Математическая грамотность
методическая разработка
«Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.»
PISA. Система оценки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskaya_gramotnost.ppt | 465 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ « Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.»
Особое внимание к оценке математических рассуждений. Новая точка зрения на связь между математическими рассуждениями и решением поставленной проблемы: для решения проблемы математически грамотный учащийся сначала должен увидеть математическую природу проблемы, представленной в контексте реального мира, и сформулировать ее на языке математики . Это преобразование требует математических рассуждений и, возможно, является центральным компонентом того, что значит быть математически грамотным. • Компьютерное моделирование
Структура оценки математической грамотности • Математическое содержание , которое используется в тестовых заданиях (предметное ядро функциональной грамотности): Изменения и зависимости (алгебра) Пространство и форма (геометрия) Неопределенность и данные (ТВ и статистика) Количество (арифметика) • Когнитивные процессы (составляющие интеллектуальной деятельности) , которые описывают, что делает ученик, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математикой, необходимой для её решения Формулировать ситуацию математически Применять математические понятия, факты, процедуры Интерпретировать , использовать и оценивать результаты Рассуждать • Контекст , в котором представлена проблема. Личная жизнь – Мир человека Общественная жизнь – Мир социума Образование/профессиональная деятельность – Мир профессий Научная деятельность – Мир науки
Тесты PISA, проверяющие математическую грамотность школьников, содержат задания прикладного характера: например, рассчитать процент по кредиту или сделать прогноз роста уровня продаж. По последним результатам, 15-летние школьники из России занимают места чуть выше среднего среди 65 стран. Это фактически означает, что применение академических знаний в области математики для решения конкретных задач дается ребятам с большим трудом.
Результаты апробации Положительное: учащиеся практически не пропускают задания, очень мало ответов «не знаю», «не могу решить», есть положительные отзывы о задачах («интересное задание»). Отрицательное: значительная часть демонстрирует неготовность вычленять математические аспекты из реальной ситуации , выбирать существенную информацию, обрабатывать, используя математический аппарат. Не понимают, когда надо привлекать жизненный опыт, а когда математические знания. Не понимают, что означает «доказать», «обосновать». Нет развития навыков смыслового чтения. Плохо читают условие, не сопоставляют текстовую и табличную, графическую информацию, не используют справочную информацию. Проявляют известные недостатки: несформированность чувства числа, недостаточность вычислительной подготовки, развития геометрических представлений, воображения, навыков измерения геометрических величин, неумение решать даже учебные задачи.
Что делать для формирования математической грамотности Помнить о системности формируемых математических знаний, о необходимости теоретической и практической предметной базы; формировать готовность к взаимодействию с математической стороной окружающего мира -погружать в реальные ситуации (отдельные задания; цепочки заданий, объединенных ситуацией, проектные работы); формировать опытпоиска путей решения жизненных задач, учить математическому моделированиюреальных ситуаций и переносить способы решения учебных задач на реальные; развивать когнитивную сферу, учить познавать мир, решать задачи разными способами; формировать коммуникативную, читательскую, информационную, социальную компетенции; развивать регулятивную сферу и рефлексию: учить планировать деятельность, конструировать алгоритмы (вычисления, построения и пр.), контролировать процесс и результат, выполнять проверку на соответствие исходным данным и правдоподобие, коррекцию и оценку результата деятельности.
Подробнее о том, почему так важно быть математически грамотным в XXI веке, рассказывает советский и американский математик, профессор Калифорнийско-го университета в Беркли Эдуард Френкель, автор книги «Любовь и математика». Математика лежит в основе критического мышления, а критическое мышление — один из важнейших навыков XXI века, который необходим, чтобы не утонуть в море ненужной информации, объективно ее анализировать и обобщать, эффективно решать задачи, не позволять манипулировать своим мнением и решениями, не стать жертвой непроверенных фактов и сомнительной статистики.
С помощью математики мы отвечаем на простые бытовые вопросы и сложные вопросы социальной и политической жизни: Во сколько нужно выйти из дома, чтобы успеть до окончания регистрации рейса,с учетом дня недели, времени суток и вида транспорта, на котором мы будем добираться? Как создать безопасный пароль, не используя даты рождения близких (в любых ком-бинациях) и при этом легко его запоминать? Можно ли доверять результатам социологических опросов? А результатам тестиро-вания лекарств? Как создаются статистические исследования и насколько они отражают реальную картину? Можно ли выиграть в лотерею и как? Как покупать через Интернет и на что обращать внимание при распродажах?
Заниматься математикой в реальной жизни — это в том числе принимать правильные решения при большом числе возможных вариантов, избегать финансовых пирамид, использовать формальную логику при оценке событий и помнить, что чудо — это вероятность, подкрепленная большим количеством шансов. С другой стороны, математика — это универсальный способ описания физического мира, в котором мы живем, его закономерностей. Пусть с ее помощью нельзя описать чувства, зато их можно выразить с помощью идеального строя музыкального ряда или фотографии, композиция которой построена по правилу золотого сечения.
На сайте «Учи.ру» можно потренироваться решать задачи и даже олимпиадные задания. Занимаясь на сайте, вы вместе с ребенком сможете убедиться, что математика — это и шифровки, и построение фигур по теням, и числовые пирамиды, и задачи про раздел шоколадок, и развертки, и многое другое
К сожалению, онлайн-ресурсов по увлекательной математике на русском языке не так много, зато среди сайтов на английском есть по-настоящему гениальные! Познакомиться с ними — это неплохой повод не только улучшить математическую грамотность, но и потренировать английский язык. Кроме того, большинство видеороликов настолько наглядны, что все понятно и без слов. Алекс Беллос в книге «Красота в квадрате» рассказывает про цифры, которые нас окружают в жизни — и рассказывает все! О том, как математика учит критическому мышлению в повседневной жизни, рассказывает профессор математики Джордан Элленберг в книге «Как не ошибаться. Сила математического мышления».
Материалы ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ http :// skiv.instrao.ru /
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/matematicheskaya-gramotnost.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи по функциональной грамотности (математической грамотности) для 5, 7 и 8 классов
Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в Российской Федерации сегодня является повышение качества образования. Президентом перед правительством была поставлена задача обеспече...
Формирование и развитие функциональной грамотности. Математическая грамотность. Практико-ориентированные задания
Выступление на заседании ШМО по теме "Формирование и развитие функциональной грамотности. Математическая грамотность. Практико-ориентированные задания" @font-face {font-family:Calibri; ...
Статья «Что такое математическая грамотность и почему необходимо развивать математическую грамотность у современных школьников» из Сборника статей региональной педагогической конференции 7 апреля 2022 года ., МБОУ СОШ № 40
Впервые понятие «функциональная грамотность» появляется в 1965 году на всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. Сначала это понятие включало в себя только умение читать и писа...
Технологическая карта занятия по функциональной грамотности. Модуль «Основы математической грамотности»
Технологическая карта занятия по функциональной грамотности. Модуль «Основы математической грамотности»Тема «Задачи на переливание»5 класс...
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 6 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАэлективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 6 класса...
Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.
В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности. Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...