Подходы к оценке качества образования обучающихся
статья по английскому языку
Подходы к оценке качества образования обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podhody_k_otsenke_kachestva_obrazovaniya_obuchayushchihsya.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Кизка Н. Г., учитель английского языка
ГБОУ школа № 574 Невского р-на
Санкт-Петербурга
Новые подходы к оценке качества образования обучающихся: контекст современного урока английского языка
Переход на новые стандарты обучения обозначил ряд новых задач в образовании. Одной из них является переход на новые подходы к оцениванию качества учебных достижений обучающихся. Они должны основываться на личностных результатах обучающихся. Под ними понимается развитие мышления, творческих способностей, социальной активности, а также уровень обще-учебных и предметных умений, навыков, знаний, компетенций. Личные образовательные результаты каждого ученика всегда будут отличаться от достижений других учеников, поэтому к оцениванию учащихся нужно подходить интегративно. Для этого нужно в корне изменить традиционный подход к оцениванию. В отличии от традиционного оценивания необходимо оценивать:
-непрерывность: оценивается процесс движения к результату. Очевидным становится право учащегося на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении.
-системность: оценивается сформированность системных межпредметных знаний и обобщённых умений. Оценка направлена на измерение не «книжных», а жизненных знаний и умений их применять в реальных жизненных ситуациях.
-множественность: новый подход предполагает множественность процедур и методов оценки: вариативность инструментария и средств, измерение различных форм интеллекта и т.п.
-качественность: учитывается качественная оценочная информация, полученная в процессе наблюдений, бесед, интервью с учащимся, анализа его учебно-познавательной деятельности.
-гибкость: новый подход предполагает оценивать всё, что учащийся знает и умеет, причём широко поощряется выход за пределы установленной программы и стандартов. Фактор времени перестаёт быть одним из основных критериев, в особенности при выполнении творческих работ и проектов.
-естественность: объективное оценивание должно проводиться в естественных для обучающегося условиях, снимающих стресс и напряжение. Поэтому при новом подходе большое место занимают нетрадиционные формы оценки беседа, интервью, диалог и т.д.
-самооценка: при новом подходе поощряется взаимооценивание учащихся, признаётся их право на самооценку, усиливается элемент самоконтроля и повышения ответственности за процесс и результат обучения. Функции учителя как судьи и контролёра трансформируются в действия консультанта и помощника, его взаимодействие с учащимися не прерывается в процессе оценки, а становится естественным продолжением сотрудничества по овладению новым знанием. Учащийся самостоятельно и сознательно определяет свои пробелы и работает над их ликвидацией, обращаясь к учителю за консультацией и необходимой помощью.
Современные тенденции в сфере педагогических измерений и оценки образовательных достижений предполагают переход:
- от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке;
- от оценки знаний и умений к оценке их применения и использования;
- от одномерного к многомерному измерению в социально и личностно значимом контексте.
Совершенно очевидно, что система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения требований стандартов и планируемых результатов освоения программ по иностранному языку.
Она выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее регулятора.
Фактически, именно система оценивания обеспечивает единство подходов, существующих в вариативной системе общего образования.
Критериальная оценка полностью соответствует этим требованиям, так как она способствует:
-формированию метапредметных навыков;
-развитию способностей самоанализа, самооценки, саморегуляции у учащихся;
-повышению мотивации учащихся в учебной деятельности;
- формированию отношений сотрудничества учащихся и учителей в образовательном процессе.
Она содействует процессу социализации учащихся, так как выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке, помогает определить точки и направления дальнейшего совершенствования, заложить основы для саморазвития, создаёт условия для творческой самореализации.
Связанная с традиционной системой обучения, пятибалльная система оценки отражает, главным образом, количество усвоенной учеником информации (5 – усвоено все, 4 – почти все, 3 – усвоено не все, 2 – знаний нет).
В нашей школе используются современные образовательные технологии и новые нетрадиционные методы оценивания достижений учащихся. На уроках английского языка средней школы я использую такие методы оценивания, как рейтинго-накопительную систему оценивания, взаимооценку и самооценку. Ученики оценивают себя, своих товарищей и идет процесс накопления баллов каждым учеником за разно-уровневые задания: за устную диалогическую речь, за аудирование, письменные грамматические задания. К каждому уроку я составляю технологическую карту с заданиями разного уровня для учеников, имеющих хорошие, средние и ниже среднего способности. В течение нескольких лет технологические карты урока были усовершенствованы, появилась обязательная часть заданий, которые необходимо выполнить, накопительная часть заданий, выполняя которые ученик накапливает баллы, повышая общее количество баллов, творческая часть, где учащиеся могут представить собственные стихи, синквейны, подводящие итоги по заданной теме.
Использование рейтинго-накопительной системы на уроке английского языка позволяет:
- сплотить группу;
- активизировать каждого учащегося в познавательном процессе;
- осознавать учащимся критерии успешности свои и своих одноклассников;
- применить личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся, который учится принимать решения, контактировать с окружающими, анализировать информацию;
- почувствовать каждому ученику себя более ответственным и самостоятельным, отвечающим за свой результат;
- раскрыть творческий потенциал учащихся;
- благоприятно влиять на самооценку учащихся.
Список использованных источников:
- Кулюткина Ю.В. Проблемы гуманизации: новое осмысление старых проблем. СПб, 2003.
- Ермолаева М.Г. Современный урок: тенденции, возможности, анализ. СПб, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются различные подходы к выявлению уровня качества образования, зависимость выбора методики его определения от поставленных целей....
Новые подходы к оценке качества образования
новые подходы к оценке качества образования...
Новые подходы к оценке качества образования тт
Новые подхлды к оценке качаства образования, текст выступления...
Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"
Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...
Статья _Новые подходы к оценке качества образования обучающихся: контекст современного урока физической культуры_
В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования к результату обучения в целом и в частности по физической культуре.Есть три составляющих для оценивания результативности: метап...
Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС: инновационные системы оценки качества знаний обучающихся
Современный мир характеризуется множеством альтернатив, обилием разнообразной и противоречивой информации. В этих условиях каждому человеку важно владеть умениями и инструментарием оценочной деятельно...
Модель внутренней системы оценки качества образования обучающихся в общеобразовательной организации
Материал предназначен для руководителей, заместителей руководителей общеобразовательных организаций с целью организации и осуществления эффективного управления по достижению стабильных положительных р...