Учебные трудности 5классников
материал (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учебные трудности пятиклассников
Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно у пятиклассников. Снижение интереса к учебе к концу занятий в начальной школе, «разочарование» в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание.
У многих пятиклассников существуют пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не сформированы учебные умения и навыки.
Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа, синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития, внимания и памяти. Пятый класс - благоприятное время для преодоления этих недостатков, так как пятиклассники очень интересуются способами развития внимания, памяти, мышления, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они ценят в себе и других.
Хорошо зарекомендовали себя в качестве методов коррекции внимания и памяти многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика, следопыта), сосредоточенности, зрительной памяти. Все эти игры особенно эффективны при включении в них элементов соревнования, что отвечает потребностям детей данного возраста.
Причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности - нежелание, «невозможность», по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься. Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Нужно, чтобы учебные занятия вызывали у десятилетнего ученика положительные эмоциональные переживания. Однако слишком сильные эмоции могут способствовать возникновению своеобразной «эмоциональной усталости», проявляющейся в раздражении, капризах, скандалах. В общении с пятиклассниками, при оказании им помощи в учебе важно использовать юмор. В подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитно высокой самооценкой, агрессией, тревожностью и др.). Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развивать у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.
Коряга
(психологическая сказка)
Давным-давно на окраине огромного темного леса у широкой полноводной реки жили Бревна. Это были хорошо отесанные Бревна. Правда, свалены они были в удивительном беспорядке -вперемежку большие и маленькие, короткие и длинные. И была у них такая игра: они любили наскакивать друг на друга, переворачиваться, кувыркаться и с шумом вновь раскатываться в разные стороны.
Среди ровных и стройных бревен выделялась одна странная, неуклюжая Коряга. Ее причудливый вид давал повод для насмешек. Никто ее не обтесал - она была такой, какой уродилась здесь, на берегу реки. Она хотела поиграть с Бревнами, но была настолько неповоротлива, что своими вкривь и вкось торчащими сучьями делала больно другим. Все вокруг отгоняли Корягу, не желая иметь с ней дела, и даже задумывались: «Не проучить ли ее? Не обломать ли ей все сучки, да подровнять задоринки?».
Особенно тяжело было Коряге как-то вечером, когда она лежала в одиночестве и до нее доносились веселые голоса Бревен. А ей было так грустно думать, что никому она не нужна, что она совсем не такая, как остальные. Уставшая от печальных мыслей, от чувства безысходности, она, наконец, уснула.
А на утро пришел Дровосек. Сначала Бревна перепугались, а потом, когда Дровосек стал подтягивать их одно к другому, поняли, что он хочет соорудить плот и отправиться в путешествие. Бревна стали помогать ему и через некоторое время улеглись в один ряд. Но вот беда, не оказалось у Дровосека ничего, что могло бы скрепить их между собой. Взгляд его случайно упал на Корягу, даже и не мечтавшую оказаться полезной.
Дровосек с трудом уложил Корягу поперек всех Бревен плота. Ее кривые сучья, принесшие столько бед Коряге, словно пальцы, охватили Бревна, тесно прижав их друг к другу. И закрепили плот. А на длинный сук, который гордо поднимался вверх, Дровосек привязал маленький флажок.
И плот отправился в далекое плавание, в новые неизведанные земли.
Комментарий. Сказка может быть использована как элемент индивидуальной беседы в работе с детьми, отвергаемыми сверстниками, не умеющими общаться, ребенок через сказку обретает возможность осознать свои переживания, отдельные психологические характеристики. Психологическая сказка нацелена на личностное развитие ребенка, путем осознания им своих особенностей, отношения к самому себе, к миру, к другим людям. Помогает активизировать внутренний потенциал ребенка для позитивного изменения этих отношений.
Список литературы:
- Спутник классного руководителя 5-7 классов. Издательство «Учитель», Волгоград 2007 г., автор составитель – Н.И.Билык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНЫЕ ТРУДНОСТИ ПЯТИКЛАССНИКОВ
У нас имеется пять групп учебных трудностей. Посмотрим, какие из них наиболее распространены. Какие способы преодоления учебных трудностей существуют?...
Учебные трудности пятиклассников
Презентация может быть использована для проведения родительского собранияв пятом классе...
Адаптация 5классников в средней школе. Что же могут сделать родители, если появились школьные трудности?
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.(Адаптация 5классников в средней школе)Что же могут сделать родители, если появились школьные трудности? 1. Не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию....
Учебные трудности
Рекомендации для работы на уроках истории в 5 классе...
Родительское собрание в 5 классе Тема: «Учебные трудности учащихся»
Родительское собрание в 5 классеТема: «Учебные трудности учащихся»...
Учебные трудности и способы их преодоления при изучении геометрии.
Одним из основных моментов профилактики правонарушений является учебная успешность подростков. В связи с этим в статье рассматриваются возможности и способы для преодоления трудностей при изучен...
Родительское собрание "Учебные трудности пятиклассников"
Родительское собрание...