Методические основы в содержании современного биологического образования
статья по биологии (10 класс) на тему
В материалах рассматриваются основы современного биологического образования в школе. Дается обоснование мировоззренческому подходу к содержанию предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervaya_statya.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Афанасьева М.И.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современная парадигма образования указывает на реализацию личностно ориентированного обучения учащихся. В центр образования ставится воспитание и развитие личности учащихся, обладающей сформированной системой собственных взглядов, суждений, научных знаний. Одной из главных целей современного образования выступает подготовка учащихся к дальнейшей жизни, к самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям. Цели образования во многом определяются социально-историческими условиями социума. Возникновение в российском обществе сложной социальной ситуации, опасной по своим последствиям для воспитания молодежи, обозначило проблему поиска новых мировоззренческих и идеологических ориентиров для молодого поколения. В связи с этой проблемой особое значение приобретает мировоззренческая функция образования, поскольку мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов на мир, которые не привязаны к определенным явлениям, а служат основой для понимания общих тенденций развития мира в целом. Проявление системных признаков кризиса современного общества и культуры, предъявление новых социальных требований к развитию личности требует необходимости создания механизмов, позволяющих реализовать индивидуализацию обучения.
Образование должно способствовать не только всестороннему познанию мира, но и прежде всего, влиять на развитие личности каждого учащегося, развитие ее индивидуальности в неповторимом своеобразии. Важные функции образования заключаются в раскрытии индивидуальности ребенка. В связи с этим, особое внимание следует уделять формированию научного мировоззрения как проявлению индивидуальности каждого школьника. По мере становления личности растет целостность, интегративность ее психологической организации. Происходит расширение и, главное, углубление связей личности с окружающим миром, обществом и другими людьми.
Главная цель формирования научного мировоззрения учащихся заключается в том, чтобы объективные мировоззренческие позиции стали внутренними, субъективными, определяющими поведение и поступки учащихся. Формирование мировоззрения не должно быть шаблонным и навязанным учащимся. Оно должно быть выработано при большой доле самостоятельности учащихся. Единство миропонимания и самосознания – основа самоопределения человека в мире. Мировоззрение задает принципы связи человека с миром, основные ориентиры в его поведении, что выражается в постановке жизненных целей. Образовательные цели формирования мировоззрения придают образованию личностно – значимый смысл.
Сформированное научное мировоззрение у учащихся есть одна из высших целей образования. Важность формирования мировоззрения обусловлена тем, что с течением времени несущественные детали, многие факты, изученные в школе, учащиеся забывают. Но общее понимание развития явлений, их научная оценка остаются. Остаются общие выводы, мировоззренческие идеи, с позиций которых личность оценивает явления и события окружающего мира.
Индивидуализация образования может быть представлена через содержательный компонент образования, так как компоненты содержания имеют личностную составляющую. Мировоззренческие идеи служат основанием для отбора и построения содержания естественнонаучного и гуманитарного образования школьников, поскольку они отражают развитие современной науки. Содержание естественнонаучного и гуманитарного образования обладает мощным потенциалом для формирования научного мировоззрения учащихся, реализуя мировоззренческие идеи, являющиеся базой для формирования взглядов и убеждений школьников. В области современного биологического образования происходит смена целевой ориентации и более четкое обозначение приоритетности его развивающей функции. Содержание разделов школьной биологии обладает мощным потенциалом для решения проблемы формирования научного мировоззрения у учащихся.
Содержание биологического образования должно основываться на мировоззренческих идеях, которые являются основой для генерализации знаний учащихся. Мировоззренческие знания, взгляды и убеждения учащихся основываются на мировоззренческих идеях.
Ведущими идеями биологического образования считаем: идею системной и разноуровневой организации живой природы, идею целостности живых систем, взаимосвязи строения и функции, коэволюции человека и природы, идею эволюции органического мира, идею открытости живых систем, их динамической взаимосвязи с природной средой, самоорганизации и саморегуляции живых систем, идею о жизни как форме материи, идея периодичности явлений в природе и идею единства противоположных процессов и явлений. Биологическая наука является источником для формирования научного мировоззрения учащихся. Идеи биологической науки отражают тенденции изучения живых объектов. Раскрытие данных идей в экологическом образовании позволит подойти к рассмотрению живых объектов с позиции целостности природы, сформировать взгляды учащихся, характеризующиеся системным рассмотрением объектов живой природе в их взаимосвязях.
Применительно к биологическому образованию научное мировоззрение школьников является основным результатом образования, сформированной системой мировоззренческих знаний, взглядов и убеждений учащихся, выражающих отношение к явлениям природы и общественной жизни.
Помимо идеи, в содержании биологического образования должна быть представлена система знаний, обладающих значительным мировоззренческим потенциалом. Под мировоззренческими знаниями мы понимаем научные знания, которые системно характеризуют сущность и взаимосвязь природных явлений и процессов.
Мировоззренческие знания в содержании биологического образования включают следующие группы:
1 – знания о научном мировоззрении как философской категории;
2 – мировоззренческие знания о действии законов в мире и их познании;
3 – мировоззренческие знания о живой природе как материальном единстве разнообразных форм живого;
4 – мировоззренческие знания об обществе как компоненте живого на Земле;
5 – мировоззренческие знания о человеке, его функциях в биосфере.
Научные знания характеризуются присущей логической обоснованностью и доказательностью, воспроизводством познавательных результатов. Знание есть отражение в мышлении объективного мира, которое позволяет субъекту в какой-то степени предвидеть будущее. Знания составляют основу всех действий человека. Наличие знаний позволяет человеку удовлетворить свои потребности, действовать и добиваться осуществления своих целей. Теоретические биологические знания могут иметь мировоззренческий характер.
Основным принципом формирования индивидуализированного содержания образования является единство содержательной и процессуальной сторон обучения. Этот принцип требует разрабатывать содержание, учитывать способы и методы передачи содержания образования школьникам. Созданию личностно ориентированного образования способствует применение методов обучения, способствующих формированию мировоззрения у учащихся.
Все методы тесно взаимосвязаны и применяются в процессе формирования научного мировоззрения школьников комплексно. Методы формирования научного мировоззрения у учащихся включают: информационный метод (доклады учащихся о взглядах, научном мировоззрении выдающихся ученых-биологах; беседы о действии законов, закономерностей природы; аргументация фактов, подтверждающих постоянство действия законов природы; диалоги и диспуты по проблеме; рассказ учителя об эволюции научной картины мира; наблюдения за изменениями явлений и состояний природы), ориентационно – деятельностный метод: анализ положительных и отрицательных поступков учащихся; объяснение учителя о необходимости перехода на путь устойчивого развития общества; выполнение заданий на личностную ориентировку; рассказ учителя о жизнедеятельности видных ученых – биологов.
Таким образом, современное биологическое образование обладает широкими возможностями индивидуализации обучении, раскрытия индивидуальных качеств каждого школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Соответствие содержания современного УМК по иностранному языку требованиям ФГОС, достижению предметных, метапредметных, личностных результатов на основе содержания используемых ФГОС"
В соответствии с государственным стандартом основного общего образования изучение иностранного языка в основной школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как ...
Методические основы организации элективного курса по теме «Основы медицинских знаний» для предпрофильного биологического образования школьников.
Цель данного курса в формировании валеологической культуры учащихся, которая включает ответственное отношение к личному здоровью. Программа опирается на соде...
Роль экологических понятий в содержании биологического образования
В данной статье можно познакомиться с основными приёмами формирования зкологических знаний, с ролью экскурсий в формировании экологических знаний, с формами экологической работы в школе....
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЛИЦЕЙСКОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО
Я, как и другие педагоги, столкнулась с проблемой мотивации к обучению. Как показывает практика, сегодня востребованными для поступления в ВУЗы являются такие предметы как математика, русский яз...
Методическое сообщение Модель занятий педагога дополнительного образования по вокалу на основе современных образовательных технологий
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В России уделяется огромное внимание развитию эстетическо...
Национально-региональный компонент – важное составляющее содержания современного школьного образования.
В последние годы в нашей стране проблема учета особенностей региона в образовании становится все более актуальной во многих отношениях. Региональный аспект образования несе...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К БИОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С ПАТОЛОГИЕЙ СЛУХА
В статье говорится о проблеме биологического образования обучающихся с патологией слуха. Освещаются подходы к определению содержания материала по курсу биологии (на примере 5 класса), а также ос...