Статья "Компетентностный подход как условие повышения качества образования".
статья
Статья посвящена компетентностному подходу, который является одним из необходимых условий модернизации образования. Статья имеет сжатый реферативный характер и была создана на основе нескольких доступных ресурсов для выступления на методическом объединении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_podhod.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход как условие повышения качества образования.
В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предполагаются иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Центральным понятием процесса обновления современного образования выступает компетентностный подход. Образование с точки зрения компетентности выдвигает требования к соответствию качества образования уровню международных стандартов.
Компетентностный подход в нашей стране приходит на смену знаниевому.
Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного:
Основания для сравнения | Традиционный подход | Компетентностный подход |
Цель обучения | Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования | Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции) |
Основная формула результата образования | «Знаю, что» | «Знаю, как» |
Характер образовательного процесса | Репродуктивный | Продуктивный |
Доминирующий компонент процесса | Контроль | Практика и самостоятельная работа |
Характер контрольных процессов | Статистические методы оценки учебных достижений | Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения) |
Если в традиционной системе учитель выступает как передатчик готовых знаний, а учащийся в основной своей массе как пассивная воспринимающая сторона, то при инновационном образовании учитель становится организатором познавательно-мыслительной деятельности и стимулирует желание детей учиться на протяжении всей учебный деятельности. Учащийся становится активным участником учебного процесса, и если это условие выполняется, следовательно, повышается его ответственность за качество своего образования.
Компетентностно-ориентированное образование - объективное явление в образовании, вызванное к жизни социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками. Современные условия жизни и, в том числе, ориентированность высшей школы на мировые требования и стандарты предъявляют к выпускнику целый пласт новых требований. Выпускник обязан обладать целым рядом компетенций, которые и должны быть у него сформированы в процессе получения им общего среднего образования. Эти новые требования, как оказывается, не связаны жестко с той или иной дисциплиной, они носят надпредметный характер, отличаются универсальностью. Их формирование требует не столько нового содержания (предметного), сколько иных педагогических технологий. Компетентностный подход – попытка привести в соответствие образование (и среднее, и высшее) и потребности рынка, сгладить противоречие между учебной и профессиональной деятельностью.
Компетенция – способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных либо жизненных ситуациях. На нынешний момент, понятия компетенции и компетентности и грань между ними окончательно не определены. Однако потребность в формировании универсальных, применимых в любой сфере деятельности умений, а также достижение высшей степени этого формирования - способности учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни чрезвычайно высока.
Современный урок при сохранении лучших традиций школы должен соответствовать тем новым требованиям, которые предъявляют условия жизни, государство и общество. Компетентностный подход является обязательным условием повышения качества образования и подготовки выпускников в процессе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы к оценке качества образования
новые подходы к оценке качества образования...
Новые подходы к оценке качества образования тт
Новые подхлды к оценке качаства образования, текст выступления...
Современные подходы к управлению качеством образования классного коллектива. Роль классного руководителя.
Качество образования- широко обсуждаемая проблема всем педагогическим сообществом. Как на на повышение качества образования классного коллектива может влиять класснй руководитель?...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ....
Статья _Новые подходы к оценке качества образования обучающихся: контекст современного урока физической культуры_
В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования к результату обучения в целом и в частности по физической культуре.Есть три составляющих для оценивания результативности: метап...
"Роль системно-деятельностного подхода в повышении качества образования на уроках истории и обществознания
Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений....
Подходы к оценке качества образования обучающихся
Подходы к оценке качества образования обучающихся...