Рекомендации для молодых учителей по переходу на линейную систему обучения в 8 классе при одновременном функционировании прежних и новых УМК по отечественной истории
статья
Рекомендации для молодых учителей по переходу на линейную систему обучения в 8 классе при одновременном функционировании прежних и новых УМК по отечественной истории.
Необходимость создания нового УМК по истории России и перехода на новую структуру общего исторического образования определяется возросшими требованиями общества к качеству исторического образования, возросшим общественным интересом к событиям отечественной истории, развитием исторической науки, накоплением новых исторических знаний. Ключевая задача разработки нового УМК по отечественной истории - обеспечить научно-исторические и методические условия для воспитания российской национально-гражданской идентичности российской молодежи, школьников и студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu.docx | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Шаралдайская СОШ им.И.К.Калашникова»
Мухоршибирский район, с.Шаралдай
Статья на тему: «Рекомендации для молодых учителей по переходу на линейную систему обучения в 8 классе при одновременном функционировании прежних и новых УМК по отечественной истории».
Выполнил: учитель истории и обществознания
Колесникова Ирина Викторовна
Содержание
1. Введение.
2. Общая характеристика системы школьного исторического образования.
3.Схема новой структуры исторического образования (содержание курсов отечественной и всеобщей истории).
4. Многоуровневое представление истории
- Введение
Необходимость создания нового УМК по истории России и перехода на новую структуру общего исторического образования определяется возросшими требованиями общества к качеству исторического образования, возросшим общественным интересом к событиям отечественной истории, развитием исторической науки, накоплением новых исторических знаний. Ключевая задача разработки нового УМК по отечественной истории - обеспечить научно-исторические и методические условия для воспитания российской национально-гражданской идентичности российской молодежи, школьников и студентов.
Концепция нового УМК по отечественной истории включает в себя Историко-культурный стандарт, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. Историко-культурный стандарт разработан Российским историческим обществом по поручению Президента России В.В. Путина. Над текстом стандарта работали ведущие ученые России.
Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, воспитания гражданственности и патриотизма школьников, развитие компетенций учащихся общеобразовательных организаций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего общего образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации. Реализация Концепции предполагает не только подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений, но и формирование единого научно-образовательного пространства в сети Интернет.
Успешная реализация Концепции возможна при условии проведения в общеобразовательной организации комплекса мероприятий, направленных на развитие исторического учебно-информационного пространства, насыщения его научно-обоснованными материалами, как для учителей, так и для учащихся общеобразовательных организаций.
В настоящее время ведущие издательства России (Просвещение, Дрофа и Русское слово) подготовили на основе концепции три линии учебно-методических комплектов для 6-10 классов. Учебники входят в состав учебно-методических комплексов.
Линии учебники успешно прошли экспертную оценку на предмет соответствия требования Историко-культурного стандарта, Концепции нового УМК по отечественной истории и получили положительные экспертные заключения.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 575 от 8 июня 2015 г. три линии учебников ведущих издательств России (Просвещения, Дрофы и Русского слова) включены в состав федерального перечня учебников. С 1 сентября 2015-2016 учебного года начинается процесс введения этих линий учебников в образовательный процесс в российских школах.
Задачей руководителей общеобразовательных организаций является создание организационно-педагогических условия для успешного внедрения новых линий учебников по истории России в образовательный процесс в своей образовательной организации, что предполагает повышения профессиональной компетентности учителей истории. Руководители общеобразовательных организаций должны обеспечить условия для повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей истории в сфере освоения педагогических ресурсов новых линий учебников по истории России.
2. Общая характеристика системы школьного исторического образования.
Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Современный подход к преподаванию и изучению истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. В действующих федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) основного общего образовании
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории базовыми принципами школьного исторического образования являются: идея преемственности исторических периодов, в т.ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей; рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире; формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни и т. д.
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно - деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Курс отечественной истории является важнейшим компонентом предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
- Схема новой структуры исторического образования
Необходимость создания нового учебника истории России диктуется, прежде всего, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний, возросшим общественным интересом к событиям прошлого.
Представленный историко-культурный стандарт включает в себя
- принципиальные оценки ключевых событий прошлого,
- основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и
- сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.
Стандарт направлен на
- повышение качества школьного исторического образования,
- развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ,
- формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.
Реализация Стандарта предполагает подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений.
Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов региональной истории и компаративных характеристик.
Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в качестве наиболее оптимальной предложена модель, при которой изучение истории будет строиться по линейной системе с 5 по 10 классы.
Переход на новую структуру и содержание исторического образования начинается осенью 2015/2016 учебного года с 6 класса.
6 класс - История России VIII- XV вв.
7 класс - История России XVI-XVII вв.
8 класс - История России XVIII в.
9 класс - История России XIX в.
Поскольку, обучаясь по концентрической системе преподавания истории, школьники заканчивают 7 класс изучением событий истории конца XVIII века, они по новой структуре исторического образования в 8 классе должны практически заново изучать этот исторический период. Для обучающихся, начинающих изучение истории России в соответствии с новыми требованиями в 8 классе, имеются два пути изучения истории России.
Путь первый: Для большинства школьников, изучающих в 8 классе историю на базовом уровне, вряд ли будет достаточно обосновано повторное изучение истории XVIII века. Поэтому, как вариант, возможно сразу перейти к изучению событий, процессов, фактов и явлений XIX века либо по новым учебникам для 9 класса, либо по старым учебникам с соответствующей корректировкой по тематике историко-культурного стандарта и завершить его рубежной датой 1861 года с тем, чтобы в 9 классе довести преподавание курса до начала Первой мировой войны.
Путь второй: Чтобы не возникло ощущения повторения уже изученного материала, учитель может организовать изучение истории России по пути усиления культурологического подхода, осмысления особенностей российской цивилизации, многонационального государства и формирования российской идентичности в условиях европеизации. В частности, необходимо уделить внимание:
- сущности и последствиям культурно-исторического раскола в российском обществе, связанного с европеизацией страны;
- рождению светской культуры;
- влиянию элементов протестантизма, рационализма и Просвещения на представления россиян о личности человека, о государстве, государственности, праве, династии и власти, возможностей её смены, о трудовой этике и профессионализме, о переходе от общинных отношений к общественным (социальным), о сословном строе, о правах и обязанностях подданных, о религии и церкви, их роли в жизни государства и общества и т.д.
- осмыслению школьниками сущности и последствий фактического участия России в вестфальской системе международных отношений, включая войны с европейскими государствами и разделы Польши;
- включению в состав империи новых этноконфессиональных групп населения – поляков, литовцев, крымских татар, евреев;
- расширению территории страны на юго-западе (Новороссия и Крым) и его многонациональной колонизации (немцы, сербы, греки, армяне и т.д.);
- феномену массового притока иностранцев в систему государственной власти и государственного управления, образования и науки, его влиянию на национальное самосознание (менталитет) россиян, особенности складывания российской интеллектуальной элиты и образованной элиты народов России;
- изучению истории и культуры народов, не вошедших в состав России к началу XIX века, но впоследствии оказавшихся в её границах.
Также при переходе от концентрической системы к линейной учителю истории следует иметь в виду, что изменится содержание Итоговых экзаменов в 9 и 11 классах, так как различия в периодизации и тематике курсов истории значительны.
- Многоуровневое представление истории
Курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этно-национальной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов компаративных характеристик. А для истории Нового и Новейшего времени, когда Россия стала активным субъектом мировой истории, раскрытие ее контактов и взаимодействия с другими странами во всех сферах – от экономики и политики до культуры, приобретает особое значение.
Понятие «регион»: политико-административная единица, историко-культурная единица (историческая область, менталитет, образ мышления, традиции, мироощущение, идентичность обитателей), геополитическая единица, экономическая единица (культурно-хозяйственная целостность)
Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира.
Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной.
Министерство образования и науки РФ разрешило использовать в образовательной деятельности старые учебники, которые исключаются из федерального перечня учебников, утверждённого 31 марта 2014 года приказом №253, до срока достижения ими полной ветхости, т.е. в течение пяти лет (см. Приказ МОН РФ №576 от 08.06.2015). Однако использование старых учебников предполагает необходимость корректирования преподавания курсов истории России в соответствии с новой структурой исторического образования и с требованиями историко-культурного стандарта.
Согласно Письму Минобрнауки России от 02.02.2015 г. № НТ-136/08 "О федеральном перечне учебников» для образовательных организаций основного общего и среднего общего образования также предусматривается возможность замены завершенной предметной линии учебников в случае ее исключения из федерального перечня учебников на другую завершенную предметную линию учебников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по алгебре и истории математики в 7 классе по теме: "Решение линейных систем уравнений с двумя переменными". систем
Урок алгебры в 7 классе Тема урока: «Решение систем линейных уравнений»Ведущая идея урока: «Ученик учится САМ, учитель только помогает»Цели урока:а) показать алгоритм решения системы линейных ур...
Методические рекомендации "Школа молодого учителя"
Методические рекомендации по планированию и организации деятельности ШМО в условиях развития образовательного учреждения...
Семинар "Структура и содержание новых учебников по отечественной истории издательства "Просвещение"" с 6 по 10 класс
Обсуждение структуры и содержания новых учебников по отечественной истории издательства "Просвещение" с 6 по 10 класс...
Содержательные и методологические проблемы перехода на линейную систему школьного исторического образования в условиях реализации требований историко-культурного стандарта
Основой данной статьи стала статья Котенева В.А. кандидата исторических наук ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» г. Тамбов, Россия и Кузьминой А.В. кандидат...
Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"
Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"...
Переход на линейную систему обучения по курсу «История» - «За» и «Против»
В работе представлены этапы перехода на линейную систему преподавания истории с ориентацией на Концепцию преподавания истории России, принятую 23 октября 2020 г....
Итоговый проект участников курсов муниципальных тьюторов по вопросам сопровождения реализации Концепции нового УМК по отечественной истории и требований историко-культурного стандарта
Итоговый проект участников курсов муниципальных тьюторов по вопросам сопровождения реализации Концепции нового УМК по истории.Методическое сопровождение педагогов по вопросам преподавания истории в св...