Учебные трудности
статья

Шилимов Алексей Владимирович

Рекомендации для работы на уроках истории в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnye_trudnosti.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебные трудности и пути их решения для учащихся 5 класса в период адаптации в основной школе на уроках истории.

Учитель истории МБОУ «Гуменская СОШ» Шилимов А.В.

Возможность и желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно у пятиклассников. Снижение интереса к учебе к концу занятий в начальной школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что их ожидает на следующей ступени обучения. Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это похвальное желание.

У многих пятиклассников существуют пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не сформированы учебные умения и навыки. Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа, синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти. Большой проблемой является медленный темп чтения. Пятый класс - благоприятное время для преодоления этих недостатков.

Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Нужно, чтобы учебные занятия вызывали у десятилетнего ученика положительные эмоциональные переживания. Однако слишком сильные эмоции могут способствовать возникновению своеобразной «усталости», проявляющейся в раздражении и капризах.

Что необходимо учителю?

  • снизить уровень тревожности перед незнакомыми обучающимися, сократить период привыкания к новому классу;
  • создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;
  • помочь быстрее узнать обучающихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.

Что необходимо ученику?

  • снизить тревожность по отношению к незнакомым учителям - предметникам;
  • постараться адаптироваться к их требованиям;
  • начать работать над самоорганизацией, самоконтролем;
  • принять новую позицию – ученика основной школы.

Новый предмет - история. Есть и другие новые учителя и предметы. Невозможно сразу запомнить требования всех учителей. Очень полезны в этом случае различные «Памятки», вклеенные в тетради. Например «Памятка по работе с письменным источником»:

  • прочитай источник;
  • расскажи о том какая тема в нём раскрывается;
  • подумай,о чём новом ты прочитал(а) в этом источнике, чего нет в учебнике или этот текст повторяет информацию;
  • какие мысли вызывает данный текст;
  • какие выводы можно сделать.

Концентрация внимания пятиклассника далека от совершеннства. В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, наоборот, чрезмерно шумными, суетливыми. Это и объясняет тот факт, что пятиклассник не может одновременно слушать учителя и письменно фиксировать основную мысль. Даже самая интересная информация воспринимается ими не более 7-8 минут. После этого наступает кратковременное переключение внимания. Поэтому виды работ необходимо подбирать с учётом 8-10 минутной периодичности и с максимальной активизацией умственной деятельности. Например, в 5 классе целесообразно упражнение «Почему так?». «Бык сам себя варит» - говорили скифы. «Обрезают шкуру животного, снимают мясо с костей, закладывают его в желудок животного, наливают туда воду и под желудком зажигают кости». Вопрос: Чем можно объяснить такой странный способ приготовления мяса? (Жили в Причерноморских степях, мало лесов (дров), кочевники (нет котлов).

Процесс оценивания в начальной школе начинался не с оценки, а с поощрительных слов. О чем мы уже на второй ступени забываем. А слова похвалы: «Молодец!», «Очень хорошо!» им очень нужны. Поверьте, пятикласснику ещё важнее ваша эмоциональная оценка, нежели оценка в баллах. Применяйте оценочные разноцветные фишки, смайлики, потому что ребёнок хочет держать в руках свою оценку и показать её своим одноклассникам.

Очень часто на уроке ученик работает хорошо, активно, дает правильные устные ответы. Но как только проводишь рефлексию, может выявиться неожиданный результат. Основным условием успешности развития памяти является частота повторений. В истории механическое запоминание работает при работе с датами, при решении исторических задач. Механическое запоминание без установления логической связи между частями и признаками понятий, терминов, конечно, не приемлемо. Необходимо включать материал, который нужно запомнить, в практическую деятельность, можно с использованием алгоритма рассказа, описания картины, характеристики личности. Использовать в повторении нестандартные задания, например, кроссворды.

Организуя работу в пятом классе:

  • Учитывайте трудности адаптационного периода.
  • Не перегружайте детей излишними по объёму домашними заданиями.
  • Никогда не используйте оценку как средство наказания.
  • Замечайте положительную динамику в развитии каждого ученика («сегодня выполнил лучше, чем вчера»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с учащимися, испытывающими трудности в усвоении учебного материала

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовер...

Учебные трудности 5классников

Учебные трудности 5классников...

УЧЕБНЫЕ ТРУДНОСТИ ПЯТИКЛАССНИКОВ

У нас имеется пять групп учеб­ных трудностей. Посмотрим, какие из них наиболее распространены. Какие способы преодоления учебных трудностей существуют?...

Учебные трудности пятиклассников

Презентация может быть использована для проведения родительского собранияв пятом классе...

Родительское собрание в 5 классе Тема: «Учебные трудности учащихся»

Родительское собрание в 5 классеТема: «Учебные трудности учащихся»...

Учебные трудности и способы их преодоления при изучении геометрии.

Одним из основных моментов профилактики правонарушений является учебная успешность подростков. В связи с этим в статье рассматриваются возможности и способы для преодоления трудностей при изучен...