Мастер-класс
методическая разработка

Подкорытова Жанна Викторовна

И снова, здравствуйте, я вновь рада поделиться с вами своим опытом и проведу мастер-класс «Конструирование современного урока»!

  • Современный урок для меня это личностно-ориентированный урок
  • это конструирование активного взаимодействия ученика и учителя
  • это урок, где ученик успешен
  • урок, который нравится детям
  • урок, который отличен от предыдущего
  • деятельностный  урок

Наша цель на таком уроке – создание условий    для формирования и воспитания свободной личности, способной к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина

И что мы только не делаем, чтобы создать эти самые условия!

Понятно,  творческая мастерская у каждого учителя своя. Каждый обладает большим разнообразием методических приемов и, возможно, уже сделал попытку их  структурирования.

Мне хотелось бы поделиться своим опытом работы в данном направлении, за основу которой взята продуктивная, на мой взгляд, педагогическая идея «Методический конструктор», применяемая как эффективное средство для «сборки» уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_konferentsii_avgust_2018.pptx1.4 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Скажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню, Дай мне действовать самому и я научусь.» Китайская мудрость

Слайд 2

Мастер-класс «Конструирование современного урока…» ( Проектирование современного урока на основе «Конструктора урока») Учитель русского языка и литературы Подкорытова Жанна Викторовна МКОУ «Гимназия №1 Искитимского района»

Слайд 3

Для меня современный урок это личностно-ориентированный урок это конструирование активного взаимодействия ученика и учителя это урок, где ученик успешен урок, который нравится детям у рок, который отличен от предыдущего современный урок – деятельностный урок

Слайд 4

Целью современного урока является создание условий для формирования и воспитания свободной личности, способной к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина

Слайд 5

«Знания никогда нельзя дать в готовом виде; они всегда должны усваиваться через включение их в ту или иную деятельность», — таков психологический закон усвоения знаний Современный урок – деятельностный урок

Слайд 6

Анатолий Александрович Гин специалист по ТРИЗ , мастер ТРИЗ , педагог . Вице-президент Международной общественной Ассоциации профессиональных преподавателей, разработчиков и пользователей теории решения изобретательских задач ( ТРИЗ ) по вопросам образования.

Слайд 8

Конструктор урока (по А.Гину )

Слайд 9

Приемы обучения Основные этапы урока 1 2 3 4 5 6 А. Начало урока Интеллектуальная разминка или простой опрос (по базовым вопросам) « Да-нетка » Удивляй! Отсроченная отгадка Фантастическая добавка «Светофор» Щадящий опрос Б. Объяснение нового материала Привлекательная цель Удивляй! Фантастическая добавка Практичность теории Пресс-конференция Вопрос к тексту В. Закрепление, тренировка, отработка умений Лови ошибку! Пресс-конференция УМШ Игра-тренинг Игра в случайность «Да- нетка »

Слайд 10

Конструктор современного урока

Слайд 11

Приемы педагогической техники

Слайд 12

Прием «Настроение»

Слайд 13

“ Фантастическая добавка” Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету, изменить значение любого параметра, который обычно остаётся постоянным или имеет вполне определённое значение; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения: например, глазами инопланетянина или древнего грека….

Слайд 14

Отсроченная отгадка - в начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе с новым материалом

Слайд 15

“Удивляй!” Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Предлагаем из ряда слов выписать однокоренные, среди них слова слова бык и пчела — однокоренные. В произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как бъчела . Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука u . Если вспомнить диалектный глагол бучать , имеющий значения «реветь», «гудеть», «жужжать» и этимологически родственный словам пчела , букашка и бык , то становится ясным, каково же было общее значение этих слов. Тема урока – Этимология.

Слайд 16

Лови ошибку - объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки

Слайд 17

« Корзина идей, понятий, имен». Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока или во время поиска путей решения проблемы. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Слайд 18

Корзина отзывов и предложений, дерево пожеланий, ковер идей, солнышко эмоций…

Слайд 19

Вопросы к тексту - перед изучением текста учебника ставится задача: составить к тексту список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их минимальное число – например: не менее 3 репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих.

Слайд 20

Необычная обычность. Даже подача домашнего задания может быть делом нескучным. Привнесите в него некую тайну, загадку… Конечно, не каждый раз. Конечно загадку посильную. Формула: учитель задаёт домашнее задание необычным способом.

Слайд 21

"Ассоциативный ряд« К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Ассоциации к слову обособление: одиночество, один, выделение из всех, один как перст…

Слайд 22

Клоуз-тест . Учащимся предлагается связный текст, в котором пропущены отдельные слова, нужда-ющиеся в восстановлении за счет понимания контекста . Учащиеся вначале знакомятся с общим содержанием текста, затем заполняют пропуски теми словами, которые они считают необходимыми для восстановления содержа-ния .

Слайд 23

Чтение с пометами. Этот прием помогает снять проблему неосмысленного чтения текста. Детям предлагается прочитать текст и, пользуясь специальными значками, произвести разметку текста: v - это я знал ; + - это новое для меня; ! - этим я удивлен; * - это было интересно.

Слайд 24

Кластер

Слайд 25

Синквейн . Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. 4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Слайд 26

Работа с вопросником Самостоятельная работа с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Слайд 27

Телеграмма Я узнал, что… Мне понравилось на уроке… Было интересно… Сегодня я работал … Я удивился…

Слайд 28

26.08.2018 28 «Маркированная таблица » . Знаю Хочу знать Узнал нового

Слайд 29

Эксперимент — это особый прием познания, исследование, наблюдение. Убрать из текста прилагательные. Добавить в текст вводные слова…

Слайд 30

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать « дораскрывающие » ее вопросы

Слайд 31

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТЕМ Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем

Слайд 32

Другие приёмы: «Неоконченное предложение» «Спарринг» «Молчание – золото» (пантомима) «Составить шпаргалку» «Логическая цепочка» «Лови ошибку» «Светофор» «Базовый лист контроля» «Я учитель »

Слайд 33

Приемы обучения Этапы 1 2 3 4 5 6 7 Вводно-мотивационный Задача-парадокс "Ассоциативный ряд» Удивляй! Фантастическая добавка Клоуз-тест «Маркированная таблица» Пресс-конференция Актуализация знаний, целеполагание , постановка проблемы Привлекательная цель Отсроченная отгадка Практичность теории Своя опора Проблемный диалог Кластер Лови ошибку! Поиск путей решения проблемы, решение проблемы «Корзина идей, понятий, имен» Работа с вопросником Чтение с пометами Вопросы к тексту К овер идей Мини-исследование Кластер, составление инструкции (алгоритма) Применение полученных знаний на практике, самостоятельная работа. Коррекция Игра- тренинг Мини-проект Эксперимент Кластер «Лови ошибку» Работа по инструкции (алгоритму) Своя игра Систематизация изученного «Светофор» Логические цепочки, схемы «Неоконченное предложение» « Аукцион знаний» «Составить шпаргалку» Клоуз-тест Пересечение тем Рефлексивно-оценочный Телеграмма Синквейн «Светофор» Корзина отзывов и предложений, дерево пожеланий Рефлексивные карточки «Маркированная таблица» С олнышко эмоций

Слайд 34

Урок русского языка в 8 классе

Слайд 35

Возьмите ………………., От них кружится голова. Ведь, не мешая суть сберечь, Они замедлят нашу речь. И все ж удобны потому , Что выдают легко другим, Как мы относимся к тому, О чем, смущаясь, говорим. Меня, как всех, не раз, не два Спасали ………………………., И чаще прочих среди них Слова "…………….", "……………..". Они, начав издалека, Давали повод не спеша Собраться с мыслями, пока Не знаю, где была душа. 1962, Александр Кушнер Клоуз-тест

Слайд 36

Возьмите вводные слова , От них кружится голова. Ведь, не мешая суть сберечь, Они замедлят нашу речь. И все ж удобны потому, Что выдают легко другим, Как мы относимся к тому, О чем, смущаясь, говорим. Меня, как всех, не раз, не два Спасали вводные слова , И чаще прочих среди них Слова « во-первых", «во-вторых ". Они, начав издалека, Давали повод не спеша Собраться с мыслями, пока Не знаю, где была душа. 1962. Александр Кушнер

Слайд 37

Дом Выражают отношение Удобны в обращении Вводные слова Дают собраться с мыслями Не изменяют суть Кластер

Слайд 38

Исследование текста Произвести сравнительный анализ текстов по схеме Т М Тр. Ст. 2. Как вводные конструкции влияют на смысл текста? 3. Какими членами предложения являются вводные конструкции , почему? 4. Какую роль в тексте выполняют вводные конструкции? Работа с вопросником

Слайд 39

Эксперимент Читаем текст о бабушках. В течение 5- 7 минут я предлагаю дать развернутый ответ на вопрос, поставленный автором текста: Что делать с такой бабушкой? При этом обязательно должны выразить свое отношение, используя вводные слова.

Слайд 40

Рефлексия

Слайд 42

Желаю, коллеги, вам легких уроков, Всегда понимания, без ссор и упреков, Терпенья железного, море идей, Коллег адекватных, прилежных детей. В семье — только счастья, добра и достатка, Чтоб мирно жилось и работалось сладко. Всегда на работу с улыбкой шагать И премии только в мешках получать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...