"Формирование гармонично развитой личности ребёнка в условиях современной жизни"
статья (8 класс) по теме

Сухогузова Ирина Павловна

Статья о создании единой системы воспитания гармонично развитой личности ребёнка в условиях современной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_garmonichno_razvitoy_lichnosti.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

       Формирование гармонично развитой личности     ребёнка в   условиях современной жизни.

                                       

  Личность - это человек в его социальных связях и взаимных отношениях, то член общества, с одной стороны подвергающийся воздействию окружающей среды, а с другой – сознательно выстраивающий свои отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений.

   Формирование личности не совершается в одном акте, а протекает процессуально, как движение, вызываемое причинами, проходящее свои этапы, имеющее свои темпы, свою историю. Это движение длительное.   В плоскости отношений "ребенок - школа" или "семья - школа" нет более  важной персоны, чем классный руководитель.

   Меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но неизменной остаётся роль учителя. Классный руководитель, по-прежнему, самый необходимый человек для ребёнка в современной школе. Ведь класс- это основное звено, связующее ребёнка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность. Именно поэтому предназначение классного руководителя-создать условия для всестороннего развития личности, для побуждения её к самореализации, самоанализу ,самооценке, саморазвитию и самовоспитанию.

   В своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться правила: «Недостаток ребёнка-это такое достоинство, которому мы не нашли применение». А, значит, нет у детей недостатков, с которыми нужно бороться, тратя нервы детей и свои собственные. Большую роль для ребёнка играет психологическая поддержка. Для ребёнка важно услышать от педагога высказывания типа: «Я тобой горжусь» , «Я рада, что ты попытался это сделать» и другие.

                                                             

    Поэтому сегодня для меня, как учителя и классного руководителя одним из приоритетных направлений в работе является задача создания единой системы воспитания гармонично развитой личности ребёнка.

                                                             

   Следует выделить направления воспитательной работы:

1.Художественно-эстетическое («Первое сентября»,  «День матери», «Новый год», «День Святого Валентина», «Талант-шоу», «Осенний бал»);

                                                             

2.Гражданско-патриотическое(классные часы, «День Победы», митинг, «23 февраля»);

                                                             

3.Здоровьесберегающее(беседы, классные часы с привлечением специалистов, антинаркотические акции);

                                                           

4.Спортивное(дни здоровья);

                                                         

5.Профориентационное(классные часы с привлечением специалистов, опросники,тестирование).

                                                         

   В начале учебного года началась работа по моделированию воспитательной системы класса как целостного процесса взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями.

   Первым этапом явилось изучение научно-методической и педагогической практики по использованию системного подхода в воспитательной деятельности.

   Вторым важным направлением моделирования воспитательной системы я выделила диагностическое исследование учащихся класса, внутренней и внешней среды классного коллектива.

                                                               

В результате проведённой диагностики была определена основная цель: создание условий для развития психически и физически здоровой личности, формирования и раскрытия творческой индивидуальности ребёнка, укрепление его здоровья.

                                                                                                                         

   Для достижения данной цели были определены воспитательные задачи:

- воспитать у учащихся потребности в формировании культуры здорового образа жизни;

- воспитать у каждого ребёнка чувство долга, чувство собственного достоинства;

- способствовать развитию познавательных интересов учащихся, поддерживать творческие стремления детей;

- создать условия для самовыражения и самореализации учащихся;

- создать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребёнка в нём;

- обеспечить участие родителей в коллективной и творческой деятельности.

                                                               

   Следующий этап моделирования воспитательной работы-конкретная деятельность по выполнению поставленных целей и задач.

   Через учебную деятельность осуществляется систематическое сообщение основных сведений по охране здоровья, привитие гигиенических навыков. Познавательная деятельность учащихся продолжается и вне уроков.Большую часть свободного от учёбы  времени стараемся проводить на воздухе(походы, игры, соревнования и т.д.).

                                                     

   В работе с классным коллективом я использую следующие методы, приёмы и формы воспитательной работы:  

                   1. Методы формирования сознания личности:

    Лекция,рассказ,объяснения        Беседа,диспут     Пример

                                                     

                   2. Методы организации деятельности,опыта поведения:

Педагогическое требование    Воспитывающие   Общественное  

                                                     ситуации                   мнение  

                                                           

                  3.Методы стимулирования деятельности и поведения:

                                  Поощрение                  Наказание

                                                         

   

  Очень важной считаю индивидуальную работу с учащимися.Формы и приёмы индивидуальной работы:

  *Психологическая диагностика;

  *Индивидуальные беседы;

  *Вовлечение учащихся в факультативы и кружки;

  *Дневник педагогических наблюдений.

  Важное место отвожу регулярным контактам с учителями, ежедневно отслеживаю оценки учеников, провожу индивидуальные беседы с учащимися, их родителями, при необходимости организую встречу учителей с родителями.

                                                           

   Тематика родительских собраний:

I четверть. «О трудностях учения».

II четверть. «Общение родителей и детей как условие успеха воспитания».

III четверть. «Проблемы профессионального выбора ребёнка».

IV четверть. «Безопасность наших детей»( «Зелёный змий: миф и реальность»).

IV четверть. Праздничное собрание  вместе с детьми «Делу-время, потехе-час»:

1.Итоги года. Награждение учащихся и активных родителей.

2. «Ура-каникулы!» Памятка, как с пользой провести летние каникулы.

                                                         

  Начинаю родительское собрание с приятных моментов: достижения ребёнка, связанные с обучением и воспитанием. Провожу анкетирование, при помощи которого узнаю, какие предметы вызывают затруднения, что хотели бы изменить родители в воспитательной системе класса, какие вопросы обсудить на следующих классных собраниях. В соответствии с полученными результатами корректирую воспитательный план. При подготовке к встрече с родителями, знакомлюсь с различными психолого-педагогическими исследованиями. В конце каждого собрания родители получают рекомендации по воспитанию ребёнка.

                                                           

  Только в коллективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувство ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и др. ценные качества.  

  Таким образом, воспитательная программа класса даёт положительные результаты: благоприятный психологический климат, призовые места  в школьных конкурсах, участие в различных школьных и районных мероприятиях.

                                                         

   Как классному руководителю, мне очень важно видеть моих детей здоровыми в психическом и физическом отношении, творческими, успешными, любящими свою семью и страну, в которой мы живём. Думаю, в этом и заключается главная цель воспитания.                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гармоничное развитие личности ребёнка путём приобщения его к искусству танца

         Образовательная область "Искусство" в современной школе представлена тремя предметами: музыка, изобразительное искусство и мировая художественная культур...

Экологическое воспитание как средство формирования гармонично развитой личности

Статья затрагивает актуальные вопросы экологического воспитания, раскрывается роль экологической культуры в формировании зрелой личности, в патриотическом воспитании....

Развитие личности ребёнка в условиях медиатворчества

Процесс развития личности ребёнка  немыслим без новых подходов и направлений, основным из которых сегодня является использование возможностей информационно-коммуникационной среды. Одним из самых ...

Развитие личности ребёнка в условиях медиатворчества

Медиатворчество вошло в нашу жизнь как веяние времени вместе с  интернетом. На занятия дети приходят уже активными пользователями всевозможных гаджетов и социальных сетей, где поток раз...

Музыкальное воспитание - важный аспект в процессе формирования гармонично развитой личности.

Современное музыкальное воспитание сегодня имеет ряд этических и психологических проблем. Почему так важно музыкальное воспитание?Зачем нужно отдавать ребёнка учиться в музыкальную школу?Ответы н...