Доклад " Роль игры в воспитании дружеских взаимоотношений воспитанников"
консультация
Игра – ведущая деятельность детей.Игра – средство воспитания, когда она включена в целостный педагогический процесс. Дети создают игру силой воображения, игровых действий и роли, способностью перевоплощаться в образ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Преображение»
Доклад « Роль игры в воспитании дружеских взаимоотношений воспитанников »
Составили : воспитатели Ермилова В.Б.
Прошина Л.И.
«Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
А. С. Макаренко
Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Дети создают игру силой воображения, игровых действий и роли, способностью перевоплощаться в образ. В играх нет реальной обусловленности обстоятельств, пространства, времени.
Игра – средство воспитания, когда она включена в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, оказывая влияние на её содержание организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, педагог воздействует на все стороны личности ребенка: сознание, чувство, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей, тем самым развивая у них дружеские отношения, привязанность друг к другу.
Общение со сверстниками играет очень важную роль в жизни ребенка дошкольного возраст, умение общаться – одно из условий развития личности, оно необходимо для дальнейшей социализации ребенка. а следовательно, нужно учить детей справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других, сопереживать и помогать другим людям.
Основная роль в воспитании дружеских отношений отводится игре. Игровая деятельность имеет исключительно важное значение. Игра является важным условием социального развития детей, в ней они учатся понимать чувства и состояния других детей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радости эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми,- их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны взрослых. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Игра — вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития, средством развития полноценной личности. Поэтому, чтобы воспитать у детей дружеские взаимоотношения, в первую очередь мы учим их играть со сверстниками, общаться. И это первая ступень в формировании дружбы у детей.
Игра в воспитательном процессе – это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей предметно-развивающей среды . Известно, что использование игровой методики позволяет добиться устойчивого детского внимания.
Основными условиями воспитания дружеских отношений являются:
- создание эмоционально-положительного климата в группе;
- моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям
проявлять добрые чувства к окружающим.
Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, педагоги используют все доступные формы и методы работы:
• дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры;
• непосредственно образовательная деятельность;
• моделирование и анализ заданных ситуаций;
• сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;
• беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;
• рассматривание картин и иллюстраций;
• решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;
• организация выставок детского творчества;
• метод проектов и др.
Эффективным методом формирования дружбы является беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь внимание ребенка к другому человеку.
Эффективными являются беседы с рассматриванием картин, способствуют появлению отклика - сострадания, побуждает ребенка находить правильные способы проявления сочувствия, оказания помощи.
Важным подспорьем в развитии доброжелательности является репродуктивная деятельность детей – решение проблемных ситуаций.
Задачи:
1) воспитывать отзывчивое отношение к окружающим;
2) активизировать собственный опыт переживаний детей в конкретной ситуации;
3) формировать умение находить разные способы решения.
Почему так важны правила в играх, потому что они организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил формируется способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих, взаимодействовать со сверстниками.
Так же правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным, тем самым формируя у них дружеские взаимоотношения.
Правила игры объясняются до её начала. Дети запоминают правила, если они даются четко, понятно, эмоционально.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обращается внимание на то, что ребёнок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Л.Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которое должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра
Роль педагога в организации игры заключается в том, что он наблюдает за ходом игры и сам включается в нее. Чаще роль ведущего поручается детям. При первом проведении игры педагог берет на себя роль контролера, чтобы увидеть, кто ошибается. В следующий раз проверку правильности выполнения задания он поручает кому-либо из детей. Необходимо, чтобы все поняли, что и как надо делать. Для этого можно задавать вопросы.
Педагог внимательно следит за ее ходом, поведением детей, выявляет индивидуальные особенности ребят, что позволяет планировать индивидуальную работу не только в игре, но и в других видах деятельности.
При подведении итогов игры акцентируется внимание детей на их успехах, если даже они были у кого-то незначительными, например, у одного следует отметить быстроту выполнения задания, у другого – старательность, настойчивость, у третьего – желание играть вместе с товарищем, договариваться о том, что будут делать вместе.
Анализ проведенной игры помогает педагогу усложнить ее содержание за счет включения новых материалов (стекла, тканей) и новых правил игры: объединять играющих детей в команды.
С расширением опыта и развитием речи детей становятся доступными словесные игры, проводимые в форме шутки. Это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.
Преимущество подвижных игр перед другими упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Уровень межличностных отношений у детей дошкольного возраста может быть повышен, если использовать подвижные игры как средство воспитания положительных взаимоотношений у детей.
Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами”. Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным. Потому именно в подвижных играх лучше всего формировать дружеские взаимоотношения детей.
Подвижные игры направлены на формирование у детей способов согласования интересов, взаимопонимания, что приводит к успеху, а также представлений об ответственности каждого игрока перед "командой" за правильность своих действий, о необходимости взаимоподдержки, чуткости и отзывчивости по отношению к партнерам.
Особенности руководства играми с правилами.
- Воспитатель поощряет избирательную детскую дружбу и вместе с тем воспитывает такие взаимоотношения, которые не замыкаются интересами только двух-трех дружащих собой ребят, а имеют большое значение для развития товарищеских отношений всех воспитанников группы.
- Для каждого ребенка очень важно, что он может играть свободно (а не в определенных организованных рамках, характерных, например, для занятий или труда).
- Здесь неприемлемы учебные методы. Если воспитатель считает необходимым дать прямую рекомендацию, например, по поводу распределения ролей, выбора игры и т. п., он должен выступать не в качестве учителя, дающего указания, задания, а скорее в роли старшего товарища, участника игры, предоставляющего детям свободу выбора решений.
- Необходимо также развивать у детей желание и умение самостоятельно объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, справедливость; воспитывать коллективизм, основанный на гуманных, дружеских чувствах и отношениях.
- Надо внимательно наблюдать за играми детей (поскольку в играх дети чаще всего объединяются самостоятельно и наиболее непосредственно себя проявляют) и другой их деятельностью; выяснить, у кого какие есть достижения, недостатки, в чем они испытывают затруднения. Наблюдение должно быть целенаправленным.
Детский коллектив – это наиболее мощный источник эмоционально- положительного опыта ребенка, как необходимой почвы для развития нравственных качеств и представлений.
Факторы сформированного коллектива
- Сплоченность
- Организованность
- Авторитет
- Связь с коллективом
- Участие в общественно полезном труде.
- Взаимоотношение
- Уровень сознательной дисциплины.
Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность пойти на помощь друг другу. «Если товарищу трудно – помоги ему». «Если тебе трудно – обратись за помощью».
Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей — любви и уважения, доброты и порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость.
Чем больше сил, терпения и любви будет вложено в ребенка – тем больше он будет радовать своими успехами и достижениями в дальнейшем.
Искусство педагогов состоит в корректной и мягкой помощи детям – сделать первый шаг и познакомиться с другим ребенком, организовать интересную совместную игру, провести ряд бесед и занятий, помочь ребёнку стать немного увереннее. По мере того, как дети приобретают навыки общения, их излишняя агрессивность или пассивность в общении исчезает, острые и конфликтные моменты сглаживаются.
Ведь детская дружба – это мир, полный красок и секретов, радостей и, к сожалению, печалей. Так давайте поможем детям строить взаимоотношения и дружить с другими детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад:« Роль классного руководителя в воспитании нравственных идеалов учащихся через внеклассную работу»
Выступление на районном семинаре посвященному нравственному воспитанию школьников...
Доклад "Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе"
Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе...
Доклад "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения".
Выступление на методическом объединение классных руководителей в школе 8 вида. ...
Доклад « Роль игры в воспитании дружеских взаимоотношений воспитанников »
«Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость...
Доклад "Роль и возможности игры в воспитании младших школьников"
Игровая деятельность хорошо знакома младшим школьникам, привлекает их, делает их жизнь радостной и веселой....
доклад "Роль учителя русского языка и литературы в формировании нравственных смыслов и духовных ориентиров воспитанников".
Учителю поручена высокая духовная миссия: на своем месте он реализует дело, может быть, куда более важное, чем любая концепция или программа, ибо он строит жизнь человека. Но чтобы заложить в души уче...
Доклад «Роль трудового воспитания в формиро-вании личности ребенка с ОВЗ».
Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как прин...