Доклад по теме "Критерии успешной профессиональной деятельности учителя"
статья на тему
Доклад по теме "Критерии успешной профессиональной деятельности учителя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
по теме:
«Критерии успешной профессиональной деятельности учителя»
Подготовил:
учитель физической культуры
МБОУ СОШ №2 р.п. Лысые Горы
Максимов М.П.
2015
«Учитель - это человек, который учится всю жизнь,
только в том случае он приобретает право учить»
В. М. Лизинский
В настоящее время школы переходят на новые образовательные стандарты. А значит, перед школой ставятся новые задачи по адаптации образования к требованиям нового документа. В документе выдвинуты требования не только к уровню знаний, умений и навыков, а и к компетентности выпускников разных школьных ступеней. Дело в том, что жизнь изменилась – стала динамичной, информационно насыщенной, перестала быть однозначно заданной. Надо уметь быстро ориентироваться в происходящих изменениях, перестраиваться. И задача школы теперь помочь ученику стать грамотным в вопросах разрешения жизненных ситуаций. А знания, которые человек получает в школе, должны служить ему средством для решения его жизненных проблем. В идеале мы должны получить ученика, который учится уже потому, что знает, зачем учится.
Учителя (как и врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности допускать ошибки. Ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно. А чтобы избежать ошибок, очень важно регулярно анализировать свою деятельность. Выявлять причины успешности и неуспешности работы. В связи с этим мы должны понять, какие критерии определяют успешность работы учителя и какие факторы влияют на это. Условно все критерии можно разделить на 3 группы:
- педагогические;
- психологические;
- профессионально-личностные.
Педагогические критерии успешности учителя:
- уровень обученности;
- уровень сформированности общеучебных умений и навыков;
- состояние исследовательской работы и работы по самообразованию;
- образование педагогов и повышение квалификации;
- способность к самоанализу, рефлексии;
- инновационная деятельность.
1. Уровень обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по отдельным темам, в конце четверти, входящий мониторинг, итоговые работы, экзамены, ЕГЭ, ИГЭ. Результаты таких наблюдений регулярно доводятся до сведения учителей, поэтому каждый учитель знаком с предложенным критерием не понаслышке.
2. Уровень сформированности общеучебных умений и навыков состоит из 3 групп:
учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации);
учебно-логические умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать);
учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля).
3. Состояние исследовательской работы и работы самообразованию. «Учитель- это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.
4. Образование педагогов и повышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания.
5. Способность к самоанализу, самодиагностике (рефлексии). Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают.
6. Инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.
Психологические критерии успешности учителя.
«Настоящее образование,- писал в свое время Добролюбов,- это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему».
Первый критерий - интерес, мотивация.
Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. «Что интересует моих учеников? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего - создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом.
Второй критерий - сознательное обучение.
Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться - долг ребенка.
«Науку,- писал Герцен,- надобно прожить, чтобы не формально усвоить её». И в учении тоже; чтобы не формально усвоить, нужно не «отбыть» обучение, а «прожить» его: нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося.
Третий критерий - взаимоотношения в системе «учитель-ученик».
В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обусловливают как характер мотиваций учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся.
Профессионально-личностные критерии успешности учителя.
Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в неё личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только часть личностных качеств, которая профессионально значима.
Из многочисленных существующих диагностических методик мы выделили такие качества личности учителя, которые, на наш взгляд, оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.
1. Эмоциональность.
В состав этого качества входит:
Интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;
Адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;
Доброжелательность реакции учителя на возбуждение учащихся;
Уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результатов своего труда.
2. Выразительность речи
Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.
За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач.
3. Творческое начало личности.
Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно. Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет, ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!»
4.Чувство юмора.
Дети любят разных учителей, но более всего веселых - таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.
В.А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение то состояние, из которого учитель часто не находит выхода.» Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно предотвратить, умей учитель с юмором относиться к причине противостояния, обращать всё в шутку.
Мне юмор в детстве подмешали в молоко.
5.Настойчивость, дисциплинированность.
Эти два качества характеризуют развитие воли учителя.
Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленные цели и доводить принятые решения до конца.
Дисциплинированность - это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.
Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями, учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.
Прежде всего, конечно, он должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уж о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий. На сегодня это уже аксиома, как умение читать. Особенно высоки требования к учителям старшей школы - по большому счету, это те же требования, что и к вузовским преподавателям. Учитель, как и университетский профессор, должен заниматься научными исследованиями, обязательно вести методические разработки – осмыслять и описывать свой профессиональный опыт. Все эти критерии к педагогам направлены на то, чтобы образовательные учреждения располагали воспроизводимым (необходимым и достаточным) кадровым потенциалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имидж педагога – условие успешной профессиональной деятельности
Сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители различных профессий - идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предпринимател...
«Критерии успешной профессиональной деятельности учителя»
В настоящее время школы переходят на новые образовательные стандарты. А значит, перед школой ставятся новые задачи по адаптации образования к требованиям нового документа....
КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА – УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Разработать проблему формирования культуры педагога и педагогического имиджа как важнейшей ее составляющей....
Гендерный подход в обучении как фактор успешности профессиональной деятельности педагога
Автореферат дссертации соискателя ученой степени кандидата наук Растёгиной Н.В....
ДОКЛАД на тему: «Использованием ИКТ в профессиональной деятельности учителя информатики»
В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе обр...
Владение профессиональной терминологией - условие успешной профессиональной деятельности
В этом материале представлен опыт работы по заучиванию студентами профессиональной лексики....
Доклад "Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС"
Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС ОО...