное место в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация социально-значимой деятельности обучающихся, как средство самореализации личности.
В настоящее время в системе образования происходят изменения, регламентированные требованиями современного общества. Главным среди них является: умение делать осознанный выбор ...
Технология развития творческих качеств личности на уроке клавишного синтезатора, на примере создания современной композиции
В плане-конспекте открытого урока по классу синтезатора представлено развитие творческих качеств личности с применением в комплексе личностно-ориентированной технологии....
Рабочая программа по ручному труду для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа разработана по предмету «Ручной труд» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающи...
Статья "Создание условий для успешного усвоения практических навыков на уроках трудового обучения у обучающихся с умственной отсталостью"
Для наиболее эффективного развития личности м соцмальной адаптации умственно отсталых школьников трудовое обучение является одной из основных задач коррекционной школы 8 вида. Основные задачи эффектив...
Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-4 классы
Программа по коррекционному курсу«Предметно-практические действия»для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-...
Использование ЦОР на уроках профильного труда для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)
В статье перечислены приемущества обраовательного процесса с применением ЦОР, виды ЦОР используемые учителем в работе с обучающимся с ОВЗ на уроках швейного дела....