Инновационная деятельность учителя. Формирование толерантной личности школьника.
опыты и эксперименты по литературе на тему
Воспитание толерантности - очень кропотливый процесс, требующий от воспитателя систематической вдумчивой работы с учетом специфики возраста учащихся, особенностей социума и условий семейного воспитания. Воспитание детей в духе толерантности является одной из самых актуальных и вместе с тем сложных задач, которые стоят перед классным руководителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kyzhygetrd.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кужугет Роза Дугур-ооловна.
Учитель русского языка и литературы.
Формирование толерантной личности школьников (из опыта работы)
В наше время революционных технологий, в век, когда люди заняты собственной выгодой, зарабатыванием денег, человеческие ценности уходят на второй план. Между людьми возникают отчужденность, непонимание друг друга, неуважение человека. Опасно то, что все это видит ребенок. В классе кого-то не приняли в свой круг, кого-то игнорируют, даже над ним открыто издеваются одноклассники. Ребенок находится в положении отверженного. Безусловно, каждую ситуацию приходится всесторонне анализировать, чтобы понять, что происходит в классе.
Отчужденность - очень болезненный опыт для тех, кого изгоняют, но не менее опасный для тех детей, кто ее проявляет. Самой веской причиной возникновения отчужденности в обществе является нетерпимость или интолерантность [1:29], которая может проявляться в диапазоне от обычной невежливости до физического уничтожения человека.
Толерантность понимается как признание, принятие и понимание ценности многообразия человеческой культуры [1:30]. Это проявление терпимости, милосердие, сочувствие, гуманность, это уважение другого человека независимо от возраста, его вероисповедания, цвета кожи.
Воспитание толерантности - очень кропотливый процесс, требующий от воспитателя систематической вдумчивой работы с учетом специфики возраста учащихся, особенностей социума и условий семейного воспитания. Воспитание детей в духе толерантности является одной из самых актуальных и вместе с тем сложных задач, которые стоят перед классным руководителем.
Прежде всего, классному руководителю нужно создать атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки, которая [1:31]:
- помогает детям ощутить собственную значимость, ценность, уникальность;
- способствует укреплению дружбы, развитию эмпатии, в уважении потребностей других детей;
- формирует условия, в которых эти дети могут работать и играть, успешно взаимодействуя;
-способствует признанию достоинства и различий;
- дает детям возможность понять самих себя, делиться с другими идеями и чувствами, а также развивает способность понимание других;
Во-вторых, важно научить детей позитивному поведению, в основе которого: позитивная самооценка, эмпатия, толерантность; конструктивное отношение к конфликтам и конструктивное взаимодействие; умение слушать; коммуникативные навыки, укрепляющие взаимоотношения.
В-третьих, необходимо учить, укреплять, поощрять в детях развитие навыков социального взаимодействия, позитивную самооценку, развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов, оказание взаимной помощи и поддержки.
Для решения данных задач нами разработан план-проект «Я и МОЙ МИР».
Цель проекта нам представляется в формировании подрастающего поколения в духе уважения прав человека, ненасилия, терпимого отношения к различным мнениям, умение критически осмысливать происходящее, ориентироваться в современных процессах.
Задачи проекта: раскрытие самобытности каждого ребенка через его увлечения, интересы; развитие творческого потенциала; формирование позитивного отношения к сверстникам; чуткого отношения к родным, домашнему очагу, приобщение к традициям, духовным ценностям своего народа; изучение и сохранение истории и культуры различных национальностей Сибири и мира.
Проект состоит из пяти блоков: «Кто я?», «Я и мои сверстники», «Я и моя семья», «Там, где я родился», « Диалог национальных культур».
Блок «Кто я?» направлен на воспитание интереса ученика к самому себе, развитие способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон. Здесь важно развивать умение детей слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы о самом себе. В рамках этого блока в 6 «в» классе проведены классные часы «Какой я?», « Что в имени моем?», «Мои интересы». Отметим, что дети с удовольствием приняли участие в данных мероприятиях.
Блок «Я и мои сверстники» предполагает обучение детей умению создавать положительной эмоциональной атмосферы общения, сотрудничества, взаимопомощи, взаимопонимании. Мероприятия, проведенные в классе («Мой друг. Моя подруга», «Наше любимое дело»), помогли открыть внутренний мир ребенка, умение ценить дружбу и помочь в трудную минуту, умение дорожить общим делом.
Целью блока «Я и моя семья» является формирование у ребят уважительного отношения к своему дому, семье, матери, отцу и культуру взаимоотношений родителей и детей, способствовать сближению взрослых и детей. По этому направлению каждый ученик составлял родословную. Оказалось, что дети знают старших только до третьего поколения. Лишь один человек составил до 11-го поколения. Ученики писали сочинение о самом дорогом человеке в семье. Они, в основном, выразили любовь к матери, но ни один человек не написал об отце. Причина этого кроется, наверное, в том, что отцы не принимают участие в воспитании детей, они сами отошли на второй план. Почти каждая семья живет без отца. Такое положение в семье, особенно у мальчиков, отрицательно отражается в воспитании детей.
Блок «Там, где я родился» ориентирован на изучение и сохранение истории и культуры своего народа, формирование позитивного отношения к обычаям, традициям, праздникам своего народа, воспитание любви, уважении к своему народу и гордости своим народом. Проведен классный час «Люблю и горжусь своей Родиной», участвовали в празднике «Народы мира», где заняли почетное третье место. Дети сделали альбом «История моей улицы», рассказали, где они родились («Я родом из…»)
Основным направлением блока «Диалог национальных культур» было ознакомление с традициями и обычаями народов Сибири (хакасов, бурят, якутов, алтайцев). Учащимися был составлен альбом о народах Сибири, а также был проведен Урок легенды [3:142]. Читая и слушая легенды, ученики раскрывали общечеловеческий нравственный смысл легенд, такие общечеловеческие качества, как любовь к родной земле, уважение к другим народам, добро и справедливость. В перспективе планируются инсценировки, конкурс рисунков, сочинение легенду на заданную тему. Показателем взаимовлияния культур народов была Сюита народных игр: «Горелки» (Русские, Удмуртские), «Пятнашки», «Ловишки» (Русские, Татарские), «В цветы» (Чувашская, Татарская) [3:150].
Таким образом, в течение года дети провели очень интересную работу по изучению самого себя, своих сверстников, семьи, традиций и обычаев своего народа, народов Сибири и мира.
Использованная литература.
- Алоева М. А., Бейсова В.Е. Настольная книга классного руководителя. - Ростов-на-Дону, «Феликс», 2005. - 320 с.
- Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю., Артюхова И. С. Справочник классного руководителя. - М. «Вако», 2005 – 304 с.
- Лебедева О. В. Классные часы по воспитанию гражданственности. - М. ТЦ,2005-192с
- Лупоядова Л. Ю., Мельникова Н. А., Якимович Н. Г. Копилка классного руководителя. Брянск, «Курсив», 2007 – 208 с.
- Савченко М. Ю., Обухова Л. А. Формирование классного коллектива. - М. 2006 –256с
- Масленкова Л. И. Классный руководитель- воспитатель. - М. 2007 – 272 с.
- Энциклопедия. Народы России. - М. «Росмэн», 2008 – 289 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование толерантной личности школьника на уроках истории.
Материал по самообразованию учителя истории....
Система работы учителя по формированию толерантной личности
В наше время одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе. Именно в школе дети должны знакомиться с толерантными установками. Проблема толерантности актуальна особенно...
Выступление на педсовете «Формирование толерантной личности на основе совместной деятельности участников образовательных отношений»
Одной из наиболее частых причин обращений воспитателей за помощью к психологу является проблема межличностных отношений в классе, в основе которых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в с...
статья "От толерантной культуры учителя к толерантной личности школьника
Развитие толерантности - общее дело государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательн...
Формирование толерантной личности во внеурочной предметной деятельности
Методическая разработка недели толерантности...
Инновационный опыт «Проектно – исследовательская деятельность – универсальный способ социализации личности школьника»
Инновационный аспект состоит в определении структурных компонентов проектно-исследовательской деятельности обучающихся....
Инновационная деятельность учителя музыки в формировании духовно-нравственной культуры школьников
Успешная реализация образовательных программ требует интеграции не только предметных областей, но и внеурочных и дополнительных занятий....