Технология формирующего оценивания
статья

Суходаева Ханда Доржеевна

Функции оценивания. Внешняя и внутрення  функции оценки.9 шагов технологии формирующего оценивания. Смысл формирующего оценивания. Приемы формрующего оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_formiruyushchego_otsenivaniya.docx44.69 КБ

Предварительный просмотр:

Материал для лекции ведущего «Технология формирующего оценивания»

Оценка  процесс соотношения реальных результатов образования учащихся с планируемыми результатами.

Функции оценивания

При комплексном оценивании учебных достижений учащихся следует учитывать следующие функции оценивания.

Контролирующая функция  заключается в определении достижений отдельного ученика или группы, класса и выявлении уровня готовности к усвоению нового материала.

Учебная функция  предопределяет такую организацию оценивания, чтобы его проведение способствовало повторению, изучению, уточнению и углублению знаний, систематизации, совершенствованию навыков и умений.

Диагностическая и корректирующая функция  предполагает выяснение причин трудностей, возникающих у ученика при обучении, выявление пробелов в знаниях и умениях и внесение в деятельность ученика и педагога корректив, которые устраняют пробелы.

Мотивационная функция  определяет такую организацию оценивания, когда его проведение стимулирует желание учащихся улучшить свои результаты, развивает чувство ответственности, способствует стремлению к соревнованию, формирует положительные мотивы учения.

Воспитательная функция  заключается в формировании ценностных ориентаций и отношений, умении ответственно и сосредоточенно работать, применять приемы контроля и самоконтроля, способствует развитию трудолюбия, активности, аккуратности и других положительных черт характера. Каждую оценку учитель должен мотивировать, учитывать индивидуальные особенности школьника.

Классификацию функций системы оценивания можно рассматривать и с другой точки зрения.

Нормативная функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения. С другой стороны  административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя.

Информативно-диагностическая функция включает основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательной деятельности, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, педагогическую рефлексию учителей. Поощрительная функция связана с мотивацией деятельности учащихся и не требует дополнительных пояснений. Сравним внешнюю (суммирующую) и внутреннюю (формирующую) оценки в таблице.

Внешняя и внутренняя функции оценки

Составляющие

Внешняя (суммирующая)

Внутренняя (формирующая)

Кто оценивает?

Субъект, который непосредственно не участвует в процессе обучения

Учитель, который обучает, находится внутри процесса обучения

Зачем оценивает?

Фиксирует уровень достижений учащихся по итогам освоения конкретного содержания образования

Выявляет пробел в освоении учащимися содержания образования, чтобы восполнить его максимально эффективно для каждого учащегося

Как?

Предполагает сравнение одного ученика с другим, но не посредством сравнения работ учащихся, а путем сравнения каждой работы с эталоном

Определяет индивидуальные достижения каждого

учащегося и не сравнивает результаты разных

учащихся

Для кого?

Ориентирована на совокупность учащихся

Ориентирована на конкретного учащегося

Инструмент оценивания

Система заданий, стандартизированных по содержанию, процедуре и способам проверки

Единичные задания, не стандартизированные по содержанию, процедуре и способам проверки

Девять шагов технологии формирующего оценивания

Шаг 1. Спланировать образовательные результаты обучающихся по темам.

Шаг 2. Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности обучающихся

Шаг 3. Сформировать задачи урока как шаги деятельности обучающихся

Шаг 4. Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности обучающихся на уроке

Шаг 5. Оценивать деятельность обучающихся по критериям

Шаг 6. Осуществлять обратную связь: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель

Шаг 7. При оценивании сравнивать данные результаты достижений обучающихся с предыдущим уровнем достижений

Шаг 8. Определить место обучающегося на пути достижения цели

Шаг 9. Откорректировать образовательный маршрут обучающегося

Смысл формирующего оценивания

Формирующее оценивание предполагает, что учитель сосредоточился на том, как развивается учение на уроке. Педагог определяет, какие улучшения надо внести. Так, в начале урока учитель обсуждает со всем классом и с группами учеников учебные цели, то есть то, что они смогут делать в результате обучения и по ходу урока. В процессе всего урока учащиеся и учитель соотносят ответы, работы, способы деятельности с учебными целями. Учащиеся определяют, в чем они успешны и над чем им надо продолжать работать, чтобы продвинуться в изучении материала.

Эффективная стратегия учителя  постановка вопросов. Вопросы  одна из техник формирующего оценивания, они помогают педагогу определить стартовые позиции обучающихся и учитывать их в ходе обучения. Например, учитель использует вопросы: Какие еще примеры ты знаешь? Как ты можешь доказать, что … ? Как можно решить задачу? Что ты думаешь о … ?

Наблюдение  еще одна техника формирующего оценивания. Во время наблюдения учитель оценивает, как проходит учение. Педагог наблюдает за группами учащихся по намеченному плану, поддерживает их в ходе урока.

Например, педагог видит группу учеников, которая не понимает материал. Учитель реализует дифференцированную работу в группах. Он делит учеников на группы по уровню достижений на данный момент и предлагает им выполнить дифференцированные по сложности задания. Учитель оказывает поддержку группе с наибольшими трудностями. Или педагог формирует смешанные группы, в каждую группу входят ученики, которые максимально изучили материал и будут помогать справляться с заданием остальным участникам группы.

Если учитель планирует поддержать ученика, похвалить его за успехи, то заранее определяет школьника, который нуждается в помощи. Педагог весь урок корректирует его работу, а в конце урока обращает внимание класса на прогресс учащегося и достижения в работе

Приемы формирующего оценивания

1. Оценивание по итогам изучения темы (подтемы, блока, раздела, параграфа)

1.1. Индекс-карточки

Учитель периодически раздает обучающимся карточки с заданиями на обеих сторонах: 1-я сторона  перечень основных мыслей и идей изученного материала (раздела, темы) и обобщение идей, 2-я сторона  вопросы, которые помогают понять, какой материал не поняли в изученной теме.

Учитель и учащиеся (во время самооценки) оценивают предметные образовательные результаты. Цель учителя и учеников – анализ трудностей, которые возникли у обучающихся в результате изучения темы; повторение материала, необходимого для дополнительного объяснения, закрепления.

1.2. Одноминутное эссе

Варианты: двухминутное, пятиминутное эссе. Учащиеся пишут эссе по вопросам:

 Что самое главное ты узнал сегодня на уроке?

 Какой материал остался для тебя непонятным?

Учитель и учащиеся (во время самооценки) оценивают предметные образовательные результаты. Цель учителя и уче-ников  анализ трудностей, которые возникли у обучающихся в результате изучения темы; повторение материала, необходимого для дополнительного объяснения, закрепления.

1.3. Цепочка заметок

Обучающиеся передают друг другу листок, на котором учитель написал один вопрос по поводу происходящего на уроке.

Получив листок, ученик находит момент, пишет ответ и кладет его в конверт.

Учитель оценивает предметные и метапредметные образовательные результаты. Цель учителя  анализ ответов обучающихся и вывод о возможных трудностях, возникающих у них на уроке.

1.4. Вопросы для тестов

Обучающиеся составляют по какой-либо теме вопросы для теста и дают возможные ответы к ним в формате, заданном учителем. Учитель оценивает предметные и метапредметные образовательные результаты. Цель учителя  анализ ответов обучающихся и вывод о возможных трудностях, возникающих у них на уроке.

1.5. Матрица запоминания

Учитель предлагает учащимся заполнить таблицу в соответствии с заголовком столбцов и строк. Учитель оценивает предметные и метапредметные результаты. Целью являетсяанализ правильных и неправильных ответов для каждой ячейки таблицы, что позволит выделить «образцы» ошибочных ответов и подумать об их причине и путях исправления.

Например, на уроке музыки учитель предлагает ученикамзаполнить таблицу с именами композиторов. Заголовки столбцов  название музыкальных стилей, в первом столбце (заголовке строки)  название стран..

Матрица запоминания по музыке

  Стиль

Страна 

Борокко

Классицизм

Германия

  

 Ф. Мендельсон

Франция

  

  

Италия

А. Вивальди

  

1.6. Таблицы оценивания

Это универсальные таблицы для оценки определенных типов работ: сочинение, изложение, математический тест, пере-сказ, портфолио и др. Таблицы имеют одинаковые критерии для оценки всех типов работ, независимо от предмета.

Оцениваются только предметные результаты, но оценку проводят и учитель, и учащиеся (самооценка, взаимооценка).

Целью является анализ различных аспектов выполнения работы  с точки зрения учителя и учеников, а также сравнительный анализ результатов оценивания учителя и учеников.

1.7. Карты приложения

После изучения теории, принципа или научного закона учитель дает ученикам задание описать один вариант применения теоретического материала на практике, в устной или письменной форме. Учитель оценивает предметные и метапредметные результаты.

Целью является анализ понимания изученного материала, умения применять на практике теоретические знания.

Например, после изучения на уроках экономики темы «Ресурсы, потребности и блага» учитель предлагает ученикам перечислить примеры потребностей, ресурсов и благ.

1.8. Недельный отчет

Недельные отчеты  листы, которые обучающиеся заполняют раз в неделю, отвечая на три вопроса:

 Чему я научился за эту неделю?

 Какой изученный материал остался для меня неясным?

 Если бы я был учителем, какие вопросы я задал бы ученикам для проверки понимания изученной темы?

Учитель и учащиеся (во время самооценки) оценивают метапредметные и предметные результаты.

Цель  недельные отчеты дают ученикам возможность провести рефлексию вновь приобретенных знаний и сформулировать вопросы о том, что им неясно.

Учитель узнает о затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников; получает полезную обратную связь и реорганизует содержание курса; лучше понимает, как учащийся осознает собственную учебную деятельность.

1.9. Аффективный опросник или опросник отношений

В таблице учитель приводит вопросы об отношении учащегося к предмету в целом, к различным аспектам деятельности, к выполнению домашнего задания. Таблица вопросов сопровождается шкалой оценивания.

В таблице есть обозначения:

 0  контроль в начале учебного года;

 I  контроль в конце первого семестра;

 II  контроль в конце второго семестра;

 III  итоговый контроль.

Достижения

Математика

Информатика

История

Я умею планировать свое время

0

I

II

III

0

I

II

III

0

I

II

III

Я умею ставить цели

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Я умею искать нужную мне информацию в различных источниках

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Я умею составлять графики, схемы, таблицы, визуализировать данные

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Я умею находить оптимальный способ решения проблемы

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Я умею найти главную мысль в прочитанном тексте

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Я могу кратко пересказать большой текст

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Я могу сделать выводы из прочитанного

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Я умею задавать вопросы и отвечать на них

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Я могу корректно отстаивать свое мнение

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Я умею работать в группе с одноклассниками

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Критерии оценки:

 2 балла  умею хорошо, всегда получается, мне это легко;

 1 балл  иногда получается, мне это трудно;

 0 баллов  не умею, не получается, такие задания нам не дают.

Дополнительные вопросы:

 Мой любимый предмет … потому что …

 Я мог бы учиться лучше, если бы…

 Мои предложения.

1.10. «Две звезды и желание»

Позволяет учителю проверить работы всех учеников в классе, но не оценивать их, а определить в каждой два положительных момента (две звезды) и один момент, который заслуживает доработки (желание). Такое оценивание можно проводить и в письменной, и в устной форме. Учащиеся оценивают предметные и метапредметные результаты друг друга.

Целью является анализ результатов проверки, который позволит определить уровень владения материалом, выявить ошибки в понимании темы и способность учащихся обобщать.

1.10. Квадраты

Это вид оценивания с выбором задания учащимися. Учитель создает таблицу из четырех ячеек (квадратов) с надписями «предсказать», «объяснить», «обобщить» и «оценить». Когда учитель объяснил новый материал, каждый учащийся выбирает для себя квадрат  задание определенного типа, которое выполняет в устной форме, отвечая на вопрос учителя. Учитель оценивает предметные и метапредметные результаты.

Цель  анализировать ответы учеников и оценить уровень понимания изученной темы, а также познавательные навыки.

Так, например, после изучения темы «Отмена крепостного права» учитель предлагает ученикам (в зависимости от выбранного квадрата) либо предсказать влияние отмены крепостного права на развитие промышленности и сельского хозяйства, либо объяснить предпосылки отмены крепостного права, либо обобщить историческую ситуацию на момент отмены крепостного права, либо оценить положительные и отрицательные стороны отмены крепостного права с точки зрения крестьян.

2. Оценивание в ходе урока

2.1. Сигналы рукой

Учитель предлагает обучающимся показывать сигналы рукой, которые обозначают понимание или непонимание изучаемого материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов, процесса). Предварительно педагог договаривается с учащимися об использовании условных сигналов. Варианты сигналов:

 «Я понимаю и могу объяснить»  большой палец направлен вверх;

 «Я все еще не понимаю»  большой палец направлен вниз;

 «Я не совсем уверен, у меня есть сомнения в правильности моего понимания, вопросы»  большой палец направлен в сторону.

Учитель и учащиеся (во время самооценки) оценивают метапредметные и предметные результаты.

Цель  педагог анализирует понимание учениками объясняемого материала; определяет оптимальный темп урока. По итогам оценивания учитель может продолжить объяснение или объяснить непонятные материал повторно

2.2. Светофор

Каждый ученик использует карточки красного, зеленого и желтого цветов. Учитель предлагает учащимся давать карточками сигналы: «Понимаю» или «Не понимаю» материал. Ученик показывает желтую или красную карточку  знак учителю о том, что необходимо повторное объяснение непонятного материала. Педагог может попросить объяснить сложный материал тех учеников, которые подняли зеленые карточки.

Учитель и учащиеся (во время самооценки) оценивают метапредметные и предметные результаты.

Цель  педагог анализирует понимание учениками объясняемого материала; определяет оптимальный темп урока. По итогам оценивания учитель может продолжить объяснение или объяснить непонятные материал повторно.

2.3. Речевые образцы

Учитель периодически дает обучающимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ. Например, «Основной идеей рассказа является…, потому что…». Речевой образец предъявляет в письменной или устной форме. Ответ учащегося  в устной форме.

Учитель оценивает метапредметные и предметные результаты и анализирует, как учащиеся понимают основные идеи, принципы, логику выполнения задания.

2.4. Поиск ошибок

Учитель дает обучающимся письменные задания с ошибками или устные высказывания, о каких-либо идеях, принципах или процессах, содержащие ошибки. Затем он предлагает учащимся найти и исправить ошибки или высказать свое согласие или несогласие с высказыванием, объяснить свою точку зрения. Работу школьники выполняют в устной или письменной форме.

Учитель оценивает метапредметные и предметные результаты и анализирует, как учащиеся понимают основные идеи, принципы, логику выполнения задания.

2.5. Матрица наблюдения

Это таблицы наблюдений различных процессов: работа в ходе выполнения проекта, исследовательская работа.

Учитель оценивает метапредметные и предметные результаты и анализирует, как учащиеся понимают основные идеи, принципы, логику выполнения задания.

3. Оценивание познавательных процессов

3.1. Измерение температуры

Учитель останавливает ход урока и задает учащимся вопрос «Что мы делаем?». Учащиеся отвечают.

Учитель и учащиеся (во время взаимооценки) оценивают метапредметные и предметные результаты.

Метод выявляет, насколько правильно ученики выполняют задание. Ответив на вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения. Такое оценивание позволяет исключить случайные правильные ответы, полученные в результате угадывания или списывания. Данный вид работы выполняется в устной форме.

3.2. Интервью

Учащегося просят обдумать сделанное задание и вслух объяснить, как он выполнял и почему именно так. Данный вид оценивания проводится в устной форме.

Учитель и учащиеся (во время взаимооценки) оценивают метапредметные и предметные результаты.

Цель интервью для учителя  выслушать учащегося и понять ход его мыслей. В ходе ответа ученика учитель понимает, в каком месте своего объяснения ученик делает ошибку.

3.3. Уточнение с помощью вопроса «почему?» 

Это способ уточнить сказанное. Учащиеся передают разными способами  предложение из текста:

 перефразируют и сохраняют смысл;

 перефразируют и изменяют смысл;

 заменяют на «обманку», т. е. предложение, которое похоже по синтаксической структуре и тематике, но не имеет никакого отношения к оригинальному предложению и отрывку в целом;

 передают без изменений.

Учащиеся читают исходные отрывок, а затем на отдельном листе, где даны четыре варианта предложений, они помечают «верно» или «неверно», проверяют соответствие предложений прочитанному отрывку. Свои ответы учащиеся должны объяснить.

Учитель и учащиеся (во время взаимооценки или самооценки) оценивают предметные результаты. Варианты ответов и объяснение выбранного варианта поможет учителю выявить проблемы в понимании материала или ошибки в логических рассуждениях учащихся.

3.4. Рассуждение по алгоритму

На первом этапе работы учитель совместно с учащимися вырабатывает алгоритм выполнения задания. Разработанный алгоритм записывает на доске, выносит на слайде, распечатывает и раздает учащимся. На втором этапе учащиеся выполняют задание самостоятельно. На третьем этапе с помощью алгоритма ученики рассказывают о результатах работы, объясняют вслух логику рассуждения.

Учитель и учащиеся (во время взаимооценки) оценивают предметные и метапредметные результаты. Высказывание ученика по алгоритму позволит учителю немедленно выявить, в каком месте алгоритма произошла ошибка, и объяснить учащемуся ее причины.

3.5. Упрощение

Упрощенный пересказ изученного материала, например, для учащихся младших классов. Данный вид оценивания учитель проводит в устной и письменной форме. Например, старшеклассник объясняет ученикам младшей школы права и обязанности граждан на основе законов РФ и Конвенции о правах ребенка.

Учитель и учащиеся (во время взаимооценки) оценивают предметные и метапредметные результаты. Помогает понять причины непонимания и ошибок учащихся в пересказе. Если у учащегося нет четкого понимания, как он получил данный результат, то он не сможет однозначно сформулировать правильно.

3.6. Если бы я был учителем

Учащиеся ставят себя на место учителя, объясняют классу тему, ход выполнения задания, теорему. Устная форма оценивания.

Учитель и учащиеся (во время взаимооценки) оценивают предметные и метапредметные результаты. Учитель сможет выявить ошибки, трудности, неточные объяснения ученика и откорректировать их.

3.7. Перевод информации

Учащимся педагог предлагает преобразовать один вид информации в другой, например, текст в таблицу, таблицу в текст, текст в картинку, график в текст в письменной форме.

Учитель оценивает предметные и метапредметные результаты и выявляет уровень понимания материала, умения переводить один вид информации в другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Технологии формирующего оценивания"

Методические рекомендации по практическому применению прогрессивных формирующего  технологий оценивания  в условиях перехода на новые стандарты.технология опыта,результативность....

Технология формирующего оценивания

Технология формирующего оценивания на современных уроках позволяет оценить ученика по критериям, которые мы вырабатываем вместе.Теперь оценка становится "прозрачной" для ученика. Презентация...

Карта урока технологии с использованием технологии формирующего оценивания

Урок технологии в 5 классе по разделу создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Тема " Выполнение подготовительных работ по изготовлению верхней части прихватки в лоскутной технике...

Карта урока технологии с использованием технологии формирующего оценивания " Построение чертежа фартука в натуральную величину"

Урок технологии по разделу "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов" по теме " Построение фартука в натуральную величину"...

Конструктор технологий формирующего оценивания

Формирующее оценивание поддерживает учение, повышает и укрепляет мотивацию, акцентируя прогресс и достижения (а не неудачи)...

Повышение мотивации обучающихся с помощью технологии формирующего оценивания в условиях реализации ФГОС

Тематический педсовет, где рассматривается технология формирующего оценивания как инструмент повышения мотивации обучающихся...

Оценочный лист, Лист обратной связи - инструменты технологии формирующего оценивания при работе с опорным конспектом-листом

При заполнении опорного конспекта-листа, учитель может применять наиболее распространенные инструменты  технологии формирующего оценивания – Оценочный лист и Лист обратной связи....