Доклад на на тему "Технология формирующего оценивания"
методическая разработка
Доклад был представлен на педагогическом совете 29 ноября 2019 года. Доклад сопровождается презентацией. Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_tehnologiya_formiruyushchego_otsenivaniya.docx | 33.35 КБ |
tehnologiya_formiruyushchego_otsenivaniya.pptx | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
Доклад на тему «Технология формирующего оценивания как средство определения индивидуальных достижений учащихся»
В своей педагогической практике применяю элементы технологии формирующего оценивания как средство определения индивидуальных достижений учащихся
Технология формирующего оценивания – это постоянный процесс, который имеет четкие критерии и самооценку. При чем четкие критерии заранее известны участникам образовательного процесса и могут вырабатываться учителем совместно с учениками. В отличие от итогового оценивания при формирующем оценивании оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения.
Главная цель формирующего оценивания – улучшение результатов, а не их измерение.
Задачи:
- Улучшать качество учения, а не обеспечить основания для выставления отметок;
- Создание непрерывной обратной связи.
Шаги технологии формирующего оценивания:
- Спланировать образовательные результаты учащихся по темам;
- Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности учащихся;
- Сформировать задачи урока как шаги деятельности учащихся;
- Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности учащихся на уроке;
- Оценивать деятельность учащихся по критериям;
- Осуществлять обратную связь: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – учитель для формирующего оценивания обратной связи;
- При оценивании сравнить данные результаты достижений учащихся с предыдущим уровнем их достижений;
- Определить место учащегося на пути достижения цели;
- Откорректировать образовательный маршрут учащегося;
Итак, формирующее оценивание - оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его предыдущими результатами, происходит мотивирование учащегося к обучению, постановка образовательных целей и определение путей их достижения. Процедура оценивания необходима для того, чтобы выяснить достигнуты ли поставленные учебные цели.
Таксономия учебных целей Блума Б.С.
Мыслительный навык | Определение | Глаголы-действия | Ключевые вопросы |
Знание | Запоминание и воспроизведение информации | систематизировать, собирать, определить, описать… | Назовите.., перечислите. |
Понимание | Усвоение материала и способность к его преобразованию | связать, изменить, уточнить, классифицировать, построить… | Закончите фразу.., что вы узнали.., почему.., преобразуйте выражение. |
Применение | Умение применять правила, теории, методы в конкретных ситуациях и новых условиях | применить, оценить, рассчитать, изменить, выбрать, завершить, вычислить | Объясните цель применения.., решите данную задачу несколькими способами. |
Анализ | Умение выделять отдельные элементы структуры материала | анализировать, оценивать, систематизировать, разбить, рассчитать… | Какова структура.., классифицируйте.., сравните.., проанализируйте причины… |
Синтез | Умение объединить элементы в новое целое | аргументировать, систематизировать, собирать, классифицировать, компоновать… | Предложите алгоритм… найдите альтернативу.., составьте из элементов… |
Сравнительная оценка | Умение оценить качество и значение… на основе критериев
| делать вывод, противопоставить, убедить, критиковать, принять решение, защищать… | Оцените логику.., опишите достоинства.., выделите критерии.., насколько верны выводы…. |
Техники формирующего оценивания | Инструменты оценивания |
|
|
4 аспекта обратной связи:
- Выделение и определение хороших элементов работы ученика;
- Указание того, что ученику следует улучшить, или над чем поработать;
- Подсказки как учащийся может улучшить свою работу;
- Подсказки в каком направлении обучающийся должен работать дальше.
Правила при формирующем оценивании:
- Не подменять взаимную оценку работы учащимися взаимопроверкой. Проверка работы одноклассника по образцу и исправление его ошибок не является приемом формирующего оценивания. При формирующем оценивании взаимооценка работ школьниками должна проводиться по заранее выработанным критериям с объяснением ошибок и причин их появления;
- Не проводить рефлексию формально. Набор веселых или грустных «смайликов», или других условных знаков на доске в конце урока не является формирующим оцениванием. Рефлексия должна быть персонифицированной и выявляющей проблемы каждого ребенка. Рефлексия обязательно должна сопровождаться обратной связью учеников с учителем
Приложение Презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Требования к результатам освоения ООП Предметные результаты Личностные результаты Метапредметные результаты Итоговое оценивание Формирующее оценивание
Формирующее оценивание Постоянный процесс Четкие критерии Самооценка Заранее известны участникам образовательного процесса Могут вырабатываться учителем совместно с учениками
Итоговое оценивание оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период. Формирующее оценивание оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения.
Майкл Скривен Бенджамин Блум Л.С. Выготский И.С. Фишман и Г.Б. Голуб М. А. Пинская . Формирующее оценивание:оценивание в классе О.Н.Крылова ., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оцени вания в современной школе
Формирующее оценивание Центрировано на уче нике Направляется учителем
Формирующее оценивание Разносторонне результативно Формирует учебный процесс
Формирующее оценивание Определено контекстом Непрерывно
Формирующее оценивание Опирается на качественное преподавание
Улучшать качество учения, а не обеспечить основания для выставления отметок; Создание непрерывной обратной связи. Направления формирующего оценивания Цели формирующего оценивания Понимание Планирование
Шаг 1. СПЛАНИРОВАТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМАМ Технология формирующего оценивания
Шаг 2. СПЛАНИРОВАТЬ ЦЕЛИ УРОКА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Технология формирующего оценивания
Шаг 3. СФОРМИРОВАТЬ ЗАДАЧИ УРОКА КАК ШАГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Технология формирующего оценивания
Шаг 4. СФОРМУЛИРОВАТЬ КОНКРЕТНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ Технология формирующего оценивания
Шаг 5. ОЦЕНИВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО КРИТЕРИЯМ Технология формирующего оценивания
Шаг 6. ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ: УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК, УЧЕНИК-УЧЕНИК, УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ ДЛЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ Технология формирующего оценивания
Беседа Письменный отзыв на работу Планирование работы (например, в зависимости от уровня подготовленности) Тесты и опросники Диалоги Формы обратной связи
Выделение и определение хороших элементов работы ученика Указание того, что ученику следует улучшить, или над чем поработать Подсказки как учащийся может улучшить свою работу Подсказки в каком направлении обучающийся должен работать дальше 4 аспекта обратной связи Использование таких методов и приемов формирующего оценивания, как «Светофор », «Матрица запоминания», « Размышление по алгоритму», «Эссе», «Рассуждение по образцу » ( О.Н.Крылова ., Бойцова Е.Г. «Технология формирующего оценивания в современной школе»)
«Правильная» обратная связ ь Неудачная обратная связь Что непонятно ? Как улучшить обратную связь Попробуй развить свою мысль Как , по-твоему, изменится результат, если….? Как это сделать? Куда развить? Что ты мог бы сделать по-другому, чтобы эта работа стала лучше? Что это значит? Что я делаю не так? Ты должен больше стараться Ты очень хорошо отвечал Что именно я делал хорошо? Хорошая работа: ты привел хороший пример, опирался на факты, проверил много разных источников. Молодец! Хороший прогресс! Что значит хороший? Чем я прогрессировал? С какого момента? Как ты думаешь, в чем за последний месяц улучшились твои результаты? Благодаря чему это произошло? Я проверил твою работу и указал на ошибки И что мне с ними делать? Посмотреть и пойти дальше? В твоей работе есть такие-то ошибки. Как ты думаешь, почему они возникли? Что нужно сделать, чтобы больше такие ошибки не допускать?
Листы индивидуальных достижений
Листы индивидуальных достижений Работая в группе …. Всегда Иногда Никогда Я выслушивал мнения своих товарищей Я высказывал свою точку зрения Я был полезен группе Я с удовольствием работал в группе Лист самооценивания навыков сотрудничества Фамилия, имя________________________________ Отметь галочкой то утверждение, которое считаешь верным
Самодиагностика учебных умений Фамилия, имя________________________________ Листы индивидуальных достижений Утверждения Очень уверенно Уверенно Неуверенно Я могу решить задачу на нахождение остатка Я могу построить схему к задаче данного вида Я смогу сам (а) придумать задачу на нахождение остатка
Самодиагностика работы с партнером Работа в парах (какие бывают предложения) Фамилия, имя________________________________ Фамилия, имя партнера________________________ Листы индивидуальных достижений утверждение верно неверно обоснование Предложения, в которых мы о чем-то сообщаем, называются вопросительными? Предложения, в которых мы побуждаем что-то сделать (просим, советуем, требуем) называются побудительными Предложения по цели высказывания бывают: повествовательные, восклицательные и вопросительные Предложения по интонации бывают: восклицательные и невосклицательные В конце повествовательного вопросительного предложения нужно всегда ставить точку
Шаг 7. ПРИ ОЦЕНИВАНИИ СРАВНИТЬ ДАННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ С ПРЕДЫДУЩИМ УРОВНЕМ ИХ ДОСТИЖЕНИЙ Технология формирующего оценивания
ШАГ 8. ОПРЕДЕЛИТЬ МЕСТО УЧАЩЕГОСЯ НА ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ Технология формирующего оценивания
Шаг 9. ОТКОРРЕКТИРОВАТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ Технология формирующего оценивания
Главная цель формирующего оценивания – улучшение результатов, а не их измерение.
Дискуссия; Обсуждение; Наблюдение; Анализ; Проверка понимания материала; Рефлексия; Техники формирующего оценивания
«Взаимооценивание в парах» «Взаимооценивание в группе» «Две звезды, 1 желание» «Большой палец» «Светофор» «Самооценивание» «Незаконченное предложение» «Диалог на стикерах » «Обратная связь с учащимися»
Карта самоотчета Самодиагностика Самодиагностика учебных умений Самодиагностика работы с партнером Кластер Диагностика читательских умений Инструменты оценивания
Оценивание – это механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание , находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё учение. Оценивание – это обратная связь. Оно даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени преподаватель реализовал поставленные учебные цели . Оценивание направляет учение. Что такое формирующее оценивание или оценивание для обучения?
Оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются Происходит учащегося к обучению, постановка и определение их достижения. Формирующее оценивание- анализируются обратная связь с его же предыдущим результатами мотивирование о бразовательных целей путей
Выяснить, достигнуты ли поставленные учебные цели. Для чего необходима процедура оценивания?
Не подменяйте взаимную оценку работы учащимися взаимопроверкой. Проверка работы одноклассника по образцу и исправление его ошибок не является приемом формирующего оценивания. При формирующем оценивании взаимооценка работы школьниками должна проводиться по заранее выработанным критериям с объяснением ошибок и причин их появления.
Не проводите рефлексию формально. Набор веселых или грустных «смайликов» или других условных знаков на доске в конце урока не является формирующим оцениванием. Рефлексия должна быть персонифицированной и выявляющей проблемы каждого ребенка. Рефлексия обязательно должна сопровождаться обратной связью учеников с учителем
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирующее оценивание как способ развития компетентности педагога в педагогическом оценивании.
В 2013 году был утвержден профессиональный стандарт педагогической деятельности, который представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам...
Формирующее оценивание: оценивание для обучения
Данная презентация знакомит с теоретической концепцией формирующего оценвания в школе. К презентации дано полное описание....
Доклад "Формирующее оценивание на уроках русского языка"
Доклад "Формирующее оценивание на уроках русского языка"...
Доклад на тему "Формирующее оценивание на уроках английского языка"
Описание приемов формирующего оценивания на уроках английского языка...
Доклад на тему :"Техника формирующего оценивания на уроках изобразительного искусства."
Даны определения формирующего оцениванию и как применять технику формирующего оценивания на уроках изобразительного искусства. Приведены примеры формы формирующего оценивания.на урокахИЗО ...
№15 Доклад «Формирующее оценивание и его стратегии»
Уильям Джеймс, (кто такой) однажды сказал: «Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененными по достоинству». Применительно к образовательному...
Мастер-класс «Критериальное оценивание как основа формирующего оценивания»
Оценивание знаний – важнейший неотъемлемый элемент образовательного процесса для определения степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ. Процесс ...