Доклад « Роль игры в воспитании дружеских взаимоотношений воспитанников »
консультация

Прошина Любовь Ивановна

                             «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

А. С. Макаренко                                       

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Дети создают игру силой воображения, игровых действий и роли, способностью перевоплощаться в образ. В играх нет реальной обусловленности обстоятельств, пространства, времени.

Игра – средство воспитания, когда она включена в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, оказывая влияние на её содержание организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, педагог воздействует на все стороны личности ребенка: сознание, чувство, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей, тем самым развивая у них дружеские отношения, привязанность друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

  Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области  для детей-сирот и детей, оставшихся без     попечения родителей «Преображение»

Доклад « Роль игры  в воспитании дружеских  взаимоотношений воспитанников »

                             

                                                                Составили : воспитатели Ермилова В.Б.

                                                                                                                          Прошина Л.И.

Доклад на тему: « Роль игры  в воспитании дружеских   взаимоотношений воспитанников »

                             «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

А. С. Макаренко                                       

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Дети создают игру силой воображения, игровых действий и роли, способностью перевоплощаться в образ. В играх нет реальной обусловленности обстоятельств, пространства, времени.

Игра – средство воспитания, когда она включена в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, оказывая влияние на её содержание организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, педагог воздействует на все стороны личности ребенка: сознание, чувство, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей, тем самым развивая у них дружеские отношения, привязанность друг к другу.

Общение со сверстниками играет очень важную роль в жизни ребенка дошкольного возраст, умение общаться – одно из условий развития личности, оно необходимо для дальнейшей социализации ребенка.   а следовательно, нужно учить детей справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других, сопереживать и помогать другим людям.  

Воспитание дружеских отношений у нас проявляются во всех видах деятельности .Но основную роль в воспитании дружеских отношений отводится игре. Игровая деятельность имеет исключительно важное значение. Игра является важным условием социального развития детей, в ней они учатся понимать чувства и состояния других детей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радости эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми,- их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.  

 В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны взрослых. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

 Игра — вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития, средством развития полноценной личности. Поэтому, чтобы воспитать у детей дружеские взаимоотношения, в первую очередь мы учим их играть со сверстниками, общаться. И это первая ступень в формировании дружбы у детей.

Игра в воспитательном процессе – это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей предметно-развивающей среды  . Известно, что использование игровой методики позволяет добиться устойчивого детского внимания. 

Чтобы учить детей дружить и формировать у них дружеские взаимоотношения, педагог должен знать сам, а что же такое дружба?

 Человечество всегда высоко ценила дружбу.

Дружба – один из видов личных отношений. В отличие от деловых отношений, где один человек использует другого как средство для достижения какой-то своей цели, дружба самоценна, она сама по себе является благом; друзья помогают друг другу бескорыстно, «не в службу, а в дружбу». В отличии от кровнородственной, семейной близости и от товарищества, члены которого связаны общей принадлежностью и узами групповой солидарности, дружба индивидуально-избирательна, свободна и основана на взаимной симпатии.

Дру́жба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение

Это складывающиеся в повседневной жизни реальные личные отношения.

Это дружеские чувства и переживания, дружба – важная нравственная ценность, в которой нуждается каждый человек, а особенно ребенок.

Показатели дружбы между детьми в группе.

  • Интерес к деятельности сверстников, желание и умение договариваться о пользовании игрушкой, материалом, о совместной игре и роли, считаться с интересами товарищей;
  • Проявление заботы о товарище по группе, об общем деле, о развитии хорошей, дружной игры; помощь и взаимопомощь (желание и умение сделать что-нибудь нужное для отдельных детей, группы, желание выручить товарища;
  • Известная объективность оценок и самооценок, способность поступиться личным желанием в пользу товарища (по справедливости, получая при этом удовлетворение);
  • Выражение дружеских отношений по собственному побуждению (а не только по указанию взрослого, совету взрослого);
  • Дружеские отношения не только в присутствии воспитателя, но и без него.

Основными условиями воспитания дружеских отношений   являются:

- создание эмоционально-положительного климата в группе;

- моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям

проявлять добрые чувства к окружающим.

Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, педагоги используют все доступные формы и методы работы:

• дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры;

• непосредственно образовательная деятельность;

• моделирование и анализ заданных ситуаций;

• сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;

• беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;

• рассматривание картин и иллюстраций;

• решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;

• организация выставок детского творчества;

• метод проектов и др.

Эффективным методом формирования дружбы является беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь внимание ребенка к страданиям другого человека.

Эффективными являются беседы с рассматриванием картин, способствует появлению отклика - сострадания, побуждает ребенка находить правильные способы проявления сочувствия, оказания помощи.

Важным подспорьем в развитии доброжелательности является репродуктивная деятельность детей – решение проблемных ситуаций.

Задачи:

1) воспитывать отзывчивое отношение к окружающим;

2) активизировать собственный опыт переживаний детей в конкретной ситуации;

3) формировать умение находить разные способы решения.

Почему так важны правила в играх, потому что они организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил формируется способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих, взаимодействовать со сверстниками.

Так же правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным, тем самым формируя у них дружеские взаимоотношения.

Правила игры объясняются до её начала. Дети запоминают правила, если они даются четко, понятно, эмоционально.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обращается внимание на то, что ребёнок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Л.Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которое должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра

Роль педагога в организации игры заключается в том, что он наблюдает за ходом игры и сам включается в нее. Все чаще роль ведущего поручается детям. При первом проведении игры педагог берет на себя роль контролера, чтобы увидеть, кто ошибается. В следующий раз проверку правильности выполнения задания он поручает кому-либо из детей. Необходимо, чтобы все поняли, что и как надо делать. Для этого можно задавать вопросы.

Педагог внимательно следит за ее ходом, поведением детей, выявляет индивидуальные особенности ребят, что позволяет планировать индивидуальную работу не только в игре, но и в других видах деятельности.

При подведении итогов игры акцентируется внимание детей на их успехах, если даже они были у кого-то незначительными, например, у одного следует отметить быстроту выполнения задания, у другого – старательность, настойчивость, у третьего – желание играть вместе с товарищем, договариваться о том, что будут делать вместе.

Анализ проведенной игры помогает педагогу усложнить ее содержание за счет включения новых материалов (стекла, тканей) и новых правил игры: объединять играющих детей в команды.

С расширением опыта и развитием речи детей средней группы становятся доступными словесные игры, проводимые в форме шутки.

Наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Преимущество подвижных игр перед другими упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Уровень межличностных отношений у детей дошкольного возраста может быть повышен, если использовать подвижные игры как средство воспитания положительных взаимоотношений у детей.

Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами”. Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным. Потому именно в подвижных играх лучше всего формировать дружеские взаимоотношения детей.

Подвижные игры направлены на формирование у детей способов согласования интересов, взаимопонимания, что приводит к успеху, а также представлений об ответственности каждого игрока перед "командой" за правильность своих действий, о необходимости взаимоподдержки, чуткости и отзывчивости по отношению к партнерам.

Особенности руководства играми с правилами.

  • Воспитатель поощряет избирательную детскую дружбу и вместе с тем воспитывает такие взаимоотношения, которые не замыкаются интересами только двух-трех дружащих собой ребят, а имеют большое значение для развития товарищеских отношений всех воспитанников группы.
  • Для каждого ребенка очень важно, что он может играть свободно (а не в определенных организованных рамках, характерных, например, для занятий или труда).
  • Здесь неприемлемы учебные методы. Если воспитатель считает необходимым дать прямую рекомендацию, например, по поводу распределения ролей, выбора игры и т. п., он должен выступать не в качестве учителя, дающего указания, задания, а скорее в роли старшего товарища, участника игры, предоставляющего детям свободу выбора решений.
  • Необходимо также развивать у детей желание и умение самостоятельно объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, справедливость; воспитывать коллективизм, основанный на гуманных, дружеских чувствах и отношениях.
  • Надо внимательно наблюдать за играми детей (поскольку в играх дети чаще всего объединяются самостоятельно и наиболее непосредственно себя проявляют) и другой их деятельностью; выяснить, у кого какие есть достижения, недостатки, в чем они испытывают затруднения. Наблюдение должно быть целенаправленным.

 Детский коллектив – это наиболее мощный источник эмоционально- положительного опыта ребенка, как необходимой почвы для развития нравственных качеств и представлений.

Факторы сформированного коллектива

  1. Сплоченность
  2. Организованность
  3. Авторитет  
  4. Связь с   коллективом
  5. Участие в общественно полезном труде.
  6. Взаимоотношение  
  7. Уровень сознательной дисциплины.

          Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность пойти на помощь друг другу. «Если товарищу  трудно – помоги ему». «Если тебе трудно – обратись за помощью».            Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность пойти на помощь друг другу. «Если товарищу  трудно – помоги ему». «Если тебе трудно – обратись за помощью». .                                                                                                                                

Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей — любви и уважения, доброты и порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость.

Чем больше сил, терпения и любви будет вложено в ребенка – тем больше он будет радовать своими успехами и достижениями в дальнейшем.

Искусство педагогов  состоит в корректной и мягкой помощи детям – сделать первый шаг и познакомиться с другим ребенком, организовать интересную совместную игру, провести ряд бесед и занятий, помочь ребёнку стать немного увереннее. По мере того, как дети приобретают навыки общения, их излишняя агрессивность или пассивность в общении исчезает, острые и конфликтные моменты сглаживаются.

Ведь детская дружба – это мир, полный красок и секретов, радостей и, к сожалению, печалей. Так давайте поможем детям строить взаимоотношения и дружить с другими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:« Роль классного руководителя в воспитании нравственных идеалов учащихся через внеклассную работу»

Выступление на районном семинаре посвященному нравственному воспитанию школьников...

Доклад "Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе"

Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе...

Доклад "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения".

Выступление на методическом объединение классных руководителей в школе 8 вида. ...

Доклад " Роль игры в воспитании дружеских взаимоотношений воспитанников"

Игра – ведущая деятельность детей.Игра – средство воспитания, когда она включена в целостный педагогический процесс. Дети создают игру силой воображения, игровых действий и роли, спос...

Доклад "Роль и возможности игры в воспитании младших школьников"

Игровая деятельность хорошо знакома младшим школьникам, привлекает их, делает их жизнь радостной и веселой....

доклад "Роль учителя русского языка и литературы в формировании нравственных смыслов и духовных ориентиров воспитанников".

Учителю поручена высокая духовная миссия: на своем месте он реализует дело, может быть, куда более важное, чем любая концепция или программа, ибо он строит жизнь человека. Но чтобы заложить в души уче...

Доклад «Роль трудового воспитания в формиро-вании личности ребенка с ОВЗ».

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как прин...