«Духовно-нравственное воспитание детей-сирот»
статья

«Нравственность - это разум сердца. Нравственности предшествует принуждение, позднее она становится обычаем, еще позднее – свободным повиновением, и, наконец, почти инстинктом - тогда она, как и все привычное и естественное, связана с удовольствием и называется добродетелью». Г. Песталоцци Духовно-нравственное развитие и воспитание детей-сирот - одно из необходимых условий их успешной социализации. Изначально сущность, основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и к самому себе. В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? Большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог-демократ Генрих Песталоцци. Он полагал, что центром всего воспитания является формирование человека, его нравственного облика. «Деятельная любовь к людям» вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. А также Г. Песталоцци настаивал на том, что нравственность можно вырабатывать в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. Он считал, что нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей. Наши дети – особенные. Это дети, имеющие за плечами огромный опыт, и, к сожалению, в основном отрицательный. Это дети, которые отличаются отягощенной и часто не вполне ясной наследственностью, - с одной стороны, а с другой стороны ярко выраженным депривационным синдромом. У таких детей наблюдается отставание или недоразвитие личностных образований, в результате чего личность оказывается не сформированной или слабо сформированной. К большому сожалению, первые уроки безнравственности большинство наших воспитанников получают в семье. Дети, воспитание которых возложено на плечи детского дома, не имеют перед собой примера духовно - нравственных семейных отношений. Та часть жизни, которую они прожили до поступления в детский дом, в условиях асоциальной семьи приводит к негативным последствиям в развитии их нравственности. Следует отметить, что понимание «нравственность» можно рассматривать как «благонравие, согласие с абсолютными законами правды, достоинство человека, долг, честь, чистая совесть гражданина» (В.И. Даль). Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы нашего Центра в воспитании духовно – нравственной личности являются: доброта, красота, истина, доверие, уважение, самостоятельность, индивидуальность, коллектив, сила души, взаимопомощь, милосердие, честность, порядочность, родная природа, семья. Необходимо, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в группе, Центре, стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентиры личности каждого ребенка. Особое место в духовно – нравственном воспитании детей и подростков занимает знакомство воспитанников с православной культурой, позволяющей формировать у детей систему нравственных норм и заповедей. Воспитанники начинают активнее участвовать в различных благотворительных акциях, формирующих умение проявлять заботу о других людях, сострадать, понимать. В тепличных условиях сиротского учреждения, где о детях заботится целый коллектив профессиональных педагогов, обувают, одевают, кормят, оказывают медицинскую помощь, готовят вместе с ними уроки, стирают, убирают, легко сформировать потребительство, иждивенчество, равнодушие у детей, воспитанием которых до детского дома никто не занимался. Поэтому необходимо всю работу выстроить так, чтобы у воспитанников была возможность проявить сострадание, оказать хоть маленькую помощь, поддержать людей, попавших в беду. В такие моменты у ребят формируется чувство духовной близости с людьми, приходит понимание того, что не только тебе кто-то должен помогать, но и ты можешь проявить заботу и сострадание. Совершенно ясно, к формированию духовно - нравственных качеств личности воспитанника нужно подходить с любовью и с пониманием. Умный и добрый педагог может организовать с ребенком тесные доверительные отношения, обеспечивающие глубокое удовлетворение социальных потребностей ребенка и его гармоничное развитие. Воспитывать нравственные качества ребенка не просто. На этом пути у взрослого могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, что работа по формированию духовно-нравственной сферы воспитанников детского дома должна быть правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья» И.Ф. Свадковский К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Главная цель духовно-нравственного воспитания - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации. Пути и методы формирования нравственно ориентированной личности воспитанника многообразны, они обусловлены социально-педагогическими условиями, закономерностями, принципами. Воспитание духовно-нравственных установок ребенка сироты через личностно-ориентированную технологию воспитания – это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno_-_naravstvennoe_vospitanie.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

 Винокур Любовь Михайловна,  заместитель директора по воспитательной работе, Санкт – Петербургское государственное бюджетное учреждение Центр для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  «Центр содействия семейному воспитанию № 12»

«Духовно-нравственное воспитание детей-сирот»

«Нравственность -  это разум сердца.

Нравственности предшествует принуждение,

позднее она становится обычаем, еще позднее –

свободным  повиновением, и, наконец, почти

инстинктом - тогда она, как  и  все привычное

и  естественное, связана с удовольствием и

называется добродетелью».

Г. Песталоцци

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей-сирот - одно из необходимых условий их успешной социализации.

Изначально сущность, основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и к самому себе.

В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания?

 Большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог-демократ Генрих Песталоцци. Он полагал, что центром всего воспитания является формирование человека, его нравственного облика. «Деятельная любовь к людям» вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. А также Г. Песталоцци настаивал на том, что нравственность можно вырабатывать в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. Он считал,  что нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей.

 Наши дети – особенные. Это дети, имеющие за плечами огромный опыт, и, к сожалению, в основном отрицательный. Это дети, которые отличаются отягощенной и часто не вполне ясной наследственностью, - с одной стороны, а с другой стороны ярко выраженным депривационным синдромом. У таких детей наблюдается  отставание или недоразвитие личностных образований,  в результате чего личность оказывается не сформированной или слабо сформированной.          

К большому сожалению, первые уроки безнравственности большинство наших воспитанников получают в семье. Дети, воспитание которых возложено на плечи детского дома, не имеют перед собой примера духовно - нравственных семейных отношений. Та часть жизни, которую они прожили до поступления в детский дом, в условиях асоциальной семьи приводит к негативным последствиям в развитии их нравственности.

Следует отметить, что понимание «нравственность» можно рассматривать как «благонравие, согласие с абсолютными законами правды, достоинство человека, долг, честь, чистая совесть гражданина» (В.И. Даль).

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы нашего Центра в воспитании духовно – нравственной личности являются: доброта, красота, истина, доверие, уважение, самостоятельность, индивидуальность, коллектив,  сила души, взаимопомощь, милосердие,  честность, порядочность, родная природа, семья. Необходимо, чтобы эти ценности  пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в группе, Центре, стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентиры личности каждого ребенка.

   Особое место в духовно – нравственном воспитании детей и подростков занимает знакомство воспитанников с православной культурой, позволяющей формировать у детей систему нравственных норм и заповедей.          

   Воспитанники начинают активнее участвовать в различных благотворительных акциях, формирующих умение проявлять заботу о других людях, сострадать, понимать.

В тепличных условиях сиротского учреждения, где о детях заботится целый коллектив профессиональных педагогов, обувают, одевают, кормят, оказывают медицинскую помощь, готовят вместе с ними уроки, стирают, убирают, легко сформировать потребительство, иждивенчество, равнодушие у детей, воспитанием которых до детского дома никто не занимался.

          Поэтому необходимо всю работу выстроить так, чтобы у воспитанников была возможность проявить   сострадание, оказать хоть маленькую    помощь, поддержать людей, попавших в беду.  

          В такие моменты у ребят   формируется чувство духовной близости с людьми, приходит понимание того, что не только тебе кто-то должен помогать, но и ты можешь   проявить заботу и сострадание.

         Совершенно ясно, к формированию духовно - нравственных качеств личности воспитанника нужно подходить с любовью и с пониманием. Умный и добрый педагог может организовать с ребенком тесные доверительные отношения, обеспечивающие глубокое удовлетворение социальных потребностей ребенка и его гармоничное развитие. Воспитывать нравственные качества ребенка не просто. На этом пути у взрослого могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, что работа по формированию духовно-нравственной сферы воспитанников детского дома должна быть правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий.

«В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья»   И.Ф. Свадковский

К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

Духовность  и  нравственность - понятия,  существующие  в  неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Главная цель духовно-нравственного  воспитания - формирование  человека,  способного  к принятию  ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации. Пути и методы формирования нравственно ориентированной личности воспитанника многообразны, они обусловлены социально-педагогическими условиями, закономерностями, принципами.

    Воспитание духовно-нравственных установок ребенка сироты через личностно-ориентированную технологию воспитания – это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребёнка.

Воспитательная работа в нашем Центре реализуется по следующим основным воспитательным модулям:

  1. «Я -  гражданин России»
  2. «Я и мир вокруг меня»
  3. «Семья»
  4. «Труд – основа жизни»
  5. «Я – творец»

Основными направлениями воспитательной  работы  являются следующие аспекты:

  1. Гражданско – патриотическое воспитание:

- праздники «День Народного Единства»,  «День Победы»,

- подготовка и празднование знаменательных дат – 75 летия Победы в ВОВ 1941 – 1945 г.г.;

- дни  полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады;

- тематический вечер для малышей «Хлеб всему голова» и т.д.

Воспитание гражданственности и патриотизма осуществляется через тесную связь с ветеранами Великой Отечественной Войны.  В 2017 году мы подружились с ветеранами из «Дома  ветеранов сцены», выезжали к ним с концертом в апреле месяце, они были у нас в гостях на «День снятия блокады Ленинграда». В 2018 году установили дружеские контакты с «Домом ветеранов войны и труда № 2». Ребята относятся к жителям этого Дома, как к близким людям. Эти дружеские связи не нарушены и мы  продолжим общение с удивительно  интересными людьми и в будущем. Ребята заинтересованы в этих встречах, они всегда с огромным  вниманием и интересом слушают выступления ветеранов, с удовольствием принимают участие в изготовлении подарков и сувениров для них.

  1.  Основы духовной культуры:

мы избегаем навязывания слепой веры в Бога, а стремимся к  всеобщему просвещению детей. Мы, педагоги, стремимся познакомить наших воспитанников с вечными  христианскими  истинами:  любовью,  правдой  и  милосердием,  так  как  понимаем,  что приобщение к духовной культуре формирует личность с позитивным взглядом на мир и способствует развитию творческих способностей ребёнка.

Наши  воспитанники  с  желанием  участвуют  в мероприятиях,  посвященных празднованию традиционных для православной культуры праздников: Рождеству, Пасхе, Крещению, а также праздников светских, но отражающих великую историю Руси,  таких  как  День  Славянской  письменности  и  культуры,  День  народного  единства.

наш священник – отец Виктор осуществляет подготовку детей и проводит таинство крещения воспитанников, проводит различные  службы, причащает детей, общается  с ребятами, выступает с добрыми словами и благословением на добрые дела и помыслы, освещает  куличи  и яйца  к празднику Пасхи.

В 2015 году в канун Рождества нас посетил Митрополит Санкт – Петербургский и Ладожский.  Это был удивительный праздник Любви, Мира и Света.

Неоднократно нас приглашали  на городские мероприятия служители Князь – Владимирского собора СПб и Благотворительного фонда «Православная Детская Миссия имени преподобного  Серафима Вырицкого».

Ежегодно мы проводим в канун Пасхи творческие конкурсы «Пасхальное яйцо», «Подарок на Пасху», «Пасхальные куличи» и т.д. Воспитатели посещают  с детьми православные храмы на службы и церковные праздники. Все это обогащает детей духовно и создает ощущение Защиты от темных сил в этом непростом мире.

  1. Формирование основ семейных ценностей:

 в нашем Центре стремимся решать основную задачу модуля «Семья» - формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что благоприятно повлияет на их будущую семейную жизнь, а именно, будет способствовать созданию крепкой и прочной семьи.

Для реализации указанной задачи проводится разнообразная работа: занятия, беседы, социальные проекты, просмотр художественных кинофильмов, ролевые игры, выставки творческих работ:

- фестиваль «Вместе – дружная семья»,

- городской семинар «Формирование семейных ценностей»,

- кулинарные конкурсы  в рамках проекта «Кулинарная книга нашего Дома»;

 4.  Художественно-творческая деятельность:

организация и проведение праздников «День Учителя», «День рождения Дома», «Встречаем Новый год», «С праздником 8 Марта», выставки творческих работ воспитанников "Осенняя фантазия», «Встречаем Пасху», «Моя Родина – Россия»,

 посещение  различных  театров, музеев, выставок и т.д.

5. Деятельность по формированию нравственных чувств:

 - организация и проведение акций «Спешите делать  добро»,

 - участие воспитанников Центра в проекте «Подарки ко Дню рождения Дома»,

- помощь Ботаническому саду,

- забота о младших воспитанниках (мытье окон, выращивание зелени для стола, пошив одежды для кукол, ремонт велосипедов малышам, приведение в порядок детской площадки для дошколят),  

- изготовление скворечников для птиц и многое другое.

  1. Воспитание лидерства, ответственности, взрослости:

- организация деятельности по самоуправлению воспитанников через создание СОВЕТА ДОМА. День самоуправления

В сентябре 2017 года впервые мы провели официальные демократические выборы с Совет воспитанников.

Грамотно организованная психолого-педагогическая работа по развитию ценностных ориентаций у воспитанников, способствует формированию их социальной активности, обеспечивает общую направленность поведения личности, выбор социально значимых целей, ценностей.

С позиции духовно-нравственного воспитания мы стремимся воспитать функционально  грамотную  личность – это человек:

- ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами,

- способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

- способный нести ответственность за себя и своих близких;

- легко адаптирующийся в любом социуме;

 - понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения;  что кроме личного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, которые так же имеют право на существование.

"Воспитание - самое святое  из всех святых дел".

                                                                                                       Святитель Феофан Затворник

Библиографический список:

  1. Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников [Текст] / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.
  2. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни [Текст] / Т. И. Власова // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 108 - 113.
  3. Галицкая, И. А. Понятие «духовно - нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике [Текст] / И. А. Галицкая, И. В.Метлик // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 36 - 46.
  4. Гвоздарева, Т. Понятие чистоты сердца в христианской этике : из учебного пособия «Духовно - нравственный смысл основных сюжетов Библии» [Текст] / Т. Гвоздарева // Духовно - нравственное воспитание. - 2011. - № 3. - С. 48 - 52.- (Преподавателю курса ОПК).
  5. Губанова, Е. В. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России [Текст] / Е. В.Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 8 - 14.
  6. Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России [Текст]  / Н. Д. Никандров // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 3 -12.
  7. Якунина, И. В. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения [Текст] / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. С. 19 - 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Индивидуальный подход в воспитании детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко о...

О сотрудничестве Епархии и Чумаковской школы-интерната в духовно-нравственном воспитании детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья

В данном докладе на Каинских образовательных чтениях ( г. Куйбышев, 2016 г) я поделилась опытом сотрудничества нашей образовательной организации и Епрархии. осветила основные направления работы по дух...

Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

              Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...

Общая программа воспитания детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей

Данная программа разработана для воспитания детей проживающих в детских домах. Реализуется по модулям....

Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В настоящее время экономические и социальные программы государства направлены на всестороннее восстановление и развитие духовных ценностей семьи, укрепление её материальной основы.Семейное воспитание ...

Методическая разработка «Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Воспитанники интернатного учреждения, которые провели большую часть своей жизни в детском доме, мечтают поскорее покинуть его стены, мечтают о самостоятельной жизни, о создании своих собственных очаго...

Методические рекомендации по разработке рабочей программы элективной дисциплины «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.»

В соответствии с п.п 2.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат) направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образован...