ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ МЕЖДУ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ И 5 КЛАССОМ. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. (Усольцева М.Н., Мялик Л.В.)
статья

ШМО учителей МАТЕМАТИКИ, ИНФОРМАТИКИ, ФИЗИКИ МАОУ Абатская СОШ №1

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ МЕЖДУ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ И 5 КЛАССОМ.  ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. (Усольцева М.Н., Мялик Л.В.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Усольцева М.Н.

Мялик Л.В.

        

Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом

и возможные пути их решения. (слайд №1)

    Наблюдения в школе за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы свидетельствуют о наличии ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности усвоения ими курса математики на начальном этапе.

     При изучении школьного курса математики, как и при строительстве любого здания, важен основательный, прочный фундамент, иначе, каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не будет устойчивым. (слайд №2) Но и на прочном фундаменте можно возвести хлипкое сооружение. Потому и пути решения проблем преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние». С одной стороны, необходимо обеспечить достаточное общее и специальное математическое развитие учеников в начальных классах. А с другой, чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень важно учителю начать обучение предмету с использованием тех методических приёмов, которыми пользуются учителя начальной школы.  (слайд №3) Ведь если посмотреть на материал, который изучается в пятом классе, то видно, что он большей частью является обобщением тех знаний, с которыми учащиеся пришли из начальной школы.

      Между учителем начальной школы и учителем  основной школы возникают трения. Мы часто слышим основные «претензии» к учителю  начальной школы в том, что учащиеся 4 класса не умеют :

  • применять теорию для решения практических задач,
  • не могут выразить свою мысль математическим языком,
  •  имеют слабые вычислительные навыки,
  • плохо знают компоненты арифметических действий,
  •  не умеют решать  типовые задачи.

    Учителя начальной школы в свою очередь «укоряют» своих коллег основного звена за :

  • излишне строгие требования, предъявляемые  учащимся на первых уроках, не знание программ, учебников и методов  работы начальной школы,
  • а так же за то, что не учитывают возрастные  особенности младших школьников.  

     Всё перечисленное приводит к  проблемам преемственности, к резкому снижению успеваемости, потере  интереса к предмету. Давно сделан основополагающий вывод: проблему   преемственности можно решить только совместными усилиями учителей  начальной и основной  школы.

   Обсуждая проблему преемственности, обычно выделяют содержание учебного материала предыдущего класса, которое нужно помнить к началу следующего года. 

      Предлагаю ознакомиться с принципом непрерывности, обеспечивающим преемственные связи на уровне содержания  (слайд №4,5,6)

Планируемые результаты

5-й класс

1.Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1); вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

2. выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

3.решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

4. измерять длину отрезка; вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

5.  решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

6. читать несложные готовые таблицы;

заполнять несложные готовые таблицы;

читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

1.Продолжается работа не только  с натуральными, но и дробными числами; совершенствуются  практических навыков выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, вычислительной культуры;

2.Продолжается решение уравнений. Уточняются  понятия уравнения и корня уравнения. Решение уравнений с преобразованием выражений (раскрытие скобок, приведения подобных слагаемых

3. Повторяются и систематизируются все изученные учащимися виды текстовых задач, причем задачи предлагаются с различными «ловушками»: несоответствие единиц, неполные данные, нереальные условия и т.д.

4.  Продолжается работа по измерению длины отрезков, величины углов, использованию формулы для нахождения периметров, площадей и объемов простейших геометрических фигур (прямоугольный параллелепипед, куб);

5. Продолжается работа с обыкновенными дробями, начатая в 4-ом классе.  Расширение аппарата действий с дробями используется в дальнейшем для решения текстовых задач.

6. Продолжается работа по представлению  данных в виде таблиц, диаграмм,

чтение информации, представленной в виде таблицы, диаграммы.

   Важнейшее условие, позволяющее правильно строить учебный процесс, сделать обучение эффективным, доступным, заключается в том, чтобы в каждой теме выделять главные стороны, исходя из этого чётко дифференцировать материал: вычленять те задачи, которые должны отрабатываться и выполняться многократно, и те, которые служат другим целям (развитию познавательных интересов) и в соответствии с этим не должны дублироваться. Такое различие следует сделать явным и для самих учащихся. В первой четверти пятого класса необходимо повторять те вопросы, знание которых должно быть доведено до автоматизма. (слайд №7)

  1. Это счёт (в том числе и обратный) десятками, сотнями и т.п., таблицы сложения и умножения однозначных чисел, тренировка памяти на удержание в уме промежуточных результатов вычислений (36:9+ 77:7).
  2. Подбор примеров для повторения письменных алгоритмов выполнения арифметических действий должен провести учеников от простых случаев, включающих собственно умение выполнять алгоритм, до сложных- с постепенным увеличением числа «запоминаний» и «заниманий» единицы.
  3. Решение текстовых задач составляет значительную часть деятельности школьников при изучении математики.  

   

   Четвероклассники часто испытывают затруднения при выполнении арифметических вычислений в выражениях сложной структуры – несколько скобок, много арифметических действий. Помочь в ликвидации ошибок учеников  может  графическая блок-схема выражения. После записи примера в несколько действий начинаем вычисления с выделения отдельных блоков, из которых он состоит, обращаем внимание на знаки арифметических действий, а затем на порядок выполнения арифметических действий.

   

   001002003

   Хочется отметить некоторые проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом (слайд №11,12)

Проблема

Возможные решения

Отсутствие теоретического материала в учебниках начальных классов

Постоянно давать обучающимся письменный теоретический материал в справочных материалах, памятках

Недостаточные умения устных вычислений

Постоянное подкрепление знания обучающимися таблиц сложения и умножения, систематическое проведение содержательного и напряженного устного счета

Ошибки в письменном умножении и делении многозначных чисел

Регулярное повторение с обучающимися всех этапов выполнения умножения и деления

Полная запись решения числовых выражений, содержащих 3-4 действия на основе знания правила о порядке выполнения действий.

Давать обучающимся образцы записи числовых выражений, содержащих  3-4 действий на основе знания правила о порядке выполнения действий

        Итак, для успешного решения проблемы преемственности на современном этапе необходимо: (слайд№14)

  • полностью согласовать требования к математической подготовке учащихся, сформулированные в программах начальной и основной школы;
  • согласовать методы обучения, обеспечивающие достаточную подготовку учащихся младших классов к восприятию обобщенных фактов, правил, законов, адаптацию школьников к дедуктивному методу изложения;
  • строить обучение математике так, чтобы достижение учащимися обязательных результатов обучения было безусловным требованием и непременно контролировалось;
  • выявить опорные умения для смежных дисциплин;
  • сгладить переход от одного учителя ко многим учителям-предметникам;
  • создать оптимальные условия для реализации системы средств обучения, разработать комплекс учебных пособий.
  • установить тесную связь в методах работы с учащимися между учителями 4-х и 5-х классов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом

Пути успешного решения проблем преемственности в 5 классе, диагностическая контрольная работа....

Преемственность в обучении математике между начальной и основной школой.

Реферат по теме "Преемственность между начальной и основной школрй". В реферате рассмотрена система уроков развивающего обучения, проводимых в 5-6-м классах, обучаемых по сис теме Эльконина -давыдова....

Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом.

Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом....

"Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом"

Преподавание математики в школе - сложный, многогранный, противоречивый педагогический процесс. Его закономерности раскрываются на основе объективных связей, существующих между образованием, развитием...

Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом

Данный материал представляет собой сообщение на методическом объединении учителей математики по данной теме ( из личного опыта)....

Преемственность в преподавании математики в начальной школе и среднем звене

Преемственность в преподавании математики в начальной школе и среденм звене коррекционной школы...