СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
методическая разработка по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
Что сегодня нужно понимать под «качеством образования»?
- В общегосударственном плане качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны;
- в педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования.
Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности деятельности школы:
· уровень обученности учащихся;
· готовность их к продолжению образования;
· уровень воспитанности учащихся;
· состояние здоровья детей;
· уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;
· уровень выполнения стандартов образования.
Т.е это цели, которые мы перед собой ставим.
Усилия всего педагогического коллектива направлены на создание условий для формирования универсальных способностей личности и поведенческих моделей, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.
Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация) заинтересован в обеспечении качества образования. Несомненно, качество определяется хорошей организацией учебно-воспитательного процесса. Классный руководитель является связующим звеном в этой системе. Ему необходимо свести воедино усилия администрации, педагогов, родителей и учащихся для достижения наилучшего результата. В каком направлении должен работать классный руководитель, чтобы максимально содействовать реализации целей, поставленных всем педагогическим коллективом? Как способствовать развитию системы такого учебно-воспитательного процесса, который бы соответствовал современным требованиям к качеству образования?
Начинать работу необходимо с создания ученического коллектива. Прежде всего, классный руководитель направляет свои усилия на формирование такого ученического коллектива, в котором бы наиболее полно могли бы реализоваться духовные, познавательные, эмоциональные потребности каждого ребёнка. Наряду с этой задачей, необходимо формировать коллектив единомышленников, объединённых едиными целями и ценностями, с правильной гражданской позицией. Успешная реализация этих целей естественным образом влияет на повышение качества образования. Ведь качество образования отражается не только в сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правового самосознания, российской идентичности, духовности, способности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности.
Общеизвестно, что если ребёнок находится в коллективе единомышленников, он будет испытывать психологический комфорт и сможет реализовать свои потребности и таланты максимально. Следовательно, работа классного руководителя нацелена на формирование коллектива с общими целями и интересами, которые соответствуют лицейским традициям, правилам и нормам.
Учитывая, что Лицей относится к учебным заведениям с повышенным уровнем образования, классному руководителю необходимо планировать свою работу таким образом, чтобы увлечь общей познавательной деятельностью детей, которая обеспечит высокие показатели, сформирует спаянный коллектив, даст возможность каждому ребёнку реализовать себя и получить удовлетворение от своей деятельности и результатов.
Более того, подростку очень важно получить понимание и признание своих успехов в коллективе сверстников, что будет служить мощным стимулом дальнейшего развития положительной мотивации, которая является одним из ключевых факторов, влияющих на повышение качества образования.
На формирование каких умений и способностей должен нацеливать свои усилия педагог для формирования компетенций, которые необходимы современному школьнику для успешного развития?
Прежде всего- это формирование умения
- определять жизненно важные цели, добиваться их реализации;
- принимать ответственные решения на основе анализа ситуации;
-логично, аргументировано и оригинально мыслить;
-творчески подходит к делу;
-ясно, кратко и емко выражать свои мысли;
-ориентироваться в мире современных информационно-коммуникативных технологий;
-выходить из жизненного тупика;
-мыслить на основе глубоких, прочных знаний;
-выступать перед любой аудиторией, в том числе и на иностранных языках;
-убеждать и переубеждать собеседника;
-обладать всевозможными навыками для жизни в социуме.
Направления деятельности классного руководителя
Направления | Деятельность | Совершаемые действия |
1.Организация образовательного процесса класса. | Контроль успеваемости учащихся класса с целью диагностики, анализа, корректировки и прогнозирования. Взаимодействие с учителями и родителями относительно успеваемости учащихся. | Систематическое отслеживание успеваемости учеников класса, немедленное реагирование на возникновение проблем, Консультации с учителями- предметниками, обеспечение ежедневной информированности родителей о состоянии успеваемости учеников. |
2.Изучение динамики развития учащихся, планирование индивидуальной траектории их развития. | Формирование у учащихся гражданской самоидентификации, правового поведения, соблюдение ими устава лицея. | Разработка индивидуальных планов занятий с одарёнными детьми в соответствии с их интересами и способностями совместно с учителями- предметниками. Участие в классных и общелицейских мероприятиях, формирующих активную гражданскую позицию и нацеленных на развитие организационных, познавательных, творческих, коммуникативных способностей учеников.
|
3.Организация деятельности классного коллектива | Включение в план воспитательной работы всех направлений, реализующих полноценное развитие каждого члена ученического коллектива. | Разработка плана воспитательной работы на каждый учебный год по основным направлениям внеурочной деятельности: -спортивно-оздоровительная деятельность; -Духовно-нравственное воспитание; -Социальная деятельность; -Общеинтеллектуальная деятельность; -Общекультурное образование. |
4.Организация системы самоуправления класса | Формирование активной гражданской позиции учащихся. Участие в жизни и решении проблем класса, лицея, социума посредством участия в органах лицейского самоуправления, социальных проектах. | Обеспечение функционирования самоуправления в классе. |
5.Организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению психического и физического здоровья учащихся | Тематические классные часы, школьные мероприятия, выезды на природу. | Организация мероприятий, нацеленных на сохранение здоровья учеников. |
6.Создание условий для развития познавательных интересов учащихся по все предметам, раскрытия творческого потенциала 16 примеры наград | Организация участия в конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах, научных конференциях, турнирах от муниципального до международного уровней. | Помощь в выборе олимпиад, конкурсов, турниров по интересующим детей направлениям и предметам. 100% учеников класса находят для себя интересующий их конкурс или олимпиаду по различным предметам и принимают в них участие. |
7.Организация работы с родителями | Поддержка постоянного контакта с родителями, установление с ними бесконфликтных, доверительных отношений. Создание атмосферы сотрудничества. | Постоянный контакт с родителями с помощью электронного журнала, общение с родителями через личный сайт классного руководителя, проведение индивидуальных консультаций. |
8.Использование обратной связи в работе с родителями | Создание личных информационных пространств и ежедневное информирование родителей | Постоянный мониторинг удовлетворённости родителей предоставляемыми образовательными услугами. |
19.Формирование толерантности в детском коллективе | Создание комфортной психологической атмосферы, воспитание уважения культурных традиций разных стран | Классные часы, посвященные изучению культур народов России и других стран. |
Стабильный результат образования, отражающий объем предметных знаний и умений учащихся и положительную динамику в воспитанности и развитости ученика отражается в показателях качества знаний учащихся по учебным годам:
2011-2012 учебный год-59%
2012-2013 учебный год-68%
2013-2014 учебный год-78%.
Кроме того, за три года учёбы в лицее ученики сегодня демонстрируют:
- уверенное стремление преодолевать затруднения в учебе и внеклассной работе, в личном поведении, умеют проявлять собранность, организованность; учащиеся обладают настойчивостью в достижении поставленных целей;
- стабильный положительный настрой к активной познавательной и творческой деятельности;
- осознание ценности межличностных отношений и необходимости их расширения;
- владение навыками самостоятельной организации учебной и внеурочной деятельности;
- высокий уровень сплоченности класса.
Родители сегодня демонстрируют заинтересованность и проявляют активное участие в совместной с педагогическим коллективом лицея деятельности по развитию познавательных способностей своих детей.
Уровень удовлетворенности родителей жизнедеятельностью класса и лицея весьма высок, что говорит о том, что качество образования в лицее соответствует их ожиданиям и обеспечивает развитие индивидуальности их детей.
Таким образом, я, как классный руководитель и член педагогического сообщества лицея вижу необходимым продолжать работу в направлении повышения качества обучения:
- участие в создании педагогической системы, ориентированной на достижение высокого качества обучения;
- развитие у обучающихся положительной мотивации к обучению на повышенном уровне, к постоянному повышению качества своего обучения;
- осуществление взаимосвязи обучения учащихся с воспитанием и развитием;
- применение личностно ориентированных педагогических технологий, предусматривающих субъект-субъектный, деятельностный, индивидуальный, дифференцированный подходы;
- создание комфортной психологической атмосферы, благоприятной для обучения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В обобщенном виде качество образования определяется как совокупность его свойств и их проявлений, способствующих удовлетворению потребностей человека и отвечающих интересам общества и государства.
В более узком смысле качество образования рассматривается как личностная особенность , необходимая человеку для осуществления той или иной деятельности.
основные показатели эффективности деятельности школы: уровень обученности учащихся; готовность их к продолжению образования; уровень воспитанности учащихся; состояние здоровья детей; уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе; уровень выполнения стандартов образования.
Классный руководитель должен создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждения каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей
Классный руководитель направляет свои усилия на формирование такого ученического коллектива, в котором наиболее полно могли бы реализоваться духовные, познавательные, эмоциональные потребности каждого ребёнка. И в то же время необходимо сформировать коллектив единомышленников , объединённых едиными целями и ценностями, с правильной гражданской позицией.
классному руководителю необходимо планировать свою работу таким образом, чтобы увлечь общей познавательной деятельностью детей, которая обеспечит высокие показатели, сформирует спаянный коллектив, даст возможность каждому ребёнку реализовать себя и получить удовлетворение от своей деятельности и результатов.
Направления деятельности классного руководителя
Организация образовательного процесса класса Контроль успеваемости учащихся класса. Взаимодействие с учителями и родителями относительно успеваемости учащихся.
Изучение динамики развития учащихся, планирование индивидуальной траектории их развития Формирование у учащихся гражданской самоидентификации, правового поведения, соблюдение ими устава школы
Организация деятельности классного коллектива Включение в план воспитательной работы всех направлений, реализующих полноценное развитие каждого члена ученического коллектива.
Организация системы самоуправления класса Формирование активной гражданской позиции учащихся. Участие в жизни и решении проблем класса, лицея, социума посредством участия в органах лицейского самоуправления, социальных проектах.
Организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению психического и физического здоровья учащихся Тематические классные часы, школьные мероприятия, выезды на природу.
Создание условий для развития познавательных интересов учащихся по все предметам, раскрытия творческого потенциала каждого члена классного коллектива Организация участия в конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах, научных конференциях, турнирах от муниципального до международного уровней
Организация работы с родителями Поддержка постоянного контакта с родителями, установление с ними бесконфликтных, доверительных отношений. Создание атмосферы сотрудничества.
Использование обратной связи в работе с родителями Создание личных информационных пространств и ежедневное информирование родителей
Формирование толерантности в детском коллективе Создание комфортной психологической атмосферы, воспитание уважения культурных традиций разных стран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива»
Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональна...
Организация деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования в общеобразовательной школе
Разработка программы эффективной деятельности педагогического коллектива общеобразовательной школы может стать для образовательного учреждения мощным стимулом активизации его деятель...
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ: МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Центральным вопросом повышения качества образования является проблема управления образовательным процессом в общеобразовательном учреждении. Принципиально важную роль в процессе управления играет полн...
Организация самоуправления на уровне классного коллектива: роль классного руководителя на начальном этапе в среднем звене
Организация самоуправления на уровне классного коллектива: роль классного руководителя на начальном этапе в среднем звене...
Современные подходы к управлению качеством образования классного коллектива. Роль классного руководителя.
Качество образования- широко обсуждаемая проблема всем педагогическим сообществом. Как на на повышение качества образования классного коллектива может влиять класснй руководитель?...
Современные пути и способы совершенствования управления качеством образования учащихся в современной школе
Статья посвящена теме "Современные пути и способы совершенствования управления качеством образования" Раскрывается проблема управления качеством образования современных школьников. Статья рассма...
«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива: приемы сплочения классного коллектива»
Статья будет полезна классному руководителю. В статье описаны приемы сплочения классного коллектива....