Алгоритм организации предметно-практической деятельности в учебном процессе при реализации АООП по ФГОС О УО (вариант 9.2/СИПР)
материал
Коррекционно-развивающая деятельность имеет предметную основу, опирается на основные методы коррекционной педагогики, основывается на использовании коррекционных методов и приёмов, необходимого оборудования. Поэтому коррекционный педагог должен определять влияет ли деятельность, либо упражнение или задание на успешную реализацию возможностей ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 46.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм организации предметно-практической деятельности в учебном процессе при реализации АООП по ФГОС ОО УО (вариант 9.2/СИПР).
учитель-логопед: Кононова С.И.
- Структура организации ППД на уроке с обязательным использованием коррекционных методов и приёмов, необходимого оборудования.
Первое о чем педагог должен всегда помнить – это ПРАВИЛА, необходимые для четкой коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ:
- индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку;
- предугадывание и, соответственно, предотвращение наступления утомления и пресыщения;
- знание и использование разнообразных методов и приемов, активизирующих познавательную активность и деятельность ребенка;
- не забывать про педагогический такт и корректность.
Второе. В современном отношении общества к ребенку с ОВЗ, развитии образования, эволюции человечества к более высокому уровню развития необходимо использовать в работе принципы современной технологии:
- принцип развития динамичности восприятия,
- принцип продуктивной обработки информации,
- принцип развития ВНД и коррекции ВПФ,
- принцип мотивации к учению.
В третьих. Не следует забывать о том, что коррекционная педагогика является неотъемлемой частью общей педагогики и опирается на основные её методы обучения:
- методы по способу передачи информации:
- словесные,
- наглядные,
- практические;
- методы по логике построения материала:
- индуктивные,
- дедуктивные;
- методы по способам управления уроком/занятием:
- самостоятельная работа,
- под руководством учителя;
- методы по способам мыслительной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный,
- репродуктивный,
- частично-поисковый,
- исследовательский (в том числе проектный),
- проблемный.
Эти методы объединяются в классификацию по направлениям:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности,
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности,
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Так как наши дети «особенные» и имеют «особенные» образовательные потребности и возможности, дефектология отобрала те методы, которые более продуктивны в коррекционно-развивающей работе с ними:
- по способу передачи информации:
- практические,
- наглядные,
- словесные;
- по логике построения материала:
- индуктивный;
- по способам управления уроком/занятием:
- под руководством педагога;
- по способам мыслительной деятельности
- частично поисковый.
Также существуют методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения, которые мы активно используем в нашей работе:
- физминутки:
- разминка во время напряженной интеллектуальной деятельности,
- музыкально-ритмическая гимнастика;
- упражнения на снятие нервного напряжения у детей:
- расслабление мышц шеи, рук, ног,
- быстрое снятие сильного эмоционального и физического напряжения,
- расслабление всего организма;
- упражнения на развитие эмоциональной сферы:
- «Релаксация»,
- «Хорошее настроение»,
- «Возьми и передай»,
- «Раздумье».
Также стоит отметить формы коррекционно-развивающей работы, которые должны использовать не только специалисты, но и учителя начальной школы, предметники, тьюторы, воспитатели:
- игровые:
- дидактические,
- подвижные,
- сюжетные;
- учебные:
- практические,
- самоконтроль и саморефлексия,
- сравнение (приложение, наложение) и т.п.
Конечно, наши дети «особенные» во всех видах деятельности, поэтому следует использовать специальные приёмы, корректирующие и активизирующие деятельность ребенка и направляющие в нужное русло:
- сигнальные карточки (PECS),
- вставки на доску (буквы, слова – визуальное расписание),
- восприятие материала с закрытыми глазами («Чудесный мешочек»),
- современные компьютерные технологии (презентации, видеоуроки),
- предметный (картинный) материал,
- активные методы рефлексии.
- Виды практической деятельности, включённые в обязательное содержание адаптивных образовательных программ по учебным предметам (на примере учебного предмета «Окружающий социальный мир»).
При ознакомлении с методическими рекомендациями к АООП ФГОС ОО УО вариант 9.2/СИПР, мы обратили внимание на то, что задачи учебной дисциплины «Предметно-практические действия» прослеживаются во всех образовательных областях, включающие:
- действия с материалами:
- сминание,
- разрывание,
- размазывание,
- разминание,
- переливание,
- пересыпание,
- наматывание;
- действия с предметами:
- захватывание,
- удерживание,
- отпускание,
- встряхивание,
- толкание,
- вращение,
- нажатие на предмет,
- сжимание,
- вынимание,
- перекладывание,
- складывание,
- вставление,
- нанизывание.
Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении различных трудностей, должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. Поэтому, все перечисленные действия используются специалистами на коррекционных занятиях. Например, при работе педагогов-психологов – это «Сенсорное развитие», включающее в себя следующие аспекты:
- гностико-праксическое восприятие:
- слух,
- зрение,
- кинетика,
- кинестетика;
- восприятие вкуса;
- восприятие запаха.
- Мониторинг результативности участия ребенка в ППД на протяжении учебного процесса.
Конечно, любая деятельность должна исследоваться для выявления не только каких-либо результатов, но и для определения влияет ли данная деятельность, либо упражнение или задание на успешную реализацию возможностей ребенка. Для этого существует количественно-качественная шкала. По требованиям ФГОС ОО УО к оцениванию качества знаний, навыков, умений:
- Количественная оценка
- 0 баллов – невозможность оценивания, отказ от деятельности,
- 1 балл – сопряженная деятельность,
- 2 балла – контроль со стороны педагога,
- 3 балла – самостоятельная деятельность
- Качественная оценка
- до 50% – низкий уровень,
- 50 – 80% – средний уровень,
- 80 – 100% – высокий уровень.
При проведении мониторинга следует придерживаться следующих требований:
- качество выполняемых практических действий ребёнком,
- прилежание обучающегося во время деятельности,
- уровень речевой активности,
- наличие и выраженность РАС,
- уровень психофизического развития,
- степень соматического состояния на момент обследования.
Оценка результативности освоения программного материала по учебной дисциплине ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
3-ий год обучения, Н.И., вариант 9.2
за период с 2016 по 2019 гг.
Дата | Действия с материалами | Действия с предметами | Итого % | |||||||||||||||||||
сминает | разрывает | размазывает | разминает | переливает | пересыпает | наматывает | захватывает | удерживает | отпускает | встряхивает | толкает | вращает | нажимает на предмет | сжимает | тянет | вынимает | перекладывает | складывает | вставляет | нанизывает | ||
63 | ||||||||||||||||||||||
2017 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 14 |
2018 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 40 |
2019 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 56 |
Оценка результативности освоения программного материала по учебной дисциплине СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
3-ий год обучения, Н.И., вариант 9.2
за период с 2016 по 2019 гг.
Дата | Зрительное восприятие | Слуховое восприятие | Кинестетическое восприятие | Восприятие запаха | Восприятие вкуса | Итого % | |||||||||||||||||||||
фиксирует взгляда на лице человека | фиксирует взгляда на неподвижном светящемся объекте | фиксирует взгляда на неподвижном предмете, расположенном | узнаёт и различает цвета объекта | прослеживает взглядом за движущимся далеко расположенным предметом | концентрируется на неподвижном источнике звука на уровне | прослеживает за близко расположенным перемещающимся источником звука | соотносит звук с его источником | находит объекты, одинаковые по звучанию | проявляет адекватную эмоционально-двигательную реакцию на прикосновения человека | проявляет адекватную реакцию на соприкосновение с различными материалами (дерево, металл и т.д.) | адекватно реагирует на вибрацию | адекватно реагирует при давление на поверхность тела | адекватно реагирует на положение частей тела | адекватно реагирует на соприкосновение тела с разными видами поверхностей | различает материалы по характеристикам | реагирует на запахи | различает запахи | реагирует на продукты, различные по вкусовым качествам | различает основные вкусовые качества продуктов | реагирует на продукты, различные по консистенции | узнаёт продукты по вкусу | ||||||
напротив | справа | слева | уха | плеча | талии | ||||||||||||||||||||||
78 | |||||||||||||||||||||||||||
2017 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 1 | 15 |
2018 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 40 |
2019 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 56 |
Рисунок № 1 Сравнительный анализ освоения учебного материала обучающегося Н.И. (вариант 9.2) по учебным дисциплинам «Предметно-практические действия» и «Сенсорное развитие» за период с 2016 по 2019 гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование и организация исследовательской деятельности в учебном процессе
Строить сегодняшнее и завтрашнее обучение школьников на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно.В современной педагогике чрезвычайное внимание уделяется развитию природной поисково...
Проектные задачи – одна из форм организации учебного процесса при реализации ФГОС
Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в п...
Урок – основная форма организации учебного процесса по природоведению в условиях ФГОС ОО с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Урок является основной формой организации учебного по природоведению в условиях ФГОС ОО с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так как при этой форме задействованы все обучающиеся к...
Реализация ФГОС О УО вариант 9.2/СИПР. Предметная область коррекционно-развивающие занятия, предмет "Логопедическая ритмика", 2 класс. Тема: "Путешествие в осенний лес"
Адаптивные ресурсы детей с особыми возможностями в получении образования. Целью данного урока является подготовка органов артикуляционного аппарата к речевой деятельности посредством упражнений, ...
Алгоритм организации предметно-практической деятельности в учебном процессе при реализации АООП по ФГОС ОО УО (вариант 9.2/СИПР).
Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении различных трудностей, должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. В соответсви...
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе, как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС.
Одно из ключевых направлений развития отечественной образовательной системы, обозначенной в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», – переход на новые образовател...
Дистанционная форма организации учебного процесса: опыт реализации
Дистанционная форма организации учебного процесса: опыт реализации...