Программа муциципальной методической площадки "Формирование инновационной модели технологического образования"
методическая разработка
Целью программы является определение общей стратегии формирования инновационной модели технологического образования через определение роли и места технологического образования в образовательном пространстве Московской области и Чеховского района, разработка инновационной модели технологического образования, апробация её в практической деятельности и получение достоверных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка для учителей технологии | 140.5 КБ |
programma_formirovanie_innovatsionnoy_modeli_tehnologicheskogo_obrazovaniya.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №10» г. о. Чехова
Программа муниципальной
методической площадки
«Формирование инновационной
модели технологического образования»
г. Чехов, 2017г.
Раздел I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа «Формирование инновационной модели технологического образования» |
Разработчики программы | Учитель технологии, к.п.н.- Пронина Раиса Васильевна Заместитель директора по учебной работе, к.э.н.- Жуликова Ольга Вячеславовна |
Исполнители основных мероприятий программы | Педагогический коллектив школы, учителя технологии, учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования. |
Цели программы | Целью программы является определение общей стратегии формирования инновационной модели технологического образования через определение роли и места технологического образования в образовательном пространстве Московской области и Чеховского района, разработка инновационной модели технологического образования, апробация её в практической деятельности и получение достоверных результатов. |
Задачи программы | Задачами программы являются:
6. Выявление социально-педагогических условий, обеспечивающих высокую эффективность деятельности учителя в процессе внедрения программы технологического образования, проведение анализа произошедших с обучающимися изменений. 7. Разработка и апробация учебно-методического сопровождения учащихся в овладении образовательной областью «Технология» на уроках и внеурочной деятельности. |
Сроки реализации программы | 2017 - 2022 г.г. |
Порядок управления реализацией | Управление реализацией программы предполагает создание системы оценки и контроля эффективности решения задач программы на всех её этапах. Система включает в себя:
Материальный ресурс - подготовка и развитие |
Порядок мониторинга хода и результатов реализации | Виды мониторинга: - «входной» – определение начального, первичного состояния исследуемого объекта; - «промежуточный» – выявление промежуточных результатов, причин отклонений от цели и принятие необходимых мер для их ликвидации; - «итоговый» – оценка «выходных» данных, определение итоговых результатов. |
Этапы реализации Программы развития | 1 этап - изучение научной литературы, международного опыта, проведение анализа изучения проблемы на междисциплинарном уровне, определение междисциплинарного взаимодействия участников технологического образовательного пространства, организация диагностирования, анкетирования, создание базы данных обучающихся, педагогов и родителей, социальных партнёров, подготовка кадров для работы в экспериментальных классах. Сроки: сентябрь - декабрь 2017г. 2 этап - проведение опытно - экспериментальной работы, отработка модели междисциплинарного взаимодействия участников технологического пространства, реализация вариативных программ обучения учащихся, внесение изменений в формы образовательной работы с учащимися экспериментальных классов, оценка целесообразности использования имеющихся социально - педагогических условий для эффективности формирования технологического образовательного пространства. Сроки: январь 2018г.- декабрь 2021г. 3 этап - осмысление полученного фактического материала, общение и систематизация полученных результатов, разработка рекомендаций в адрес органов управления образования, директоров школ, оформление и тиражирование результатов, их публикация, участие в конференциях, семинарах, организованных как государственными, так и Сроки: январь - сентябрь 2022г. |
Основные направления реализации программы | Программные мероприятия систематизируются по следующим направлениям: - разработка новых механизмов саморегулирования деятельности образовательной организации и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия с образовательными организациями. - внедрение новых элементов содержания технологического образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения; - апробация примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ по технологическому образованию. |
Ожидаемые результаты реализации программы | Основными результатами реализации инновационной модели технологического образования предположительно будут:
|
Управление Программой | Управление реализацией Программы осуществляет администрация школы. |
Раздел II. ПРОГРАММА
Пояснительная записка
В последнее время в нашей стране преподаванию «Технологии» уделяется много внимания. Президент РФ Владимир Путин на съезде машиностроителей в апреле 2016 года отметил: «...Мы много делаем для развития дополнительного образования в технической сфере. Нам нужно, безусловно, подумать и о том, как качественно изменить преподавание школьного предмета «Технология», чтобы ребята могли закреплять базовые знания, полученные при изучении физики, химии, других предметов в практической, проектной деятельности. И ключевой вопрос - это оборудование для обучения. Конечно, подготовка учителей не менее важна».
О концепции преподавания «Технологии» говорила и министр образования РФ Ольга Васильева, выступая в Общественной палате: «В рамках этой области мы предполагаем повышение квалификации педагогов, новые требования к материально-техническому оснащению школ и профориентацию учащихся по сельскохозяйственным профессиям».
В настоящее время активно обсуждается новая Концепция технологического образования в стране. Целью Концепции является обеспечение лидирующих позиций России в области технологической грамотности и технологической одаренности обучающихся, необходимых для инновационного общества и инновационной экономики.
Как показывает мировой опыт общего образования молодежи, предметная область «Технология» является необходимой компонентой общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике и творчески использовать знания основ наук в области проектирования, конструирования и изготовления изделий. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности.
Аспекты технологического образования школьников в системе трудового обучения отражены в работах ученых О.А. Кожиной, Ю.В. Крупской, Л.В. Левицкой, А.В. Марченко, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева и др.
Современные потребности рынка труда актуализировали вопрос о подготовке рабочих кадров. Растет спрос на рабочие профессии. Решение данных вопросов отражено в концепциях «Предметной и образовательной областей «Технология»: современный аспект» И.Б. Готской и В.М. Жучкова, «Политехнического образования в современных условиях» П.Р. Атутова, в которых политехническое образование является составной частью воспитания молодежи и направлено на усвоение учащимися общенаучных принципов современного производства и овладение практическими навыками обращения с орудиями труда, машинами и механизмами, формирование способности ориентироваться в современной технике и технологии.
В общеобразовательных учреждениях внедряются новые технологии трудового обучения и воспитания. Однако существует ряд проблем, связанных с содержанием программ, методикой преподавания, мотивацией учащихся к освоению предметной областью «Технология».
Не сформированы условия для подготовки создателей (пользователей) принципиально новых технологий, в том числе для эффективного использования проектного подхода, обеспечивающего развитие навыков проектной деятельности, способности к поиску, изобретению принципиально новых решений.
Недостаточно используется человеческий, материальный, информационно- технологический и воспитательный потенциал предметной области для решения действительно важных проблем школьной жизни, формирования уважения к интеллектуальному труду, патриотическому воспитанию на основе выдающихся достижений отечественной техники.
Содержание действующих федеральных программ данной области основано на гендерном принципе деления класса на подгруппы девочек и мальчиков, что недопустимо в сельских школах, где количество детей в классах не позволяет делить класс на подгруппы. В связи с этим преподавание предмета «Технология» осуществляется в смешанных группах. Гендерный принцип разделения содержания технологического образования не обеспечивает возможности освоения технологий, в прошлом предназначенных только для противоположного пола. Учащиеся не в полной мере получают знания, развивают умения и навыки по основным разделам программы.
Распространенная методика преподавания технологии не соответствует основным принципам системно-деятельностного подхода. Недостаточно используются интерактивные моделирующие среды и мультимедийные ресурсы; структура преподавания не обеспечивает развитие творческой активности обучающегося; критерии и процедуры контроля и оценивания уровня технологического − образования, включая олимпиадную практику, базируются на традиционных принципах подготовки. Оценивается освоение приемов примитивных трудовых навыков, часто для кустарных и (или) отмирающих производств.
Традиционный курс технологии не обеспечивает достаточной мотивации. В связи с изменениями жизненных интересов и образовательных потребностей обучающихся, большинство из которых с раннего детства используют в повседневной жизни современные технологии, ситуация существенно усугубилась. Реальные образовательные результаты по предметной области «Технология» сегодня малозначимы для обучающихся: не являются необходимой основой для продолжения образования в системе среднего профессионального и высшего образования; не ориентированы на широкий спектр современных профессий; получаемые практические навыки все реже используются в повседневной жизни.
Возникают противоречия. С одной стороны - интересы нашей страны требуют, чтобы особое внимание было обращено на ориентацию учащихся на инженерно-техническую деятельность в сфере высокотехнологического производства. С другой стороны – в образовательных организациях не сформированы условия для подготовки создателей (пользователей) принципиально новых технологий, а также для эффективного использования проектного подхода, обеспечивающего развитие навыков проектной деятельности, способности к поиску, изобретению принципиально новых решений.
Преодоление названных противоречий обусловило выбор темы программы муниципальной площадки и его актуальность. Проблема данного исследования заключается в следующем: необходимость пересмотра содержания технологического образования в школе от начального до общего. Внедрения в методику преподавания инновационных технологий, способных повысить мотивацию учащихся к получению необходимых практических навыков и знаний образовательной области «Технология». Тем самым на выходе из школы получить образованного, социально-устойчивого выпускника, готового осознанно получить выбранную профессию в настоящее время становится актуальным и необходимым.
I. Назначение и цель разработки программы
Цель программы - определение общей стратегии формирования инновационной модели технологического образования через определение роли и места технологического образования в образовательном пространстве Московской области и Чеховского района, разработка инновационной модели технологического образования, апробация её в практической деятельности и получение достоверных результатов.
Объект исследования – процесс обучения и воспитания учащихся в условиях инновационной модели технологического образования.
Предмет исследования – формы и методы образовательного и воспитательного процессов начального, среднего и старшего звеньев в рамках технологического образования.
Гипотеза исследования: внедрение в методику преподавания инновационных технологий, способных повысить мотивацию учащихся к получению необходимых практических навыков и знаний образовательной области «Технология» в школе будет успешным, если реализуется:
- инновационная модель технологического образования на основе системно-деятельностного подхода предполагающая:
- теоретическое обоснование пересмотра содержания технологического образования в школе от начального до общего;
- разработку структуры и содержания образовательной области «Технология» на основе применения модульного обучения и организации внеучебной деятельности по предмету;
- выявление педагогических условий, обеспечивающих высокую эффективность деятельности учителя в процессе обучения образовательной области «Технология» и внеучебной деятельности;
- разработано учебно-методическое сопровождение технологического образования и создание условий для реализации программы на всех ее этапах.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты задачи:
- Разработать и апробировать инновационную модель технологического образования.
- Создать систему диагностики личностных и учебных возможностей учащихся в овладении образовательной областью «Технология».
- Преодолеть негативное отношения к технологическому образованию, сформировать позитивное общественное сознание и толерантность.
- Организовать процесс профессионального и личностного роста педагогов технологии и дополнительного образования.
- Организовать специальную социально-педагогическую помощь обучающимся, их родителям в профессиональной ориентации.
6. Выявить социально-педагогические условия, обеспечивающие высокую эффективность деятельности учителя в процессе внедрения программы технологического образования, проведение анализа произошедших с обучающимися изменений.
7. Разработать и апробировать учебно-методическое сопровождение учащихся в овладении образовательной области «Технология» на уроках и внеурочной деятельности.
II. Этапы и сроки реализации программы
Экспериментальной базой внедрения инновационной программы технологического образования является муниципальная общеобразовательная организация «Средняя школа №10» Чеховского муниципального района Московской области.
Этапы и сроки реализации программы:
1 этап - изучение научной литературы, международного опыта, проведение анализа изучения проблемы на междисциплинарном уровне, определение междисциплинарного взаимодействия участников технологического образовательного пространства, организация диагностирования, анкетирования, создание базы данных обучающихся, педагогов и родителей, социальных партнёров, подготовка кадров для работы в экспериментальных классах.
Сроки: сентябрь - декабрь 2017г.
2 этап - проведение опытно - экспериментальной работы, отработка модели междисциплинарного взаимодействия участников технологического пространства, реализация вариативных программ обучения учащихся, внесение изменений в формы образовательной работы с учащимися экспериментальных классов, реализация программы
толерантного воспитания, оценка целесообразности использования имеющихся социально- педагогических условий для эффективности формирования технологического образовательного пространства
Сроки: январь 2018г.- декабрь 2021г.
3 этап - осмысление полученного фактического материала, общение и систематизация полученных результатов, разработка рекомендаций в адрес органов управления образования, директоров школ, оформление и тиражирование результатов, их публикация, участие в конференциях, семинарах, организованных как государственными, так и общественными организациями.
Сроки: январь - сентябрь 2022г.
Управление реализацией программы предполагает создание системы оценки и контроля эффективности решения задач программы на всех её этапах. Система включает в себя:
- нормативный ресурс - разработка нормативно-правовой базы участников технологического образовательного пространства;
- социальный ресурс - привлечение к решению задач программы партнёров: внутреннее и внешнее партнёрство;
- аналитический ресурс - мониторинговые процедуры эффективности произошедших изменений на каждом из 3-этапов и в целом;
- кадровый ресурс – обеспечение профессионального и личностного роста педагогов школы через организацию мероприятий, аналитического и методического характера, осуществление психолого-педагогической поддержки педагогов;
- информационный ресурс - совершенствование информационной среды школы;
- материальный ресурс - подготовка и развитие
материально - технической базы, создание специальных условий для осуществления образовательного процесса в технологическом пространстве.
III. Организация направлений исследовательской деятельности
в рамках программы развития
Программные мероприятия систематизируются по следующим направлениям:
- разработка новых механизмов саморегулирования деятельности образовательной организации и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия с образовательными организациями.
- внедрение новых элементов содержания технологического образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения;
- апробация примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ по технологическому образованию
В образовательном процессе | В системе дополнительного образования | Во взаимодействии с социумом |
Диагностика учебных и личностных возможностей учащихся по технологической грамотности | Формирование и развитие творческих способностей, креативности в выборе проектов | Социальная защита прав учащихся в образовательном процессе |
Адаптация и мотивация обучающихся к освоению образовательной области «Технология» | Организация работы кружков технической направленности, нацеленных на формирование и развитие творческих способностей | Привлечение родителей и общественности к участию в образовательном процессе |
Дифференциация и индивидуализация обучения (индивидуальный образовательный маршрут для одаренных учащихся и учащихся с задержкой развития) | Воспитание инициативы, самостоятельности, умения анализировать свои возможности и принимать решение | Адаптация и социализация учащихся в социуме (участие в конкурсах, олимпиадах, проектной деятельности) |
Отбор форм и методов преподавания образовательной области «Технология», развивающих общеучебные умения и навыки | Создание системы досуговой работы с учащимися во внеурочное время | Привлечение специалистов для осуществления досуговой работы во внеурочное время (экскурсии на предприятия, центры профориентации) |
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе | Система мер по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам и формированию потребности к здоровому образу жизни | Развитие здоровьесберегающих традиций в школе и семье |
Реализация программы: доступность образования | Профессиональная ориентация | Определение миссии технологического образования |
Методы и конкретные методики исследования, порядок и место применения.
Мониторинг образовательного процесса, наблюдение, анкетирования, беседы, тестирования, посещение учебных занятий и внеклассных мероприятий, анализ полученных данных, изучение мотивации учебной деятельности, самооценки и тревожности личности учащихся, определение изменений качества знаний, уровня обученности и уровня развития личности.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Нравственно-духовные параметры:
- повышение технологической культуры;
- обеспечение заинтересованности учащихся в развитии национальной экономики;
- владение технологиями экологической безопасности окружающей среды;
- готовность к общественно-полезной деятельности;
- готовность к осознанному выбору профессии.
Количественно-объективные показатели:
- участие педагогов в научно-практических мероприятиях (конференции, мастер-классы, публикации, конкурсы) по технологическому образованию и воспитанию школьников;
- участие учащихся в выставках декоративно-прикладного творчества;
- реализация проектов по технологии;
- мониторинг успешности обучающихся и выпускников.
IV. Мероприятия по реализации программы
Исследовательско-аналитический, опытно-экспериментальный, диагностический этап предполагает:
- проведение заседаний педагогических советов, семинаров по вопросу изучения работы технологического образования, повышение профессиональной компетенции педагогов;
- мониторинговое исследование участников образовательного процесса, создание базы данных;
- разработка вариативности содержания технологического образования и системно-деятельностного подхода к его реализации;
- психолого-педагогическое сопровождение реализации программы : консультирование, диагностика.
Опытно-практический, внедренческий, проектно-деятельностный этап включает:
- разработку и внедрение модели технологического образования, включающую междисциплинарное взаимодействие участников образовательного процесса;
- реализацию вариативных программ технологического обучения учащихся;
- создание методических учебных пособий;
- реализация программы технологического образования;
- мониторинговое исследование участников образовательного процесса;
- проведение семинаров по распространению опыта работы;
- психолого-педагогическое сопровождение реализации программы.
Теоретико-методологический, обобщающий этап предполагает:
- обобщение и анализ материалов по теме программы на заседаниях педагогического совета и методических объединениях;
- проведение муниципальных семинаров, круглых столов, конференций по теме программы;
- публикации в профессиональных средствах массовой информации по теме программы.
Системные задачи, решение которых позволит реализовать цель инновационной деятельности:
- разработка нормативно - правовой базы технологического образования;
- организация взаимодействия участников реализации программы;
- привлечение к решению задач инновационной деятельности социальных партнёров;
- обеспечение профессионального и личностного роста педагогов;
- мониторинговые процедуры эффективности технологического образования;
- отслеживание содержания образования через аттестацию по триместрам, тематическую итоговую аттестацию;
- формирование толерантности и позитивного отношения к технологическому образованию;
- организация и проведение мероприятий по изучению и распространению опыта работы.
V. Результаты исследовательской деятельности
Основными результатами реализации исследовательской деятельности предположительно будут:
- Создание инновационной модели технологического образования, способных повысить мотивацию учащихся к получению необходимых практических навыков и знаний образовательной области «Технология».
- Степень реализации каждым учащимся права на получение технологического образования в соответствии с его индивидуальными способностями и интересами.
- Существенный рост профессиональной компетентности сотрудников школы в вопросах технологического образования и воспитания.
- Повышение возможностей школы по реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся на основе вариативности содержания технологического образования и системно-деятельностного подхода к его реализации.
- Достижение роста качества обучения, уровня освоения знаний и сформированности у учащихся ключевых компетенций - способностей целеполагания, социального действия, коммуникации, умения решать проблемы и работать с информацией.
- Сформированность у ученика позиции равноправного члена общества, способного самоопределятся и вырабатывать свою позицию в вопросах строительства жизненной и образовательной траектории.
- Обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья и готовность к здоровому образу жизни.
• Описание форм и методов преподавания образовательной области «Технология», развивающих общеучебные умения и навыки.
- Создание для обучающихся условий и возможностей получения технологического образования, переживания состояния социальной успешности в различных сферах жизнедеятельности.
- Обеспечение согласования педагогического влияния на обучающихся всех субъектов учебно-воспитательного взаимодействия.
Литература
- Баканова, Н. С. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции (начальная школа): учебно-методическое пособие / Н. С. Баканов. — М.: Генезис, 2001. — 32 с.
- Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М.-Л.: Учпедгиз, 1995.
- Гормин, А. Модели индивидуальных траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1. - С.69-74
- Шипицина Л.М. Актуальные проблемы интегрированного обучения. Современные тенденции развития специального образования в России. М.: Права человека, 2001. - С. 57-58.
- Шубович, М.М. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей/ Н.Ш. Валеева, М.М. Шубович // Вестник Казанского государственного технологического университета, №4. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2009.–С.356-362.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №10» г. о. Чехова
Программа муниципальной
методической площадки
«Формирование инновационной
модели технологического образования»
г. Чехов, 2017г.
Раздел I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа «Формирование инновационной модели технологического образования» |
Разработчики программы | Учитель технологии, к.п.н.- Пронина Раиса Васильевна Заместитель директора по учебной работе, к.э.н.- Жуликова Ольга Вячеславовна |
Исполнители основных мероприятий программы | Педагогический коллектив школы, учителя технологии, учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования. |
Цели программы | Целью программы является определение общей стратегии формирования инновационной модели технологического образования через определение роли и места технологического образования в образовательном пространстве Московской области и Чеховского района, разработка инновационной модели технологического образования, апробация её в практической деятельности и получение достоверных результатов. |
Задачи программы | Задачами программы являются:
6. Выявление социально-педагогических условий, обеспечивающих высокую эффективность деятельности учителя в процессе внедрения программы технологического образования, проведение анализа произошедших с обучающимися изменений. 7. Разработка и апробация учебно-методического сопровождения учащихся в овладении образовательной областью «Технология» на уроках и внеурочной деятельности. |
Сроки реализации программы | 2017 - 2022 г.г. |
Порядок управления реализацией | Управление реализацией программы предполагает создание системы оценки и контроля эффективности решения задач программы на всех её этапах. Система включает в себя:
Материальный ресурс - подготовка и развитие |
Порядок мониторинга хода и результатов реализации | Виды мониторинга: - «входной» – определение начального, первичного состояния исследуемого объекта; - «промежуточный» – выявление промежуточных результатов, причин отклонений от цели и принятие необходимых мер для их ликвидации; - «итоговый» – оценка «выходных» данных, определение итоговых результатов. |
Этапы реализации Программы развития | 1 этап - изучение научной литературы, международного опыта, проведение анализа изучения проблемы на междисциплинарном уровне, определение междисциплинарного взаимодействия участников технологического образовательного пространства, организация диагностирования, анкетирования, создание базы данных обучающихся, педагогов и родителей, социальных партнёров, подготовка кадров для работы в экспериментальных классах. Сроки: сентябрь - декабрь 2017г. 2 этап - проведение опытно - экспериментальной работы, отработка модели междисциплинарного взаимодействия участников технологического пространства, реализация вариативных программ обучения учащихся, внесение изменений в формы образовательной работы с учащимися экспериментальных классов, оценка целесообразности использования имеющихся социально - педагогических условий для эффективности формирования технологического образовательного пространства. Сроки: январь 2018г.- декабрь 2021г. 3 этап - осмысление полученного фактического материала, общение и систематизация полученных результатов, разработка рекомендаций в адрес органов управления образования, директоров школ, оформление и тиражирование результатов, их публикация, участие в конференциях, семинарах, организованных как государственными, так и Сроки: январь - сентябрь 2022г. |
Основные направления реализации программы | Программные мероприятия систематизируются по следующим направлениям: - разработка новых механизмов саморегулирования деятельности образовательной организации и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия с образовательными организациями. - внедрение новых элементов содержания технологического образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения; - апробация примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ по технологическому образованию. |
Ожидаемые результаты реализации программы | Основными результатами реализации инновационной модели технологического образования предположительно будут:
|
Управление Программой | Управление реализацией Программы осуществляет администрация школы. |
Раздел II. ПРОГРАММА
Пояснительная записка
В последнее время в нашей стране преподаванию «Технологии» уделяется много внимания. Президент РФ Владимир Путин на съезде машиностроителей в апреле 2016 года отметил: «...Мы много делаем для развития дополнительного образования в технической сфере. Нам нужно, безусловно, подумать и о том, как качественно изменить преподавание школьного предмета «Технология», чтобы ребята могли закреплять базовые знания, полученные при изучении физики, химии, других предметов в практической, проектной деятельности. И ключевой вопрос - это оборудование для обучения. Конечно, подготовка учителей не менее важна».
О концепции преподавания «Технологии» говорила и министр образования РФ Ольга Васильева, выступая в Общественной палате: «В рамках этой области мы предполагаем повышение квалификации педагогов, новые требования к материально-техническому оснащению школ и профориентацию учащихся по сельскохозяйственным профессиям».
В настоящее время активно обсуждается новая Концепция технологического образования в стране. Целью Концепции является обеспечение лидирующих позиций России в области технологической грамотности и технологической одаренности обучающихся, необходимых для инновационного общества и инновационной экономики.
Как показывает мировой опыт общего образования молодежи, предметная область «Технология» является необходимой компонентой общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике и творчески использовать знания основ наук в области проектирования, конструирования и изготовления изделий. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности.
Аспекты технологического образования школьников в системе трудового обучения отражены в работах ученых О.А. Кожиной, Ю.В. Крупской, Л.В. Левицкой, А.В. Марченко, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева и др.
Современные потребности рынка труда актуализировали вопрос о подготовке рабочих кадров. Растет спрос на рабочие профессии. Решение данных вопросов отражено в концепциях «Предметной и образовательной областей «Технология»: современный аспект» И.Б. Готской и В.М. Жучкова, «Политехнического образования в современных условиях» П.Р. Атутова, в которых политехническое образование является составной частью воспитания молодежи и направлено на усвоение учащимися общенаучных принципов современного производства и овладение практическими навыками обращения с орудиями труда, машинами и механизмами, формирование способности ориентироваться в современной технике и технологии.
В общеобразовательных учреждениях внедряются новые технологии трудового обучения и воспитания. Однако существует ряд проблем, связанных с содержанием программ, методикой преподавания, мотивацией учащихся к освоению предметной областью «Технология».
Не сформированы условия для подготовки создателей (пользователей) принципиально новых технологий, в том числе для эффективного использования проектного подхода, обеспечивающего развитие навыков проектной деятельности, способности к поиску, изобретению принципиально новых решений.
Недостаточно используется человеческий, материальный, информационно- технологический и воспитательный потенциал предметной области для решения действительно важных проблем школьной жизни, формирования уважения к интеллектуальному труду, патриотическому воспитанию на основе выдающихся достижений отечественной техники.
Содержание действующих федеральных программ данной области основано на гендерном принципе деления класса на подгруппы девочек и мальчиков, что недопустимо в сельских школах, где количество детей в классах не позволяет делить класс на подгруппы. В связи с этим преподавание предмета «Технология» осуществляется в смешанных группах. Гендерный принцип разделения содержания технологического образования не обеспечивает возможности освоения технологий, в прошлом предназначенных только для противоположного пола. Учащиеся не в полной мере получают знания, развивают умения и навыки по основным разделам программы.
Распространенная методика преподавания технологии не соответствует основным принципам системно-деятельностного подхода. Недостаточно используются интерактивные моделирующие среды и мультимедийные ресурсы; структура преподавания не обеспечивает развитие творческой активности обучающегося; критерии и процедуры контроля и оценивания уровня технологического − образования, включая олимпиадную практику, базируются на традиционных принципах подготовки. Оценивается освоение приемов примитивных трудовых навыков, часто для кустарных и (или) отмирающих производств.
Традиционный курс технологии не обеспечивает достаточной мотивации. В связи с изменениями жизненных интересов и образовательных потребностей обучающихся, большинство из которых с раннего детства используют в повседневной жизни современные технологии, ситуация существенно усугубилась. Реальные образовательные результаты по предметной области «Технология» сегодня малозначимы для обучающихся: не являются необходимой основой для продолжения образования в системе среднего профессионального и высшего образования; не ориентированы на широкий спектр современных профессий; получаемые практические навыки все реже используются в повседневной жизни.
Возникают противоречия. С одной стороны - интересы нашей страны требуют, чтобы особое внимание было обращено на ориентацию учащихся на инженерно-техническую деятельность в сфере высокотехнологического производства. С другой стороны – в образовательных организациях не сформированы условия для подготовки создателей (пользователей) принципиально новых технологий, а также для эффективного использования проектного подхода, обеспечивающего развитие навыков проектной деятельности, способности к поиску, изобретению принципиально новых решений.
Преодоление названных противоречий обусловило выбор темы программы муниципальной площадки и его актуальность. Проблема данного исследования заключается в следующем: необходимость пересмотра содержания технологического образования в школе от начального до общего. Внедрения в методику преподавания инновационных технологий, способных повысить мотивацию учащихся к получению необходимых практических навыков и знаний образовательной области «Технология». Тем самым на выходе из школы получить образованного, социально-устойчивого выпускника, готового осознанно получить выбранную профессию в настоящее время становится актуальным и необходимым.
I. Назначение и цель разработки программы
Цель программы - определение общей стратегии формирования инновационной модели технологического образования через определение роли и места технологического образования в образовательном пространстве Московской области и Чеховского района, разработка инновационной модели технологического образования, апробация её в практической деятельности и получение достоверных результатов.
Объект исследования – процесс обучения и воспитания учащихся в условиях инновационной модели технологического образования.
Предмет исследования – формы и методы образовательного и воспитательного процессов начального, среднего и старшего звеньев в рамках технологического образования.
Гипотеза исследования: внедрение в методику преподавания инновационных технологий, способных повысить мотивацию учащихся к получению необходимых практических навыков и знаний образовательной области «Технология» в школе будет успешным, если реализуется:
- инновационная модель технологического образования на основе системно-деятельностного подхода предполагающая:
- теоретическое обоснование пересмотра содержания технологического образования в школе от начального до общего;
- разработку структуры и содержания образовательной области «Технология» на основе применения модульного обучения и организации внеучебной деятельности по предмету;
- выявление педагогических условий, обеспечивающих высокую эффективность деятельности учителя в процессе обучения образовательной области «Технология» и внеучебной деятельности;
- разработано учебно-методическое сопровождение технологического образования и создание условий для реализации программы на всех ее этапах.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты задачи:
- Разработать и апробировать инновационную модель технологического образования.
- Создать систему диагностики личностных и учебных возможностей учащихся в овладении образовательной областью «Технология».
- Преодолеть негативное отношения к технологическому образованию, сформировать позитивное общественное сознание и толерантность.
- Организовать процесс профессионального и личностного роста педагогов технологии и дополнительного образования.
- Организовать специальную социально-педагогическую помощь обучающимся, их родителям в профессиональной ориентации.
6. Выявить социально-педагогические условия, обеспечивающие высокую эффективность деятельности учителя в процессе внедрения программы технологического образования, проведение анализа произошедших с обучающимися изменений.
7. Разработать и апробировать учебно-методическое сопровождение учащихся в овладении образовательной области «Технология» на уроках и внеурочной деятельности.
II. Этапы и сроки реализации программы
Экспериментальной базой внедрения инновационной программы технологического образования является муниципальная общеобразовательная организация «Средняя школа №10» Чеховского муниципального района Московской области.
Этапы и сроки реализации программы:
1 этап - изучение научной литературы, международного опыта, проведение анализа изучения проблемы на междисциплинарном уровне, определение междисциплинарного взаимодействия участников технологического образовательного пространства, организация диагностирования, анкетирования, создание базы данных обучающихся, педагогов и родителей, социальных партнёров, подготовка кадров для работы в экспериментальных классах.
Сроки: сентябрь - декабрь 2017г.
2 этап - проведение опытно - экспериментальной работы, отработка модели междисциплинарного взаимодействия участников технологического пространства, реализация вариативных программ обучения учащихся, внесение изменений в формы образовательной работы с учащимися экспериментальных классов, реализация программы
толерантного воспитания, оценка целесообразности использования имеющихся социально- педагогических условий для эффективности формирования технологического образовательного пространства
Сроки: январь 2018г.- декабрь 2021г.
3 этап - осмысление полученного фактического материала, общение и систематизация полученных результатов, разработка рекомендаций в адрес органов управления образования, директоров школ, оформление и тиражирование результатов, их публикация, участие в конференциях, семинарах, организованных как государственными, так и общественными организациями.
Сроки: январь - сентябрь 2022г.
Управление реализацией программы предполагает создание системы оценки и контроля эффективности решения задач программы на всех её этапах. Система включает в себя:
- нормативный ресурс - разработка нормативно-правовой базы участников технологического образовательного пространства;
- социальный ресурс - привлечение к решению задач программы партнёров: внутреннее и внешнее партнёрство;
- аналитический ресурс - мониторинговые процедуры эффективности произошедших изменений на каждом из 3-этапов и в целом;
- кадровый ресурс – обеспечение профессионального и личностного роста педагогов школы через организацию мероприятий, аналитического и методического характера, осуществление психолого-педагогической поддержки педагогов;
- информационный ресурс - совершенствование информационной среды школы;
- материальный ресурс - подготовка и развитие
материально - технической базы, создание специальных условий для осуществления образовательного процесса в технологическом пространстве.
III. Организация направлений исследовательской деятельности
в рамках программы развития
Программные мероприятия систематизируются по следующим направлениям:
- разработка новых механизмов саморегулирования деятельности образовательной организации и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия с образовательными организациями.
- внедрение новых элементов содержания технологического образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения;
- апробация примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ по технологическому образованию
В образовательном процессе | В системе дополнительного образования | Во взаимодействии с социумом |
Диагностика учебных и личностных возможностей учащихся по технологической грамотности | Формирование и развитие творческих способностей, креативности в выборе проектов | Социальная защита прав учащихся в образовательном процессе |
Адаптация и мотивация обучающихся к освоению образовательной области «Технология» | Организация работы кружков технической направленности, нацеленных на формирование и развитие творческих способностей | Привлечение родителей и общественности к участию в образовательном процессе |
Дифференциация и индивидуализация обучения (индивидуальный образовательный маршрут для одаренных учащихся и учащихся с задержкой развития) | Воспитание инициативы, самостоятельности, умения анализировать свои возможности и принимать решение | Адаптация и социализация учащихся в социуме (участие в конкурсах, олимпиадах, проектной деятельности) |
Отбор форм и методов преподавания образовательной области «Технология», развивающих общеучебные умения и навыки | Создание системы досуговой работы с учащимися во внеурочное время | Привлечение специалистов для осуществления досуговой работы во внеурочное время (экскурсии на предприятия, центры профориентации) |
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе | Система мер по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам и формированию потребности к здоровому образу жизни | Развитие здоровьесберегающих традиций в школе и семье |
Реализация программы: доступность образования | Профессиональная ориентация | Определение миссии технологического образования |
Методы и конкретные методики исследования, порядок и место применения.
Мониторинг образовательного процесса, наблюдение, анкетирования, беседы, тестирования, посещение учебных занятий и внеклассных мероприятий, анализ полученных данных, изучение мотивации учебной деятельности, самооценки и тревожности личности учащихся, определение изменений качества знаний, уровня обученности и уровня развития личности.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Нравственно-духовные параметры:
- повышение технологической культуры;
- обеспечение заинтересованности учащихся в развитии национальной экономики;
- владение технологиями экологической безопасности окружающей среды;
- готовность к общественно-полезной деятельности;
- готовность к осознанному выбору профессии.
Количественно-объективные показатели:
- участие педагогов в научно-практических мероприятиях (конференции, мастер-классы, публикации, конкурсы) по технологическому образованию и воспитанию школьников;
- участие учащихся в выставках декоративно-прикладного творчества;
- реализация проектов по технологии;
- мониторинг успешности обучающихся и выпускников.
IV. Мероприятия по реализации программы
Исследовательско-аналитический, опытно-экспериментальный, диагностический этап предполагает:
- проведение заседаний педагогических советов, семинаров по вопросу изучения работы технологического образования, повышение профессиональной компетенции педагогов;
- мониторинговое исследование участников образовательного процесса, создание базы данных;
- разработка вариативности содержания технологического образования и системно-деятельностного подхода к его реализации;
- психолого-педагогическое сопровождение реализации программы : консультирование, диагностика.
Опытно-практический, внедренческий, проектно-деятельностный этап включает:
- разработку и внедрение модели технологического образования, включающую междисциплинарное взаимодействие участников образовательного процесса;
- реализацию вариативных программ технологического обучения учащихся;
- создание методических учебных пособий;
- реализация программы технологического образования;
- мониторинговое исследование участников образовательного процесса;
- проведение семинаров по распространению опыта работы;
- психолого-педагогическое сопровождение реализации программы.
Теоретико-методологический, обобщающий этап предполагает:
- обобщение и анализ материалов по теме программы на заседаниях педагогического совета и методических объединениях;
- проведение муниципальных семинаров, круглых столов, конференций по теме программы;
- публикации в профессиональных средствах массовой информации по теме программы.
Системные задачи, решение которых позволит реализовать цель инновационной деятельности:
- разработка нормативно - правовой базы технологического образования;
- организация взаимодействия участников реализации программы;
- привлечение к решению задач инновационной деятельности социальных партнёров;
- обеспечение профессионального и личностного роста педагогов;
- мониторинговые процедуры эффективности технологического образования;
- отслеживание содержания образования через аттестацию по триместрам, тематическую итоговую аттестацию;
- формирование толерантности и позитивного отношения к технологическому образованию;
- организация и проведение мероприятий по изучению и распространению опыта работы.
V. Результаты исследовательской деятельности
Основными результатами реализации исследовательской деятельности предположительно будут:
- Создание инновационной модели технологического образования, способных повысить мотивацию учащихся к получению необходимых практических навыков и знаний образовательной области «Технология».
- Степень реализации каждым учащимся права на получение технологического образования в соответствии с его индивидуальными способностями и интересами.
- Существенный рост профессиональной компетентности сотрудников школы в вопросах технологического образования и воспитания.
- Повышение возможностей школы по реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся на основе вариативности содержания технологического образования и системно-деятельностного подхода к его реализации.
- Достижение роста качества обучения, уровня освоения знаний и сформированности у учащихся ключевых компетенций - способностей целеполагания, социального действия, коммуникации, умения решать проблемы и работать с информацией.
- Сформированность у ученика позиции равноправного члена общества, способного самоопределятся и вырабатывать свою позицию в вопросах строительства жизненной и образовательной траектории.
- Обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья и готовность к здоровому образу жизни.
• Описание форм и методов преподавания образовательной области «Технология», развивающих общеучебные умения и навыки.
- Создание для обучающихся условий и возможностей получения технологического образования, переживания состояния социальной успешности в различных сферах жизнедеятельности.
- Обеспечение согласования педагогического влияния на обучающихся всех субъектов учебно-воспитательного взаимодействия.
Литература
- Баканова, Н. С. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции (начальная школа): учебно-методическое пособие / Н. С. Баканов. — М.: Генезис, 2001. — 32 с.
- Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М.-Л.: Учпедгиз, 1995.
- Гормин, А. Модели индивидуальных траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1. - С.69-74
- Шипицина Л.М. Актуальные проблемы интегрированного обучения. Современные тенденции развития специального образования в России. М.: Права человека, 2001. - С. 57-58.
- Шубович, М.М. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей/ Н.Ш. Валеева, М.М. Шубович // Вестник Казанского государственного технологического университета, №4. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2009.–С.356-362.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная программа «Создание инновационной модели школы с целью адаптации, индивидуализации и всестороннего развития личности школьников в 1 ступени образования»
Программа позволяет создатьинновационную модель школы 1 ступени для обеспечения качества обучения,успешной адаптации и всестороннего развития учащихся через предшкольную подготовку и индиви...
Методическая система "Модель химического образования на основе технологического подхода"
Настоящий этап развития образования связан с существенным обновлением содержания и существующих методик, разработкой новых стандартов. В огромном потоке новой информации я пришла к необходимости...
Методическое пособие "Современная модель диагностики эффективности предоставляемых образовтельных услуг в дополнительном образовании"
Данное пособие предназначено педагогам дополнительного образования для оценивания результативности своей деятельности. Особенность доп. образования - отсутствие стандарто...
Инновационные процессы в образовании. Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс
Статья на тему " Инновационные процессы в образовании. Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс"...
Модель (технологическая схема) по разработке адаптированной основ-ной образовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
В методических рекомендациях отражены теоретико-методологические, нормативно-правовые, практические аспекты разработки адаптированной основной образовательной программы начального общего о...
Современные модели и формы методической работы в региональной сфере образования
Аннотация: для пропаганды опыта лучших педагогов необходимо организовывать недели педагогического мастерства и методические декады, в рамках, проведения которых педагоги проводят открытые занятия и ме...
Модель сетевого взаимодействия методической службы с организациями дополнительного образования, с педагогами ДО
Цель. Задачи. Условия функционирования сетевого взаимодействия. Возможности сетевого взаимодействия....