Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
методическая разработка
В настоящее время экономические и социальные программы государства направлены на всестороннее восстановление и развитие духовных ценностей семьи, укрепление её материальной основы.
Семейное воспитание в условиях интернатного учреждения – одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т. д. Такие представления у детей – сирот, поступивших в государственное учреждение в основном из домов ребёнка и дезадаптированных семей, существенно искажены. В детском доме воспитываются дети, которые никогда не видели родителей, не имели опыта проживания в семье или приобрели негативный опыт представления о семье. Они создают свой, часто неверный образ той или иной роли.
К числу условий подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни следует отнести:
- создание развивающей среды и адаптивной системы образования;
- коррекционно-развивающую работу (интеллектуальные и когнитивно-эмоциональные процессы, формирование навыков общения), которая включает, в том числе социальную адаптацию;
- развитие личности ребенка с максимальным использованием его реабилитационного потенциала и компенсаторных возможностей;
- предоставление опыта самостоятельного проживания до выпуска из детского дома;
- пролонгированный характер сопровождения после выпуска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metrazrab_semeynoe_vospitanie_detey_ostavshihsya_bez_popecheniya_roditeley.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
В настоящее время экономические и социальные программы государства направлены на всестороннее восстановление и развитие духовных ценностей семьи, укрепление её материальной основы.
Семейное воспитание в условиях интернатного учреждения – одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т. д. Такие представления у детей – сирот, поступивших в государственное учреждение в основном из домов ребёнка и дезадаптированных семей, существенно искажены. В детском доме воспитываются дети, которые никогда не видели родителей, не имели опыта проживания в семье или приобрели негативный опыт представления о семье. Они создают свой, часто неверный образ той или иной роли.
К числу условий подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни следует отнести:
- создание развивающей среды и адаптивной системы образования;
- коррекционно-развивающую работу (интеллектуальные и когнитивно-эмоциональные процессы, формирование навыков общения), которая включает, в том числе социальную адаптацию;
- развитие личности ребенка с максимальным использованием его реабилитационного потенциала и компенсаторных возможностей;
- предоставление опыта самостоятельного проживания до выпуска из детского дома;
- пролонгированный характер сопровождения после выпуска.
Социологи утверждают, что среди факторов, ведущих к дестабилизации современной семьи, исключительно важную роль играет недостаточная подготовка подрастающего поколения к созданию семейного очага, сохранению жизнеспособности этого маленького коллектива.
Данная методическая разработка направлена на решение следующих задач:
1.Создание комплексной системы содействия психосоциальному, духовному развитию воспитанников, а также профилактике, коррекции и реабилитации нарушений представлений детей, подростков о семье.
2. Расширение знаний детей о функциях семьи, её значении в жизни каждого человека.
3. Разработка и внедрение модели единого семейного воспитательно-образовательного пространства в детском доме.
4. Разработка комплекса мер по совершенствованию системы семейного воспитания детей в условиях школы-интерната.
5. Реализация системы комплексного мониторинга полоролевого развития воспитанников.
6. Полоролевое воспитание детей, формирование представления детей об отличительных признаках в поведении мальчиков и девочек.
7. Развитие способов взаимодействия, характерных для женского и мужского типа поведения.
8. Формирование представлений о родственных отношениях, основанных на любви и взаимопонимании.
Реализация вышеназванных задач осуществляется через систему работы воспитателя с детьми.
Примерное тематическое планирование работы воспитателя
(на месяц):
Тема | Форма | Цели |
«Что такое семья» | Ролевые, проигрыва-ние | Сформировать понятия о семье, о членах семьи, значимости друг друга. |
«Моя семья»
| Ролевое проигрыва-ние, беседа, группо-вая работа | Закрепление знаний, что такое семья, члены семьи, близкие и дальние родственники. Формирование чувства принадлежности к своей семье. Формирование позитивного отноше-ния к своей семье. |
«Я и моя семья»
| Рисование, моделирование ситуации | Формирование у детей представлений о семье и этике семейных отношений. Формирование представлений о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д. Коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнений в регулировании своих эмоций. |
«Как решать семейные проблемы»
| Дискуссия, беседа, групповая работа, индивидуальная консультация | Усвоение сущности понятий «проб-лема» и «проблемные ситуации». Обучение приёмам решения проблем. Воспитание культуры и уважения к взаимоотношениям в семье. |
«Конфликты в семье и спосо-бы их разре-шения»
| Моделирование ситуации, анкетирование, индивидуальная консультация | Усвоение сущности понятий «конфликт» и «конфликтные ситуации», правил предупреждения конфликта. Развитие умения правильно выражать свои мысли, рассуждать о проблеме, используя правильные грамматические формы в предложении. Воспитание культуры и уважения к взаимоотношениям в семье. Коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнений личностного характера. |
«Взаимоотношения в семье»
| Беседа, групповая работа, моделирова-ние ситуации, индии-видуальная консуль-тация | Знакомство с формами и стилем взаимоотношений в семье. Формирование позитивного отношения к семейным обязанностям ребенка. |
«Уважение и любовь»
| Дискуссия, психоло-гическая игра, групп-повая работа, ролевая игра | Воспитание уважения к близким людям. Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих, отказываться от материальных благ ради здоровья, комфорта родных людей. Формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям. |
«Потребление и творчество в семейной жизни»
| Дискуссия, беседа, практическая работа, индивидуальная консультация | Воспитание у детей желания заниматься творчеством и умеренности в потреблении материальных благ. |
Нельзя не согласиться, что семья действительно является первичным и важнейшим этапом формирования черт личности семьянина, И хотя общеизвестно, как велика роль общеобразовательных учреждений, необходимо признать извечную ценность семьи: история пока не создала института, хотя бы хоть отдаленно мог сравниться с ней по многогранности выполняемых функций. Поэтому я поставила перед собой цель, сделать для наших детей наиболее благоприятные условия проживания, приблизить их к максимально домашним, отношения в нашей семье должны быть доверительными. Предметы обихода, тоже должны быть максимально приближены к домашней обстановке.
Воспитатели и учителя воспринимаются как наставники и даже как родители. Все держатся вместе благодаря взаимной преданности и традициям. Делается акцент на долгосрочной выгоде личностного совершенствования, придается особое значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется как добрые чувства и забота о каждом. В нашей семье поощряется коллективная форма работы, сотрудничество и согласие. Знакомлю подростков с проблемами, связанными с их полом, психосексуальным развитием и поведением, формированием системы определенных потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, характеризующих представление человека о себе как о мужчине или женщине.
У воспитанников по причине отсутствия семьи гораздо меньше возможностей формирования у них полноценных представлений о качествах личности мужчин и женщин. Исследования ученых показывают, что формирование психосексуальной идентичности происходит у них с заметным искажением, на практике воспитанники (особенно девушки) нередко проявляют несоответствие своему полоролевому поведения (походка, речь, одежда и др.). В работе с детьми по полоролевому воспитанию и подготовке их к самостоятельной жизни использую разнообразные формы работы (Приложение 1):
Для выявления у воспитанников уровня общего развития и уровня воспитанности проводится диагностика по следующим критериям: отношение к своему физическому здоровью, эстетическое отношение к действительности, отношение к делу, отношение к людям, отношение к себе, волевые качества, положение в группе.
Проводимая диагностика вновь поступивших детей в учреждение показывает результат низкой готовности детей-сирот к самостоятельной семейной жизни: ограничение представления детей о семье, о полоролевых отношений в семье, функциях членов семьи; низкая самооценка воспитанников в решении простейших жизненных задач; низкий уровень социальной адаптации к новым жизненным условиям воспитанников; неблагополучное эмоциональное состояние вновь поступивших детей (тревожность, страхи, агрессия и т.д.).
Повышенное внимание к сексуальным проблемам, является естественным явлением в среде подростков. Однако практика показала, что в этом возрасте у воспитанников возникает ярко выраженное половое влечение, половое насилие (извращения, изнасилования), ранняя половая жизнь, венерические заболевания. Причинами этого являются: негативный опыт родительской семьи, ведущей аморальный образ жизни; наследственность, нередко приводящая подростка к отклонениям в психическом развитии; жестокое обращение родителей с детьми и др.
Для развития у детей без семьи адекватных и полных представлений о наиболее значимых качествах личности мужчин и женщин, особенностях их физиологического, медицинского и психологического развития требуется систематическая воспитательная работа. К примеру, в форме диспута-размышления: «Итак, женственность — это... А как ты считаешь?»
Система ценностных ориентаций возникает у человека не внезапно, а формируется на протяжении долгого периода времени и изменяется постепенно. Она вырабатывается в определенных социальных условиях и в соответствии с психологическими особенностями индивида.
Процесс самоопределения личности в сфере семейной жизни определяется тем, какую ценность придает личность этой стороне жизни, как определяются супружеские и родительские обязанности, как сочетается этот аспект самоопределения с другими (т.е. самоопределение в общественно-политической, профессиональной и других сферах). Так, я на занятиях практикую проводить шуточный тест, например, «Твое главное занятие в семье. Кому, какая роль достанется? (Из мешка достать наугад карточку с надписью: веник, деньги, молоток, обед, дети, магазин, посуда). Это корректирует эмоционально – волевую сферу на основе упражнений в регулировании своих эмоций.
Всё это мне позволяет развивать систему самостоятельных навыков, умений поведения, определяющих стиль общения подростка в разных ситуациях. Человек начинает самостоятельную жизнь, когда погружается в различные общественные сферы - семью, работу. Индивиду необходимо к ним адаптироваться, то есть успешно учиться, работать, создавать семью, что станет залогом его психологического здоровья. Для успешной адаптации человеку необходимо:
разделять ценности, нормы и идеалы, на основе которых и в соответствии с которыми живет общество, быть «включенным» в его культуру;
иметь свою уверенную позицию по отношению к разным сферам общественного бытия - от философской до бытовой, уметь действовать в соответствии с ней (позицией);
самостоятельно принимать решения и быть за них ответственным;
самостоятельно определять, планировать свою жизнь, свои действия и выполнять их, обеспечивая себя всем необходимым для жизни (от материальных до духовных благ);
позиционировать себя как частичку общества, продуктивно взаимодействовать с людьми - вступать с ними в деловые и дружеские отношения, создавать семью.
Исходя из вышеперечисленного, психологическая готовность к самостоятельной жизни предполагает сформированность у человека социально-психологических механизмов, обеспечивающих благоприятное вхождение в социум, а также определенный уровень развития личностной сферы. Теоретический анализ тематической литературы позволяет вычленить структурообразующие параметры адаптированной личности подростка, «готового к самостоятельной жизни».
Самым сложным в процессе воспитания семьянина в условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является полоролевое воспитание подростков.
Половое воспитание - процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношение человека к представителям другого пола.
Сферу полового воспитания составляют не только такие специфические отношения между мужчиной и женщиной, как супружеские, но также и любые другие отношения – в общественной жизни, в труде, в отдыхе, т.е. любые взаимоотношения людей разного пола.
Половое воспитание имеет огромное значение для дальнейшего развития ребенка. Именно от тех установок, которые взрослые смогут дать ему, зависит его будущее семейное положение, отношение к браку, к противоположному полу и его поведение в сексуальных отношениях. Не говоря уже о том, что сексуальное воспитание дает возможность избежать инфекционных заболеваний, передающихся половым путем.
Совместная работа психологической службы учреждения играет важную роль в подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной и самостоятельной жизни. Мною используются разнообразные формы и виды коррекционной работы, направленные на снятие страхов и повышении уверенности в себе, на снятие агрессии и ослабление негативных эмоций, на развитие умения чувствовать настроения других и сопереживать окружающим, на развитие положительных эмоций и снятие психо-эмоционального напряжения детей на развитие социально адаптированного поведения, формирование положительных представлений между братьями и сестрами. Совместно с психологом я провожу с детьми такие психологические тренинги, как «Расширение круга близких людей», «Открытое выражение чувств», «Стрессы и способы его преодоления», «Паровозики», «Ах-ха», «Золушка», и др.
Основные задачи полового, или сексуального, воспитания вытекают из самого понятия сексуальности. Сексуальность - это психофизиологические проявления, связанные с половой принадлежностью.
Семейное и полоролевое воспитание в условиях государственного учреждения – одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
С целью подготовки детей-сирот к самостоятельной и семейной жизни, для успешной интеграции их в социум мною проводятся занятия с целью расширения представления о наиболее ценных и привлекательных качествах личности женщин; проводится в форме дискуссии, задаются следующие вопросы:
- Попробуйте перечислить некоторые качества, которые характеризуют женщину и связаны с понятием «Женственности».
-Что такое эталон женской красоты? Каков современный эталон?
-В чем состоит загадка женского очарования?
-Женственны ли вы?
Это упражнение позволяет расширить представление о наиболее ценных и привлекательных качествах личности женщин, выявить их наличие у себя, определить перспективу своего развития.
Проведение ряда ситуативно-ролевых игр, которые помогают закрепить теоретические знания. «Комплимент», «Свидание».
Театрализация литературных произведений с предоставлением участникам права на неожиданные действия и концовки. Например, русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Снегурочка», и т.д.
На занятиях расширяю представления подростков о системе ценностей совместной жизни и постепенно сформировать у них культуру жизненного самоопределения в сфере семейной жизни. Основу семейного счастья, по моему мнению, составляют те знания, умения, навыки, которые сформируются у подростка в развитии самосознания, психологии межличностных отношений, искусстве и технике общения, психогигиене сексуальной жизни, профессиональном самоопределении.
Культура жизненного самоопределения в сфере семейной жизни есть активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего существования; выбрать профессию, найти себя в общественно политической жизни, выбрать спутника жизни. По мнению ученых, «самоопределившаяся личность» является синонимом «социально созревшей» личности, основная характеристика которой усматривается в соблюдении норм, принятых в обществе и в ориентированности на определенные групповые, коллективные и общественные ценности.
Система ценностных ориентаций возникает у человека не внезапно, а формируется на протяжении долгого периода времени и изменяется постепенно. Она вырабатывается в определенных социальных условиях и в соответствии с психологическими особенностями индивида.
Процесс самоопределения личности в сфере семейной жизни определяется тем, какую ценность придает личность этой стороне жизни, как определяются супружеские и родительские обязанности, как сочетается этот аспект самоопределения с другими (т.е. самоопределение в общественно-политической, профессиональной и других сферах).
В подростковом возрасте образ семьи аккумулирует оценку, как супружества, так и родительства, а также сведения, полученные по официальным и неофициальным каналам. Образ семьи представляется подросткам как обязательная, обычная и часто не слишком привлекательная сторона взрослой жизни. Представления о себе в будущем как муже (жене) выражены слабо и не наполнены никаким содержанием помимо выполнения домашних обязанностей.
Подготовка к самостоятельной и семейной жизни детей – сирот – это оказание им помощи в становлении полноценных членов общества, в реализации их индивидуального потенциала. Это подтверждает, что подготовка детей-сирот к семейной и самостоятельной жизни – это комплекс психолого-педагогического характера, направленных на формирование у воспитанников адекватного представления о семье, её членах и их взаимоотношениях, возникающих проблемах и трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
«Индивидуальный подход в воспитании детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко о...
Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...
Патриотическое воспитание в "Центре содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Патриотизм, как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности....
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...
Методическая разработка «Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Воспитанники интернатного учреждения, которые провели большую часть своей жизни в детском доме, мечтают поскорее покинуть его стены, мечтают о самостоятельной жизни, о создании своих собственных очаго...
Методические рекомендации по разработке рабочей программы элективной дисциплины «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.»
В соответствии с п.п 2.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат) направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образован...