Презентация "Эффективный урок"
презентация к уроку
Презентация для семинара на городском методическом объединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация по методике преподавания | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Осуществить осмысление понятия «эффективность» и «эффективный урок». Задачи: Определить критерии эффективного урока. Выяснить формы организации эффективного урока. Выявить и сформулировать приёмы, способствующие проведению эффективного урока. Познакомиться с правилами эффективного урока.
Слово «эффективность» в переводе с латинского - «эфектос» - означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.
Запишите ключевые слова в рамках темы «Эффективный урок».
конкретность поставленной цели и задачи; заинтересованность учителя и ученика результативность; качество материала; формирование умения и навыков; разнообразие методов; эмоциональная подача материала; индивидуальная работа; выбор типа урока; прогнозирование результата урока; учебные возможности ученика; мастерство; умение общаться; доступность;; результаты; самостоятельность учащихся ; творчество; индивидуальная работа; эмоциональная атмосфера; насыщенность урока, моторная плотность урока; обратная связь; наибольший результат; наименьшие «затраты»; педагогическая находка учителя; личность учителя; умение мыслить; сотрудничество учителя и ученика; стиль общения; достижение целей; толчок к поиску; ТСО активная работа учащихся
Секреты эффективного урока. Что лучше? Урок- тренаж или урок- развитие? = Каждый выбирает лучшее из того, что ему доступно.= В чем конкретно лучше? Лучше, по сравнению с чем? Лучше для кого? Вопросы В образовательном процессе участвуют многие лица, имеющие различные позиции в этом процессе и, соответственно, свое понимание этого « лучше». Вывод:
Как правильно начать урок? =Желание- это тысяча возможностей, А нежеланье- множество причин.= Всякая деятельность обусловлена мотивом, т.е. имеет ответ на вопрос, почему я делаю именно это. Мотивация- не врожденное, а приобретенное качество. Для создания мотивации необходимо учителю знание психологии своих учеников. Три важных обстоятельства:
Факторы , влияющие на мотивацию : Семья; Непосредственное окружение; Прежние учителя; Накопленный опыт. Уровень озабоченности; Оттенки чувств; Ощущение успеха; Интерес; Знание результатов; Внутренняя и внешняя мотивация Не можем влиять. Влияние педагога на факторы мотивации: Данные факторы постоянно взаимодействуют друг с другом. Внеся коррективы в один фактор, мы можем восстановить баланс в системе мотивации.
Реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно. Так может и не стоит ничего менять?
Выявите и сформулируйте приемы , способствующие проведению эффективного урока
Приемы эффективности урока Способы повышения интереса Приемы обучения с помощью органов чувств Приемы конструирования вопросов Приемы сочинительства Прием «Найди ошибки» Подготовка учеников к докладам Иллюстрирование тетрадей Технология «Д испут» Технология «Д ебаты» Игры-тренинги Способы повторения Устный опрос Письменный контроль Взаимоопрос по цепочке Виды домашних заданий
Приемы эффективного урока «Корзина идей» Составление кластера «Пометки на полях» Составление маркировочной таблицы ЗУХ Написание синквейна Написание эссе «Лекция со стопами»
Прием “Корзина” идей, понятий, имен… Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме
Прием “Составление кластера” Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом “корзина”, поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание “корзины”. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока .
Прием “Пометки на полях” Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Прием “Написание синквейна” В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть, по – возможности, эмоциональной.
Прием “Написание эссе” Смысл э того приема можно выразить следующими словами: “Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Прием “Лекция со стопами” Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время “стопа” идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Прием составления маркировочной таблицы “ЗУХ” Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ. В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения текста информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. З У Х
Предложите формы организации эффективного урока
Формы организации эффективного урока Урок- викторина Урок- поиск Проектный урок Урок-экскурсия Урок – экспедиция Урок без учителя Стихотворно-музыкальный урок Урок пресс- конференция Урок взаимообучения Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры) Интегрированные уроки Урок – фантазия Урок – сказка Урок- спектакль Урок- лекция И другие
Активные формы работы на уроках Чтобы правила или формулы лучше запоминались, а так же для контроля за усвоением их используется на уроках дидактические игры: Домино – состоит из 12-30 карточек каждая карточка разделена чертой на две части – на одной записано задание, на другой – ответ к другому заданию. У каждого уч-ся имеются такие карточки. Вопросы задаются устно, уч-ся находят правильный ответ и показывают его. Таким образом, учителю сразу видно, кто как знает м В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» - «Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет». Главное здесь – приобщить даже самых пассивных к учёбе. Не надо жалеть времени на многократность повторения цифрового материала, определений, выводов, это окупится знанием уч-ся. Важно будоражить ребят, заставить их думать. Уч-ся могут высказать свою точку зрения, обосновывать выводы, но если они неверны, поправить.
Формы учебной работы учащихся Коллективные Парные Бригадные Фронтальные Индивидуальные Групповые
Когда урок делают вместе учитель и ученик, когда к нему готовы и учитель, и ученики, можно говорить о его эффективности.
Виды организации деятельности на уроке: лекция дискуссия ролевая игра телемост КВН Гостиная Беседа, ответы на вопросы учителя, на вопросы учебника конспектирование эксперимент, опыты работа в парах программирование совместная деятельность по достижению цели урока путешествие пресс-конференция «крестики-нолики» «морской бой» Пересказ текста Групповая работа Творческие задания Самостоятельная работа Составление плана, рецензии, конспекта, отзыва, реферата Работа с картами, контурными картами Дидактический материал Работа с иллюстрациями Составление кроссвордов Исследование Музыкальная пауза Фронтальный опрос Взаимопроверка, самопроверка Аукцион идей Тестирование Практическая деятельность Сочинения сказки по предмету карточки для устной работы самостоятельное составление заданий составление тренажеров для устной и самостоятельной работы задания для самостоятельной работы товарищей наглядные пособия модели фигур, развертки, графики доклады презентации Составление памяток издание книг, брошюр составление тестов и др.
Критерии эффективного урока. Обучение через открытие Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Развитие личности Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Демократичность , открытость Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Портреты сильного и слабого, подвижного и инертного ученика Сильный ученик Слабый ученик Бодрый, уверенный в себе, легко усваивает большой материал, неутомим, полон энергии; постоянно готов к деятельности, легко переносит нагрузки, у него большая эффективность работы. Спокойно-тихий; имеет повышенную утомляемость, не участвует в шумных играх; аккуратен до педантизма; склонен к наведению порядка; реагирует на непривычную среду и внимание окружающих, уязвим, болезненно реагирует на замечания взрослых и их недовольство, не уверен в себе; боится глупо выглядеть. Подвижный учащийся Инертный учащийся Непоседа, не собран, не может сосредоточиться на уроке, вертится, разговаривает, перекладывает книги, не может долго заниматься одной деятельностью, способен на ходу принять решение, быстро приспосабливается к новым условиям. Учеба для него - главное дело, а непредвиденное обстоятельство выбивает из себя, неприятности застревают в сознании.
Соблюдение психологических правил при работе со слабыми и инертными учениками С учащимися со слабой нервной системой С инертными учениками 1. Не ставьте слабого ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дайте время на обдумывание и подготовку. 1. Не требуйте от них немедленных ответов и включения в работу. Их активность и выполнение нового вида заданий возрастает постепенно. 2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. 2. Учтите, что инертные ученики не могут проявлять высокую активность в выполнении заданий. 3. Не давайте для усвоения в ограниченное время большой разнообразный материал; нужно разбить его на отдельные фрагменты. 3. Не требуйте быстрого изменения неудачных формулировок: ученику необходимо время на обдумывание. 4. Не заставляйте отвечать по новому, только что усвоенному материалу, отложите опрос на следующий урок. 4. Не следует проводить опрос в начале урока. 5. Правильный опрос и поощрение формируют уверенность ученика в себе. 5. Избегайте ситуаций, когда требуется быстрый, умный ответ. Дайте ученику время на обдумывание и подготовку. 6. Во время подготовки ответа дайте ему время для проверки и исправления написанного. 6. В момент выполнения заданий не отвлекайте, не переключайте его внимание на что-то другое. 7. Старайтесь не переключать внимание ученика, создавайте спокойную, не нервную обстановку. 7. Желательно не заставлять инертного ученика отвечать новый материал.
Сотворчество ученика и учителя на уроке Рассмотрим эффективные составляющие учения и обучения 1. Ученик – учитель Есть вопрос ученика + ответ учителя = повторение пройденного и изучение нового. Задачи, предложенные учениками с опорой на их интерес = развитие учеников. Само и взаимооценка учеников + позитив со стороны учителя = развитие критичности и желание работать. Мониторинг успешности ученика + личностный подход в преподавании = выход учеников на творческий уровень. Результаты деятельности ученика для работы всего класса + опора на действительность = мотивированность учения. 2. Учитель – ученик Алгоритм построения уроков по предмету + эффект новизны + +Позитив для каждого ученика + свобода выбора заданий + +Поощрение креатива = Интерес, мотивация, деятельность, знания!
.Заключение Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Все ли мы делаем, чтобы на наших уроках детям было интересно, комфортно? Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Урок можно считать современным, если прослеживаются три момента: исторический аспект изучаемого, связь преподаваемого с настоящим, опора на современность и выход в будущее, на будущую профессию. Иными словами, урок должен быть жизненным. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя. Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, — Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)
Игра «Ассоциация» Подберите ассоциации со словосочетанием «Эффективный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове КОМФОРТ. (например: К – компетентность, О- ответственность и т.д.)
Все дети могут успешно учиться, если школа УМЕЕТ учить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...