Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования через занятия в творческом объединении изостудия "Природа и фантазия".
статья на тему
Как помочь современному ребенку развить свои творческие способности, реализовать себя как уникальную личность и развить устойчивый интерес к выбранному виду деятельности? Такую возможность дают занятия в творческом объединении изостудия "Природа и фантазия".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования через занятия в творческом объединении «Изостудия. Природа и фантазия».
Для современных детей, которые находятся в режиме интенсивного развития, учатся планировать и организовывать свою деятельность, ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире, не потеряв при этом своей самобытности, необходимо активно развивать творческие способности. Такую возможность дают занятия в творческом объединении «Изостудия. Природа и фантазия», где дети занимаются изобразительной и декоративно-прикладной деятельностью. Главная задача этих занятий – помочь ребенку почувствовать себя творцом, создателем нового, реализовать себя как уникальную личность, умеющую ставить перед собой цели и добиваться их решения.
Обучение рисованию в изостудии – не самоцель, а средство для изучения ребенком предметного мира, конструктивного строения предметов, развития объемно-пространственного мышления. Работа с природным материалом вводит детей в удивительный мир красоты и гармонии, знакомит их с различными природными материалами, их свойствами и особенностями. На начальном этапе дети работают на репродуктивном уровне, осваивая базовые умения и навыки, которые позволяют им в дальнейшем выйти на творческий уровень создания уникальных рукотворных вещей: игрушек, сувениров и предметов интерьера.
По мнению психолога Дж. Гилфорда, индивиды привычно используют два различных типа мышления, которые он определяет как конвергентное и дивергентное мышление. Изначально, когда дети приходят заниматься в студию, наиболее характерным видом мышления у них является конвергентное мышление. Основано оно на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенных задач, аналитических рассуждениях. Ассоциативное, дивергентное мышление отличается большей внутренней свободой и характеризуется тем, что психологи называют беглостью восприятия (т. е. способностью генерировать несколько идей), гибкостью (т. е. способностью переходить на другую точку зрения) и оригинальностью (т. е. способностью вырабатывать нетривиальные идеи). На занятиях в студии дети учатся мыслить свободно и воздерживаться от каких бы то ни было штампов, искать множество решений одной и той же проблемы, т. е. применять дивергентное мышление. Оно не возникает на пустом месте, а опирается на уже имеющийся опыт.
Творчество – это выражение индивидуальности, поэтому важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей – начальный уровень подготовки ребенка, пришедшего заниматься в студию, темперамент, и характер, и даже настроение ребенка в день занятий. Прием в студию происходит без конкурсного отбора. Бывает, что родители приводят ребенка, который имеет проблемы в школе с рисованием. Это вовсе не значит, что он не имеет способностей. Просто ему не помогли их раскрыть и развить. Часто случается, что такой ребенок не может сразу справиться с заданием. Устранить подобное затруднение будет легко, если создать такую ситуацию, которая превратит задание в игру, позволяющую ребенку легко сделать то, что у него никак не получалось ранее.
Задания, выполняемые воспитанниками на занятиях, являются не копированием, а отражением действительности в художественных образах, помогают познать ее, красочно и образно выразить свои мысли, чувства, переживания. Большая роль отводится творческим заданиям, в процессе выполнения которых и происходит наиболее полное самовыражение ребенка, раскрытие его внутреннего мира и творческого потенциала. Для развития творческих способностей очень важно научить ребенка воспринимать и создавать выразительные художественные образы, не только уже существующие в реальности, но и совершенно новые, фантазийные, аллегорические, возникающие впервые.
Одной из важнейших способностей педагога является умение понимать и реагировать на события занятия, тонко чувствовать каждого ребенка, находить общие точки соприкосновения, принимать сложный мир детских переживаний. Индивидуальный подход реализуется через принцип вариативности (свобода выбора области образования, объема и сложности содержания, темпов его прохождения, режима занятий). На занятиях создается атмосфера успешности и доброжелательности, способствующая максимальному развитию творческих способностей.
Особую роль играет личность педагога, его умение «заразить» своей энергией, увлечь деятельностью, быть незаурядной, творческой личностью, находящейся в постоянном поиске. Немаловажно участие в образовательном процессе и родителей. Их помощь, поддержка и одобрение являются сильнейшим стимулом, как для студийцев, так и для педагога.
Главный двигатель на пути достижения результата – устойчивый интерес ребенка к выбранному виду деятельности. Важным показателем результативности работы являются достижения воспитанников. Участие в конкурсах, выставках и фестивалях (районного, городского, областного и международного уровней) позволяет испытать признание, успех, ощутить радость участия и победы.
Удовлетворенность от занятий и ощущение успешности – это факторы, стимулирующие желание трудиться с самоотдачей, на творческом уровне, в стремлении к поиску неординарных, нестандартных решений. Занятия в студии помогают саморазвиваться и самореализовываться, и, как следствие, в будущем лучше адаптироваться во взрослой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО
Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...
Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей в системе дополнительного образования
Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей в системе дополнительного образованияИспользование информационно-коммуникационных техн...
Экологическое воспитание детей в системе дополнительного образования на примере детского творческого объединения "Задумка" МБОУ ДО ДДТ р.п. Усть-Донецкий Ростовской области
Завершается 2016-2017 учебный год, но работа по экологическому воспитанию детей в системе дополнительного образования продолжается. Детское творческое объединение , имеющее художественную ...
Развитие технического творчества детей в системе дополнительного образования
О деятельности работы муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Центр детского (юношеского) технического творчества", который является республиканской инновационной ...
Исследование творческих способностей детей в учреждении дополнительного образования
Несмотря на фундаментальные исследования по психологии творчества детей, в нашей стране до сих пор не выявлено сколько –нибудь значимой методики для комплексной диагностики общей и специфической...
Мастер - класс "Развитие творческих способностей обучающихся в системе дополнительного образования"
Презентация к мастер - классу для педагогов дополнительного образования "Развитие творческих способностей обучающихся на основе коллективного способа обучения"...