"Формирование гармонично развитой личности ребёнка в условиях современной жизни"
статья (8 класс) по теме
Статья о создании единой системы воспитания гармонично развитой личности ребёнка в условиях современной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_garmonichno_razvitoy_lichnosti.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование гармонично развитой личности ребёнка в условиях современной жизни.
Личность - это человек в его социальных связях и взаимных отношениях, то член общества, с одной стороны подвергающийся воздействию окружающей среды, а с другой – сознательно выстраивающий свои отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений.
Формирование личности не совершается в одном акте, а протекает процессуально, как движение, вызываемое причинами, проходящее свои этапы, имеющее свои темпы, свою историю. Это движение длительное. В плоскости отношений "ребенок - школа" или "семья - школа" нет более важной персоны, чем классный руководитель.
Меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но неизменной остаётся роль учителя. Классный руководитель, по-прежнему, самый необходимый человек для ребёнка в современной школе. Ведь класс- это основное звено, связующее ребёнка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность. Именно поэтому предназначение классного руководителя-создать условия для всестороннего развития личности, для побуждения её к самореализации, самоанализу ,самооценке, саморазвитию и самовоспитанию.
В своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться правила: «Недостаток ребёнка-это такое достоинство, которому мы не нашли применение». А, значит, нет у детей недостатков, с которыми нужно бороться, тратя нервы детей и свои собственные. Большую роль для ребёнка играет психологическая поддержка. Для ребёнка важно услышать от педагога высказывания типа: «Я тобой горжусь» , «Я рада, что ты попытался это сделать» и другие.
Поэтому сегодня для меня, как учителя и классного руководителя одним из приоритетных направлений в работе является задача создания единой системы воспитания гармонично развитой личности ребёнка.
Следует выделить направления воспитательной работы:
1.Художественно-эстетическое («Первое сентября», «День матери», «Новый год», «День Святого Валентина», «Талант-шоу», «Осенний бал»);
2.Гражданско-патриотическое(классные часы, «День Победы», митинг, «23 февраля»);
3.Здоровьесберегающее(беседы, классные часы с привлечением специалистов, антинаркотические акции);
4.Спортивное(дни здоровья);
5.Профориентационное(классные часы с привлечением специалистов, опросники,тестирование).
В начале учебного года началась работа по моделированию воспитательной системы класса как целостного процесса взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями.
Первым этапом явилось изучение научно-методической и педагогической практики по использованию системного подхода в воспитательной деятельности.
Вторым важным направлением моделирования воспитательной системы я выделила диагностическое исследование учащихся класса, внутренней и внешней среды классного коллектива.
В результате проведённой диагностики была определена основная цель: создание условий для развития психически и физически здоровой личности, формирования и раскрытия творческой индивидуальности ребёнка, укрепление его здоровья.
Для достижения данной цели были определены воспитательные задачи:
- воспитать у учащихся потребности в формировании культуры здорового образа жизни;
- воспитать у каждого ребёнка чувство долга, чувство собственного достоинства;
- способствовать развитию познавательных интересов учащихся, поддерживать творческие стремления детей;
- создать условия для самовыражения и самореализации учащихся;
- создать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребёнка в нём;
- обеспечить участие родителей в коллективной и творческой деятельности.
Следующий этап моделирования воспитательной работы-конкретная деятельность по выполнению поставленных целей и задач.
Через учебную деятельность осуществляется систематическое сообщение основных сведений по охране здоровья, привитие гигиенических навыков. Познавательная деятельность учащихся продолжается и вне уроков.Большую часть свободного от учёбы времени стараемся проводить на воздухе(походы, игры, соревнования и т.д.).
В работе с классным коллективом я использую следующие методы, приёмы и формы воспитательной работы:
1. Методы формирования сознания личности:
Лекция,рассказ,объяснения Беседа,диспут Пример
2. Методы организации деятельности,опыта поведения:
Педагогическое требование Воспитывающие Общественное
ситуации мнение
3.Методы стимулирования деятельности и поведения:
Поощрение Наказание
Очень важной считаю индивидуальную работу с учащимися.Формы и приёмы индивидуальной работы:
*Психологическая диагностика;
*Индивидуальные беседы;
*Вовлечение учащихся в факультативы и кружки;
*Дневник педагогических наблюдений.
Важное место отвожу регулярным контактам с учителями, ежедневно отслеживаю оценки учеников, провожу индивидуальные беседы с учащимися, их родителями, при необходимости организую встречу учителей с родителями.
Тематика родительских собраний:
I четверть. «О трудностях учения».
II четверть. «Общение родителей и детей как условие успеха воспитания».
III четверть. «Проблемы профессионального выбора ребёнка».
IV четверть. «Безопасность наших детей»( «Зелёный змий: миф и реальность»).
IV четверть. Праздничное собрание вместе с детьми «Делу-время, потехе-час»:
1.Итоги года. Награждение учащихся и активных родителей.
2. «Ура-каникулы!» Памятка, как с пользой провести летние каникулы.
Начинаю родительское собрание с приятных моментов: достижения ребёнка, связанные с обучением и воспитанием. Провожу анкетирование, при помощи которого узнаю, какие предметы вызывают затруднения, что хотели бы изменить родители в воспитательной системе класса, какие вопросы обсудить на следующих классных собраниях. В соответствии с полученными результатами корректирую воспитательный план. При подготовке к встрече с родителями, знакомлюсь с различными психолого-педагогическими исследованиями. В конце каждого собрания родители получают рекомендации по воспитанию ребёнка.
Только в коллективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувство ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и др. ценные качества.
Таким образом, воспитательная программа класса даёт положительные результаты: благоприятный психологический климат, призовые места в школьных конкурсах, участие в различных школьных и районных мероприятиях.
Как классному руководителю, мне очень важно видеть моих детей здоровыми в психическом и физическом отношении, творческими, успешными, любящими свою семью и страну, в которой мы живём. Думаю, в этом и заключается главная цель воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гармоничное развитие личности ребёнка путём приобщения его к искусству танца
Образовательная область "Искусство" в современной школе представлена тремя предметами: музыка, изобразительное искусство и мировая художественная культур...
Экологическое воспитание как средство формирования гармонично развитой личности
Статья затрагивает актуальные вопросы экологического воспитания, раскрывается роль экологической культуры в формировании зрелой личности, в патриотическом воспитании....
Актуальность создания и значение деятельности хореографического коллектива «Полёт» на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения ЦО №43 г. Тулы для гармоничного развития личности ребёнка.
Выступление на конкурсе...
Развитие личности ребёнка в условиях медиатворчества
Процесс развития личности ребёнка немыслим без новых подходов и направлений, основным из которых сегодня является использование возможностей информационно-коммуникационной среды. Одним из самых ...
Развитие личности ребёнка в условиях медиатворчества
Медиатворчество вошло в нашу жизнь как веяние времени вместе с интернетом. На занятия дети приходят уже активными пользователями всевозможных гаджетов и социальных сетей, где поток раз...
Музыкальное воспитание - важный аспект в процессе формирования гармонично развитой личности.
Современное музыкальное воспитание сегодня имеет ряд этических и психологических проблем. Почему так важно музыкальное воспитание?Зачем нужно отдавать ребёнка учиться в музыкальную школу?Ответы н...