«Эффективное использование современных воспитательных технологий»
статья
Воспитание - это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить, совершая которые он гарантированно достигает успеха. А деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Эффективное использование современных воспитательных технологий» | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования»
Тема:
«Эффективное использование
современных воспитательных технологий»
воспитателя Галсановой И.Ю.
2018
«Эффективное использование современных воспитательных технологий»
Воспитание - это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить, совершая которые он гарантированно достигает успеха. А деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.
Современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека «нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию.
Современные дети обладают уникальными особенностями и во многом отличаются от детей прошлого века. Физиологически и психологически они не похожи на своих родителей, что вызывает трудности в их воспитании.
Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерными для детей XX века.
Системно-смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности как смысловой реальности. Вопрос «Зачем?» пришел на смену вопросу «Почему?». Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного школьника, а смысл поступков и действий.
Смысловая ориентация школьника становится источником и побудителем развития личности иными словами, если ребенок принимает и понимает смысл поступка или действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять.
Деятельность современного воспитателя является важнейшим звеном в системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
Воспитатель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный воспитатель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.
В настоящее время воспитатель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах, современных детей воспитывает, применяя современные воспитательные технологии.
Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно-обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.
Воспитательные технологии условно можно разделить на следующие виды:
структура современной воспитательной технологии: педагогические цели, концептуальная основа, деятельность, система отношений между всеми участниками воспитательного процесса, управление, комплекс методических воспитательных средств, адекватных поставленным целям.
- Технология индивидуального воспитания. Индивидуальное воспитание – такая организация педагогического процесса, при которой:
- воспитатель взаимодействует лишь с одним ребенком (на уровне «личность – личность»);
- ребенок воспринимает воздействие только одной личности из всех окружающих его людей;
- ребенок самостоятельно взаимодействует лишь с педагогическим средством (книга, компьютер и т.п.);
- Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания. Рефлексия – это критическое осмысление собственных умственных и практических действий в ситуации «после события» для обучения на собственном жизненном опыте. Важно наличие педагогической ситуации.
Классификация этапов технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания:
1 этап — постановка проблемного вопроса;
2 этап — фиксация учащимися в дневнике самовоспитания своего отношения к данной проблеме;
3 этап — включение учащегося в ситуацию;
4 этап - высказывание «Я-позиция» по решению предложенной ситуации;
5 этап – рефлексия;
6 этап – выбор норм поведения;
7 этап – мониторинг отношения учащихся к обсуждаемому вопросу.
- Ситуативные технологии. Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.
Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:
1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;
3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.
- Технология организации «ситуации успеха». «Ситуация успеха» чрезвычайно важна для поддержания чувства собственного достоинства ребенка, повышения его самооценки, принятия субъектной позиции. Эта технология строится как последовательность специальных педагогических «операций», заложенных в любую организуемую деятельность детей (поскольку «ситуация успеха» должна возникнуть в деятельности ребенка).
- культивирования настроения доброжелательности, дружелюбия;
- снятия страха перед деятельностью;
- скрытой помощи, завуалированного инструктирования;
- «авансирования» ребенка (термин А. С. Макаренко), то есть оглашения его достоинств, подбадривания, подкрепления его «персональной исключительности»;
- усиления мотивов деятельности;
- педагогического внушения (мобилизующее на успех);
- педагогической оценки результатов деятельности и проявленных качеств личности.
- Технологии коллективного воспитания. Технология внесения тех или иных изменений в деятельность, отношения, поведение учащихся.
Процедура внесения изменений включает: понимание задач и необходимости перемен; рассмотрение альтернативных линий поведения; установление цели или намерений для действия; превращение намерений в действительную попытку создания перемен
- Технология принятия общих решений в классе. Книга больших идей - в ней с первых дней учебы детей в школе должна находить отражение вся жизнь классного сообщества. Одновременно она является и классной конституцией, сводом правил и норм поведения, принятых в данном классе).
- Тренинговые технологии воспитания. Тренинг – форма воспитательных технологий, направленных на решение задач, связанных с моделированием, проектированием, прогнозированием и преобразованием психологических характеристик как личности, так и группы.
Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).
Классификация тренингов по социальной направленности:
- коммуникативные (тренинги сплочения группы; тренинги лидерства; тренинги делового общения; тренинги управления конфликтом);
- когнитивные (тренинги на развитие внимания, воображения, эмпатии, толерантности и др.);
- социализации (социально-ролевые, тренинги уверенности в себе и личностного роста).
Хочется отметить, что эффективность любого занятия определяется не только тем, что воспитатель пытается дать детям, а прежде всего тем, что именно он взял в процессе обучения. Учеником можно назвать не того, кого учит учитель, а того, кто у него учится.
Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я ставлю более конкретную цель - развитие индивидуальных ...
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...
МО на ТЕМУ: "ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ"
...
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии»
В XXI веке произошла информатизация общества. Это затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использован...
Эффективное использование современных воспитательных технологий в работе классного руководителя.
Эффективное использование современных воспитательных технологий в работе классного руководителя....
Доклад на конференции Эффективное использование современных информационных технологий, электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе.
Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения. А именно:- повысить темп урока;- увеличит...
Статья Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии
об использовании современных педагогических технологий...