Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом.
материал (5 класс) на тему
Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом можно поделить на три группы: организационно-психологические; общеучебные умения и навыки; специальные математические знания, умения и навыки.
Организационно-психологические проблемы.
1. Недостаточная наполняемость урока материалом, неоправданно медленный темп урока, отсутствие материалов для «сильного» ученика, перенос основной тяжести усвоения курса на домашнюю работу.
Возможности разрешения: уменьшение доли фронтальных бесед и других малоэффективных методов работы на уроке, использование печатных дидактических материалов, уменьшение пауз в работе детей.
2. Недостаточно организованное и четкое начало урока, окончание урока, выделение дополнительного (сверх отведенных 45 мин.) времени на выполнение письменных проверочных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу, эффективно и быстро работать.
Возможности разрешения: приучать начинать работу на уроке по звонку, быстро включаться в работу, не давать отдельным детям дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок также со звонком с урока.
3. Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ.
Возможности разрешения: разъяснения родителям наносимого ущерба интеллектуальному развитию их ребенка, включение в уроки заданий, контролирующих степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.
4. Бедность и однообразие используемых материалов обучения, несоответствие методического багажа учителя реальным учебным возможностям детей.
Возможности разрешения: распространение опыта успешного обучения детей в современных условиях (школьным методическим объединениям учителей начальных классов и математики полезно знакомиться с лучшим опытом).
5. Пассивность большинства учащихся в процессе обучения.
Возможности разрешения: использование форм и методов организации занятий, требующих от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы.
6. Несформированность у учащихся представления об отличном устном ответе, ответе у доски на уроке математике.
Возможности разрешения: учителям математики совместно с учителями начальной школы определиться в требованиях к ответу ученика и постепенно разъяснять детям эти требования, учитывать их, оценивая ответы на уроке.
7. Привычка у детей получать отметки за любое (самое малое) действие, в т.ч. за краткие или односложные, невразумительные ответы.
Возможности разрешения: добиваться от детей развернутых, полных ответов, четкой и грамотной речи, не допускать выставления необоснованно высоких оценок за неполные ответы.
8. Обедненная речь учителя, отсутствие динамики в использовании лексики от 1 к 4 классам.
Возможности разрешения: полезно создание и внедрение учителями математики совместно с учителями начальной школы словаря-программы постепенного ознакомления детей с «взрослой» лексикой, проведение отдельных уроков в начальной школе вместе с учителем средних классов.
9. Создание у детей учителем и родителями в конце 4 класса «психологического барьера» - настороженного ожидания трудностей учения в 5 классе.
Возможности разрешения: знакомство родителей и детей со своими будущими учителями уже в 4 классе, проведение математических праздников, олимпиад, соревнований, отдельных уроков, родительских собраний совместно с учителем 5 класса.
Общеучебные умения и навыки.
1. Недостаточная техника чтения, большие проблемы в понимании текста учащимися из-за обедненного лексического запаса у части детей, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его.
Возможности разрешения: постоянно предлагать учащимся задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условия задач, рекомендовать и родителям проводить такую работу с детьми при выполнении заданий по математике.
2. Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей.
Возможности разрешения: рекомендовать упражнения для развития мышц кисти руки, подходящую ручку, продолжать следить за правильностью написания букв и цифр, за верным положением ручки.
3. Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей.
Возможности разрешения: на уроках предлагать цепочные вычисления, дома – специальные упражнения на тренировку внимания и памяти.
4. Недостаточная тренированность долговременной механической памяти.
Возможности разрешения: практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только стихотворные, но и прозаические тексты.
5. Отсутствие у учащихся умения и привычки обращаться к энциклопедиям, справочникам, словарям, научно-популярной и дополнительной литературе.
Возможности разрешения: рекомендовать иметь в классе справочные издания, предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, поручать готовить сообщения, рассказы, сочинения по материалам дополнительной литературы.
Специальные математические знания, умения и навыки.
1. Недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия в пределах до ста учащиеся должны выполнять устно).
Возможности разрешения: постоянное подкрепление знаний таблиц сложения и умножения, систематическое проведение содержательного и напряженного устного счета.
2. Ошибки в письменном делении многозначных чисел и письменном умножении многозначных чисел.
Возможности разрешения: регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения деления и умножения, систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и деление, сложение и вычитание.
3. Слабое знание правил порядка действий (в том числе и в выражениях со скобками).
Возможности разрешения: после записи вычислительных примеров начинать с выделения отдельных «блоков», из которых он состоит, обращать внимание на «сильные» и «слабые» знаки арифметических действий, а затем расставлять номера действий.
4. Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже в одно - два действия).
Возможности разрешения: предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой идет речь в задаче, изобразить её на рисунке или схеме; при обсуждении решения – вопросы: как догадались, что первое действие именно такое?
5. Недостаточное развитие графических умений.
Возможности разрешения: регулярное выполнение чертежей как на бумаге в клетку, так и на нелинованной бумаге, построение фигур по командам.
6. Формальные представления об уравнении, его корне, способах проверки правильности решения уравнения.
Возможности разрешения: большее внимание уделять первым этапам формирования понятия переменной, верного и неверного равенства, нахождение значения выражения с переменной.
7. Недостаточно грамотная математическая речь учащихся.
Возможности разрешения: учителю чаще давать образцы чтения выражений, равенств, уравнений и неравенств, склонять числительные, тренировать школьников в верном чтении математических выражений, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах.
Знакомясь с новым для себя 5 классом, в начале сентября оперативно проверяю, что из основных знаний и умений, полученных детьми в начальных классах, забыто, какой материал недостаточно в своё время усвоен. Такую проверку провожу в различных формах. Это и контрольный устный счет, и тесты, а также различные письменные работы. На дом учащимся предварительно даю задание на повторение таблицы умножения, формул пути, площади прямоугольника, периметра прямоугольника, квадрата. Контрольный устный счет провожу в форме диктанта в одном или двух вариантах. Учащиеся получают бланк для записи ответов, диктую задания, а учащиеся вписывают в бланк ответ (если ученик не знает ответа, он ставит прочерк). Диктант №1 направлен на проверку таблицы умножения. Диктант№2 направлен на проверку знаний устного счета в пределах ста.
Проведение тестов (с выбором ответов) – эффективный способ оперативного контроля знаний детей. Такая работа не занимает много времени на уроке, проверка также выполняется достаточно быстро. Перед проведением теста обязательно объясняю порядок выполнения работы, в частности, как отмечать выбранный ответ. Проводила два теста. С помощью их проверила знания по нахождению неизвестных компонентов, знание формул, порядок действий, зависимость между величинами, вычислительные навыки, т.е. всё то, что необходимо при дальнейшем обучении учащихся. После повторения и проведения диктантов, тестов учащимся была предложена письменная проверочная работа на20-25 минут. В неё входило три задания: примеры на вычисления, два уравнения, задача на применение формул площади и периметра прямоугольника.
Анализируя результаты выполнения письменной работы, отметила не только характерные для многих учащихся ошибки, но и зафиксировала просчеты каждого, чтобы в течение первых месяцев учебного года иметь возможность проводить целенаправленную работу по ликвидации пробелов в знаниях и умениях детей и со всем классом, и индивидуально.
качество | успеваемость | |
Проверка знаний таблицы умножения | 60% | 80% |
Устный счет до 100 | 60% | 80% |
Тест №1 | 13% | 44% |
Тест №2 | 13% | 63% |
Письменная проверочная работа | 12% | 60% |
В среднем подготовленность к 5 классу: 31% , 65%
В преподавании математики в 5 классе продолжаю проводить диагностические тесты после изучения каждой темы. С помощью этих тестов выявляю пробелы в знаниях учащихся, провожу дополнительные занятия с такими детьми. После проведения теста провожу уроки коррекции и развития. В этом мне помощником является книга Т.Д. Гончаровой «Обучение на основе технологии «полного усвоения»», в которой предложены педагогические приемы по оптимизации деятельности учителя и ученика. В ней же даны методические рекомендации для составления дидактических материалов для 5 класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом
Пути успешного решения проблем преемственности в 5 классе, диагностическая контрольная работа....
Преемственность в обучении математике между начальной и основной школой.
Реферат по теме "Преемственность между начальной и основной школрй". В реферате рассмотрена система уроков развивающего обучения, проводимых в 5-6-м классах, обучаемых по сис теме Эльконина -давыдова....
"Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом"
Преподавание математики в школе - сложный, многогранный, противоречивый педагогический процесс. Его закономерности раскрываются на основе объективных связей, существующих между образованием, развитием...
Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом
Данный материал представляет собой сообщение на методическом объединении учителей математики по данной теме ( из личного опыта)....
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ МЕЖДУ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ И 5 КЛАССОМ. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. (Усольцева М.Н., Мялик Л.В.)
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ МЕЖДУ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ И 5 КЛАССОМ. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. (Усольцева М.Н., Мялик Л.В.)...
Преемственность в преподавании математики в начальной школе и среднем звене
Преемственность в преподавании математики в начальной школе и среденм звене коррекционной школы...