Формирование учебно познавательных компетенций на уроках
статья

Куликова Галина Владимировна

Доклад по теме самообразования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики.

Куликова Г.В. учитель математики ГБОУ РМШИ.

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя.
Э. Хаббард

Выпускнику современной школы, вступающему в самостоятельную жизнь необходимо быть конкурентно способным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникативным человеком способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.

У учащегося формируются ключевые компетенции – универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

            Выделяются следующие виды компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.

            Роль познавательного интереса в обучении и воспитании очень велика: он обладает возможностями анализировать наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению обучающимися умений и навыков, является мотивом учения и активной деятельности, способствует формированию личности, необходимой современному обществу – пытливой, активной, творческой.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

            Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение.

          Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

           И здесь на помощь приходят игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. На своих уроках я использую игры «Лесенка», «Угадай слово», «Молчанка», «Конкурс художников» и многие другие.

   Приведу несколько примеров.

  Игра «Отгадай слово» используется обычно при  закреплении материала. Например,

 тема «Свойства степени» в 7 кл. Дается задание:

       Отгадать название черепахи-гиганта, которая живёт на островах Тихого океана. Длина этих черепах достигает 150 см, а вес такой черепахи около 400 кг. Решив примеры, замени ответы буквами, и ты узнаешь название такой черепахи.

 I вариант – 1, 2, 3, 4, 5;  II вариант -6, 7, 8, 9, 10.

1.                                          6.  

2.                                   7.  

3.                                 8.  

4.                                          9.  

5.                                  10.  

1

4

К

М

Е

О

С

Д

Х

Л

Р

Н

И

А

Эти задания очень нравятся учащимся, они быстро  включаются в деятельность, стараются  не  ошибаться при вычислениях, чтобы первыми прийти к ответу на поставленный вопрос.

      Игра «Лабиринт» используется в основном на этапах самостоятельной работы учащихся. В зависимости от темы она может видоизменяться, иметь групповую форму.

Например в 5 классе на этапе устного счета мною дается задание:

       Точка отправления – правый нижний угол. Нужно выйти в левом нижнем углу, избрав такую дорогу, чтобы сумма цифр, проставленных в клеточках на вашем пути составила 45. Двигаться можно только по горизонтали и вертикали.

    

3

2

7

9

5

1

4

3

1

9

1

7

2

6

8

9

5

3

2

1

1

5

7

4

3

Правильный ход:

3+1+8+6+2+3+4+7+1+9+1=45

       «Конкурс художников». Использую для отработки умений строить точки по заданным координатам в 6 – классах.  Задание нарисовать фигуру  по координатам, в результате ученики получают интересные изображения. Или по предложенным карточкам решить уравнения и по найденным координатам построить рисунок

 

1.   6х+10=4х+12.                (х;3)

2.   7х+25=10х+6.                (х;6)

3.   3у+16=8у-9.                  (5;у)

4.   0,4(6у-7)=0,5(3у+7).     (5;у)

5.   4(3-х)=7(2х-5).               (х;8)

6.   9,6-(2,6+х)=4.                 (х;8)

7.   1,7-0,6а=0,3-0,4а.           (-6;а)

8.   17-4х=5-6х.                    (х;5)

9.   2,8-3,2х=-4,8-5,1х.         (х;6)

10.   0,2(5х-2)=0,3(2х-1)-0,9. (х;3)

11.   5м+27=4м+21.                (м;-4)

12.   4(1-0,5а)=-2(3+2а).        (а;-7)

13.   3у-17=8у+18.                 (4;у)

14.   1-5(1,5+х)=6-7,5х.         (х;-4)

15.   2у-1,5(у-1)=3.                (1;у)

Развитию познавательных интересов способствует использование геометрического материала. Можно предложить учащимся одну и ту же геометрическую задачу решить различными способами, это также вызывает у учащихся большой интерес. Например, в 9 классе, при повторении решаем такую задачу: «В равнобедренном треугольнике основание равно 10 см, а боковая сторона равна 13 см. Найти радиусы вписанной и описанной окружности».

Не последнюю роль в формировании познавательной деятельности играет развитие творческих способностей учащихся. В 5 классе можно дать задание: написать сочинение, придумать сказку или стихотворение, составить кроссворд, ребус или викторину,   6 – 7 классах нарисовать свой рисунок и записать координаты точек для собственного рисунка. Благодаря творческим заданиям, развиваю у учащихся умения самостоятельной творческой работы, вызывая мотивацию к учению, интерес к предмету.

В последнее время очень сильно побуждает к познавательной деятельности и формирует личностные качества: творчество, самостоятельность, создает условия роста, успеха, самопознания личности  - использование на уроках компьютерной техники. Самостоятельное создание презентаций к уроку, поиск материалов в Интернете по заданному вопросу, компьютерное тестирование, все это изменяет процесс обучения, способствует лучшему усвоению учебного материала.

Такие уроки позволяют показать связь предметов, учат применять на практике теоретические навыки работы на компьютере, активизируют умственную деятельность ученика, стимулируют их самостоятельному приобретению знаний. На таких уроках каждый ученик работает активно и увлеченно, у учащихся развивается любознательность, познавательный интерес. В процессе интегрированных уроков вырабатывается у школьника умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно.   

Так как я работаю в небольшой школе, где обучаются только девочки,  то во внеурочной работе приходится учитывать специфические особенности, такие как, отсутствие параллельных классов, небольшая наполняемость классов, а следовательно небольшое количество детей, интересующихся математикой и желающих ею заниматься во внеурочное время, участие в олимпиадах одних и тех же учащихся, что является для них очень большой нагрузкой. Поэтому здесь большой воспитательный эффект в развитии познавательного интереса имеют массовые формы внеурочной деятельности. Одной из них является неделя математики. В рамках которой проводятся «Математический поезд», КВН, викторины, аукционы и т.д. Все это не проходит бесследно и с каждым годом все большее количество учащихся активно принимают участие в такого рода внеклассных мероприятиях.

 Полученный опыт позволяет сделать вывод, что используемые формы, методы, приёмы работы  по формированию у учащихся  учебно-познавательных  компетенций на уроках математики достаточно эффективны и способствуют развитию личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ориентаций.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках математики

В данном материале рассмотрены некоторые аспекты проблемы "Чему учить? и как учить?", чтобы выпускник школы был личностью, способной к непрерывному образованию, умеющей работать с другими и над со...

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках геометрии

Рассматривая вопрос о формировании учебно-познавательной компетенции учащихся в рамках компетентностного подхода к обучению математике, я пришла к идее составления конструктора учебных заданий, с дида...

статья Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии

На уроке  в новой образовательной ситуации возможна подготовка  субъекта, творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании, через активн...

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Способствовать популяризации уроков русского языка и литературы в современном образовании, способствовать повышению положительной мотивации школьников. Важнейшая задача учителя - обучить детей способа...

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках иностранного языка в старших классах.

В данной статье вы прочитаете о ключевых образовательных компетенциях, узнаете, как формировать учебно-познавательные компетенции на уроке и во внеурочное время....

Обобщение опыта на тему "Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики"

Учеными-педагогами выделяются следующие виды компетенций: информационная, коммуникативная, ценностно-смысловая, общекультурная,  учебно-познавательная.Используя компетентностный подход, можно нап...

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроке математики

Данная работа проводилась в рамках самообразования....