Методические рекомендации «Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения»
методическая разработка
Цели применения дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия:
-развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира;
-замечать их форму, цвет;
-формировать действия с предметами;
-воспитывать интерес к окружающему миру;
-формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
- различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал) и соотносить их форму с формой плоскостных изображений» объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т.д.),
- соотносить, находить их форму в реальных объемных предметах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry.docx | 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения»
Попова Марина Николаевна
Учитель-логопед МБОУ СОШ №24
Цели применения дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия:
-развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира;
-замечать их форму, цвет;
-формировать действия с предметами;
-воспитывать интерес к окружающему миру;
-формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
- различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал) и соотносить их форму с формой плоскостных изображений» объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т.д.),
- соотносить, находить их форму в реальных объемных предметах.
Дидактические игры и упражнения: «Предметное лото», «Найди и назови такую же игрушку», «Чудесный мешочек», «Угадай, что это», «Подбери одинаковые по форме», «Собери кубики», «Собери матрешку», «Собери грибок».
Цель: различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный), соотносить сенсорные эталоны с цветом реальных предметов.
Дидактические игры и упражнения: «Подбери по цвету», «Соедини разноцветные воздушные шары с соответствующими по цвету ниточками», «Составь цветной коврик из квадратов», «Сравни и назови цвет», «Собери цветы», предметы по одному из сенсорных признаков (форме, величине, цвету).
Дидактические игры и упражнения: «Выбери зеленые, желтые, красные», «Дай все круглое», «Подбери большие и маленькие», «Найди кубики».
Цель: закреплять умения соотносить разнородные предметы, осуществлять выбор заданных сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).
«Найди все синее», «Дай красные квадраты», «Дай желтые большие круги».
Цель: закреплять знания детей о сенсорных свойствах и качествах предметов в условиях различных видов деятельности, используя предметы, мозаику разной величины, формы, цвета в процессе изображения простейших предметов; соотносить соответствующие сенсорные качества с реальным предметом: красная мозаика флажок, ягода, грибок; желтая мозаика — солнышко, цветочек, репка; овальная мозаика — огурец, яйцо, орех, грибок.
Сформировать у детей представление об окружающих реалиях (одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт, здания). Обучать детей способам обследования на осязание, слух, обоняние, вкус.
Для развития зрения и осуществления взаимосвязи занятий по развитию зрительного восприятия и лечения зрения проводить визуальные упражнения по активизации и стимуляции зрительных функций, развитию различных способностей зрения, цветоразличения, движения глаз, фиксации, локализации, конвергенции и аккомодации и т.д.
Дидактические игры и упражнения: «Проследи, как летит бабочка», «Прокати шар в ворота», «Проследи за движением флажка», «Посмотри, как качается фонарик», «Составь целую картинку», «Собери пирамидку», «Составь узор», «Наложи на контур цветное изображение или черный силуэт», «Вложи в прорези фигуры», «Обведи по контуру круг», «Нарисуй квадрат (овал, круг, треугольник) по трафарету».
Цели: обучение ориентировке в пространстве.
Начинать ознакомление с пространственными положениями предметов следует с выделения и называния частей своего тела, особое внимание уделять симметричным органам: руки (левая, правая), ноги (левая, правая), уши (левое, правое), глаза (левый, правый). Далее следует учить детей выделять в одежде и называть словом стороны (левая, правая, верхняя, нижняя), например: карманы (левый, правый), шапка (задняя, передняя части), шуба (передняя, задняя части) и т.д.
Учить детей выделять правую и левую стороны по отношению к себе (впереди, сзади, справа, слева) основной формы и формы деталей реальных предметов в окружающей обстановке.
Дидактические игры и упражнения: «Найди такой же», «Найди игрушку, похожую на прямоугольник, круг, квадрат», «Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник вокруг нас».
Развивать цветовосприятия, закреплять знание основных цветов спектра, умение узнавать и называть цвет реальных предметов.
Дидактические игры и упражнения: «Подбери по цвету», «Составь узор», «Коврик надо украсить», «Найди свой домик», Что у нас красное, синее, зеленое?», «Раскрась предмет, нарисуй радугу», «Окрась воду», «Цветной волчок».
Цель: знать, назвать и сличить величину предметов путем наложения и приложения.
Дидактические игры и упражнения: «Цветные круги», «Найди такой же величины», «Составь пирамиду», «Дорожки разной длины», «Нарисуй ниточки и ленточки разной длины», «Построй заборчик», «Цветной диск», «Каждый предмет в свою коробку», «Кто выше, кто ниже».
Цель: различать движущиеся предметы, понимать, называть словом скоростные качества движения (быстро, медленно).
Дидактические игры и упражнения: «Кто быстрее добежит до флажка?», «Чей шаг длиннее?», «Прокати мяч в ворота», «Что быстрее покатится – мяч или тяжелый шар?», «Пойдем быстро, побежим медленно», «Набрось кольцо на движущийся предмет», «Что едет быстро, что медленно?».
Цель: учить группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету, величине) в играх: «Подбери все зеленые предметы», «Найди все круглые, треугольник», «Найди шары» и т.д.
Цель: учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений и соотносить их реальными предметами. Учить пользоваться при рассматривании оптическими средствами коррекции: лупами, биноклями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
Одна из самых больших ценностей человека – зрение. После жизни и разума, зрение, пожалуй, самое необходимое. Необходимо беречь этот дар Природы, не давать ему угаснуть и развивать его возможности....
Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения
Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения...
Учебно-методическое пособие "Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"
Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит дидактические игры и упражнения, направленные на развитие цветовосприятия у младших дошкольников с нарушением зрения. Данное ...
Коррекционные игры для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе физического воспитания
Нарушения зрительной системы наносят большой ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребёнка, его физическому и психическому развитию....
Методические рекомендации "Дидактические игры для развития зрительного восприятия и памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья"
В методических рекомендациях представлено описание дидактических игр, упражнений, которые способствуют развитию у детей с ограниченными возможностями зрительного восприятия, памяти, внимания....
БУКЛЕТ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ
В данном буклете предствлены игры на развитие зрительного внимания....
Методические рекомендации "Особенности коррекционной работы по развитию осязательной чувствительности у детей с нарушением зрения"
В материале представлена система работы по развитию осязания у дошкольников с нарушением зрения....