Алгоритм организации предметно-практической деятельности в учебном процессе при реализации АООП по ФГОС О УО (вариант 9.2/СИПР)
материал

Кононова Софья Игоревна

Коррекционно-развивающая деятельность имеет предметную основу, опирается на основные методы коррекционной педагогики, основывается на использовании коррекционных методов и приёмов, необходимого оборудования. Поэтому коррекционный педагог должен определять влияет ли деятельность, либо упражнение или задание на успешную реализацию возможностей ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx46.69 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм организации предметно-практической деятельности в учебном процессе при реализации АООП по ФГОС ОО УО (вариант 9.2/СИПР).

учитель-логопед: Кононова С.И.

  1. Структура организации ППД на уроке с обязательным использованием коррекционных методов и приёмов, необходимого оборудования.

Первое о чем педагог должен всегда помнить – это ПРАВИЛА, необходимые для четкой коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ:

  • индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку;
  • предугадывание и, соответственно, предотвращение наступления утомления и пресыщения;
  • знание и использование разнообразных методов и приемов, активизирующих познавательную активность и деятельность ребенка;
  • не забывать про педагогический такт и корректность.

Второе. В современном отношении общества к ребенку с ОВЗ, развитии образования, эволюции человечества к более высокому уровню развития необходимо использовать в работе принципы современной технологии:              

  • принцип  развития динамичности восприятия,
  • принцип продуктивной обработки информации,
  • принцип развития ВНД и коррекции ВПФ,
  • принцип мотивации к учению.

В третьих. Не следует забывать о том, что коррекционная педагогика является неотъемлемой частью общей педагогики и опирается на основные её методы обучения:

  1. методы по способу передачи информации:
  • словесные,
  • наглядные,
  • практические;
  1. методы по логике построения материала:
  • индуктивные,
  • дедуктивные;
  1. методы по способам управления уроком/занятием:
  • самостоятельная работа,
  • под руководством учителя;
  1. методы по способам мыслительной деятельности:
  • объяснительно-иллюстративный,
  • репродуктивный,
  • частично-поисковый,
  • исследовательский (в том числе проектный),
  • проблемный.

Эти методы объединяются в классификацию по направлениям:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности,
  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности,
  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Так как наши дети «особенные» и имеют «особенные» образовательные потребности и возможности, дефектология отобрала те методы, которые более продуктивны в коррекционно-развивающей работе с ними:

  1. по способу передачи информации:
  • практические,
  • наглядные,
  • словесные;
  1. по логике построения материала:
  • индуктивный;
  1. по способам управления уроком/занятием:
  • под руководством педагога;
  1. по способам мыслительной деятельности
  • частично поисковый.

Также существуют методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения, которые мы активно используем в нашей работе: 

  1. физминутки:
  • разминка во время напряженной интеллектуальной деятельности,
  • музыкально-ритмическая гимнастика;
  1. упражнения на снятие нервного напряжения у детей:
  • расслабление мышц шеи, рук, ног,
  • быстрое снятие сильного эмоционального и физического напряжения,
  • расслабление всего организма;
  1. упражнения на развитие эмоциональной сферы:
  • «Релаксация»,
  • «Хорошее настроение»,
  • «Возьми и передай»,
  • «Раздумье».

Также стоит отметить формы коррекционно-развивающей работы, которые должны использовать не только специалисты, но и учителя начальной школы, предметники, тьюторы, воспитатели:

  1. игровые:
  • дидактические,
  • подвижные,
  • сюжетные;
  1. учебные:
  • практические,
  • самоконтроль и саморефлексия,
  • сравнение (приложение, наложение) и т.п.

Конечно, наши дети «особенные» во всех видах деятельности, поэтому следует использовать специальные приёмы, корректирующие и активизирующие деятельность ребенка и направляющие в нужное русло:

  • сигнальные карточки (PECS),
  • вставки на доску (буквы, слова – визуальное расписание),
  • восприятие материала с закрытыми глазами («Чудесный мешочек»),
  • современные компьютерные технологии (презентации, видеоуроки),
  • предметный (картинный) материал,
  • активные методы рефлексии.

  1. Виды практической деятельности, включённые в обязательное содержание адаптивных образовательных программ по учебным предметам (на примере учебного предмета «Окружающий социальный мир»).

При ознакомлении с методическими рекомендациями к АООП ФГОС ОО УО вариант 9.2/СИПР, мы обратили внимание на то, что задачи учебной дисциплины  «Предметно-практические действия» прослеживаются во всех образовательных областях, включающие:

  1. действия с материалами:
  • сминание,
  • разрывание,
  •  размазывание,
  • разминание,
  • переливание,
  • пересыпание,
  • наматывание;
  1.  действия с предметами:
  • захватывание,
  • удерживание,
  • отпускание,
  • встряхивание,
  • толкание,
  • вращение,
  • нажатие на предмет,
  • сжимание,
  • вынимание,
  • перекладывание,
  • складывание,
  • вставление,
  • нанизывание.

Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении различных трудностей,  должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. Поэтому, все перечисленные действия используются специалистами на коррекционных занятиях. Например, при работе педагогов-психологов – это «Сенсорное развитие», включающее в себя следующие аспекты:

  1. гностико-праксическое восприятие:
  • слух,
  • зрение,
  • кинетика,
  • кинестетика;
  1. восприятие вкуса;
  2. восприятие запаха.

  1. Мониторинг результативности участия ребенка в ППД на протяжении учебного процесса.

Конечно, любая деятельность должна исследоваться для выявления не только каких-либо результатов, но и для определения влияет ли данная деятельность, либо упражнение или задание на успешную реализацию возможностей ребенка. Для этого существует количественно-качественная шкала. По требованиям ФГОС ОО УО к оцениванию качества знаний, навыков, умений:

  • Количественная оценка
  • 0 баллов – невозможность оценивания, отказ от деятельности,
  • 1 балл – сопряженная деятельность,
  • 2 балла – контроль со стороны педагога,
  • 3 балла – самостоятельная деятельность
  • Качественная оценка
  • до 50% – низкий уровень,
  • 50 – 80% – средний уровень,
  • 80 – 100% – высокий уровень.

При проведении мониторинга следует придерживаться следующих требований:

  • качество выполняемых практических действий ребёнком,
  • прилежание обучающегося во время деятельности,
  • уровень речевой активности,
  • наличие и выраженность  РАС,
  • уровень психофизического развития,
  • степень соматического состояния на момент обследования.

Оценка результативности освоения программного материала по учебной дисциплине  ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

3-ий год обучения, Н.И., вариант 9.2

 за период с 2016 по 2019 гг.

Дата 

Действия с материалами

Действия с предметами

Итого %

сминает

разрывает

размазывает

разминает

переливает

пересыпает

наматывает

захватывает

удерживает

отпускает

встряхивает

толкает

вращает

нажимает на предмет

сжимает

тянет

вынимает

перекладывает

складывает

вставляет

нанизывает

63

2017

1

0

0

1

0

0

0

2

1

1

1

1

0

1

2

1

0

0

0

1

1

14

2018

2

1

1

2

1

1

1

3

3

2

3

3

1

3

3

2

1

2

1

2

2

40

2019

3

2

2

3

3

3

2

3

3

3

3

3

2

3

3

2

3

3

2

2

3

56

Оценка результативности освоения программного материала по учебной дисциплине СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

3-ий год обучения, Н.И., вариант 9.2

за период с 2016 по 2019 гг.

Дата 

Зрительное восприятие

Слуховое восприятие

Кинестетическое восприятие

Восприятие запаха

Восприятие вкуса

Итого %

фиксирует взгляда на лице человека

фиксирует взгляда на неподвижном светящемся объекте

фиксирует взгляда на неподвижном предмете, расположенном

узнаёт и различает цвета объекта

прослеживает взглядом за движущимся далеко расположенным предметом

концентрируется на   неподвижном источнике звука на  уровне

прослеживает за близко расположенным перемещающимся  источником звука

соотносит звук с его источником

находит объекты, одинаковые по звучанию

проявляет адекватную эмоционально-двигательную реакцию на прикосновения человека

проявляет адекватную реакцию на соприкосновение с различными материалами (дерево, металл и т.д.)

адекватно реагирует на вибрацию

адекватно реагирует при давление на поверхность тела

адекватно реагирует на положение частей тела

адекватно реагирует на соприкосновение тела с                                                 разными видами поверхностей

различает материалы по характеристикам

реагирует на запахи

различает запахи

реагирует на продукты, различные по вкусовым качествам

различает основные вкусовые качества продуктов

реагирует на продукты, различные по консистенции

узнаёт продукты по вкусу

напротив

справа

слева

уха

плеча

талии

78

2017

1

1

1

0

0

1

0

1

0

0

1

0

0

2

1

0

0

1

0

0

1

0

2

1

0

1

15

2018

3

2

2

1

2

2

1

2

1

0

1

1

1

2

2

1

2

2

1

1

1

1

3

2

1

2

40

2019

3

3

3

2

3

3

1

3

1

1

2

2

1

2

2

2

2

3

2

1

2

2

3

2

2

3

56

Рисунок № 1 Сравнительный анализ освоения учебного материала обучающегося Н.И. (вариант 9.2) по учебным дисциплинам «Предметно-практические действия» и «Сенсорное развитие» за период с 2016 по 2019 гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование и организация исследовательской деятельности в учебном процессе

Строить сегодняшнее и завтрашнее обучение  школьников на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно.В современной педагогике чрезвычайное внимание уделяется развитию природной поисково...

Проектные задачи – одна из форм организации учебного процесса при реализации ФГОС

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в п...

Урок – основная форма организации учебного процесса по природоведению в условиях ФГОС ОО с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Урок является основной формой организации учебного по природоведению в условиях ФГОС ОО с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так как при этой форме задействованы все обучающиеся к...

Реализация ФГОС О УО вариант 9.2/СИПР. Предметная область коррекционно-развивающие занятия, предмет "Логопедическая ритмика", 2 класс. Тема: "Путешествие в осенний лес"

Адаптивные ресурсы детей с особыми возможностями в получении образования. Целью данного урока является подготовка органов артикуляционного аппарата к речевой деятельности посредством упражнений, ...

Алгоритм организации предметно-практической деятельности в учебном процессе при реализации АООП по ФГОС ОО УО (вариант 9.2/СИПР).

Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении различных трудностей,  должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. В соответсви...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе, как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС.

Одно из ключевых направлений развития отечественной образовательной системы, обозначенной в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», – переход на новые образовател...

Дистанционная форма организации учебного процесса: опыт реализации

Дистанционная форма организации учебного процесса: опыт реализации...