Родительское собрание на тему: «Критерии оценивания ученика на уроках».
методическая разработка на тему
Родительское собрание на тему: «Критерии оценивания ученика на уроках».
Цель собрания: познакомить с критериями выставления отметки во 2 классе.
Задачи:
1. Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.
2. Познакомить с критериями оценивания за разные виды работ.
3. Дать рекомендации родителям о том, как относиться к отметкам ребенка.
Родительское собрание с элементами групповой формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_na_temu_kriterii_otsenivaniya_uchenika_na_urokah.docx | 27.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему:
«Критерии оценивания ученика на уроках».
Цель собрания: познакомить с критериями выставления отметки во 2 классе.
Задачи:
1. Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.
2. Познакомить с критериями оценивания за разные виды работ.
3. Дать рекомендации родителям о том, как относиться к отметкам ребенка.
Родительское собрание с элементами групповой формы работы.
Оборудование:
Памятки для родителей, листы индивидуальных достижений учащихся, презентация к родительскому собранию.
Ход собрания
- Вступительное слово
Добрый день, уважаемые родители!
Наступил новый этап в учебной деятельности наших детей, со второго класса знания учащихся начинают оцениваться по традиционной 5-ти балльной системе.
Кто-то из ребят с нетерпением и радостью ждал этого момента, кто-то испытывает чувство тревоги и страха. Не остаётесь в стороне и вы, родители. Кто-то из вас спокоен и уверен в успехах собственного ребёнка, у кого-то чувство тревоги, что ребёнок наоборот не справится с возложенными на него надеждами. Именно поэтому, сегодня наша встреча посвящена теме «Критерии оценивания ученика на уроках».
- Основная часть
В связи с этим возникает ряд вопросов, на которые нам предстоит сегодня найти ответ.
- Насколько наши дети адаптировались к школе?
- В какой мере у них развито произвольное внимание, так необходимое для успешной учебной деятельности?
- Каковы критерии оценки выполненной работы?
- Как относиться к отметке, полученной ребёнком?
В некоторых вопросах нам поможет разобраться школьный психолог.
1) Слово предоставляется школьному психологу
Выступление психолога с анализом диагностики учащихся по уровню тревожности, уровню развития произвольного внимания.
2) Классный руководитель
Что же стоит за отметками учеников? Всегда ли должны радовать «5» и огорчать «3»? Как нам, взрослым, относиться к отметкам наших детей?
Человека можно сравнить с айсбергом, который только на 1/8 выступает над водой, а 7/8 которого скрыта под водой. Большинство кораблей, плывущих в океанах, разбиваются чаще всего об эту невидимую часть айсберга. Большинство неудач ребенка в школе можно связать не только с тем, что недостаточно сформированы учебные навыки, но и с незнанием критериев оценивания знаний. Попробуем найти ответы на вопросы ПОЧЕМУ важно, знать критерии оценивания, КАК осуществляется оценивание и на что оно влияет?
Думаю, вы со мной согласитесь, что необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Получив хорошую оценку слишком легко, ребёнок теряет побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к такому же эффекту: ученик вообще перестает учиться. Объективные оценки не вызывают стресс.
Объективная оценка учебных достижений должна быть не только со стороны учителя, но и вас – родителей.
- Групповая работа
Чтобы лучше это понять, проведём небольшой эксперимент: предлагаю Вам выступить в роли учеников начальных классов на уроке ИЗО. Школьники получили задание: нарисовать дом. Выполните, пожалуйста, это задание, работая в малых группах.
1. Оцените свою работу по десятибалльной шкале.
2. Передайте рисунок группе справа. Оцените работу группы по десятибалльной шкале.
3. Верните работы друг другу. Совпало ли ваше мнение с мнением других групп?
4. А сейчас сравним вашу работу с образцом и оценим её по заданным критериям.
Критерии оценки | |
Фундамент – 1 балл | |
Ступени –1 балл | |
Перила – 1балл | |
Дверь – 1 балл | |
Окно - 1 балл | |
Окно на чердаке – 1 балл | |
Водосточная труба – 1 балл | |
Труба на крыше дома – 1 балл | |
Трава возле дома – 1 балл | |
Использовали не менее 3 цветов – 1 балл | |
Итого |
Максимальное количество баллов - 10
0-4 балла - «2»
5-6 баллов - «3»
7-8 баллов - «4»
9 – 10 баллов - «5»
- Удалось ли набрать максимальное количество баллов? ПОЧЕМУ же результат не соответствует поставленной цели?
(Не знали критерии, по которым будет оцениваться работа).
Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьникам. Когда мы спрашиваем: «Как дела в школе? Что получил?», мы тем самым показываем, что нас интересуют, прежде всего, оценки. Зато вопросы «Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?» дают ребенку понять, что главное в школе – учение и общение. Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: «Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший». Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки.
Поэтому отметки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим.
Иногда нужно сказать ребенку, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить: «Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?» Если ребенок болезненно переживает из-за отметок, можно помочь ему, используя слово «зато», то есть постараться найти в работе какое-то достоинство. Хорошо, если это не просто утешение взрослого, а совместное с ребенком обсуждение задания. Например, это может выглядеть так: «Задачу ты решил неправильно. А что тебе удалось? Да, зато у тебя получилось очень красивые цифры».
Часто мы - учителя сталкиваемся с тем, что ученики, а зачастую родители недовольны полученной ребенком отметкой, считают её не совсем справедливой. Чтобы внести ясность и прозрачность в процесс оценивания, позвольте представить вашему вниманию основные критерии оценивания знаний учащихся, представленные в соответствии с ФГОС.
Характеристика цифровой оценки (отметки) за устные ответы и письменные работы по предметам (*ПО ПРЕЗЕНТАЦИИ)
Как помочь ребёнку?
а) Выявить причины неуспеваемости. Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно мешает ребёнку. И меры предпринять соответственные.
б) Возможно, следует пересмотреть свои требования к ребёнку. Быть первым во всём всегда – невозможно. Помочь ребёнку найти и развить свои способности, например, к музыке, к танцам, рисованию или математике. Это поможет ребёнку развить положительное отношение к себе.
в) Помнить о том, что отличная оценка - не показатель знаний и не самоцель. Культ пятерки может иметь серьёзные последствия, проявляющие во взрослой жизни.
Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить безболезненный переход к оценочной деятельности нужно нам с вами:
- Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности.
- Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны. Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё!
- Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.
- Тренинг
Обучающий тренинг «Первые уроки школьной отметки» (психолог)
Задачи тренинга:
1) Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка;
2) Создать условия для формирования культуры родительского восприятия учебных умений школьников.
Подготовка. С учащимися и родителями проводится анкетирование, результаты которого анализируются. Для родителей оформляются памятки по проблеме.
Анкета для родителей (дана заранее перед собранием)
1. Допишите предложения:
Я знаю, что школьная отметка - это...
Я говорю своему ребёнку, что школьная отметка - это...
Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его...
Когда мой ребенок идет в школу, то я требую от него...
Когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему...
Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я...
Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я...
2. Отметьте те фразы, которые Вы чаще всего используете, анализируя учение ребёнка:
Что ты получил сегодня?
Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить.
Я так и знал! И в кого ты такой родился!
Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!
Ты ведь умница, и в следующий раз учитель в этом убедите
Кто-нибудь получил отметку выше, чем ты?
Кто еще в классе получил двойки?
Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.
Вот так и будешь на «двойках» и «тройках» ехать!?
Анкета для учащихся (дана заранее перед собранием)
Допишите предложения:
Если я получаю хорошую оценку, то...
Если я получаю плохую оценку, то...
Мои родители говорят, что я могу учиться...
Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители..
Если я обращаюсь к родителям за помощью, то они...
Я знаю, что школьная отметка – это...
Ход тренинга
Обучающий тренинг
Родители усаживаются по кругу. Участникам предлагается выполнить цикл тренинговых упражнений.
Упражнение 1. Родители по очереди отвечают на вопрос, что значит для них школьная отметка ребёнка. Наиболее часто повторяющиеся ответы записываются на доске. Затем эти мнения обсуждаются совместно.
Упражнение 2. Родителям предлагается по очереди обсудить свои детские воспоминания, связанные со школьными оценками, и осмыслить их со своей теперешней, родительской, позиции.
Упражнение 3. Анализ картины И. Репина «Опять двойка». Примерные вопросы:
1. Как чувствует себя мальчик, изображенный на картине?
2. Хорошо ли ему живется в родном доме?
3. Как к нему относятся родные и близкие?
4. Как, по вашему мнению, закончится эта история?
5. Нарисуйте финал данной картины с позиции родителей XXI века.
Анализ анкет учащихся
Родители знакомятся с анализом анкет учащихся. Анализ представлен в виде плаката. Плакат разделен на две половины: на первой половине плаката - положительное мнение учащихся об отношении родителей к школьным отметкам; на второй - отрицательное. По каждому отрицательному мнению родители должны высказать свое суждение. Свое суждение они начинают со слов: «Я считаю, что ребёнок...»
Групповая работа
Психолог предлагает родителям распределиться на команды (с помощью разноцветных жетонов) и обсудить типичные ситуации, связанные со школьной отметкой, после чего вырабатывается коллективная стратегия поведения взрослых в предложенной ситуации.
Ситуация 1. Ребёнок не хочет делать уроки самостоятельно и ждет родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы.
Ситуация 2. Ребёнок приходит домой с очередной плохой отметкой.
Ситуация 3. Ребёнок скрывает свои неудачи, исправляет плохие оценки в дневнике на хорошие.
Ситуация 4. Ребёнок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний.
- Рефлексия
Родители высказывают мнение по содержанию занятия и собрания в целом. Свои отзывы они оформляют в виде тезисов: «Я узнал, что...»; «Новым для меня стало то, что...»; «Я убедился в том, что...»; «Меня не смогли убедить в том, что...»; «Я категорически против того, что...»; «Я не согласен с тем, что...»
- Заключение
Если представить, что дети – цветы, то оценивание растений, то есть отметка, которую мы выставляем – это просто их измерение. Может быть, интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений.
Отсюда наше 1 правило:
*ИЗБЕГАЙТЕ СРАВНЕНИЯ СВОЕГО РЕБЁНКА С ДРУГИМИ УЧАЩИМИСЯ!
- Лучше ухаживать за собственным растением, заниматься поливом, соответствующему потребностям растения, так как это непосредственно влияет на его рост.
Поэтому 2 правило гласит:
*НАУЧИТЕСЬ РАДОВАТЬСЯ ЛЮБОМУ, ДАЖЕ САМОМУ МАЛОМУ, ДОСТИЖЕНИЮ СВОЕГО РЕБЁНКА!
Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
Наше собрание я хотела бы закончить притчей.
Притча «Трещина в кувшине»
Жила-была пожилая китайская женщина, у нее было два больших кувшина. Они свешивались по сторонам коромысла на ее плечах. У одного из них была трещина, в то время, как второй был безупречным и вмещал полную порцию воды.
В конце длинного пути от реки к дому женщины кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину. В течение двух лет это происходило каждый день: старая женщина приносила домой всегда только полтора кувшина воды.
Безупречно целый кувшин был бесконечно горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может выполнять свою работу только наполовину. Спустя два года, которые, казалось, убедили его в собственной никчемности, кувшин обратился к старой женщине:
- Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу до твоего дома течет вода.
Старая женщина усмехнулась:
- Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина – нет? На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоем недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идем домой.
Два года подряд я могла срезать эти чудесные цветы и украшать ими свой стол. Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы, и она не оказывала бы честь нашему дому.
Как говорится - Сказка – ложь, да в ней…
У каждого из нас есть свои особенности и трещинки, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее. *Итак, все мои друзья с «трещинкой в кувшине»! Радуйтесь чудесным дням и не забывайте насладиться запахом цветов на вашей стороне тропинки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Что нужно знать ученикам и их родителям, чтобы успешно сдать ЕГЭ»
Экзамены представляют собой нелегкую, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены уверенные в успехе. У других экзамен и оценка за него тесно ...
родительское собрание "Книга в жизни ученика"
родительское собрание ...
Родительское собрание для младших школьников "Успех ученика ‒ это радость родителей и учителя!»
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления, одним из которых является психолого-педагогическое просвещение. Без профессиональной помощи в современн...
Родительское собрание в 6 классе на тему:"Нравственные уроки моей семьи"
Родительское собрание в 6 классе на тему:"Нравственные уроки моей семьи"...
Статья на тему: "Критерии оценивания проектной деятельности на уроках биологии".
В статье показаны критерии для оценивания проектной деятельности, которые учащиеся используют при защите проектов. Учащиеся самостоятельно проводят оценку презентаций своих проектов, которые в г...
Родительское собрание на тему "Быть родителем ученика не очень просто"
Мне хочется начать нашу встречу словами Великого драматурга Виктора Розова: «Семья – это точка опоры. Нет семьи – растёт сорная трава под названием «перекати-поле». Быть ...
Родительское собрание «Правильное питание – залог здоровья учеников»
Цель: способствовать просвещению родителей в вопросах сохранения здоровья детей через правильное питание.Задачи:Формирование у родителей представления о значимости правильного питания детей как состав...
- Мне нравится (1)