Доклад на тему: "Критерии здоровьесбережения на уроке"
консультация
Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития (профессор, чл-корр. Международной педагогической академии охраны и укрепления здоровья АПК и ПРО МО РФ Н.К. Смирнова).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterii_zt_doklad.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Мечётская средняя общеобразовательная школа
Бобровский район, Воронежская область
Критерии здоровьесбережения на уроке
Подготовила Новикова О.И.,
учитель русского языка и литературы
с. Мечётка
2020 г.
Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития (профессор, чл-корр. Международной педагогической академии охраны и укрепления здоровья АПК и ПРО МО РФ Н.К. Смирнова).
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.
1. Гигиенические условия в классе: чистота, температура, свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие неприятных звуковых раздражений и т. д.
Ориентация окон в кабинете должна быть на южную, юго – восточную или восточную стороны горизонта. Запрещается загромождение световых проёмов оборудованием и цветами; жалюзи или шторы днем должны быть открыты, должны сочетаться с цветом мебели и стен.
В помещении должно быть левостороннее освещение.
Кабинеты, обращённые на юг, должны быть окрашены в холодные тона (голубой, серый, зелёный, сиреневый), а на север - в тёплые тона (жёлтый, розовый, бежевый).
Не рекомендуется белый и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, чёрный, красный, малиновый).
Оконные рамы и двери должны быть белые.
Желательно, чтобы классная доска имела тёмно-зелёный цвет или коричневый, нельзя – чёрный. Цвет стены, на которой расположена классная доска, должен быть более светлой, чем остальные стены.
Полы должны иметь покрытие дощатое или паркетное.
Столы ставим в два или три ряда с расстоянием: между рядами - 0,6м; от первых столов до передней стены – 2,6-2,7м; удалённость последних парт от доски – 8,6м.
2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.).
Нормой считается 4 – 7 видов за урок.
3. Норма чередования различных видов деятельности – 7-10 минут.
4. Норма использованных учителем видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.) – не менее 3-х за урок.
5. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.
Это:
а) методы свободного выбора (беседа, выбор действия, свобода творчества…)
б) активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, исследование…)
в) Методы, направленные на самопознание и развитие (эмоций, интеллекта, общения, воображения, самооценки и взаимооценки.)
6. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами.
При использовании ТСО на уроке установлены санитарно-гигиенические нормы длительности просмотра.
Рекомендуемая длительность использования на уроках различных ТСО, мин (по Н. Т. Лебедевой)
Классы
Просмотр диапозитивов
Просмотр видеофильмов
Просмотр передач
Прослушивание радиопередач
1 - 2
7 - 15
15 - 20
15
20
3 - 4
15 - 20
15 - 20
20
20
5 - 7
20 - 25
20 - 25
20 - 25
25
8 - 11
20 - 25
25 - 30
25 - 35
25
7. Позы учащихся, их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы, перевод детей из позы «сидя» в позу «стоя».
Правильная поза ученика во время занятий за столом. Мебель должна соответствовать росту ребенка. Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка, высота ножек стула должна равняться длине голени. Голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол.
8. Физкультминутки и физкультпаузы, которые сегодня являются обязательной составной частью урока и способствуют снятию локального утомления. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность. Норма - через 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
Важно, чтобы у школьника было желание их выполнять
9.Психологический климат на уроке Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей);
ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)
10 Профилактика «школьных неврозов (умение учителя предупредить на уроке микроконфликты из-за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой и т. д. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.).
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
11. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма — не менее 60 % и не более 75-80 %;
12. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы (Норма – не ранее, чем за 5 – 10 минут до окончания урока)
13. Темп и особенности окончания урока:
Рекомендуется: спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
Не рекомендуется: быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
Недопустимо: задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Список литературы
28. 1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
29. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
30. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
31. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
32. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
33. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147
34. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
35. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
36. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.
37. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы"
Данный материал включает в себя теоретические сведения об использовании здоровьесберегающей технологии на уроках русского языка и литературы....
Конспект урока на тему: "Критерии вида"
Конспект урока на тему: "Критерии вида". Изчение новой главы популяционно-видовой уровень. Конспект содержит в себе полное описание критериев вида, основные понятия по теме, а также презентацию....
Доклад по теме "Критерии успешной профессиональной деятельности учителя"
Доклад по теме "Критерии успешной профессиональной деятельности учителя"...
Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"
Урок проведён в форме заседания биологического Клуба. Каждая секция представляет краткие сообщения по своему направлению и 3-4 слайда в качестве иллюстрации. К концу урока совместными усилиями создает...
Родительское собрание на тему: «Критерии оценивания ученика на уроках».
Родительское собрание на тему: «Критерии оценивания ученика на уроках».Цель собрания: познакомить с критериями выставления отметки во 2 классе.Задачи:1. Показать родителям значение школьной отмет...
Педсовет. доклад. Здоровьесбережение на уроках английского языка
Педсовет. доклад. Здоровьесбережение на уроках английского языка...
доклад на тему Здоровьесбережение на уроках
Доклад использовался для выступления на ШМО...