Учебные трудности и способы их преодоления при изучении геометрии.
статья

Гончарова Ирина Борисовна

 Одним из основных моментов профилактики правонарушений является учебная успешность подростков. В связи с этим в статье рассматриваются возможности и способы для преодоления трудностей при изучении геометрии для учищахся с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебные трудности и способы их преодоления при изучении геометрии в 7 классе.

В этом учебном году 2019\2020 году я была назначена учителем математики на 7 класс, контингентом которого являются учащиеся, обучающиеся в начальной школе по программе речевых классов. В качестве особенности этих подростков можно выделить  на данный момент затрудненное восприятие речевых формулировок, в особенности таких, которые содержат более 5-7 слов, слабо сформированная или несформированная самостоятельность мышления; потеря интереса к обучению в связи с наличием устоявшихся учебных трудностей и пробелов. Кроме того, для контингента этого класса характерна непростая социальная ситуация: родители в  силу необходимости много работать уделяют недостаточное внимание и поддержку своим детям, что только усиливает снижение интереса к обучению и способствует наращиванию пробелов в знаниях. Все это не могло не повлиять на возникновение трудностей в изучении геометрии, которые дали о себе знать на самом начальном этапе формирования понятийной базе по этому предмету.

У учащихся все более проявлялась неспособность к формированию и возможности использования уже таких понятий как вертикальный, смежные углы; биссектриса, медиана и высота треугольника; развернутый  прямой углы, понятия равенства геометрических фигур.

В связи с невозможностью расширять понятийную базу без наличия у учащихся предварительных знаний целесообразно использовать систему зачетов по завершении изучения разделов теории геометрии. Такой способ заставляет учащихся системно погружаться в пройденный материал, осознавать необходимость и неотвратимость его заучивания. Однако, определенная форма диагностики на каждом уроке, о которой я укажу ниже, при суммировании ее положительных итогов, позволяет получать автоматический зачет по разделу, тем самым усиливая мотивацию учащихся на подготовку к каждому уроку.

При таком подходе каждый урок, в зависимости от плана, если не дается новая тема, а закрепляется предыдущий материал, организуется следующим образом:

- краткий обзор всех изученных основных понятий - подача информации педагогом в форме дайджеста (сжатая информация по всему изученному материалу) с включением в работу по воспроизведению материала учащихся – 7 – 10 мин;

Основной целью при повторении изученного материала является усиление акцента на визуализации понятийного аппарата, повышении повторяемости визуального ряда с тем, чтобы у учащихся возникла и закрепилась автоматизация воспроизведения изученного материала.

Это же касается и алгоритма по расширению навыков решения геометрических задач:

- Задачи, которые были заданы на дом, обязательно решаются учащимися еще раз в классе на доске (7-10 мин);

- Диагностическая проверка уровня усвоения материала («летучка»), в которую входят задачи, аналогичные домашним и решенным в классе, и задания на проверку теоретического материала  – 10-15 мин.

        Если по плану урока необходимо изучение новой темы, то организация урока происходит так:

- Краткий обзор всех изученных основных понятий - подача информации педагогом в форме дайджеста (сжатая информация по всему изученному материалу) с включением в работу по воспроизведению материала учащихся – 7 – 10 мин;

- Диагностическая проверка уровня усвоения материала («летучка»), в которую входят задания на проверку теоретического материала  – 5-7 мин;

- Подача нового материла с использованием презентаций, перекрестного опроса по проблемным вопросам – 15 мин;

- Решение задач по теме нового материала с учетом того, что аналогичные будут заданы в виде домашнего задания-10-12 мин.

Таким образом, несмотря на малое количество плановых часов по геометрии (2 часа в неделю) данный подход позволяет массированно погружать учащегося в понятийную систему геометрии, многократность повторений подключает механическую память подростков, тем самым формируется понятийный механизм по предмету. Даже при наличии всех указанных выше особенностей учащихся класса очевидна и прогнозируется положительная динамика базовых знаний по геометрии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности при обучении чтению на английском языке и способы их преодоления

В данной работе рассматриваются возможные трудности при обучении чтению на английском языке на начальном этапе и приводится ряд приемов по их устранению. Рассмотрение данной проблеиы происходит на баз...

Статья "Трудности при обучении грамматике английского языка. Способы их преодоления."

В данной статье описаны некоторые трудности при обучении грамматике английского языка , а также способы их преодоления....

ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ОБРАЗНОЙ НАГЛЯДНОСТИ

Рассмотрены основные трудности, возникающие у младших школьников на этапе порождения связного монологического высказывания и способы их преодоления с помощью средств образной наглядности....

Методическое сообщение "Изучение возрастных особенностей детей 13-14 лет: проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе. Способы их преодоления."

Подростковый возраст восьмиклассников рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для не...

Трудности при обучении чтению на английском языке в начальной школе и способы их преодоления.

Данная тема для меня является актуальной, так как в данный период я работаю в начальном звене и в своей работе очень часто сталкиваюсь с проблемами, возникающими при обучении чтению младших школьников...

Методическая разработка «Создание учебного видеоролика как способ повышения мотивации к изучению английского языка»

В предлагаемом материале рассматриваются особенности учебной и внеучебной медиаобразовательной деятельности, вопросы представления информации в виде видеоролика, обозначаются основы подготовки материа...

Причины трудностей и способы их преодоления при обучении математике детей с интеллектуальными нарушениями.

Материал сообщения с презентацией можно использовать в качестве методического материала в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями....