Сообщение : "Воспитательный процесс и роль педагога в его организации"
материал
Процесс воспитания имеет высокую эффективность тогда, когда педагогом ставится определенная цель воспитания. Педагог должен контролировать не только ход этого процесса, но и становление личности каждого воспитанника, становление его нравственных качеств, самовоспитания и саморазвития .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vosp_protsess_i_rol_pedagoga_v_ego_organizatsii.docx | 12.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Преображение»
Сообщение :
«Воспитательный процесс и роль педагога в его организации»
Составила : воспитатель Ермилова В.Б.
Воспитание является очень важным звеном в педагогическом процессе и представляет собой целенаправленное формирование личности. Оно имеет совокупность взаимных действий самого педагога с его воспитанниками.
Воспитание - непрерывный процесс. Одно мероприятие, каким бы ярким оно ни было, не способно сильно повлиять на поведение воспитуемого. Если же процесс воспитания не регулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю приходится заново закреплять то, что уже осваивалось воспитанником, а затем забылось. В той части, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности; это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу
Процесс воспитания имеет высокую эффективность тогда, когда педагогом ставится определенная цель воспитания. Эффективность будет намного больше в том случае, если данная цель воспитания, преследуемая педагогом, будет ясна и понятна самому воспитаннику, который согласиться ее принять.
Воспитанники в воспитательном процессе подвергаются воздействию различных влияний, накапливая как положительный так и отрицательный опыт, который в последствии вновь подлежит корректировке. Многофакторность дает пояснение такому моменту, как неоднозначность результатов воспитания.
Большую роль в процессе воспитания играет педагог. В его задачи входит грамотно построить систему духовного воспитания и обучения воспитанников, правильно и логично организовать этот процесс.
Педагог должен контролировать не только ход этого процесса, но и становление личности каждого воспитанника, становление его нравственных качеств, самовоспитания и саморазвития . Для достижения этих целей педагог сам должен представлять собой пример, содержать в себе необходимые нравственно-волевые свойства, объективность, чуткость к воспитанникам, ответственность, любовь к детям. Педагог обязан иметь не только научную подготовку, но и должен обладать педагогическим талантом.
Роль личности педагога является важнейшим фактором, влияющим на эффективность воспитательного процесса. К. Д. Ушинский отмечал, что «личность педагога-это плодотворный луч солнца незаменимый ничем», действительно, с этими словами трудно не согласиться.
Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, романтику, чувство долга, стремление к самодеятельности и творчеству. - коллективистская направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы. Особая роль в воспитательном процессе возлагается на педагога, его особенности организовывать свое взаимодействие с воспитуемыми. Характер этого взаимодействия определяется качеством осуществления педагогом относительно самостоятельной внешне проявляющейся организаторской деятельности. Организаторская деятельность, будучи отнесенной к отдельному человеку, есть не что иное, как система взаимосвязанных действий (технологий), направленных на объединение групп людей для достижения общей цели. Организаторская деятельность занимает в структуре целостной деятельности педагога особое место. Воспитательная работа, отмечал А. С. Макаренко , есть прежде всего работа организатора.
На сегодняшний день резко стал возрастать интерес к личности педагога, а именно к его мастерству, профессионализму, индивидуально-психологическим особенностям. Ведь педагог-это не просто профессия, а работа по сотворению личности человека.
И все-таки, основу педагогического долга составляет любовь к детям. Это и является основополагающим качеством, предпосылкой самосовершенствования. Дополнительным, но относительно стабильным требованием является общительность, доброжелательность, интеллигентность, эмоционально-волевые качества и другие.
В воспитательной работе следует выделить три группы функций:
1) связана с воздействием педагога на воспитанника
2) связана с созданием воспитывающей атмосферы
3) направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребёнка
Мы отражаем поведение того человека в окружении которого мы находимся. А воспитанники тем более, они являются подрастающим поколением, и пока у них ещё не выработался свой чёткий характер, они будут формировать его, посредством копирования. Именно личность воспитателя влияет на успешность педагогической деятельности, и те или иные его свойства будут повышать или понижать воспитательное влияние.
Для непрерывного повышения уровня воспитательно-образовательного процесса предлагается проводить диагностику педагогической деятельности. Психологами была проведена такая диагностика тех педагогов, у воспитанников которых наблюдалась средняя и низкая дисциплина . Для эксперимента свои кандидатуры предложили два педагога, которые сталкивались с проблемами.
Так же было проведено тестирование среди воспитанников и многие на вопрос «бывают ли у вас неприятности и от кого они исходят?» отмечали педагогов и на вопрос «Бывают ли у вас конфликты с педагогом?» давали положительный ответ.
На основании полученных результатов было выявлено, что проявление такой дисциплины связано в большей степени с личностью педагога. Педагоги выявили свои ошибки и сделали для себя рекомендации для коррекции и самопознания.
Заключение Таким образом одним из важнейших факторов влияющих на процесс воспитания является личность педагога. Педагогическая профессия относится к группе профессий предметом которых является человек.
Каждый педагог должен стремиться к яркости, эмоциональности, общительности, интеллегентности, разнообразию видов работ,содержательности занятий. Каждый воспитатель должен понимать важность роли своей личности в воспитательном процессе каждого ребёнка.
Проблема диагностики педагогической деятельности педагогов чрезвычайно актуальна, иммет большое значение как для совершенствования воспитательно-образовательного процесса, так и для повышения уровня квалификации педагогов. Главная ценность проведения диагностики состоит в том, что она способствует выявлению недостатков и помогает наметить конкретные пути к их решению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль куратора в организации учебно – воспитательного процесса по индивидуальным учебным планам в старшей школе.
Выступление на окружном семинаре из опыта работы куратором в 10 классе по индивидуальным учебным планам с компьютерной презентацией....
Особенности воспитательного процесса и роль культуры в дополнительном образовании детей
С увеличением темпаа жизни и развитием компьютерных технологий и под влиянием средств массовой информации у части детей формируется клиповое сознание и неспособность к самостоятельному и глубокому вос...
Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся
Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся...
Губернаторский проект "Роль мужчины-педагога в воспитательном процессе"
Отец важен на всех стадиях ребенка...
Статья "Роль педагога организатора в учебно-воспитательном процессе"
Современные изменения в образовательно-воспитательной политике государства привели к уходу массовых детских идеологических организации из стен школ и внешкольных учреждений, способствовали бурному раз...
Роль личности педагога в воспитательном процессе
Педагогическая деятельность - это такой вид деятельности, на итог которой оказывает воздействие характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспи...
Статья "Роль педагога-организатора в учебно-воспитательном процессе"
Роль педагога-организатора в учебно-воспитательном процессе. Важной особенностью деятельности педагога-организатора является обеспечение детей возможностью участия в разнообразных видах деятельно...