«Духовно-нравственное воспитание детей-сирот»
статья
«Нравственность - это разум сердца. Нравственности предшествует принуждение, позднее она становится обычаем, еще позднее – свободным повиновением, и, наконец, почти инстинктом - тогда она, как и все привычное и естественное, связана с удовольствием и называется добродетелью». Г. Песталоцци Духовно-нравственное развитие и воспитание детей-сирот - одно из необходимых условий их успешной социализации. Изначально сущность, основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и к самому себе. В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? Большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог-демократ Генрих Песталоцци. Он полагал, что центром всего воспитания является формирование человека, его нравственного облика. «Деятельная любовь к людям» вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. А также Г. Песталоцци настаивал на том, что нравственность можно вырабатывать в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. Он считал, что нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей. Наши дети – особенные. Это дети, имеющие за плечами огромный опыт, и, к сожалению, в основном отрицательный. Это дети, которые отличаются отягощенной и часто не вполне ясной наследственностью, - с одной стороны, а с другой стороны ярко выраженным депривационным синдромом. У таких детей наблюдается отставание или недоразвитие личностных образований, в результате чего личность оказывается не сформированной или слабо сформированной. К большому сожалению, первые уроки безнравственности большинство наших воспитанников получают в семье. Дети, воспитание которых возложено на плечи детского дома, не имеют перед собой примера духовно - нравственных семейных отношений. Та часть жизни, которую они прожили до поступления в детский дом, в условиях асоциальной семьи приводит к негативным последствиям в развитии их нравственности. Следует отметить, что понимание «нравственность» можно рассматривать как «благонравие, согласие с абсолютными законами правды, достоинство человека, долг, честь, чистая совесть гражданина» (В.И. Даль). Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы нашего Центра в воспитании духовно – нравственной личности являются: доброта, красота, истина, доверие, уважение, самостоятельность, индивидуальность, коллектив, сила души, взаимопомощь, милосердие, честность, порядочность, родная природа, семья. Необходимо, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в группе, Центре, стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентиры личности каждого ребенка. Особое место в духовно – нравственном воспитании детей и подростков занимает знакомство воспитанников с православной культурой, позволяющей формировать у детей систему нравственных норм и заповедей. Воспитанники начинают активнее участвовать в различных благотворительных акциях, формирующих умение проявлять заботу о других людях, сострадать, понимать. В тепличных условиях сиротского учреждения, где о детях заботится целый коллектив профессиональных педагогов, обувают, одевают, кормят, оказывают медицинскую помощь, готовят вместе с ними уроки, стирают, убирают, легко сформировать потребительство, иждивенчество, равнодушие у детей, воспитанием которых до детского дома никто не занимался. Поэтому необходимо всю работу выстроить так, чтобы у воспитанников была возможность проявить сострадание, оказать хоть маленькую помощь, поддержать людей, попавших в беду. В такие моменты у ребят формируется чувство духовной близости с людьми, приходит понимание того, что не только тебе кто-то должен помогать, но и ты можешь проявить заботу и сострадание. Совершенно ясно, к формированию духовно - нравственных качеств личности воспитанника нужно подходить с любовью и с пониманием. Умный и добрый педагог может организовать с ребенком тесные доверительные отношения, обеспечивающие глубокое удовлетворение социальных потребностей ребенка и его гармоничное развитие. Воспитывать нравственные качества ребенка не просто. На этом пути у взрослого могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, что работа по формированию духовно-нравственной сферы воспитанников детского дома должна быть правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья» И.Ф. Свадковский К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Главная цель духовно-нравственного воспитания - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации. Пути и методы формирования нравственно ориентированной личности воспитанника многообразны, они обусловлены социально-педагогическими условиями, закономерностями, принципами. Воспитание духовно-нравственных установок ребенка сироты через личностно-ориентированную технологию воспитания – это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno_-_naravstvennoe_vospitanie.docx | 27.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Винокур Любовь Михайловна, заместитель директора по воспитательной работе, Санкт – Петербургское государственное бюджетное учреждение Центр для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 12»
«Духовно-нравственное воспитание детей-сирот»
«Нравственность - это разум сердца.
Нравственности предшествует принуждение,
позднее она становится обычаем, еще позднее –
свободным повиновением, и, наконец, почти
инстинктом - тогда она, как и все привычное
и естественное, связана с удовольствием и
называется добродетелью».
Г. Песталоцци
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей-сирот - одно из необходимых условий их успешной социализации.
Изначально сущность, основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и к самому себе.
В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания?
Большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог-демократ Генрих Песталоцци. Он полагал, что центром всего воспитания является формирование человека, его нравственного облика. «Деятельная любовь к людям» вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. А также Г. Песталоцци настаивал на том, что нравственность можно вырабатывать в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. Он считал, что нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей.
Наши дети – особенные. Это дети, имеющие за плечами огромный опыт, и, к сожалению, в основном отрицательный. Это дети, которые отличаются отягощенной и часто не вполне ясной наследственностью, - с одной стороны, а с другой стороны ярко выраженным депривационным синдромом. У таких детей наблюдается отставание или недоразвитие личностных образований, в результате чего личность оказывается не сформированной или слабо сформированной.
К большому сожалению, первые уроки безнравственности большинство наших воспитанников получают в семье. Дети, воспитание которых возложено на плечи детского дома, не имеют перед собой примера духовно - нравственных семейных отношений. Та часть жизни, которую они прожили до поступления в детский дом, в условиях асоциальной семьи приводит к негативным последствиям в развитии их нравственности.
Следует отметить, что понимание «нравственность» можно рассматривать как «благонравие, согласие с абсолютными законами правды, достоинство человека, долг, честь, чистая совесть гражданина» (В.И. Даль).
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы нашего Центра в воспитании духовно – нравственной личности являются: доброта, красота, истина, доверие, уважение, самостоятельность, индивидуальность, коллектив, сила души, взаимопомощь, милосердие, честность, порядочность, родная природа, семья. Необходимо, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в группе, Центре, стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентиры личности каждого ребенка.
Особое место в духовно – нравственном воспитании детей и подростков занимает знакомство воспитанников с православной культурой, позволяющей формировать у детей систему нравственных норм и заповедей.
Воспитанники начинают активнее участвовать в различных благотворительных акциях, формирующих умение проявлять заботу о других людях, сострадать, понимать.
В тепличных условиях сиротского учреждения, где о детях заботится целый коллектив профессиональных педагогов, обувают, одевают, кормят, оказывают медицинскую помощь, готовят вместе с ними уроки, стирают, убирают, легко сформировать потребительство, иждивенчество, равнодушие у детей, воспитанием которых до детского дома никто не занимался.
Поэтому необходимо всю работу выстроить так, чтобы у воспитанников была возможность проявить сострадание, оказать хоть маленькую помощь, поддержать людей, попавших в беду.
В такие моменты у ребят формируется чувство духовной близости с людьми, приходит понимание того, что не только тебе кто-то должен помогать, но и ты можешь проявить заботу и сострадание.
Совершенно ясно, к формированию духовно - нравственных качеств личности воспитанника нужно подходить с любовью и с пониманием. Умный и добрый педагог может организовать с ребенком тесные доверительные отношения, обеспечивающие глубокое удовлетворение социальных потребностей ребенка и его гармоничное развитие. Воспитывать нравственные качества ребенка не просто. На этом пути у взрослого могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, что работа по формированию духовно-нравственной сферы воспитанников детского дома должна быть правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий.
«В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья» И.Ф. Свадковский
К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Главная цель духовно-нравственного воспитания - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации. Пути и методы формирования нравственно ориентированной личности воспитанника многообразны, они обусловлены социально-педагогическими условиями, закономерностями, принципами.
Воспитание духовно-нравственных установок ребенка сироты через личностно-ориентированную технологию воспитания – это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребёнка.
Воспитательная работа в нашем Центре реализуется по следующим основным воспитательным модулям:
- «Я - гражданин России»
- «Я и мир вокруг меня»
- «Семья»
- «Труд – основа жизни»
- «Я – творец»
Основными направлениями воспитательной работы являются следующие аспекты:
- Гражданско – патриотическое воспитание:
- праздники «День Народного Единства», «День Победы»,
- подготовка и празднование знаменательных дат – 75 летия Победы в ВОВ 1941 – 1945 г.г.;
- дни полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады;
- тематический вечер для малышей «Хлеб всему голова» и т.д.
Воспитание гражданственности и патриотизма осуществляется через тесную связь с ветеранами Великой Отечественной Войны. В 2017 году мы подружились с ветеранами из «Дома ветеранов сцены», выезжали к ним с концертом в апреле месяце, они были у нас в гостях на «День снятия блокады Ленинграда». В 2018 году установили дружеские контакты с «Домом ветеранов войны и труда № 2». Ребята относятся к жителям этого Дома, как к близким людям. Эти дружеские связи не нарушены и мы продолжим общение с удивительно интересными людьми и в будущем. Ребята заинтересованы в этих встречах, они всегда с огромным вниманием и интересом слушают выступления ветеранов, с удовольствием принимают участие в изготовлении подарков и сувениров для них.
- Основы духовной культуры:
мы избегаем навязывания слепой веры в Бога, а стремимся к всеобщему просвещению детей. Мы, педагоги, стремимся познакомить наших воспитанников с вечными христианскими истинами: любовью, правдой и милосердием, так как понимаем, что приобщение к духовной культуре формирует личность с позитивным взглядом на мир и способствует развитию творческих способностей ребёнка.
Наши воспитанники с желанием участвуют в мероприятиях, посвященных празднованию традиционных для православной культуры праздников: Рождеству, Пасхе, Крещению, а также праздников светских, но отражающих великую историю Руси, таких как День Славянской письменности и культуры, День народного единства.
наш священник – отец Виктор осуществляет подготовку детей и проводит таинство крещения воспитанников, проводит различные службы, причащает детей, общается с ребятами, выступает с добрыми словами и благословением на добрые дела и помыслы, освещает куличи и яйца к празднику Пасхи.
В 2015 году в канун Рождества нас посетил Митрополит Санкт – Петербургский и Ладожский. Это был удивительный праздник Любви, Мира и Света.
Неоднократно нас приглашали на городские мероприятия служители Князь – Владимирского собора СПб и Благотворительного фонда «Православная Детская Миссия имени преподобного Серафима Вырицкого».
Ежегодно мы проводим в канун Пасхи творческие конкурсы «Пасхальное яйцо», «Подарок на Пасху», «Пасхальные куличи» и т.д. Воспитатели посещают с детьми православные храмы на службы и церковные праздники. Все это обогащает детей духовно и создает ощущение Защиты от темных сил в этом непростом мире.
- Формирование основ семейных ценностей:
в нашем Центре стремимся решать основную задачу модуля «Семья» - формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что благоприятно повлияет на их будущую семейную жизнь, а именно, будет способствовать созданию крепкой и прочной семьи.
Для реализации указанной задачи проводится разнообразная работа: занятия, беседы, социальные проекты, просмотр художественных кинофильмов, ролевые игры, выставки творческих работ:
- фестиваль «Вместе – дружная семья»,
- городской семинар «Формирование семейных ценностей»,
- кулинарные конкурсы в рамках проекта «Кулинарная книга нашего Дома»;
4. Художественно-творческая деятельность:
организация и проведение праздников «День Учителя», «День рождения Дома», «Встречаем Новый год», «С праздником 8 Марта», выставки творческих работ воспитанников "Осенняя фантазия», «Встречаем Пасху», «Моя Родина – Россия»,
посещение различных театров, музеев, выставок и т.д.
5. Деятельность по формированию нравственных чувств:
- организация и проведение акций «Спешите делать добро»,
- участие воспитанников Центра в проекте «Подарки ко Дню рождения Дома»,
- помощь Ботаническому саду,
- забота о младших воспитанниках (мытье окон, выращивание зелени для стола, пошив одежды для кукол, ремонт велосипедов малышам, приведение в порядок детской площадки для дошколят),
- изготовление скворечников для птиц и многое другое.
- Воспитание лидерства, ответственности, взрослости:
- организация деятельности по самоуправлению воспитанников через создание СОВЕТА ДОМА. День самоуправления
В сентябре 2017 года впервые мы провели официальные демократические выборы с Совет воспитанников.
Грамотно организованная психолого-педагогическая работа по развитию ценностных ориентаций у воспитанников, способствует формированию их социальной активности, обеспечивает общую направленность поведения личности, выбор социально значимых целей, ценностей.
С позиции духовно-нравственного воспитания мы стремимся воспитать функционально грамотную личность – это человек:
- ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами,
- способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
- способный нести ответственность за себя и своих близких;
- легко адаптирующийся в любом социуме;
- понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения; что кроме личного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, которые так же имеют право на существование.
"Воспитание - самое святое из всех святых дел".
Святитель Феофан Затворник
Библиографический список:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Индивидуальный подход в воспитании детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко о...
О сотрудничестве Епархии и Чумаковской школы-интерната в духовно-нравственном воспитании детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья
В данном докладе на Каинских образовательных чтениях ( г. Куйбышев, 2016 г) я поделилась опытом сотрудничества нашей образовательной организации и Епрархии. осветила основные направления работы по дух...
Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...
Общая программа воспитания детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей
Данная программа разработана для воспитания детей проживающих в детских домах. Реализуется по модулям....
Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В настоящее время экономические и социальные программы государства направлены на всестороннее восстановление и развитие духовных ценностей семьи, укрепление её материальной основы.Семейное воспитание ...
Методическая разработка «Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Воспитанники интернатного учреждения, которые провели большую часть своей жизни в детском доме, мечтают поскорее покинуть его стены, мечтают о самостоятельной жизни, о создании своих собственных очаго...
Методические рекомендации по разработке рабочей программы элективной дисциплины «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.»
В соответствии с п.п 2.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат) направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образован...