Планирование и организация исследовательской деятельности в учебном процессе
статья на тему
Строить сегодняшнее и завтрашнее обучение школьников на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно.
В современной педагогике чрезвычайное внимание уделяется развитию природной поисковой активности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_i_organizatsiya_issledovatelskoy_deyatelnosti_v_uchebnom_protsesse.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование и организация исследовательской деятельности в учебном процессе
Составили: Колтырина О.В.
Бакулина И.В.
Строить сегодняшнее и завтрашнее обучение школьников на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно.
В современной педагогике чрезвычайное внимание уделяется развитию природной поисковой активности ребёнка.
Исследовательская деятельность – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для обучающихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий.
Исследовательские задания – это предъявляемые обучающимся задания, содержащие проблему; решение которой требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых обучающиеся открывают ранее неизвестное для них знание.
Цель исследовательского метода – «вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения. Школьник должен почувствовать прелесть открытия.
Исследовательский метод рассчитан на самостоятельность обучающихся. Деятельности учителя состоит в подготовке заданий, которые бы обеспечивали творческое применение знаний, а так же в осуществлении консультативной помощи и контроля
Виды учебных исследований
По месту проведения
- урочные
- внеурочные
По теме
- свободные
- предметные
По времени
- долгосрочные
- кратковременные
По количеству учеников
- групповые
- коллективные (всем классом)
- индивидуальные
Планирование исследовательской деятельности
При проектировании и планировании исследовательской деятельности учитель должен обратить особое внимание на следующие моменты на каждом из этапов учебного исследования (именно эти моменты определяют специфику учебного исследования и вызывают наибольшие проблемы при реализации исследовательской деятельности).
Этап 1. Выбор педагогом образовательной области и предметного направления области будущей исследовательской деятельности учащихся.
- степень связи с базовой программой соответствующего класса;
- наличие собственной практики научной работы в избранной области;
- возможности консультационной помощи специалистов и ее формы;
- форма образовательной деятельности в плане работы учреждения;
- особенности контингента обучающихся, на который ориентированы исследования.
Этап 2. Разработка программы вводного теоретического курса (занятия).
- доступность – соответствие учебной нагрузки возможностям обучающихся (по сложности, продолжительности, включению в учебный план);
- опора на базовую программу (новые сведения опираются на базовые предметные программы, количество новых вводимых понятий и схем не составляет большей части программы);
- необходимость и достаточность объема теоретического материала для возникновения у обучающихся интереса к работе, выбору темы и постановке задач исследования;
Этап 3. Выбор темы, постановка целей и задач исследования, выдвижение гипотезы.
- соответствие выбираемой темы изученному теоретическому материалу;
- доступность сложности темы и объема работы возможностям обучающихся;
- исследовательский характер темы, формулировка темы, соответствующей предмету исследования и содержащей проблему исследования;
- соответствие задач цели, адекватность гипотезы;
- учет индивидуальных склонностей и предпочтений конкретных обучающихся.
Этап 4. Подбор и освоение методики исследования.
- соответствие методики целям и задачам, предполагаемому объему и характеру исследования;
- доступность методики освоению и реализации школьниками;
- учет склонностей и предпочтений конкретных школьников.
Этап 5. Сбор и первичная обработка материала.
- доступность запланированного объема работ учащимся;
- доступность объекта исследования;
- соответствие используемой методики объекту и условиям исследования;
Этап 6. Анализ, выводы.
- наличие обсуждения, сравнения данных с литературными источниками;
- соответствие результатов и выводов поставленным целям и задачам, сформулированной цели.
Этап 7. Презентация.
- отражение авторской позиции обучающегося;
- соответствие формата представляемого материала формальным требованиям;
- отражение этапов исследования.
Организация исследовательской деятельности
Структура учебного исследования:
- Выделение и постановка проблемы
- Решение проблемы:
- Выдвижение гипотезы
- Выбор методов
- Проверка гипотезы
- Обработка результатов
- Оформление результатов
- Выводы
Этап I. Выделение и постановка проблемы
- Проблемное задание – это учебное задание, составленное таким образом, что обучающиеся попадают в ситуацию затруднения, требующую новых знаний.
- Поставленные вопросы требуют от обучаемого самостоятельного нахождения ответа посредством мышления.
- Проблемные вопросы обычно строятся с использованием слов: почему, как объяснить, как доказать, что из этого следует и т.п.
Этап II. Решение проблемы
- Выдвижение гипотезы
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.
- Сделать предположение о том, как проблема может быть решена.
- Гипотеза строится по схеме: «если…, то…», «так как…, то…».
- В зависимости от темы гипотез может быть несколько.
- Выбор методов исследования
- Поиск и предложение возможных вариантов решения
- Подробное описание всех действий, связанных с получением результатов.
- Ответ на вопрос «как это сделать?»
Методы исследования
Теоретические:
- Анализ
- Синтез
- Аналогия
- Моделирование
Эмпирические:
- Наблюдение
- Эксперимент
- Опросы
- Анкетирование
- Интервьюирование
- Проверка гипотезы
- Реализация выбранных методов исследования: изучение соответствующей учебной или специальной литературы, проведение испытаний, всевозможный проб, измерения каких-либо параметров и т.д.
Этап III. Обработка результатов исследования
- Обсуждение полученных данных
- Сопоставление данных друг с другом и с литературными источниками
- Сопоставление полученных данных с выдвинутой гипотезой
Этап IV. Оформление результатов исследования
- Краткое словесное изложение новой информации
- Использование иллюстративного материала (графиков, карт, схем, таблиц, рисунков и т.д.)
Этап V. Выводы исследования
- Умозаключения, сформулированные в обобщенной форме
- Вывод должен быть ответом на проблемный вопрос, поставленный в начале исследования
- Вывод должен соответствовать гипотезе исследования
Три уровня реализации исследовательского обучения:
- Учитель ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Решение в это случае предстоит самостоятельно найти ребенку.
- Учитель ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускает коллективный поиск.
- Высший уровень – постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется ребенком самостоятельно.
Исследовательскую деятельность можно организовывать на всех этапах урока и на этапе подготовки к уроку при выполнении опережающего задания. Домашнее задание подобного типа вызывают интерес к изучаемому материалу, стимулирует дополнительное чтение, подготавливают к более глубокому и осмысленному восприятию материала, интересному решению проблемы.
Методический аппарат учебников способствует использованию исследовательской деятельности на практических и лабораторных работах, экскурсиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения русской литературы
Работа посвящена актуальной проблеме организации исследовательской деятельности в процессе обучения школьников: выявлены педагогические и психологические условия, необходимые для проведения исследоват...
Организация исследовательское деятельности в учебном процессе. Из опыта работы учителя географии
Актуальность: формирование УУД по новым стандартам в ФГОС большую роль отводит организации учебно – исследовательской и проектной деятельности учащихся, одна не достаточно разработаны дидактическ...
Статья: ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систе...
Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе работы над экологическим проектом
Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе работы над экологическим проектом...
Статья. Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения биологии
Статья посвящена вопросу организации исследовательской деятельности школьников в процессе изучения биологии....
Особенности организации исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения Обществознания
Фундаментом программы «Основы учебно-исследовательской деятельности учащихся » является реализация учебно-исследовательской деятельности обучающихся . Каждый учащийся вып...
Практика организации исследовательской деятельности учащихся в процессе реализации ФГОС ООО
Анализируется опыт работы коллектива школы по обучению учащихся исследовательской деятельности, в том числе для детей с академическими трудностями....