Приемы и стратегии в педагогических технологиях на различных этапах урока. Метод мозгового штурма.
проект (10 класс) по теме
Приложение к презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_i_strategii_v_pedagogicheskih_tehnologiyah_na_razlichnyh_etapah_uroka.docx | 16.85 КБ |
Предварительный просмотр:
"Приемы и стратегии в педагогических технологиях на различных этапах урока. "
Метод мозгового штурма. (Слайд 1-2)
(слайд 3) Доказано, что человек запоминает 10 % прочитанного, 20 % - услышанного, 30 % - увиденного, 50 % - услышанного и увиденного, 70 % -обсуждаемого с другими, 95 % - при обучении другого. Анализируя это, использую на уроках математики различные приемы и стратегии, такие как "метод мозгового штурма", "прием ЗХУ", "Кластер" и т.д. Остановлюсь на методе мозгового штурма, который в последнее время часто применяю на своих уроках.
В качестве примера рассмотрю фрагмент урока в 10 классе по теме "Производная", урок обобщения и систематизации знаний. Метод мозгового штурма использовала для мотивации учебной деятельности у учащихся.
(слайд 4) Перед началом работы, используя этот метод впервые, ребятам можно рассказать историю его появления. Пример этот стал уже классическим. Автором этого метода является Алекс Осборн, бизнесмен, копирайтер, журналист. Применял данный метод в своем рекламном агентстве с сотрудниками еще в 30-е годы ХХ века. Не всю жизнь мистер Осборн был копирайтером и бизнесменом. В годы Второй мировой войны он служил капитаном торгового судна, курсировавшим между благополучной Америкой и воюющей Европой. Безоружные судна нередко бывали торпедированы и пущены на дно пребывающими на боевых рейдах немецкими военными кораблями. Любитель истории Алекс Осборн вспомнил древнюю практику разрешения критических ситуаций моряками-викингами, когда ему передали радиограмму о возможной атаке вражеской подводной лодки. Когда-то вся команда созывалась на палубе дракара капитаном, а затем по старшинству, начиная с юнги и заканчивая капитаном, высказывали свой путь разрешения кризисной ситуации.
Капитан американского судна решил реанимировать древний метод управленческих решений — мозговой штурм (так он назвал его), и созвал команду на палубе. Среди высказанных абсурдных решений оказалось одно, которое попало в стадию дальнейшего переосмысления: чтобы вся команда выстроилась вдоль борта, к которому торпеда движется, и подула на нее, что приведет к отклонению смертоносного заряда.
Тогда немецкая подлодка проплыла мимо, но капитан Осборн запатентовал изобретение. К борту корабля приделывался винт, создающий в нужное время мощную струю, благодаря которой торпеда изменяла угол атаки и соскальзывала вдоль борта.
(слайд 5) Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся. При его применении реализуются деятельностный и личностно - ориентированный подходы.
(Слайд 6) Правила и этапы проведения мозгового штурма на уроке.
При одном из вариантов организации работы на уроке, класс разделяется на 2 группы. Одни ребята выдвигают идеи и предположения — создают банк идей ("Генераторы идей"). Вторые занимаются анализом ("Критики"). Соответственно, группы работают по очереди.
Возможна и другая форма организации мозгового штурма, когда все ребята участвуют в процессе одновременно, выступая сначала в роли генераторов идей, потом — в роли критиков.
(Слайд 7) Этапы проведения мозговой атаки на уроке.
1. Создание банка идей. Примерное время проведения 10 – 15 минут. На этом этапе происходит наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше. Важно, чтобы учащиеся не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными, фантастичными. Критика и комментирование не допускаются. Все предложения фиксируются учителем на доске. Дети должны знать, что каждый из них может и должен внести свой вклад в создание банка идей.
(Слайд 8) 2. Анализ идей. Он занимает основное время урока. Происходит коллективное обсуждение, анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то положительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях. Возможно, для этого нужно будет ее немного подкорректировать, усовершенствовать.
(Слайд 9) 3. Обработка результатов. Данный этап можно провести на отдельном уроке. Из всех предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная.
(Слайд 10) Правила мозгового штурма:
- Нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются.
- Приветствуются любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей.
- Поощряется развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей.
- Идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей.
- Главная цель – получить как можно больше идей.
(Слайд 11)
(Слайд 12) «Плюсы» и «минусы» «мозгового штурма».
Положительные стороны:
- все учащиеся участвуют на равных позициях;
- возможность наглядного изображения проблемы, так как в процессе постоянно фиксируются все выдвинутые идеи;
- создаются условия для развития познавательного интереса. Метод предполагает наличие соревновательной атмосферы, а для того, чтобы выдвигать правильные идеи, необходимо владеть достаточным уровнем знаний. Это побуждает учащихся к познанию.
Недостатки:
- при разделении класса на группы может возникнуть доминирование лидеров, в то время как остальные не будут включены в процесс;
- возможно «зацикливание» на однотипных идеях.
Для того чтобы избежать подобного развития ситуации, учителю нужно своевременно скоординировать направление поиска. Рекомендуется также при разделении класса учитывать личностные характеристики учащихся и объединять детей разного уровня подготовленности.
(Слайд 14) Напомню, что этот прием использовала для мотивации учебной деятельности учащихся. Далее класс был разделен на 4 группы, каждой команде было предложено сыграть в математическое домино по теме "Производная", состоящее из 28 карточек, т.е. 28 примеров на вычисление производных функций. Этот прием использовала для обобщения и систематизации знаний учащихся по данной теме.
Сейчас, когда в 9 и 11 классах началось повторение, данный метод использую в начале урока, мотивируя их на дальнейшую работу, перед решением задач. А при решении некоторых задач класс не делю на группы. Всему классу предлагается одна или несколько задач для решения. А затем разбираем способы решения данных задач, используя документ-камеру, демонстрируя решения на интерактивной доске.
(Слайд 15)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение компьютерных технологий на различных этапах урока физики
работа описывает опыт применения компьютерных технологий на различных этапах урока физики на примере разработки темы в 7 классе "Давление"....
МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА ИСТОРИИ
Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам. Сегодня не возникает сомнений в необходимости и эффективности их использования. Состояние с...
Применение игровых технологий на различных этапах урока информатики
Публикация раскрывает некоторые методы работы, которые можно применять на различных этапах урока....
Применение игровых технологий на различных этапах урока информатики
Публикация раскрывает некоторые методы работы, которые можно применять на различных этапах урока....
Приемы и стратегии в педагогических технологиях на различных этапах урока. Мозговой штурм.
В данной работе показываю как можно применить "Метод мозгового штурма" на уроках математики для мотивации учебной деятельности учащихся. А для обобщения и систематизации знаний по теме "Производная" и...
Использование информационных технологий на различных этапах урока
В данном файле представлено выступление для методического объединения основной школы учителя информатики и ИКТ...
Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий на различных этапах урока обществознания в рамках реализации ФГОС ООО
Актуальной сегодня является проблема организации самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. В первую очередь это относится к предмету «об...