Правила общения наставника с молодым педагогом
консультация

Никифорова Татьяна Алексеевна

Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным и приносило желаемый эффект, педагогу-наставнику необходимо помнить о правилах общения, которые необходимо соблюдать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_obshcheniya_nastavnika_s_molodym_pedagogom.docx13.56 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С МОЛОДЫМ ПЕДАГОГОМ

Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным и приносило желаемый эффект, педагогу-наставнику необходимо помнить о правилах общения, которые необходимо соблюдать.

  1. Не приказывать. Наставник должен помнить, что фраза, содержащая обязательство какого-либо рода, вызывает протест. В процессе общения с молодыми учителями следует отказаться от фраз типа «вы должны», «вам необходимо», «вам нужно» и т. п. Естественной их реакцией на эту фразу могут стать слова: «Ничего я вам не должен. Как хочу, так и работаю!»
  2. Не угрожать. Любая угроза – это признак слабости. Угроза со стороны наставника – это еще и признак педагогической несостоятельности, некомпетентности. Угрозы или ультиматум со стороны учителя-наставника провоцируют конфликт. «Если Вы не будете выполнять мои требования, то…» – подобные замечания свидетельствуют о неумении наставника аргументировать свою педагогическую позицию, о непонимании ситуации, об отсутствии дипломатических навыков общения. Этот прием не способствует установлению отношений сотрудничества и взаимопонимания между наставником и подопечным.
  3. Не проповедовать. «Ваш профессиональный долг обязывает…», «На Вас лежит ответственность…» – эти воззвания чаще всего являются пустой тратой времени. Они не воспринимаются и не осознаются молодыми специалистами как значимые, вследствие их абстрагированности от реальной педагогической ситуации.
  4. Не поучать. Наставник должен помнить о том, что нет ничего хуже, чем навязывать свою собственную точку зрения собеседнику («если бы Вы послушали меня, то…», «если бы Вы последовали примеру….»).
  5. Не подсказывать решения. Наставник не должен «учить жизни» молодого учителя. «На Вашем месте я бы…» – эта и подобные ей фразы не стимулируют процесс профессиональной поддержки, поскольку произносятся чаще всего с оттенком превосходства и ущемляют, таким образом, самолюбие молодого педагога.
  6. Не выносить суждений. Высказывания со стороны наставника типа «Вы должны сменить место работы», «Вы слишком мало внимания уделяете работе» чаще всего наталкиваются на сопротивление и протест молодых учителей, даже в тех случаях, когда они абсолютно справедливы.
  7. Не оправдывать и не оправдываться. Наставник потеряет значительную долю своего влияния, если будет строить свое взаимодействие с подопечными на основе этих приемов общения. «Вы организовали и провели урок не так уж плохо, как кажется на первый взгляд» – данная форма оправдания, конечно, снимает некоторое напряжение в отношениях, но делает существующую профессиональную проблему менее значимой для молодого учителя.
  8. Не ставить «диагноз». «Вам нельзя работать в школе, Вы слишком эмоциональны» – такая фраза опытного педагога непременно насторожит молодого учителя и настроит его против наставника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы наставника с молодыми педагогами по теме: «Обеспечение получения образования на дому детей с ОВЗ»

Цель: Освоение методов и форм работы с детьми с ОВЗЗадачи:1.      Освоение методики составления планов и программ работы с детьми с ОВЗ2.      Освоени...

Взаимодействие наставника и молодого педагога

В помощь педагогу-наставникуВ современном мире как никогда актуальны специалисты высокого уровня, особенно в сфере образования. Однако, приобретение опыта и адаптация к профессиональной деятельности з...

Правила коммуникации наставника и молодого педагога

В помощь педагогу-наставнику.Рекомендации для организации плодотворного сотрудничества опытного и молодого специалистов....

План работы наставника с молодым педагогом.

Данная методическая разработка  поможет поставить  цели и задачи, составить план работы на год, а так же составить  отчет о работе наставника с молодкм педагогом....

План работы учителя – наставника с молодым педагогом на 2022-2023 уч.год

План работы учителя – наставника с молодым педагогом на 2022-2023 уч.год...

План работы учителя наставника с молодым педагогом.

Цель: создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого педагога в условиях современной школы....

II ГОРОДСКОЙ КОНКУРС НАСТАВНИКОВ И МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ"ДВЕ ЗВЕЗДЫ"/ презентация к фрагменту урока.

Презентация к фрагменту урока "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Сравнение дробей"Фрагмент урока рассчитан на 20 минут. Связан с празднованием праздника Белого месяца,...